Васильева, Осинский, Петров – Курс радиотелевизионной журналистики. СПб, 2004г

Книга этих авторов является одновременно и учебником радиотелевизионной журналистики, и аналитическим изданием, где критически осмысливается сегодняшнее состояние электронной журналистики.

Новая эпоха потребовала нового языка общения с аудиторией, новых выразительных форм. Авторы тщательно фиксируют эти явления и пристально наблюдают за новациями в радиотелевизионном производстве. Вскрываются закономерности, связанные не только с внедрением новейших технологий в информационную сферу, но и изменениями самой теле- и радиопродукции, ее творческими составляющими.

Формообразующие и выразительные средства вещания, приемы и методы, творческие проблемы радиотелевизионной публицистики рассматриваются на примерах популярных аналитических и художественно-публицистических программ, в контексте эволюции наиболее востребованных, закрепившихся в практике СМИ жанров.

Есть в книге главы, посвященные серьезному разговору о новейших жанровых приобретениях. Определяя сущность ток-шоу, реалити-шоу, игр "зазеркалья", авторы опираются не на сиюминутный рейтинг, а на определение их долгосрочной культурологической перспективы; подчеркивают общий негативный "флер" сегодняшних ток-шоу.

Авторы старались провести виртуального читателя по всем ипостасям журналистской деятельности на радио и телевидении, - от редактора до режиссера-документалиста, от корреспондента до менеджера-руководителя, от репортера до ди-джея. Они много размышляют о роли ведущих на радио и ТВ их имидже. Даются характеристики "звездам" телеэкрана, профессионально оценивается работа каждого ведущего, досконально просчитываются все их промахи и творческие находки.

Авторы тесно связывают историю с современностью, находят жанровые истоки, указывают на первородство той или иной формы вещания. Историческая часть книги подкреплена огромным количеством уникальных фотографий, предоставленных фондами Музея ТВ, и ставших поистине раритетными. Архивные фотографии не просто иллюстрации. На них запечатлены не только знаковые сегодня на экране и у микрофона фигуры – Светлана Агапитова, Марианна Баконина, Андрей Радин, Михаил Великосельский, Иннокентий Иванов, но и уже ставшие легендой творцы эфира прежних лет Виталий Вишневский, Елена Колаярова, Леонид Петров, Нелли Широких, Валентина Дроздовская.

Основной тезис книги: "какое телевидение – такое и общество". В этом подходе несравненно больше конструктивности, социального оптимизма и профессиональной ответственности, чем в расхожем суждении: "каково общество, таково и телевидение".

Можно смело утверждать, что это самая яркая книга об эфирной публицистике, вышедшая за последние годы.

Муратов С. ТВ - эволюция нетерпимости: История и конфликты этических представлений, Москва 2000.

Книга рассказывает о последнем десятилетии российского постсоветского телевидения. Об информационной революции, покончившей с опостылевшей пропагандой и заложившей основы подлинных теленовостей и аналитической периодики. Анализируя приобретения и потери эфирной практики, автор пишет о коммерциализации вещания, ведущей к утрате отечественных культурных ценностей. Об ангажированности каналов и саморазрушении профессиональных принципов, еще так недавно утвердившихся на экране. О том, что достоинство и репутацию документалиста способна обеспечить лишь высокая этическая культура. Очень крутые названия глав и подглав – этика как аппендикс, шприц для инъекций, защита от умников (аргументы – главное интересы народа, а они хотят развлекаловки; такие передачи люди хотят смотреть) и т.п.

Наши рекомендации