Подготовка к рассмотрению и рассмотрение проектов законов во втором чтении

Статья 135. После принятия проекта закона в первом чтении Палата представителей передает его на доработку в ту же или другую головную комиссию, либо расширяет число постоянных комиссий для доработки проекта закона, либо поручает его доработку специальной (головной) комиссии, устанавливает сроки представления проекта закона для рассмотрения Палатой представителей во втором чтении. По решению Палаты представителей проект закона может направляться для внесения замечаний и предложений Президенту Республики Беларусь, в Совет Республики, Совет Министров Республики Беларусь и другие государственные органы.

Статья 136. Проект закона, принятый Палатой представителей в первом чтении, дорабатывается головной комиссией с учетом поступивших к первому чтению замечаний и предложений и направляется в постоянные комиссии в целях подготовки поправок к нему. Для проведения этой работы в постоянных комиссиях головная комиссия устанавливает срок, который, как правило, должен быть не более десяти рабочих дней, а по проектам кодексов - не более двадцати рабочих дней, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом.

Замечания и (или) предложения, оформленные как письменные поправки к проекту закона, направляются в головную комиссию с обязательным обоснованием необходимости их внесения, а в случае, если следствием внесения поправок может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, - с обязательным финансово-экономическим обоснованием. Замечания и (или) предложения должны быть четко сформулированы и содержать предлагаемую редакцию отдельных положений проекта закона в соответствии с установленными правилами нормотворческой техники.

Одновременно с направлением в постоянные комиссии проект закона представляется головной комиссией для проведения обязательной юридической экспертизы в структурное подразделение Секретариата Палаты представителей, осуществляющее экспертно-правовую деятельность, и для проведения лингвистической экспертизы в структурное подразделение Секретариата Палаты представителей, осуществляющее редакционную деятельность. Срок для проведения юридической и лингвистической экспертиз предоставляется, как правило, не более десяти рабочих дней, а по проектам кодексов - не более двадцати рабочих дней, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом.

Экспертные заключения рассматриваются головной комиссией. Содержащиеся в них замечания и (или) предложения могут включаться в проект закона головной комиссией в порядке, установленном статьей 137 настоящего Регламента. В случае отклонения головной комиссией замечаний и (или) предложений экспертные заключения прилагаются к проекту закона для сведения депутатов Палаты представителей.

В случае, если постоянной комиссией или субъектом права законодательной инициативы представлены возражения по концепции проекта закона, принятого в первом чтении, эти возражения рассматриваются вместе с поступившими поправками.

Статья 137. Головная комиссия рассматривает внесенные поправки и готовит проект закона к рассмотрению во втором чтении.

Депутаты Палаты представителей и другие субъекты права законодательной инициативы вправе уточнять текст своих поправок в ходе обсуждения проекта закона в головной комиссии.

Поправки субъектов права законодательной инициативы к проекту закона, получившие одобрение головной комиссии, включаются в текст проекта закона. Поправки к проекту закона, не получившие одобрения головной комиссии, прилагаются к проекту закона в форме таблицы для рассмотрения Палатой представителей. По поправкам, включенным в таблицу, головная комиссия готовит заключение.

Проект закона с внесенными в него в Палате представителей изменениями и (или) дополнениями направляется головной комиссией на заключение в Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь и согласование с субъектом права законодательной инициативы, внесшим проект закона, если этим субъектом не установлено иное.

В случае, если следствием внесения поправок может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, такие поправки включаются в проект закона лишь с согласия Президента Республики Беларусь либо по его поручению - Правительства Республики Беларусь, а в случае, если следствием внесения поправок станет расхождение проекта закона с временными декретами или указами Президента Республики Беларусь, такие поправки включаются в проект закона только с согласия Президента Республики Беларусь.

Внесение изменений и (или) дополнений в проект закона, за исключением изменений и (или) дополнений, которые носят технический характер, без направления на заключение и проведения согласования не допускается.

