Внешние признаки рукописных источников древней руси 1 страница

В IX в. складывается Древнерусское государство, или Киевская Русь. К Х—Х1 вв. в Киевской Руси растут города, получают даль­нейшее развитие феодальные отношения, утверждается свое зако­нодательство.

В условиях раннефеодального государства высокого уровня до­стигает развитие культуры в целом и письменности в частности. Русь создает свои самобытные произведения (летописи, сказания). Пись­менность становится уделом не только господствующего класса. Она проникает и в среду ремесленников, торговцев, входит в быт про­стых людей. Свидетельство тому — берестяные грамоты, наиболее ранние из которых относятся к XI в., а также надписи ремесленни­ков на предметах их труда: изделиях из металла, глины, камня, над­писи на фресках и иконах, на церковных стенах.

Были в Древней Руси и книжники-профессионалы. Они пере­писывали книги и трудились в основном при больших монастырях и княжеских канцеляриях. Их труд требовал особого умения, текст нужно было переписывать без ошибок и правильно. Это было очень важно, поскольку речь шла не просто о каких-то книжках для чте­ния, а о словах, которые произносились в церкви и были обращены к Богу. Неправильность в таких текстах могла означать неправиль­ность в вере, потому что в представлении людей того времени неправильное слово соответствовало «неправильной» вещи. Напри­мер, если сокращенное слово агглъ, произносившееся как «ангел», обозначало посланца Бога, тоАггелт», произносившееся как «аггел», обозначало посланца сатаны.

К сожалению, время донесло до нас лишь минимальную часть поддающихся датировке рукописных источников древнерусского письма, на основе которых исследователи могут делать выводы об особенностях их палеографических данных. Наиболее ранние из рукописных источников относятся ко второй половине XI—XII в. Сре­ди них нужно назвать прежде всего книги «Остромирово Еванге­лие» (1056—1057), два «Изборника» Святослава (1073, 1076), «Мстиславово Евангелие» (1115), а также актовый материал — гра­моту великого киевского князя Мстислава Владимировича Новго­родскому Юрьеву монастырю (около ИЗО г.). *

Названные Евангелия и изборники (сборники статей нра­воучительного и богослужебного характера) — великолепные образ­цы книжного искусства Руси. Они сохранили имена писцов и за­казчиков. Написаны уставным текстом на пергамене. Страницы книг богато орнаментированы, имеют иллюстрации (миниатюры). Гра­мота Мстислава Владимировича — образец актовой письменности Киевской Руси. Поскольку она была «жалованной», оформлявшей богатый дар князей Мстислава и его сына Всеволода по случаю ос­вящения храма святого Георгия, «внешность» документа украша­лась торжественно: буквы устава были написаны золотом, разведен­ным на камеди, документ удостоверяла вислая серебряная печать великого князя.

Исключительно важным источником явились и берестяные гра­моты, первые находки которых имели место в Новгороде в 1951 г.

Материал для письма.Основным материалом для письма до XIV в. был пергамен. Пергамен получил свое название от города Пергама (ныне Бергама), расположенного в Малой Азии, где во II в. до н.э. была усовершенствована технология его изготовления. Он представ­лял собой особым способом обработанную кожу животных (преиму­щественно мелкого рогатого скота), причем считалось, что лучшие сорта пергамена получались из кож новорожденных телят, посколь­ку их кожа была тонкой и не испорчена укусами оводов и слепней. Снятую шкуру животного обрабатывали: счищали острым ножом шерсть и мясо, затем натягивали на раму, выстругивали, золили и обрезали для получения листов. Выделанный пергамен был белого или желтоватого цвета. На Русь пергамен попал через Византию. Первоначально его называли «кожами», «телятинами». Слово «пер­гамен» вошло в употребление в XVII в., проникнув в Россию через польский язык.

Наряду с высококачественными листами пергамена для письма использовались и менее удачные экземпляры. Они имели разрезы, сделанные ножом при начальной обработке и выскабливании кожи («дырявый пергамен»), или участки, с которых был плохо удален жир, и поэтому они не впитывали чернила («зализы»).

