Отношения, которые регулируются административным правом

Административное право— отрасль системы права Украины, регулирующая общественные отгошения в сфе­ре государственного управления.

Административно-правовое отношение— это управ­ленческое отношение, урегулированное нормой админист­ративного права. Специфика этого вида правовых отно­шений состоит в том, что они носят властный харак­тер: эти отношения возникают между властвующим и подвластным, между субъектами, неравными друг другу. Таково, например, правоотношение между водителем ав­тотранспортного средства и остановившим его инспекто­ром дорожно-патрульной службы ГАИ.

Структура административно-правового отношения:

1) субъекты. Один из участников административно-правового отношения — должностное лицо или орган го­сударственной исполнительной власти, действующие в пре­делах своей компетенции. Вторым участником может выступать физическое или юридическое лицо.

Административная правоспособность физического лица (гражданина Украины, иностранного гражданина или под­данного, лица без гражданства) возникает с момента рож­дения и прекращается его смертью.

Административная дееспособность физического лица зависит от возраста. Частичная дееспособность граждан Украины возникает с достижением школьного возраста. Граждане Украины, достигшие 16 лет, обязаны иметь пас­порт и зарегистрироваться по месту постоянного житель­ства. Полная административная правоспособность возни­кает с достижением 18 лет.

Административная деликтоспособность (способность нести юридическую ответственность за нарушение норм административного законодательства) зависит от возрас­та и вменяемости. Общий возраст, с которого возможно

наступление административной ответственности, опреде­лен Кодексом об административных правонарушениях и составляет 16 лет. Вменяемость — это такое психиче­ское состояние, при котором лицо в момент совершения проступка способно осознавать свои действия и руково­дить ими.

Административная правосубъектность юридического лица возникает в момент его государственной регистрации;

2) объект. Объектом административного правоотно­шения является то социальное благо, по поводу которого возникло данное отношение. Например, нормальное функ­ционирование органов государственной власти, правопо­рядок и общественный порядок;

3) содержание. Содержанием административного пра­воотношения являются права и обязанности его участни­ков.

Проанализируем структуру правоотношения, возник­шего между инспектором дорожно-патрульной службы ГАИ и водителем автомобиля, превысившим допустимую скорость движения. Субъектами данного правоотношения выступают представитель государственной власти и под­властное лицо. Объектом является реальное социальное благо — безопасность дорожного движения, его участни­ков. Содержанием является право инспектора ДПС ГАИ требовать прекращения правонарушения и обязанность водителя подчиниться законному требованию.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОДЕКСА

УКРАИНЫ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Административное право Украины определяет деяния, которые являются административными правонарушени­ями, а также взыскания, которые следует применить в отношении совершивших правонарушение лиц. Данные нормы права сосредоточены в Кодексе Украины об ад­министративных правонарушениях,который был при­нят 7 декабря 1984 г. и состоит из 5 разделов.

Структура Кодекса Украины об административ­ных правонарушениях:

Раздел I «Общие положения» содержит задачи законо­дательства об административных правонарушениях, опре-

деляет действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Раздел II «Административные правонарушения и ад­министративная ответственность» состоит из Общей и Осо­бенной части.

В Общей части даны понятие административного пра­вонарушения, понятие и виды административных взыска­ний.

В Особенной части содержится перечень администра­тивных проступков и определены взыскания за их совер­шение.

Раздел III «Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях» содержит пере­чень государственных органов и их должностных лиц, в компетенцию которых входит рассмотрение дел об адми­нистративных правонарушениях. К ним относятся адми­нистративные комиссии при исполнительных комитетах органов местного самоуправления, исполнительные коми­теты сельских и поселковых советов народных депутатов, районные (городские) суды (судьи), органы внутренних дел, органы государственных инспекций.

Раздел IV «Производство по делам об административ­ных правонарушениях» определяет процессуальный по­рядок рассмотрения дел об административных правонару­шениях и наложения административных взысканий.

Раздел V «Исполнение постановлений о наложении административных взысканий» определяет процессуаль­ный порядок исполнения решений по административным делам.

Наши рекомендации