Материалистическое' и 'идеалистическое' понимание политики
Каждое из этих двух начал Аристотеля обладает относительной независимостью от другого начала, поэтому каждое из них становится исходной точкой для различных теоретико-методологических подходов: 'материалистического' и 'идеалистического' понимания политики, наиболее репрезентативно представленных в гегельянском и марксистском учениях.
Одним из наиболее ярких примеров идеалистического подхода к объяснению соотношения политической действительности и ее рефлексии, политического сознания и бытия являются школа и традиция немецкой классической философии, и в том числе, система политической философии Г. В. Ф. Гегеля. С позиции гегелевской философии политики, государство есть объективный дух и субстанциональная воля, особое проявление в политической действительности нравственной идеи, которая в 'нравах имеет свое непосредственное существование, а в самосознании единичного человека, его знании и деятельности - свое опосредованное существование...'4. Идея или принцип государства непосредственно осуществляется, таким образом, в государственном сознании общества (понятие 'нравы общества' в этом плане здесь во многом сходно с современным термином 'политическое сознание'), а также и в индивидуальном политическом сознании каждого гражданина. 'Государство есть дух, пребывающий в мире и реализующийся в нем сознательно'5, - добавляет автор 'Философии права', отдавая и в гносеологическом, и в онтологическом плане приоритет 'политическому духу', а не 'политическому миру'.
К. Маркс прибегает к противоположному подходу, полагая в соответствии со своим материалистическим пониманием политики, что идеальные принципы и представления есть лишь отражение материальных (или экономических) интересов тех или иных классов, а потому гегелевское соотношение политического сознания и бытия необходимо перевернуть 'с головы на ноги'. С точки зрения марксизма, политическое сознание общества и индивида в различные исторические периоды было обусловлено экономическими интересами и социальным положением господствующих классов. 'Господствующие мысли суть не что иное, - пишут К. Маркс и Ф. Энгельс в 'Немецкой идеологии' (1845-1846), - как идеальное выражение господствующих материальных отношений, как выраженные в виде мыслей господствующие материальные отношения; следовательно, это выражение тех отношений, которые и делают один этот класс господствующим, это, следовательно, мысли его господства'6. Результатом марксистского подхода к политике является известный вывод о том, что политические идеи и теории, чувства и представления являются порождением материальных интересов различных классов и, соответственно, политических учреждений и организаций, ими контролируемых. В конце XIX - начале XX в. и в социально-политической мысли России появились довольно любопытные идеи о взаимной обусловленности политической реальности и сознания, выразившиеся в концепции так называемого 'параллелизма мысли и учреждений', существования 'прямых' и 'обратных' связей между действительностью бытия и рефлексией сознания7.