Пергамен был дорогим материалом, и именно его дороговизной объясняется тот факт, что одни и те же листы пергамена могли ис­пользоваться два, три и более раз после предварительного соскаб­ливания и смывания ранее написанного на них текста. Рукописи, написанные несколько раз на одном и том же материале, называются палимпсестами (от греческого «снова стираю»). Для прочтения палимпсестов разработаны разные способы. Наиболее ранний по времени и эффективный сводился к обработке их химическими реактивами. Этот способ был не безвреден для источников и мог при­нести к их безвременной утрате. В настоящее время при прочтении палимпсестов широко используются рентгеноскопия, инфракрас­ное и ультрафиолетовое просвечивание и фотографирование. Мно­го палимпсестов сохранилось в библиотеках стран Западной Евро­пы. Среди русских рукописей палимпсесты встречаются редко.

В качестве материала для письма Древняя Русь использовала также бересту. Грамоты из бересты были обнаружены в ходе археологических раскопок в Новгороде, Пскове, Смоленске, Витебске, Старой Руссе, Мо­скве. Береста — кора берез, менее прочный, но более дешевый, чем пер­гамен, материал. Она лучше пергаме­на сохраняется в земле. Перед употреблением береста обрабатывалась и обрезалась сверху, снизу и с боков. Берестяные грамоты, найденные в земле, промывались в горячей воде с содой, затем расправлялись и помещали муку, где они высыхали.

Береста была дешевым материалом для письма. Поэтому на ней редко писали деловые документы (в частности, акты). Чаще она ис­пользовалась для бытовой переписки, обучения грамоте, написания текстов по хозяйственной отчетности и подсчетам и т. д.

Графика письма. Известны три типа кирилловского письма: устав, полуустав и скоропись, последовательно сменяющие друг дру­га и отличающиеся графическим характером письма. Пергаменные документы и книги XI—XIV вв. написаны уставом, причем отдель­ные памятники, написанные уставом, встречаются, и в более позд­нее время.

Общим каноном уставного письма являлась геометричность гра­фики букв, отсутствие их наклона и расстояний между отдельными словами в строке. Вертикальные части букв стояли перпендикуляр­но, горизонтальные — параллельно строке. Буквы почти не выходи­ли за линию строки. Лист, написанный уставом, имел справа и сле­ва поля и разлиновывался. Устав знал знак препинания - точку, употребление которой в строке было произвольным. Точками с двух сторон могли выделяться и буквы-цифры. Между словами ино­гда употреблялся знак словоотделения — «паерок», заменявший зна­ки «еръ» и «ерь» в словах. Уставные тексты знают сокращение слов, которое достигалось путем исключения из слов гласных букв. Сокращались, как правило, слова духовного содержания, часто встречающиеся в тексте: бгъ (бог), стой (святой), стая (свя­тая), два (дева). Над сокращенными словами ставился знак «титло».

На протяжении своего развития графика устава не была одно­родной. Различался устав древнейший и поздний. Источники XI— XII вв. писались древнейшим уставом, который в большей степени, чем поздний устав, соответствовал правилам, принятым для устав­ного письма.

Исследователи называют наиболее яркие графические особен­ности ряда букв, помогающие отличить древнейший устав от уста­ва более позднего и, следовательно, более точно датировать рукопись. Буква «Я» писалась в древнейшем уставе с горизонтальной перекладиной и напоминала современную печатную букву Н. Обе части буквы «В» были почти одинаковыми. В буквах …., , …… соединительная черта проходила посредине и горизонтально. Верхняя и нижняя половинки буквы ….. были одинаковой величины. Буква …… писалась в виде округленной или заостренной чаши, стоящей …… ножке: …... Показателем древности источника являлось использо­вание йотованных юсов с соединительной перекладиной, проходив­шей посредине…… Буква в XI в. почти всегда умещается в строке, в XII в. — поперечная линия и верхняя часть мачты часто выходят за пределы строки. Буква………(омега) имела в XI в. высокую средину. В XII в. середина стала ниже благодаря разведенным в сторону петлям…….…. В XI в. буква ……. (пси) часто была похожей на изображение креста, а в XII в. напоминала изображение лилии — Т.

