Международное гуманитарное право

Понятие

В международном праве неуклонно возрастает удельный вес норм, ориентированных на человека. Имеются в виду такие аспекты, как согласованные государствами общечеловеческие стандарты прав и свобод личности, обязательные для госу­дарств меры по обеспечению прав и Свобод и охране их от посягательств, а также предоставление самой личности юри­дической возможности реализовать и защищать признавае­мые права и свободы.

Основу составляет принцип уважения прав человека и ос­новных свобод, предполагающий их всеобщее значение: во-пер­вых, полноту субъективных прав личности с точки зрения их перечня и внутреннего содержания; во-вторых, их распростра­нение на всех людей без какой-либо дискриминации; в-треть­их, вовлечение всех государств в соответствующие действия по обеспечению этих прав; в-четвертых, равно почтительное отно­шение к основным правам и свободам как в нормальных жиз­ненных ситуациях, так и в условиях чрезвычайного положения либо во время вооруженных конфликтов.

Всеобщая ценность прав и свобод может быть гарантиро­вана только при условии всеобщего характера правового регу­лирования и правовой зашиты.

В современном международном праве и в науке междуна­родного права ощутимо стремление к формированию в системе международного права целостного комплекса норм, непосред­ственно связанных с правами и свободами личности. Этот ком­плекс однородных норм, объединенных предметом регулирова­ния и базирующихся на принципе уважения прав человека и основных свобод, представляет собой отрасль международного права, для обозначения которой предлагались разные наимено­вания: "международная защита прав человека", "международ­ное сотрудничество в обеспечении прав человека", "права че­ловека и международное право" (либо просто "права челове­ка"). Все эти варианты не подходят для отрасли права, поскольку характеризуют субъективные права, а не право как совокуп­ность норм. А формулировка: "Права человека как отрасль права есть совокупность принципов и норм..."* — допускает смешение указанных взаимосвязанных, но не однопорядковых категорий. Ближе к характеристике отрасли выражение "право прав че­ловека", но такое словосочетание вряд ли удачно.

В последнее время для обозначения рассматриваемой от­расли предложен термин "международное гуманитарное пра­во"**.

 
  Международное гуманитарное право - student2.ru

* Права человека: Сборник универсальных и региональных международ­ных документов. М., 1990. С. 5.

** См., в частности: Фельдман Д. И. Система международного права. Казань, 1983. С. 62; Подуфалов В. Д. К вопросу о понятии "международная защита прав человека" // Сов. ежегодник международного права. 1985. М., 1986. С. 207—208; Колосов Ю. М. Международные стандарты в области прав человека и проблемы советского законодательства // Сов. журнал между­народного права 1991. № 2. С. 67—68.

Использование слова "гуманитарное" согласуется с терми­нологией Устава ООН, актов СБСЕ. Устав ООН провозглашает цель осуществления международного сотрудничества в разре­шении международных проблем гуманитарного характера (п. 3 ст. 1). В документах СБСЕ регламентируются вопросы со­трудничества в гуманитарной области.

То обстоятельство, что термин "международное гуманитар­ное право" в течение десятилетий уже использовался для обо­значения норм, относящихся к защите жертв войны, жертв воо­руженных конфликтов, т. е. к правам гражданского населения, раненых и больных из состава вооруженных сил в период воен­ных действий, не может служить препятствием для его приме­нения в более широком значении. Этот термин сложился в свя­зи с регламентацией средств и способов ведения войны, когда международное право еще не "вторгалось" в сферу прав чело­века в обычных ситуациях. Распространение международного права на эти ситуации означает охват его регулирующим воз­действием всей области закрепления, обеспечения и защи­ты прав и свобод человека, т. е. области гуманитарного сотруд­ничества в целом и в любых условиях. Это обстоятельство оп­равдывает комплексное истолкование и употребление термина "международное гуманитарное право".

Таким образом, международное гуманитарное право пред­ставляет совокупность норм, определяющих единые для ме­ждународного сообщества права и свободы человека, устанав­ливающих обязательства государств по закреплению, обеспе­чению и охране этих прав и свобод и предоставляющих инди­видам юридические возможности реализации и защиты при­знаваемых за ними прав и свобод.

