Россия на современном этапе (1992-1999 гг.)
Становление российской государственности. Б.Н. Ельцин.
В конце 1980-х гг. оформилось демократическое движение. Его лидерами были видные общественно-политические деятели, народные депутаты СССР Сахаров, Ельцин, Станкевич, Афанасьев, Собчак, Попов и др.
Ключевой фигурой в этом движении являлся Ельцин. В свое время он занимал пост первого секретаря Свердловского обкома КПСС, первого секретаря Московского горкома КПСС, кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС. На Октябрьском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС, накануне празднования 70-летия Октябрьской революции, Ельцин выступил с резкой критикой высшего партийного руководства. Он говорил о том, что перестройка буксует, демократические преобразования идут крайне медленно, в партии – засилие консерваторов. После этого выступления Ельцин был снят с должности руководителя московской партийной организации, выведен из состава Политбюро и отправлен на хозяйственную должность. Однако расчет Горбачева вывести Ельцина из политической борьбы не оправдался. Отстранение Ельцина сделало его необычайно популярным в массах. Это способствовало его дальнейшему продвижению на политическом поприще. Он был избран народным депутатом СССР.
Демократы очень быстро поняли, что добиться осуществления радикальных экономических и политических реформ в общесоюзном масштабе им не удастся. Поэтому они поставили целью прийти к власти в России. Демократы получили значительное число мандатов на выборах народных депутатов РСФСР. Это позволило им вести борьбу за суверенитет России, которая вскоре увенчалась успехом.
12 июня 1990 г. на 1 съезде народных депутатов РСФСР была провозглашена Декларация о государственном суверенитете России. Фактически началось строительство российской государственности. Ельцин был избран председателем Верховного Совета РСФСР. 12 июня 1991 г. состоялись выборы президента России. В них участвовало 6 кандидатов. Ельцин победил уже в первом туре, набрав более 57% голосов. Вице-президентом России стал генерал Руцкой. Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Хасбулатов.
После событий 19-21 августа 1991 г. и распада СССР Россия обрела не только формальный, но и фактический суверенитет. Российские демократы смогли приступить к осуществлению тех реформ, о необходимости которых они говорили с конца 1980-х гг.
Экономические реформы и их последствия.
Но выяснилось, что проработанной программыреформ у российского руководства нет. На ее выработку ушло некоторое время.
В основу реформ была положена идея свободных, не регулируемых государством рыночных отношений, которые могут в кратчайшие сроки преобразовать экономику России. В конце октября 1991 г. на съезде народных депутатов РСФСР Ельцин выступил с программой экономических реформ.
Основные направления экономических реформ:
1. С января 1992 г. вводились свободные цены. Они должны были определить рыночную стоимость товаров, запустить механизм конкуренции, ликвидировать товарный дефицит, заставить людей зарабатывать деньги.
2. Либерализация торговли, то есть отказ от государственной монополии. Это должно было ускорить товарооборот, создать инфраструктуру сбыта.
3. Широкая приватизация жилья, госпредприятий, сферы услуг. Создавался слой собственников и предпринимателей. При этом приватизации не подлежали: недра, леса, водные ресурсы, заповедники, историко-культурные объекты, художественные ценности, имущество вооруженных сил, энергетика, транспорт, связь.
Государство отказывалось от прямого вмешательства в экономику. Свою роль оно видело в создании для всех равных конкурентных возможностей, проведении жесткой финансово-денежной и разумной налоговой и антимонопольной политики.
Председателем правительства стал сам Ельцин (чтобы подкрепить своим авторитетом молодых реформаторов). Первым заместителем главы правительства и госсекретарем России стал Бурбулис – бывший преподаватель научного коммунизма одного из свердловских вузов. Экономический блок в правительстве возглавил Гайдар. В состав правительства также вошли слывшие реформаторами Шохин, Чубайс, Авен и др.
Ельцин обещал, что полгода всем будет хуже, к осени 1992 г. экономика стабилизируется, рынок наполнится товарами, начнется снижение цен, улучшится жизнь людей. Предполагалось, что цены вырастут в 3 раза. Индексация зарплат, пенсий, стипендий составит 70%. Это будет небольшой платой за важные реформы, тем более что терпеть предстояло недолго.
Схемы были опровергнуты жизнью. Цены сразу же выросли в 10-12 раз и в дальнейшем они продолжали быстро и непрерывно расти. Обесценились вклады в сбербанках. Сократились объемы производства. Большинство промышленных и сельскохозяйственных предприятий оказалось на грани банкротства. Резко ухудшилось материальное положение подавляющего большинства людей. Правда, либерализация цен позволила ликвидировать товарный дефицит.