Уставом писали рукописные книги и деловые бумаги. Сохраняя в свосей основе главные уставные принципы, графика рукописных книг и документов все-таки отличалась в силу функционального на­значения этих источников и условий их написания. Книги, предна­значенные для чтения и церковной службы, созданные в монастыр­ских книгописных мастерских, были написаны более аккуратно, не­жели деловые бумаги, в которых даже в XII в. встречается неровность и скошенность элементов букв, известная небрежность. Этот вывод подтверждается сравнением графики наиболее раннего из дошедших допас актов «Жалованной грамоты киевского князя Мстислава Вла­димировича Новгородскому Юрьеву монастырю» (XII в.) и книг того же времени. Именно в деловом письме раньше, чем в книжном, про­исходили ускорение написания букв и эволюция древнейшего устава к позднему уставу, а в последующее время — к полууставу и скорописи.

Графика берестяных грамот этого периода отличалась от графи­ки букв, написанных на пергамене. Поскольку на бересте буквы не писались, а выдавливались, их графика характеризовалась большой заостренностью, угловатостью, наклоном к строке, выходом сверху и снизу за ее пределы. Наличие этих особенностей позволило ут­верждать, что графика букв берестяных грамот XI—XII вв. напоми­нала прототип полуустава и даже ранней скорописи.

Чернила, которыми писались древние русские рукописи, были плот­ными, густыми, обычно коричневого или бурого оттенка. Они глубко проникали в пергамен и с трудом размывались, даже если смочить письмо. В основе их приготовления лежала реакция между солями, железистыми и дубильными веществами. В практике встречались и черные чернила. В этом случае в их состав добавлялась сажа. Чтобы чернила не стекали с пера и были вязкими, в них добавляли камедь — клейкое вещество растительного происхождения.

желтого цвета, черную краску, свинцовые белила, лазурь. В богато украшенных рукописях использовалась золотая краска, приготов­ляемая из истертого в порошок золота, замешанного на камеди. Это было так называемое «твореное золото».

Орудия письма. В качестве орудий письма древние писцы использовались птичьи, преимущественно гусиные перья. Способ при­готовления гусиных перьев был устойчивым и дожил до XIX в. Что­бы размягчить перо и очистить от жира, его втыкали в горячие и влажные песок или золу. Затем с помощью ножа очинивали: делали надрез с двух боков, оставляя небольшой полукруглый желобок, по которому стекали чернила. Для удобства нажима желобок расщеп­ляли.

Для написания красками заглавных букв и заголовков пользова­лись кисточками.

На берестяных грамотах записи выдавливались острым костя­ным или железным предметом.

Украшения рукописей. Источники, являющиеся предметом палеографического изучения, могут иметь художественные украше­ния. Среди них первое место занимают книги. Художественный об­лик рукописной книги слагался из многих компонентов, начиная от графики букв и кончая окладом. Все компоненты, составлявшие древнерусскую книгу, как правило, были подчинены внутренней ло­гике целостности ее оформления и восприятия. Отсюда и обязатель­ная согласованность и взаимоувязка формата листов, расположе­ния текста, длины строк и межстрочных расстояний, высоты, шири­ны и графики букв как с отдельными элементами художественных украшений, так и с общим художественным стилем, в котором они были выполнены.

Поскольку эволюция художественных стилей оформления ру­кописей была тесно связана с развитием других палеографических примет, наблюдения над художественными особенностями могут дать дополнительный материал, способствующий решению проблем датировки, места написания источника и его подлинности.

Основными средствами украшения русских рукописей были ор­намент, в стиле которого выполнялись заставки, концовки, инициа­лы, а также вязь, миниатюры и полевые цветки.

Заставка — это рисунок, который находился над текстом, в начале отдельной главы или страницы. Концовка — рисунок подтекстом, в конце главы или рукописи. Иногда роль концовки играл колофон, представляющий собой сведение конечного текста в воронку путем сокращения числа букв справа и слева строки.

Инициалом называлась начальная буква, которая открывала аб­зац, была по размеру больше остальных строчных букв и отличалась от них красивым оформлением.

Полевой цветок —украшение на поле рукописи в виде цветка или узора.

В основе оформления заставок и инициалов, как правило, лежал художественный принцип. Впервые последовательную клас­сификацию художественных стилей и периоды их бытования дал В.Н.Щепкин. Эта классификация принята почти всеми учеными, в том числе и южнославянскими.