Данная отрасль права включает нормы трех видов: 1) нор­мы, действующие в нормальных ситуациях мирного времени (определенные отступления допускаются при введении чрез­вычайного положения); 2) нормы, предназначенные для усло­вий вооруженных конфликтов с целью их максимально ^воз­можной гуманизации; 3) нормы, применение которых обязательно в любых ситуациях (например, право на признание правосубъ-ектности, право на свободу мысли, совести и религии, запреще­ние пыток или других жестоких, бесчеловечных видов обраще­ния и наказания).

Специфика международного гуманитарного права заклю­чается в том, что участниками регулируемых его нормами от­ношений, носителями соответствующих прав и обязанностей являются наряду с государствами индивиды (физические лица); естественно, характер этих прав и обязанностей у государств и индивидов различен.

Источники

Источники международного гуманитарного права весьма многочисленны и характеризуются предметным разнообра­зием.

Наиболее общий характер имеют два универсальных дого­вора, именуемые пактами, — Международный пакт об эконо­мических, социальных и культурных правах и Международ­ный пакт о гражданских и политических правах. Их предшест­венницей была Всеобщая декларация прав человека, день при­нятия которой — 10 декабря 1948 г. — отмечается в странах мира как День прав человека. Эта Декларация и сегодня сохра­няет свое значение как первый комплексный документ в дан­ной области сотрудничества, как своего рода первоисточник, положивший начало процессу формирования международного гуманитарного права в его современном смысле. Но Декларация не содержала обязывающих норм, имела рекомендательное зна­чение, провозглашалась "в качестве задачи, к выполнению ко­торой должны стремиться все народы и все государства".

Международные пакты о правах человека — это обяза­тельные для участвующих государств нормативные акты. Они были приняты Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. и открыты для подписания. От имени СССР они были подписа­ны 18 марта 1968 г., ратифицированы 18 сентября 1973 г. Пакт об экономических, социальных и культурных правах вступил в силу 3 января 1976 г. Пакт о гражданских и политических пра­вах — 23 марта 1976 г.

Ко второму из названных пактов были приняты два фа­культативных протокола, имеющих самостоятельное норматив­ной значение. К первому факультативному протоколу, приня­тому одновременно с пактами и регламентирующему личные обращения в Комитет по правам человека, СССР присоединил­ся значительно позднее (заявление от 5 июля 1991 г.), он всту­пил в силу для Российской Федерации 1 января 1992 г. Второй факультативный протокол, имеющий целью отмену смертной казни, был принят 15 декабря 1989 г. (Российская Федерация, как и многие другие государства, в нем пока не участвует).

Источниками международного гуманитарного права явля­ются: Конвенция о политических правах женщин 1952 г., Кон­венция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., а также, поскольку речь идет о регламентации статуса определенных групп людей, Конвенция о статусе беженцев 1951 г. (Россий­ская Федерация присоединилась в 1992 г.), Международная кон­венция о защите прав всех трудящихся — мигрантов и членов их семей 1990 г., Конвенция о коренных и ведущих племенной образ жизни народах в независимых странах 1989 г.

Самостоятельную группу составляют акты, ориентирован­ные на предотвращение, пресечение или упразднение таких действий, которые посягают на права, интересы или на само существование больших человеческих коллективов либо отдель­ных людей. Имеются в виду Международная конвенция о лик­видации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г., две конвенции об уп­разднении рабства и институтов и обычаев, сходных с рабст­вом, — 1926/1953 и 1956 гг., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.

Специфическую разновидность актов составляют конвен­ции Международной организации труда, регламентирующие не только представляющие общий интерес и заслуживающие еди­нообразного решения вопросы трудовых отношений, но и важ­ные социальные аспекты жизнедеятельности индивида и кол­лектива. Среди почти двухсот актов МОТ можно выделить кон­венции о запрете принудительного труда (относительно прину­дительного или обязательного труда — 1930 г., об упразднении принудительного труда — 1957 г.), относительно равного воз­награждения мужчин и женщин за труд равной ценности — 1951 г., о минимальном возрасте для приема на работу — 1973 г„ относительно ежегодных оплачиваемых отпусков — 1936 г., об охране заработной платы — 1949 г. (здесь названы лишь наибо­лее важные из большого числа конвенций, ратифицированных от имени СССР или РФ).

