Виды общения в зависимости от субъектов общения
Различные стороны общения не полностью самостоятельны по отношению друг к другу. Напротив, между ними обнаруживаются устойчивые связи, взаимозависимости. Это позволяет представлять разновидности общения не способом классификации по всем возможным основаниям, а через систему типов, характеризующих общение через комплексы закономерно связанных между собой признаков.
Так, исследователь М.С. Каган считает, что ведущим признаком типа общения, обусловливающим и другие характеристики коммуникации, является система действующих в общении лиц, субъектов общения. При таком подходе к описанию общения выделяются 4 основных типа:
1 – общение с реальным партнером:
1а – межличностное общение,
1б – представительское и ролевое общение,
1в – групповое общение (публичное и массовое),
1г – общение культур.
2 – общение с иллюзорным партнером,
3 – общение с воображаемым партнером,
4 – общение воображаемых партнеров.
Рассмотрим эти типы подробнее. Общение с реальным партнером существует в нескольких разновидностях. Вариант 1а – межличностное общение: партнеры выступают в нем как индивидуальности, т.е. в общении на первый план выходят любые их индивидуальные, особенные черты и свойства (примеры такого типа общения – дружеская беседа или семейный скандал).
Вариант 1б образуют представительское и ролевое общение. В представительском общении партнеры по коммуникации выступают как представители определенных социальных групп, обществ, организаций, и именно эти их качества важны в коммуникации, выдвигаются на передний план. Поведение людей в представительском общении нередко характеризуют как ролевое. Эти разновидности общения объединяет то, что как в представительском, так и в ролевом общении индивидуальные признаки общающихся не должны учитываться. Во многих случаях представительское и ролевое общение, действительно, полностью совпадают, однако не всякая коммуникативная роль определяется тем, что человек выступает представителем некой социальной группы. Возможны и иные роли, например «психологические» роли возмутителя спокойствия, миротворца, типичного пессимиста, неисправимого оптимиста и т.п.
Межличностное общение (вариант 1а) не может быть официальным. Представительское – обычно бывает официальным, но степень его официальности может быть разной.
Вариант1в – групповое общение. Это общение между целыми группами людей или общение одного человека с группой (группами) людей. Разновидности последнего – публичнаяимассовая коммуникация.
Чем публичное общение отличается от массового? При публичном общении адресат в целом известен, находится в поле зрения говорящего. Например, выступление с докладом, лекция, религиозная проповедь, парламентская речь – во всех этих случаях говорящий видит аудиторию, знает, кто перед ним находится, аудитория может задавать говорящему вопросы. При массовой коммуникации адресат находится вне поля зрения автора текста, он лишь прогнозируется, исчисляется. Например, периодическая печать, радио, телевидение, интернет – все это средства массовой коммуникации, журналист не знает, кто будет слушать его передачу или читать его статью, он лишь предполагает, что это будет за аудитория.
Массовая коммуникация – опосредованное общение преимущественно однонаправленного характера, поэтому ее характеризуют как воздействие, а не как взаимодействие субъектов общения.
Многие исследователи (философы, социологи, психологи, лингвисты) обращают внимание на то, что широкое распространение в последнее время именно опосредованного общения несет в себе ряд существенных угроз:
«Образуя гигантскую и все более расширяющуюся область опосредованной коммуникации, СМИ применяют немало приемов, позволяющих хотя бы отчасти (обычно только внешне) уменьшить степень опосредованности того общения, для которого они предназначены. Это, например, так называемый “прямой эфир” на радио и телевидении, интерактивные опросы аудитории, различные “шоу” с присутствием части зрителей прямо в студии во время записи программы, а также “форумы”, “конференции”, “чаты” (англ. chat – ‛дружеский разговор, беседа, болтовня’) и другие возможности, которые предоставляет пользователям Интернет. И все же доля опосредованного общения в человеческой коммуникации, в значительной мере вследствие деятельности современных электронных СМИ, неуклонно увеличивается, а доля непосредственного общения людей соответственно уменьшается. Это вызывает беспокойство философов, социологов, психологов, педагогов, законодателей, так как СМИ, распространяя большие объемы информации, активно (и эффективно) организуя массовую аудиторию, способны оказывать на нее не только положительное воздействие. Они могут способствовать и стандартизации культуры в ее примитивных вариантах, установлению господства массовых идеологий, ослаблению индивидуального начала в человеческом сознании и поведении» [Гольдин, Сиротинина, Ягубова 2008: 28].