Древнейшим орнаментом русских рукописей является старовизантийский, или древнерусский (иногда его называют геометричес­ким). Он держался в рукописях на всем протяжении XI—XII вв. и совпадал по времени с пергаменом и древнейшим уставом. Этот ор­намент пришел на Русь с болгарскими книгами в конце Х в., но был видоизменен русскими книжниками в соответствии с националь­ным вкусом и традициями. Типичные образцы древнерусского (старовнзантийского) орнамента, позволяющие наметить его общие черты и особенности, имеются в «Остромировом Евангелии», «Избор­нике» Святослава, «Мстиславовом Евангелии» и других книгах.

В основе древнерусского орнамента лежат два мотива: раститель­ный и геометрический. Заставка орнамента очерчена рамой харак-герной геометрической формы: в виде квадрата, прямоугольника, буквы «П», в виде схемы храма в разрезе. Внутреннюю часть рамы заполняют простейшие геометрические фигуры: прямоугольники, четырехугольники, ромбы, круги, полукружия, в которые вырисовываются растительные мотивы: цветы и листья. Непременным моти­вом этого орнамента является изображение византийского цветка «крин».

Сочетание геометрических и природных мотивов было характер­но и для оформления инициалов, которые четки по форме и легко узнаваемы. Часто на полях за пределами заставки рисовались раз­ные звери и птицы, имеющие реалистические изображения (куро­патки, зайцы, львы). В простых рукописях орнамент рисовался одной киноварью, в роскошных он был многоцветным, с использо­ванием золота: золотой фон, обводка или написание букв и цве­тов — золотом.

Кроме орнамента, древнейшие рукописи украшались миниатю­рами, т.е. иллюстрациями. Простейшими формами миниатюр явля­ются так называемые выходные, на фронтисписе. Согласно еще ан­тичной традиции, на выходной миниатюре давалось изображение автора, а иногда и заказчика. Так, в «Остромировом Евангелии» пе­ред началом повествования евангелистов Иоанна, Луки, Марка были даны их изображения. На одной из миниатюр «Изборника» Свя­тослава (1073) изображен сам князь Святослав с женой и сыновья­ми. Великий князь изображен на первом плане в княжеской шапке. Он в платье темно-синего цвета, отороченном красной каймой. Си­ний плащ князя с золотой каймой застегнут на правом плече яхон­товой застежкой. На ногах князя — сапоги из зеленого сафьяна. Жена Святослава одета в верхнее короткое платье с широкими рукавами и длинное нижнее платье с узкими рукавами. Голову княгини за­крывает платок. Шею украшает ожерелье из драгоценных камней. Сыновья князя одеты в меховые шапки и малиновые одежды, ото­роченные красными каймами и золотыми воротниками.

Отличительной особенностью древнейших миниатюр является их статичность, простота изображения и композиции, небольшое ко­личество фигур. Рукописи XI—XII вв., написанные на пергамене, дошли до нас в виде отдельных листов и книг.

Формат, или размер, листов за­висел от объема текста и назначения памятника письменности. Книги, как правило, состояли из отдельных тетрадей, перепле­тенных вместе. Переплет книг делался из деревянных досок, ко­торые обтягивались кожей или тканью. Переплет дорогих книг мог быть окован серебряным или золотым окладом, украшен дра­гоценными камнями.

Так как кожаные листы древних пергаменных книг стремились свернуться в трубочку, да так, что снаружи оказывалась сторона, где раньше на коже была шерсть, пергаменные листы в книгах писались и сшивались таким образом, чтобы «шерстяная» сторона листов не примыкала к «мясной». Но это лишь частично предохраняло книгу от деформации. Более радикальным средством от нее были застеж­ки, плотно стягивающие блок книги и прессующие его досками пе­реплета. По окончании пользования книгой ее необходимо было за­стегивать. Поэтому на старинных книгах могли быть написаны та­кие предупреждения: «Аше кои поп или диакон чтет сию книгу, а не застегнет — проклят будет!» Застежки делались из кожи в виде ре­мешков, имеющих на концах медные петли. Они прибивались к ниж­ней доске. В верхнюю доску вбивались медные стержни. Чтобы «за­стегнуть» книгу, чтецы набрасывали петли ремешков на стержни. Богатые рукописи могли иметь резные металлические застежки.