Проект закона считается прошедшим согласование в случае:

получения письменного ответа субъекта права законодательной инициативы, внесшего проект закона, или его уполномоченного представителя независимо от его согласия с внесенными изменениями и (или) дополнениями;

истечения четырнадцатидневного срока со дня получения субъектом права законодательной инициативы проекта закона с изменениями и (или) дополнениями, внесенными в Палате представителей, если иной срок не обусловлен проведением криминологической экспертизы по этому проекту закона или объявлением рассмотрения проекта закона срочным. При необходимости получения дополнительной информации, а также по особо сложным проектам законов Палатой представителей либо по согласованию с ней может быть установлен более длительный срок проведения согласования.

Проект закона, окончательно подготовленный к рассмотрению Палатой представителей во втором чтении, направляется Президенту Республики Беларусь.

Проект закона с внесенными в него в Палате представителей изменениями и (или) дополнениями перед направлением Президенту Республики Беларусь должен быть завизирован на оборотной стороне последнего листа работником и руководителем структурного подразделения Секретариата Палаты представителей, готовившего данный проект закона, работниками структурных подразделений Секретариата Палаты представителей, осуществляющих редакционную и экспертно-правовую деятельность, и на лицевой стороне последнего листа - председателем головной комиссии (в случае его отсутствия - заместителем), руководителями структурных подразделений Секретариата Палаты представителей, осуществляющих редакционную и экспертно-правовую деятельность (в случае их отсутствия - их заместителями) <*>.

При несогласии с положениями проекта закона визирование осуществляется с приложением замечаний и (или) предложений. Визирование осуществляется в течение трех рабочих дней, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом.

Статья 138. Проект закона, подготовленный для рассмотрения во втором чтении, должен быть завизирован на оборотной стороне последнего листа работником и руководителем структурного подразделения Секретариата Палаты представителей, готовившего данный проект закона, работниками структурных подразделений Секретариата Палаты представителей, осуществляющих редакционную и экспертно-правовую деятельность, и на лицевой стороне последнего листа - председателем головной комиссии (в случае его отсутствия - заместителем), руководителями структурных подразделений Секретариата Палаты представителей, осуществляющих редакционную и экспертно-правовую деятельность (в случае их отсутствия - их заместителями) <*>.

При несогласии с положениями проекта закона визирование осуществляется с приложением замечаний и (или) предложений. Визирование осуществляется в течение трех рабочих дней, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом.

При визировании проекта закона одновременно на визирование представляется проект соответствующего постановления Палаты представителей.

Визирование проекта постановления Палаты представителей осуществляется в порядке, установленном частью первой настоящей статьи. Дополнительно проект постановления Палаты представителей визируется заместителем Председателя Палаты представителей.

Статья 139. Подготовленный для рассмотрения во втором чтении проект закона, материалы к нему, иные документы должны быть направлены депутатам Палаты представителей и субъекту права законодательной инициативы, внесшему проект закона, как правило, не позднее чем за пять дней до рассмотрения проекта закона во втором чтении, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом.

Статья 140. Если при доработке проекта закона к рассмотрению во втором чтении или в ходе рассмотрения его во втором чтении изменяется концепция проекта закона, Палата представителей принимает решение об отмене ранее принятого по этому проекту закона постановления и о повторном его рассмотрении в первом чтении. Такое решение оформляется постановлением Палаты представителей.

Повторное рассмотрение проекта закона в первом чтении осуществляется в соответствии с настоящим Регламентом.

Статья 141. При рассмотрении проекта закона во втором чтении Палата представителей заслушивает доклад головной комиссии.

По решению Палаты представителей проект закона может обсуждаться постатейно, по главам, разделам, иным структурным элементам проекта или в целом. Во время обсуждения возможно принятие решения о возвращении отдельных структурных элементов или проекта закона в целом на доработку.

Статья 142. Голосование по проекту закона может проводиться по статьям, главам, разделам или иным структурным элементам проекта закона. Если по нескольким следующим подряд статьям, главам, разделам замечаний и предложений не имеется, то голосование проводится в целом по этим статьям, главам, разделам.