Экономическая политика правительства привела к конфликту между исполнительной и законодательной ветвями власти. Правительство настаивало на необходимости акционирования предприятий для повышения эффективности их деятельности и банкротства неконкурентоспособных предприятий. Верховный Совет выступал за финансовую помощь промышленности с целью предотвратить экономический крах, массовую безработицу и социальный взрыв. На стороне парламента выступил председатель Центробанка Геращенко. Он распорядился предоставить предприятиям дешевые кредиты на покрытие задолженности.
Чтобы получить массовую поддержку реформ, правительство сделало ставку на приватизацию. Каждый гражданин получил приватизационный чек (ваучер) номинальной стоимостью 10 тысяч рублей. На этот ваучер он мог приобрести часть приватизируемой государственной собственности, стать ее совладельцем, получать стабильный доход. Правда, большинство людей продало свои ваучеры, так и не получив ожидаемой выгоды от приватизации.
В декабре 1992 г. на очередном съезде народных депутатов произошло новое столкновение сторонников и противников реформ. Ельцин назвал Верховный Совет оплотом консервативных, антиреформаторских сил. Верховный Совет обвинил Ельцина в намерении ликвидировать существующую законодательную власть. На съезде было предложено несколько кандидатур на должность главы правительства. В результате так называемого рейтингового голосования большинство набрал Черномырдин. Он и возглавил правительство. Однако, с точки зрения депутатов, курс правительства не изменился.
В итоге разногласия между двумя ветвями власти были вынесены на референдум. Он прошел в апреле 1993 г. На референдум выносилось 4 вопроса:
1. Доверяете ли Вы президенту России Ельцину?
2. Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, проводимую с начала 1992 г.?
3. Считаете ли Вы необходимыми досрочные выборы президента?
4. Считаете ли Вы необходимыми досрочные выборы Верховного Совета?
Итоги референдума фактически были: «да», «да», «нет», «нет». Каждая из сторон сочла результаты референдума своей победой.
Ельцин и его сторонники приступили к разработке проекта новой конституции, предполагавшего сильную исполнительную власть.
Политические партии и общественная борьба. События 3-4 октября 1993 г. Конституция 1993 г. и изменения в политической системе.
Все лето и в начале осени 1993 г. шла борьбамежду законодательной и исполнительной властями. 21 сентября 1993 г. Ельцин подписал знаменитый указ 1400. Объявлялось о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, выборах в новые органы власти – Совет Федерации и Государственную Думу, - референдуме по новой конституции.
В ответ на этот указ Верховный Совет в ночь с 21 на 22 сентября 1993 г. привел вице-президента Руцкого к присяге как президента. Отряды милиции блокировали«Белый дом» – резиденцию Верховного Совета. Были отключены свет, вода и т.д. 3 октября 1993 г. защитники «Белого дома» взяли штурмом московскую мэрию и предприняли штурм телецентра «Останкино». В Москве было введено чрезвычайное положение, в город введены войска. 4 октября начались танковый обстрел и захват «Белого дома». К вечеру руководители защитников «Белого дома» Руцкой, Хасбулатов и генерал Макашов были арестованы. Во время этих событий погибло более 100 человек с обеих сторон.
Через несколько дней началась подготовка к выборам. Начали формироваться политические блоки. Наиболее значительными партиями и объединениями были:
1. Радикальные реформаторы – «Выбор России». Лидеры – Гайдар, Чубайс, Козырев, Борис Федоров. За углубление начатых реформ.
2. Умеренные реформаторы – «Партия российского единства и согласия (ПРЕС), лидеры – Шахрай, Шохин; «Демократическая партия», лидеры – Травкин, Глазьев; «Движение демократических реформ», лидеры – Попов, Собчак, Святослав Федоров; «Яблоко», лидеры – Явлинский, Болдырев (вскоре отошел от движения), Лукин. Считали правильным направление реформ, но неверными признавались методы их осуществления.
3. Левое крыло – «Компартия России», лидер – Зюганов; «Аграрная партия», лидер – Лапшин. Считали ошибочными как методы, так и само направление реформ. Выступали, в частности, за возвращение государству ключевой роли в социально-экономических отношениях.
4. Особняком стояла «Либерально-демократическая партия России(ЛДПР)» Жириновского. Для выступлений ее лидера были характерны антикоммунизм, национализм, имперская риторика. Оценка характера и методов реформ постоянно менялась в зависимости от политической конъюнктуры (как известно, ЛДПР едва ли не единственная партия, поддержавшая в августе 1991 г. ГКЧП).