Для предохранения переплета от повреждений на его углах вби­вались гвозди с широкими круглыми головками. Иногда эти голов­ки делались в виде узорных блях — жуковин. В богатых книгах жуковины заменялись угольниками и серединками, сделанными из ме­ди, золоченой бронзы, серебра, золота, украшенными изящной чеканкой, резьбой, эмалью.

Краткие выводы. В основе палеографических выводов о вре­мени, месте составления, авторстве и подлинности источников XI— XII вв. лежат наблюдения за совокупностью палеографических при­знаков, свойственных данному периоду, и их соответствием друг другу. Древнейший устав как тип письма совпадает с пергаменом как материалом для письма. В книгах им сопутствует древнерус­ский (старовизантийский) орнамент. Важны наблюдения за чер­нилами, красками, орудиями письма, переплетом, форматом руко­писей.

ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ ВТОРОЙ ТРЕТИ XII - КОНЦА XV в.

Следующий этап, на протяжении которого происходят дальней­шее развитие и качественные изменения в области русской пись­менности, совпадает с периодом феодальной раздробленности на Ру­си, начавшимся во второй трети XII и продолжавшимся до послед­ней четверти XV в.

Русь распалась на ряд самостоятельных земель-княжеств со свои­ми экономическими и политическими центрами, князьями и управ­ленческим аппаратом.

Нашествие монголо-татар на Русь во второй четверти XIII в. на­несло непоправимый урон письменности. Во время нашествия и по­следующих набегов погибло большое количество памятников пись­менности и людей, руками которых они создавались.

Начавшийся со второй половины XIV в. новый подъем русской культуры был вызван развитием внутренних процессов, подгото­вивших объединение страны и формирование единого Российского государства. Центром объединения русских земель и будущей сто­лицей единого государства стала Москва, которая возглавила борь­бу с монголо-татарским игом. Тогда же началось складывание рус­ской (великорусской) народности.

В обстановке борьбы за политическую независимость и объеди­нение страны, развития феодального землевладения и зависимости крестьян возрастала роль актов. Среди них выделяются духовные и договорные грамоты великих и удельных князей, договоры Новго­рода с великими князьями, договоры Новгорода, Пскова с немец­кими городами, княжеские жалованные грамоты духовным и свет­ским феодалам. Частные акты представлены купчими, вкладными, закладными, рядными, кабальными и другими записями.

Древнейшим из актов этого периода является вкладная грамота Варлаама Хутынского 1192 г. Грамота была составлена новгородским боярином Олексой Михалевичем. Она включала перечень зе­мель, огородов, рыбных, птичьих ловель, а также холопов, пожало­ванных Олексой (в монашестве — Варлаамом) основанному им Хутынскому монастырю. Текст вкладной написан уставом, чернила­ми на небольшом куске пергамена. Из княжеских грамот большой интерес в палеографическом отношении представляет жалованная грамота рязанского князя Олега Ивановича монастырю (вторая по­ловина XIV в.). В грамоте подтверждалось право на владение мона­стырем селом Арестовским, на сбор с него податей и пошлин. Гра­мота написана уставом на большом листе пергамена и украшена миниатюрами. В верхней части грамоты над текстом изображен с одной стороны Иисус Христос с Божьей Матерью, с другой сторо­ны — Иоанн Предтеча. Ниже, слева от Христа, нарисован апостол Иаков — патрон князя Олега, а справа от Христа — коленопрекло­ненный, с протянутыми к Христу руками игумен Ольгова монасты­ря Арсений. Так в художественной форме получил воплощение акт княжеского пожалования в монастырь.