Поправки, не принятые головной комиссией, голосуются при обсуждении соответствующей статьи, главы, раздела, иного структурного элемента проекта. На голосование ставятся только письменные поправки депутатов Палаты представителей и других субъектов права законодательной инициативы, которые представлены, рассмотрены и отклонены головной комиссией в порядке, установленном статьями 136 и 137 настоящего Регламента. Для обоснования поправки слово предоставляется депутату Палаты представителей либо другим субъектам права законодательной инициативы, внесшим поправку, или их уполномоченным представителям. Отсутствие указанных лиц на заседании в случае, если они были проинформированы о дате и времени его проведения, не является препятствием для проведения голосования по внесенным ими поправкам.

Каждая поправка обсуждается, и голосование по ней проводится отдельно. Вначале ставится на голосование поправка, затем, если решение не принято, - статья в редакции, предложенной головной комиссией. Если внесено несколько поправок по одной статье проекта, то вначале обсуждается и выносится на голосование та из них, принятие или отклонение которой позволит решить вопрос о других поправках.

Субъект права законодательной инициативы, внесший поправку к проекту закона, может в любой момент до голосования по этой поправке отозвать ее.

Поправки, следствием внесения которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, а также поправки, по содержанию расходящиеся с временными декретами или указами Президента Республики Беларусь, до отмены или признания утратившими силу временных декретов или указов Президента Республики Беларусь либо их соответствующих норм, по которым не получено согласие Президента Республики Беларусь, на голосование не ставятся.

Если по проекту закона не имеется замечаний и (или) предложений, Палата представителей может принять решение о голосовании по проекту закона в целом (включая название и преамбулу).

Статья 143. После проведения голосования по всем статьям, главам, разделам или иным структурным элементам проекта, а также по всем поправкам головная комиссия направляет проект закона с принятыми поправками, включенными в текст, Президенту Республики Беларусь для информации. Не ранее чем через десять дней после направления проекта закона Президенту Республики Беларусь либо по согласованию с Президентом Республики Беларусь в более ранние сроки Палатой представителей проводится голосование по проекту закона в целом.

Поправки, поступившие от Президента Республики Беларусь до голосования по проекту закона в целом, рассматриваются Палатой представителей в порядке, установленном настоящим Регламентом. В случае принятия поправок Президента Республики Беларусь головная комиссия дает заключение об отсутствии в проекте внутренних противоречий. После заслушивания заключения головной комиссии голосование в целом по проекту проводится без обсуждения.

Порядок, предусмотренный частью первой настоящей статьи, не применяется к проектам законов, изменения и (или) дополнения в которые направлялись Президенту Республики Беларусь в соответствии с требованиями настоящего Регламента. В этом случае проект закона ставится на голосование в целом.

Статья 144. По требованию Президента Республики Беларусь либо с его согласия - Правительства Республики Беларусь Палата представителей на своем заседании принимает решение, голосуя в целом за внесенный Президентом Республики Беларусь или Правительством Республики Беларусь проект закона либо его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом Республики Беларусь или Правительством Республики Беларусь.

Статья 145. По итогам рассмотрения проекта закона во втором чтении Палата представителей принимает одно из следующих решений:

о принятии проекта закона;

об отклонении проекта закона;

об отмене постановления о принятии проекта закона в первом чтении и о повторном рассмотрении его в первом чтении.

Решение по проекту закона, рассматриваемому во втором чтении, считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь. Решение оформляется постановлением Палаты представителей.

Статья 146. Постановление Палаты представителей должно быть завизировано председателем головной комиссии (в случае его отсутствия - заместителем), руководителем секретариата сессии, руководителями структурных подразделений Секретариата Палаты представителей, осуществляющих редакционную и экспертно-правовую деятельность (в случае их отсутствия - их заместителями) <*>.

Статья 147. Если по результатам голосования проект закона не принят, Палата представителей может принять решение об отклонении проекта закона, если такое предложение вносилось. В случае принятия такого решения рассмотрение данного проекта закона возможно лишь после его повторного внесения в Палату представителей в порядке реализации права законодательной инициативы. При этом он рассматривается как новый проект закона.

