Основная и вспомогательная юрисдикция
В дополнение к своим основным полномочиям, связанным с рассмотрением дела по существу, Суд вправе принимать решения по ряду вторичных вопросов, которые возникают в ходе судебного разбирательства. С целью разграничения основных и вторичных полномочий Суда в доктрине были выработаны соответствующие термины. Так, в отношении юрисдикции Суда, касающейся разрешения спора по существу, почти всеми авторами используется термин «основная юрисдикция». Для обозначения полномочий Суда, связанных с рассмотрением вторичных вопросов, применяются различные термины, такие, как «вспомогательная юрисдикция», «вторичная (субсидиарная) юрисдикция», «побочная юрисдикция» и некоторые другие.
Вспомогательная юрисдикция представляет собой комплекс полномочий Суда, которые, в принципе, непосредственно не связаны между собой и объединены лишь по признаку своей вторичности и по своему процессуальному характеру.
Одни полномочия, составляющие вспомогательную юрисдикцию, осуществляются на предварительной стадии процедуры до рассмотрения дела по существу, другие - после такого рассмотрения, на стадии исполнения решения.
Тема 6. Односторонние декларации о признании юрисдикции Международного суда ООН как особый вид международно-правовых актов
Общее положения
В соответствии со статьей 36(2) Статута Международного суда ООН государство может заявить, что оно признает без особого о том соглашения в отношении любого иного государства, принявшего такое же обязательство, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам. Таким образом, декларация, согласно упомянутой статье, представляет собой односторонний акт, посредством которого соответствующее государство принимает на себя международное обязательство, устанавливающее взаимоотношения между Судом и данным государством, основанные на обязательной юрисдикции.
Особое внимание следует обратить на договорный характер деклараций о признании, который, как правило, не свойствен большинству односторонних актов. Когда государство сдает на хранение Генеральному секретарю ООН подобную декларацию, оно становится участником так называемой «системы факультативной клаузулы» и вступает в отношения с другими государствами, принявшими аналогичные декларации, со всеми правами и обязанностями, вытекающими из статьи 36 Статута, т.е. с правом возбуждать разбирательство против другого государства — участника системы факультативной клаузулы и обязанностью признать процедуру, возбужденную против него другим таким государством. Таким образом, без заключения договора устанавливаются договорные отношения между государствами и обязательная юрисдикция Суда.
Односторонние декларации использовались в качестве основания юрисдикции примерно в трети всех дел, рассмотренных Международным судом ООН.
6.2. Правовая природа и допустимость оговорок
Одновременно с идеей обязательной юрисдикции Международного суда появилась идея ее ограничения путем оговорок: заявляя о признании юрисдикции Суда, государство может предусмотреть, что оно не признает эту юрисдикцию в отношении определенных категорий споров, в отношении событий или фактов в определенный отрезок времени и (или) в отношении каких-либо государств. Абсолютное большинство государств делает оговорки к односторонним декларациям о признании обязательной юрисдикции.
Оговорки — это ограничения, касающиеся содержания обязательств, которые принимает на себя государство посредством односторонней декларации.
В международном праве сложился принцип, который разрешает государствам делать любые оговорки к юрисдикции Суда в декларациях о признании факультативной клаузулы, если только они не противоречат Статуту Международного суда.
6.3. Принцип взаимности и оговорка о взаимности
Принцип взаимности составляет неотъемлемый элемент системы факультативной клаузулы. В общем виде он закреплен в статье 36(2) Статута Международного суда.
Суть принципа взаимности состоит в следующем: во взаимоотношениях двух государств (дела с большим количеством участников встречаются крайне редко) по поводу конкретного спора каждое государство соглашается лишь на тот объем юрисдикции Суда, который не превышает объема юрисдикции, признанного другим государством — участником спора.
В составе принципа взаимности обычно выделяется три основных элемента:
1) юрисдикция на основании факультативной клаузулы существует лишь в пределах, в которых обе стороны спора приняли общее обязательство признавать юрисдикцию Суда по рассмотрению их будущих споров;
2) наличие взаимности устанавливается лишь в момент передачи дела Суду;
3) взаимность относится лишь к объему и сущности обязательств, а не к формальным условиям их создания, существования или прекращения.
6.4. Оговорки относительно предмета спора
Оговорки относительно предмета спора составляют наиболее многочисленную группу среди всех оговорок, включаемых в декларации о признании обязательной юрисдикции Международного суда ООН, поскольку предметом спора между государствами могут являться практически любые объекты, регулируемые международным правом. Почти каждое государство — участник системы факультативной клаузулы включило в свою декларацию о признании оговорку, изымающую из-под юрисдикции Международного суда ООН споры относительно определенных объектов регулирования, которые данное государство по различным причинам не желает рассматривать в Международном суде ООН.
6.5. Оговорки о внутренней компетенции
Выделяют два вида оговорок о внутренней (или национальной) компетенции государства: объективные и субъективные.
К объективным относят оговорки, которые предусматривают, что юрисдикция Международного суда ООН не распространяется на споры, непосредственно связанные с вопросами, которые, согласно международному праву, входят исключительно или в значительной своей части (по существу) во внутреннюю компетенцию данного государства. Такая формулировка содержится в декларациях Индии, Кампучии, Гамбии, Канады, Кении, Маврикия, Мальты, Пакистана, Польши и других государств.
Ко второму виду оговорок о внутренней компетенции, называемых субъективными или «автоматическими», относят оговорки, предусматривающие, что из сферы юрисдикции Международного суда ООН исключаются все споры, которые касаются внутренней компетенции государства, как она определяется самим государством.
6.6. Оговорки по составу участников спора
Оговорки по составу участников спора предусматривают исключение из сферы юрисдикции Международного суда ООН споров с теми государствами, с которыми у государства, принимающего декларацию о признании обязательной юрисдикции, существуют особые отношения.
Оговорки по составу участников спора можно разделить на следующие группы:
1) о передаче Международному суду ООН споров только с государствами, которые признаны государством, принимающим декларацию, или с которыми данное государство имеет дипломатические отношения (Индия);
2) об исключении из-под юрисдикции Международного суда ООН споров между государствами — членами Британского Содружества наций (Барбадос, Великобритания, Гамбия, Индия, Канада, Маврикий, Мальта);
3) об исключении из-под юрисдикции Международного суда ООН споров с несуверенными государствами и территориями (Индия);
4) об исключении из-под юрисдикции Международного суда ООН споров, стороны которых признали обязательную юрисдикцию Международного суда ООН исключительно с целью рассмотрения конкретного спора (Индия, Испания, Маврикий, Великобритания, Польша и др.);
5) об исключении из-под юрисдикции Международного суда ООН споров с государством, которое ратифицировало или сдало на хранение Генеральному секретарю ООН декларацию о признании обязательной юрисдикции Международного суда менее чем за 12 месяцев до подачи заявления о передаче данного спора в Суд;
6) об исключении из-под юрисдикции Международного суда ООН споров о толковании или применении международного договора, если только все участники этого договора не являются сторонами в деле, переданном Суду (Индия, Мальта, Пакистан, Сальвадор, Филиппины).
6.7. Оговорки ratione temporis (предусматривающие исключение из-под юрисдикции Международного суда ООН)
Единственным видом оговорок предусматривающих исключение из-под юрисдикции Международного суда ООН являются оговорки, предусматривающие исключение из-под юрисдикции Международного суда ООН споров, которые возникли до определенной даты, в качестве которой могут использоваться даты сдачи декларации на хранение, ратификации декларации и др. Иногда подобные оговорки распространяются и на споры, которые основаны на фактах, имевших место до определенной даты.