Далее назовем региональные акты, регламентирующие весь комплекс основных прав и свобод применительно к определен­ной группе государств, к их гражданам и иным находящимся под их юрисдикцией индивидам. Это Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (с одиннадцатью протокола­ми), действующая в рамках Совета Европы, Американская кон­венция прав человека 1969 г., Африканская хартия прав чело­века и народов 1981 г., Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г.

Российская Федерация подписала Конвенцию СНГ 26 мая 1995 г. и ратифицировала ее 4 ноября 1995 г. Вступив в Совет Европы, Российская Федерация 28 февраля 1996 г. подписала ряд европейских конвенций, и прежде всего Конвенцию о за­щите прав человека и основных свобод (вместе с несколькими Протоколами к ней). Федеральным законом от 30 марта 1988 г. Конвенция и Протоколы к ней № 1, 4, 7, 9, 10, 11 ратифициро­ваны. 5 мая 1998 г., в день сдачи на хранение Генеральному секретарю Совета Европы ратификационной грамоты, Конвен­ция вступила в силу для Российской Федерации (вступление в силу ряда Протоколов сопряжено с дополнительными условия­ми. Протокол № 11 действует с 1 ноября 1998 г.)

В числе действующих в рамках Совета Европы актов гума­нитарного характера можно назвать следующие: Европейская социальная хартия (1961 г.), Европейская конвенция о надзоре за условно осужденными или условно освобожденными преступ­никами (1964 г.), Европейская конвенция о социальном обеспе­чении (1972 г.), Европейская конвенция о предупреждении пы­ток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.), Европейская хартия региональных язы­ков или языков меньшинств (1992 г.), Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (1995 г.).

В мае 1996 г. открыта для подписания пересмотренная Ев­ропейская социальная хартия. В мае 1997 г. принята Европей­ская конвенция о гражданстве.

В особую предметную группу следует выделить акты, ори­ентированные на обеспечение и охрану прав индивидов и групп людей в условиях вооруженных конфликтов, т. е. те акты, кото­рые традиционно рассматривались как компоненты междуна­родного гуманитарного права. Основными в этой группе явля­ются Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. (че­тыре конвенции, в том числе Конвенция о защите гражданского населения во время войны), Дополнительные протоколы к этим Конвенциям, принятые в 1977 г. (Протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, и Про­токол II, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера). Имеются в данной сфере и ре­гиональные акты; в их числе Соглашение о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов, подписан­ное государствами СНГ 24 сентября 1993 г.

В международном гуманитарном праве ощутимы взаимо­связи его актов и норм с внутригосударственным законодатель­ством и его нормами. Эти связи многообразны и проявляются как в воздействии на содержание законов государства о правах и свободах, так и в совместном применении тех и других актов и норм при регламентации, обеспечении и защите прав и сво­бод.

Вполне закономерно в Конституции РФ сказано, что "в -Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным прин­ципам и нормам международного права и в соответствии с на­стоящей Конституцией" (ч. 1 ст. 17). Следует иметь в виду, оче­видно, и нормы локального характера, представленные регио­нальными и двусторонними договорами.

По многим вопросам гуманитарного права международные договоры (конвенции) контактируют и прямо взаимодействуют с федеральным законодательством РФ, прежде всего с такими актами, как Конституция РФ, гл. 2 которой называется "Права и свободы человека и гражданина", Законы "О гражданстве Рос­сийской Федерации", "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и житель­ства в пределах Российской Федерации", "Об образовании", "Об охране здоровья населения", "О беженцах", "О вынужденных переселенцах", новый Гражданский кодекс РФ. Разработаны проекты Трудового кодекса и других правовых актов.

Признанные государствами — членами Совета Европы еди­ные пенитенциарные стандарты, т. е. правила обращения с заключенными, механизмы исполнения наказания, постепенно воспринимаются российским законодательством (имеется в виду прежде всего Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г.). В соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1997 г. осуществляется поэтапное реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел РФ посредством передачи ее в ведение Министерства юстиции РФ. Совершенствование системы исполнения уголовных наказаний обусловлено рекомендациями Комитета Министров Совета Ев­ропы о единых европейских пенитенциарных правилах.

Наши рекомендации