По источнику происхождения угрозы безопасности могут носить природный, техногенный и социальный характер.

Основные опасности и угрозы национальной безопасности России

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации

Как уже отмечалось, несмотря на происшедшие в конце прошлого века кардинальные перемены, уровень напряженности в межгосударственных и международных отношениях не снизился, а по ряду направлений степень опасностей и угроз даже возросла.

Опасность – это возможность, угроза чего-нибудь опасного, способность вызвать или причинить какой-нибудь вред, несчастье.

Угроза - это запугивание, обещание причинить кому-нибудь зло.

Как видим, оба эти понятия, описанные в словаре русского языка, взаимосвязаны. Если их сравнивать сквозь призму национальной безопасности, то, под угрозами понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам граждан, общества и государства, а также национальным ценностям и национальному образу жизни.

Другими словами, угроза – это реальная, непосредственная возможность нанесения ущерба жизненно важным интересам.Любую угрозу характеризуют, по крайней мере, четыре важнейших существенных признака:

- она есть наивысшая степень превращения возможного ущерба в действительность;

- угроза понимается, как намерение одних субъектов причинить ущерб другим;

- это демонстрация готовности совершить насилие для причинения ущерба;

- это динамически возросшая опасность.

Опасность – это вполне осознаваемая, но не фатальная вероятность нанесения ущерба национальным интересам.Иногда понятия опасности и угрозы отождествляют, считая различия между ними незначительными. Но всё же правильнее трактовать опасность как некоторую вероятность нанесения ущерба, при приближении этой вероятности к единице опасность перерастает в угрозу.Это значит, что опасность может существовать, а угрозы не будет, или же в определенных действиях опасность может достигнуть характера угрозы.

Угрозы подразделяются на:

- реальные и потенциальные;

- внешние и внутренние.

По своим масштабамугрозы проявляются на государственном и локальном уровнях.

Угроза безопасности -совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

По источнику происхождения угрозы безопасности могут носить природный, техногенный и социальный характер.

Угрозы природного характера –это, прежде всего, возможность нанесения существенного ущерба в результате природных катаклизмов : землетрясений, цунами, наводнений, засух и т.д. Природа порождает угрозы через действие космических и земных сил – механических, физических, химических, биологических, геологических и др. Эти силы проявляют себя вне и независимо от сознания, стихийно и поэтому часто именуются «природными стихиями »или «стихийными бедствиями». Но природа и сама подвергается опасности в результате все возрастающего воздействия на неё общества, созданной им техники и технологий. В результате возникают те самые экологические дисбалансы, которые уже обратным образом опасно воздействуют на жизнедеятельность людей, человеческого общества.

Угрозы техногенного характерасвязаны с определенной опасностью в процессе функционирования технических объектов: атомных и гидроэлектростанций, предприятий химической, нефтяной, газовой и других отраслей промышленности. Техногенную опасность представляют также запуск космических объектов, авиакатастрофы, взрывы на военных складах оружия и боеприпасов, аварии военной техники и др.

Угрозы социального характерасвязаны с деятельностью человека, общества и государства, которые порождают наибольшее число угроз и для самих себя, и для окружающей среды через действия различных социальных сил – наций, классов, партий, группировок, силовых структур. Наиболее характерными источниками угроз разного порядка выступают такие человеческие качества, как незнание (некомпетентность), неумение, беспечность, безответственность. Ещё в большей мере создает угрозы прямой злой умысел (преступные намерения), общий аморализм, деградация личности, а порой и психические расстройства. В качестве наиболее характерных деструктивных сил общества можно выделить: преступный мир, политических экстремистов, вышедшие из под общественного контроля военизированные формирования, террористы.

Деструктивную роль играет, с одной стороны, паралич власти, а с другой – политический произвол, властолюбие, националистический и религиозный фанатизм, моральная деградация значительной части общества и т.д. Их действия могут быть сознательно планируемыми (преступления против личности, общества, государства, государственные перевороты, террористические акты, агрессивные войны и т.д.), но они могут быть и относительно стихийными, дающими незапланированные, а нередко и непредсказуемые результаты.

В настоящее время угрозы безопасности могут носить и комплексный характер. Например, разрабатывается оружие, способное вызвать природные катастрофы, в результате которых произойдет разрушение опасных для жизнедеятельности технических объектов.

Подобно областям проявления интересов, угрозы также можно разделить по всем важнейшим аспектам социальной деятельности , как это и сделано в третьем разделе Концепции национальной безопасности.

В сфере экономикиугрозы имеют комплексный характер и являются доминантными. Основные из них: сокращение производства; снижение инновационной активности и научно-технического потенциала; смещение приоритетов в экономике в сторону экспорта топлива и сырья и импорта оборудования, продовольствия, предметов потребления; бесконтрольный вывоз капитала; отток квалифицированных кадров; снижение уровня крупномасштабных инвестиций в экономику; технологическая зависимость от высокоразвитых стран и др.

В социальной сференаличие угроз во многом является следствием негативных экономических процессов. К основным угрозам можно отнести: сокращение общей численности населения; дифференциация населения, проявляющаяся в несоразмерной пропорции ограниченного числа богатых и массой малообеспеченных граждан (уровень жизни богатых в десятки раз превышает уровень жизни бедных); снижение интеллектуального и производственного потенциалов, кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения и др.

В области межнациональных отношенийосновные угрозы кроются в этноэгоизме, этноцентризме и шовинизме, проявляющиеся в деятельности национальных общественных формирований; эскалация конфликтов на национально – этнической почве; ухудшение качества жизни некоренных национальностей в некоторых субъектах РФ и сопредельных государствах.

В международной сфереосновные угрозы обусловлены следующими факторами:

- стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;

- опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;

- укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на Восток;

- возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;

- распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;

- ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;

- возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств-участников Содружества Независимых Государств;

- притязания на территорию Российской Федерации.

Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере .

Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.

Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий.

Активизируется деятельность на территории Российской Федерации иностранных специальных служб и используемых ими организаций.

Усилению негативных тенденций в военной сфере способствуют затянувшийся процесс реформирования военной организации и оборонного промышленного комплекса Российской Федерации, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативной правовой базы. На современном этапе это проявляется в низком уровне оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой, в крайней остроте социальных проблем и приводит к ослаблению военной безопасности Российской Федерации в целом.

Военная угроза –это состояние межгосударственных отношений, при котором существует непосредственная возможность возникновения военного конфликта между соперничающими сторонами; открытая вероятность войны.

Военная угроза характеризуется степенью готовности какого-либо государства (коалиции государств ) к осуществлению нападения на другие государства.

Источниками военной угрозы являются:

- военные доктрины и политика, исходящие из признания допустимости военного насилия с экспансионистскими целями;

- усиление военной мощи других государств сверх оборонных потребностей;

- нарастание военно-политической нестабильности;

- наличие очагов вооруженных конфликтов у границы государства;

- нарушение договоров по вопросам военной безопасности и др.

Военные устремления противостоящего государства или коалиции государств могут оцениваться по:

- заявлениям, определяющим его внутреннюю и внешнюю политику;

- провокационным акциям (задержка судов и др.);

- началу скрытого мобилизационного развертывания вооруженных сил;

- росту военных ассигнований, военных поставок союзникам;

- крупным военным учениям у границ;

- вооруженным инцидентам и др.

Систематическая и реальная оценка военных угроз позволяет миролюбивой стране обоснованно устанавливать временной интервал начала возможной агрессии, своевременно готовить вооруженные силы и весь народ к её отражению.

Наши рекомендации