Наряду с деловыми документами от XII—XV вв. сохранились книги. Среди них следует выделить древнейший датированный спи­сок правовых норм Русского государства IX—XI вв. — Русскую Правду, дошедшую до нас в составе Кормчей книги — сборника цер­ковного и гражданского права (1282 г.). Рукопись написана позд­ним уставом на пергаменных листах, часть из которых имеют заши­тые прорези («сшивки») и дыры. Среди литературных памятников XII—XV вв. известны служебники и жития, летописные своды, сказания, публицистические произведения. Большой интерес в па­леографическом отношении представляют Синодальный список Новгородской летописи (XIII — вторая половина XIV в.), Лаврентьевский (1377 г.) и Ипатьевский (первая четверть XV в.) списки летописи, составленные на основе не дошедших до нас общерусских летописных сводов. Датировка Синодального списка Новгородской летописи и Ипатьевского списка летописи сделана по палео­графическим приметам: типу письма, материалу для письма, пере­плету. Наблюдения за типом письма и почерками позволили утверждать, что переписка текста летописей сделана несколькими писцами.

Поступательное социально-экономическое развитие, усложнение в связи с этим функций письменности привело к ускорению пись­ма и изменению материала для письма.

Материал для письма. Вплоть до XIV в. основным материа­лом для написания документов и книг был пергамен. Рядом с ним сосуществовал более дешевый материал — береста. В XIV в. в дело производстве появилась бумага, которая стала медленно вытеснять пергамен сначала в центре страны, а затем и на ее окраинах.

Наиболее ранними из известных до настоящего времени русских актов, написанный на бумаге, являются жалованная грамота ниже­городского князя Василия Давыдовича Ярославскому Спасскому монастырю (написана ранее 1345 г.) и договор московского велико­го князя Семена Ивановича с братьями (около 1340—1351 гг.). Древ­нейшая книга «Поучения Исаака Сирина», написанная на бумаге, относится к 1381 г.

До XVIII в. бумага была преимущественно привозной. Попытки наладить ее отечественное производство, сделанные в XVI и XVII вв., были малоуспешными. Наиболее ранней по времени (XIV в.) импортной бумагой была итальянская. К концу XIV столе­тия стала поступать французская бумага, широкое распространение которой на русском рынке относится к XV и XVI вв. С конца XV в. появилась немецкая бумага. Импортная бумага привозилась в Рус­ское государство через Кафу (Феодосию), Сурож (Судак), Ригу, Новгород и Смоленск.

Бумага имеет ряд особенностей, могущих служить показателем ее датировки. Одной из таких особенностей являются так называе­мые водяные знаки. До изобретения машинного способа бумагу де­лали вручную. Материалом служило пеньковое или льняное тряпье. Основными операциями при изготовлении бумаги были варка, про­мывка, измельчение тряпичной массы. Размельченную в толчее и отбеленную в извести тряпичную массу выливали в формы, внеш­не напоминающие противни. Ближе к дну формы располагалась сет­ка из тонких проволок. В середине правой стороны формы к сетке приваривался проволочный рисунок. Проволочная сетка и прово­лочный рисунок задерживали жидкую бумажную массу, не давая ей осесть на дно формы.

После того как лишняя вода стекала сквозь сетку, еще мятые и влажные листы прокладывались кусками грубого сукна или войло­ка и пропускались через пресс для удаления остатков влаги. Затем бумажные листы проклеивали, разглаживали, лощили. Поскольку на проволочной сетке и проволочном рисунке бумага ложилась более тонким слоем, на готовом листе получалось видимое на свет изображение и проволочной сетки, и рисунка — водяные бумажные знаки.

Водяной знак — любая прозрачная линия, фигура, буква (лите­ра), полученная на листе бумаги вследствие истончения бумажной массы в местах ее соприкосновения с выступающими проволочка­ми дна бумажной формы. В палеографии есть свои термины для обозначения водяных знаков. Водяной знак, оставленный на бумаге проволочной сеткой в виде вертикальной линии, получил назва­ние пантюзо, а в виде горизонтальной линии — вержер. Водяной знак бумаги, содержащий полное или частичное сюжетное или бук­венное (литерное) изображение, образуемое проволочным рисун­ком, называется филигранью. Водяные знаки появились на бумаге европейского про­изводства в XIII в. и продержались до настоящего времени на госу­дарственных бумагах и деньгах.

Для каких целей натягивалась проволочная сетка и проволочный рисунок? Если проволочная сетка была необходимым элементом технологии ручного производства бумаги, то проволочный рисунок и его отпечаток на бумаге — филигрань — имел иное значение.