Вариант 1г – общение культур. Нет ни одной культуры, которая развивалась бы в абсолютной изоляции от других культур. Не существует и абсолютно однородных, внутренне совершенно цельных культур.
Основное воплощение культуры – тексты, и в отношении к текстам и языкам иных культур, в их изучении, понимании, усвоении, заимствовании или в их отторжении, запрещении, уничтожении, подмене другими текстами осуществляются диалоги культур, межкультурная коммуникация. Существует несколько способов взаимодействия культур. Во-первых, чужая культура может отторгаться, такое явление обозначается термином «ксенофобия», т.е. боязнь всего чужого. Во-вторых, чужая культура может приниматься за образец для подражания, тогда представители другой культуры слепо следуют образцам чужой культуры, бездумно заимствуя все – и хорошее, и плохое. Такое явление обозначается термином «мания» (ср.: англомания, франкомания, американомания и т.п.). И, наконец, может осуществляться разумный диалог культур, когда культуры обмениваются своими лучшими образцами, при этом развиваясь и обогащая друг друга.
Под «общением с иллюзорным партнером» понимается коммуникативное взаимодействие человека с животными, природой, вещами. К «воображаемым объектам» относят мифологические существа, художественные образы, представление самого себя в качестве отдельного субъекта, с которым можно общаться (так называемое «второе Я»). «Общение воображаемых партнеров» – это общение персонажей в мире художественного произведения.
Варианты общения с функциональной точки зрения – информативное, регулятивное и фатическое общение
С функциональной точки зрения на первое место выходит цельобщения. В общении информативном основной целью является изменение знаний адресатов путем сообщения им определенной информации. Существует множество жанров информативного общения – например, к информативным относится большинство жанров СМИ (новости, очерк, репортаж и мн.др.). Не случайно аббревиатура СМИ расшифровывается как «средства массовой информации».
Регулятивное же общение прямо направлено на организацию или реорганизацию коммуникативного коллектива; посредством регулятивного общения мы непосредственно управляем друг другом как участниками общения. К жанрам регулятивного характера относятся такие жанры межличностного общения, как представление или обращение, а также многие формы делового общения – приказ, распоряжение, постановление.
Целью фатического общения является само общение. Фатическое общение – это общение ради самого общения. Наиболее типичными примерами такого рода общения являются дружеская болтовня и светская беседа. Например, светское общение преследует несколько целей: во-первых, заполнить время беседой, во-вторых, продемонстрировать принадлежность общающихся к одной группе, и в-третьих, соблюсти принятый в обществе для данного типа ситуаций ритуал. В светском общении существуют многочисленные табу и ограничения (например, на выбор тем для разговора), регламентирована общая тональность разговора, определены многие друге параметры общения. Так, светское общение не предполагает глубоких дискуссий, споров, столкновений мнений, а, наоборот, исключает их. Это взаимно приятный, ни к чему формально не обязывающий разговор на общие темы, основная цель которого – провести время с собеседником, оставаясь с ним в вербальном контакте.
Литература:
- Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б., Ягубова М.А. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов-нефилологов: Учебное пособие. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. – 216 с.
2. Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. – М.: Политиздат, 1988. – 319 с. – (Над чем работают, о чем спорят философы).
3. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика: Пособие для студентов гуманит. вузов и учащихся лицеев. – М.: Аспект Пресс, 1996 . – 207 с.
4. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. – 252 с.
5. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учебное пособие. – М.: Слово / Slovo, 2000. – 624 с.