Если при рассмотрении проекта закона во втором чтении ни одно из решений не принято либо если решение о принятии проекта закона не принято, а предложение об отклонении проекта закона не вносилось, проект закона направляется на доработку в головную комиссию. Палата представителей может расширить число постоянных комиссий для доработки проекта закона либо поручить доработать его специальной (головной) комиссии. Доработка проекта закона осуществляется в порядке, установленном статьями 136 и 137 настоящего Регламента.

После доработки проект закона вновь рассматривается Палатой представителей во втором чтении.

Статья 148. Субъект права законодательной инициативы, внесший проект закона, официально информируется Секретариатом Палаты представителей о результатах рассмотрения проекта закона во втором чтении.

Статья 149. Текст принятого проекта закона готовится в двух экземплярах.

Первый экземпляр принятого проекта закона, передаваемый на рассмотрение в Совет Республики, должен быть завизирован на оборотной стороне каждого листа работником структурного подразделения Секретариата Палаты представителей, готовившего данный проект закона, работниками структурных подразделений Секретариата Палаты представителей, осуществляющих редакционную и экспертно-правовую деятельность, и на лицевой стороне последнего листа - председателем головной комиссии (в случае его отсутствия - заместителем), руководителем секретариата сессии, руководителями структурных подразделений Секретариата Палаты представителей, осуществляющих редакционную и экспертно-правовую деятельность (в случае их отсутствия - их заместителями), а также Председателем Палаты представителей или его заместителем <*>.

Второй экземпляр принятого проекта закона, оставляемый на хранение в Секретариате Палаты представителей, должен быть завизирован на оборотной стороне последнего листа работником и руководителем структурного подразделения Секретариата Палаты представителей, готовившего данный проект закона, работниками структурных подразделений Секретариата Палаты представителей, осуществляющих редакционную и экспертно-правовую деятельность, и на лицевой стороне последнего листа - председателем головной комиссии (в случае его отсутствия - заместителем), руководителем секретариата сессии, руководителями структурных подразделений Секретариата Палаты представителей, осуществляющих редакционную и экспертно-правовую деятельность (в случае их отсутствия - их заместителями), а также Председателем Палаты представителей или его заместителем <*>.

Первый экземпляр принятого проекта закона, завизированный в соответствии с частью второй настоящей статьи, вместе с копией постановления о его принятии в течение пяти дней передается на рассмотрение в Совет Республики.

Второй экземпляр принятого проекта закона, завизированный в соответствии с частью третьей настоящей статьи, и оригинал постановления о принятии проекта закона хранятся в Секретариате Палаты представителей.

К принятым Палатой представителей проектам законов, передаваемым на рассмотрение в Совет Республики, прилагаются документы, указанные в статье 50 Закона Республики Беларусь "О Национальном собрании Республики Беларусь", а также:

копия сопроводительного письма о направлении Президенту Республики Беларусь проекта закона, окончательно подготовленного для рассмотрения Палатой представителей во втором чтении;

документ, подтверждающий согласие Президента Республики Беларусь или его соответствующее поручение Правительству Республики Беларусь на внесение изменений и (или) дополнений в проект закона, если следствием внесения поправок может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов;

информация о результатах согласования изменений и (или) дополнений с субъектом права законодательной инициативы, внесшим проект закона;

заключение Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь;

первоначальный текст проекта закона, внесенный в Палату представителей субъектом права законодательной инициативы;

заключение головной комиссии Палаты представителей по проекту закона;

итоговое заключение структурного подразделения Секретариата Палаты представителей, осуществлявшего экспертно-правовую деятельность по проекту закона, а также иные экспертные заключения, если они давались;

таблица поправок, которая прилагалась к проекту закона для его рассмотрения Палатой представителей во втором чтении;

иные документы, которые в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь должны быть приложены к проекту закона.

ГЛАВА 18

Наши рекомендации