Филиграни были одинаково нужны и фабрикантам, и потреби­телям бумаги. Фабриканты употребляли филиграни для того, что­бы отличить производство своей фабрики от производства конку­рирующих фабрик. Индивидуальные малозаметные особенности од­ной и той же филиграни помогали каждому фабриканту знать мас­тера, который изготовлял бумагу и был ответствен за ее качество.

Другое назначение филиграней — дать указание потребителям на формат и качество бумаги. Бумага большого, среднего и малого формата иногда выпускалась только с филигранью, свойственной именно этим форматам. В этом случае размер бумажного листа свя­зывался потребителями именно с конкретной филигранью. Бумага высшего сорта могла иметь более осложненный рисунок перво­начальной филиграни по сравнению с филигранью бумаги низшего сорта той же фабрики.

В быту употребление бумаги с разными водяными знаками при­обрело определенный смысл. Например, вдвое оскорбительным бы­ло получить письмо недоброжелательного содержания на бумаге с филигранью «шут» или «под дураком», как эту филигрань называ­ли в народе. Любовное письмо старались послать на бумаге с фили­гранью «розовый куст». Морякам было приятно получить письмо с филигранью «якорь», «кораблик» и т. д.

Существует несколько десятков тысяч филиграней. Они раз­личаются по типам. Это разнообразие объясняется технологией про­изводства бумаги: быстрым снашиванием проволочной сетки и ри­сунка и их заменой. Исследователь западноевропейских филигра­ней Ш.Брике отмечал, что, по свидетельству старых фабрикантов ручной эпохи производства бумаги, даже в руках опытных масте­ров проволочный рисунок мог служить не более двух лет. К этому времени проволочки изнашивались, смещались, разрывались, и воз­никала необходимость подновлять рисунок. Поскольку рисунок де дался вручную, то даже при возобновлении старого варианта он с абсолютной точностью не повторялся. Это приводило к тому, что полученный на бумаге от такого проволочного рисунка один и тот же тип филиграни насчитывал десятки и сотни вариантных особен­ностей. Преднамеренное видоизменение филиграни имело в боль­шинстве случаев тенденцию к их усложнению и редко — к упроще­нию. Следует отметить, что некоторые филиграни, однажды появив­шиеся, могли продолжать свое существование в течение длитель­ного времени и даже переходить на бумагу других стран. Например, филигрань «кувшин», появившись в Италии в первой четверти XIV в., со второй половины XV в. была прочно освоена француз­скими фабрикантами и использовалась ими еще в конце XVIIв.,продержавшись, таким образом, около четырех веков.

Наиболее распространенными филигранями на импортной бума­ге XIV—XV вв. были следующие: на итальянской бумаге (XIV в.) — два круга, пересеченные линией с крестом наверху, кувшинчик, кораблик, секира; в XIV—XV вв. — гусь, три горы с крестом на средней из них. Французской бумаге XV—XVI вв. бы­ли свойственны филиграни: дельфин, собака, гербы владельцев мануфактур, кувшинчик (со второй половины XV в.). На немецкой бумаге XV— XVI вв. водяными знаками были: голо­ва быка с украшениями, вепрь, орел.

Как практически пользоваться филигранями для датировки докумен­тов? Несколько десятков тысяч филиграней скопировано, систематизиро­вано по видам, датировано и располо­жено в определенной хронологичес­кой последовательности в ряде работ. Для XIV и XV вв. имеют значение описания бумажных водяных знаков, сделанные в справочниках К.Я. Тромонина, П.Н. Лихачева, Ш. Брике. Если исследователь встречает в архиве не датированный, но имеющий филигрань документ, он может датировать бумагу этого документа путем сопоставления ее филиграни с наиболее близкой по форме датированной филигранью, данной в одном из справочни­ков. Как правило, обнаружить полное совпадение трудно. Поэтому необходимо проводить сравнение филиграни архивного документа не с одной, а с группой наиболее близких по форме филиграней, от­носящихся к одному и тому же типу. Этот метод помогает датиро­вать бумагу в пределах от 5 до 10 лет. При большом количестве фи­лиграней одного и того же типа следует обращать внимание не столь­ко на эмблематическую часть водяного знака, сколько на его литер­ное сопровождение, включающее год производства бумаги, имя или инициалы фабриканта и начальные буквы названия фабрики.

Наши рекомендации