12 декабря 1993 г. состоялись выборы в обе палаты будущего парламента. Определяющее значение имели выборы в Государственную Думу. Победу одержал гайдаровский «Выбор России». На втором месте была ЛДПР Жириновского.
В тот же день был проведен референдум по проекту новой конституции. Она была принята. Конституция 1993 г. внесла изменения в политическую систему России. Перестали существовать советы как органы власти. Высшим законодательным органом является Федеральное Собрание. Оно состоит из двух палат. Верхняя палата – Совет Федерации. В 1993 г. Совет Федерации избирался по мажоритарной системе. Впоследствии (после окончания предусмотренного Конституцией переходного периода) Совет Федерации формировался из глав законодательной и исполнительной властей субъектов Федерации. В настоящее время Совет Федерации (по инициативе президента Путина) формируется из представителей субъектов Федерации, которыми не могут быть главы исполнительной и законодательной властей субъектов Федерации. Нижняя палата – Государственная Дума. Половина депутатов избирается по мажоритарному принципу, половина – по партийным спискам. Срок – 4 года.
Главой государства является президент. Он избирается сроком на 4 года, не более двух сроков. Президент является Верховным главнокомандующим. Конституция предусматривает импичмент (отрешение от должности) президента, но реализовать эту процедуру на практике очень трудно (так, попытка отрешить от должности Ельцина не увенчалась успехом).
Органом исполнительной власти является правительство. Глава правительства утверждается Государственной Думой по представлению президента. (При этом троекратное неутверждение кандидатуры главы правительства ведет к роспуску Думы.) Министры назначаются президентом.
Таким образом, Конституция предусматривает сильную президентскую власть.
В 1995 г. прошли новые выборы в Государственную Думу. Победу на них одержала Компартия Зюганова. Второй, как и на предыдущих выборах, былаЛДПР.
В 1996 г. прошли выборы президента. Фаворитами были Ельцин и Зюганов. Они и вышли во второй тур. Президентом на второй срок был избран Ельцин.
В 1999г. состоялись очередные выборы в Государственную Думу. Победили Компартия Зюганова и проправительственное движение «Единство» во главе с министром Шойгу.
В последний день 1999 г Ельцин сложил с себя полномочия президента. По Конституции к исполнению обязанностей президента приступил глава правительства Путин. Весной 2000 г. Путин победил на президентских выборах. В настоящее время он является президентом России.
Кризис федерации и война в Чечне.
Россия – многонациональное государство. Поэтому национальный вопрос – один из важнейших политических вопросов.
Борясь еще с союзным центром, Ельцин призывал население национальных образований в составе РСФСР требовать как можно больше самостоятельности. После распада СССР и обретения Россией независимости этот лозунг обратился уже против российского центра. С 1991 г. в Российской Федерации наметились центробежные тенденции. Сложно складывались отношения Москвы с Татарстаном, Башкирией, Якутией, Тувой, некоторыми другими субъектами Федерации. В конечном счете удалось достичь компромисса и заключить соглашений о разграничении полномочий центра и субъектов Федерации.
Иначе обстояло дело с Чечней. С 1991 г. во главе Чеченской республики стоял бывший советский генерал Дудаев. Длительное невмешательство Москвы в дела Чечни привело к складыванию здесь национально-криминального режима со своими воинскими формированиями, что не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. В Чечне нарушались права человека, в первую очередь русских жителей, чеченское руководство постоянно говорило о независимости Чечни и т.д. В декабре 1994 г. в Чечню были введены войска для восстановления конституционного строя. При планировании этой акции явно недооценили силы чеченских вооруженных формирований, сама акция была бездарно спланирована и проведена. В итоге началась затяжная кровопролитная война.
Войска были выведены из Чечни лишь осенью 1996 г. В 1997 г. президентом Чечни был избран Масхадов (Дудаев был к тому времени убит, видимо, в результате операции, проведенной российскими спецслужбами). Масхадов и секретарь Совета безопасности России Лебедь подписали так называемые Хасавюртовские соглашения. Вопрос о статусе Чечни был отложен до 2001 г.
Летом 1999 г. чеченские бандформирования напали на Дагестан. Началась новая чеченская война, которая продолжается до сегодняшнего дня. Федеральные власти полны решимости покончить с сепаратизмом Чечни и установить там законный порядок.
Внешняя политика. Россия и страны СНГ.
После распада СССР и социалистического лагеря сложилась по сути новая система международных отношений. В мире осталась только одна сверхдержава- США. Перед российской дипломатией встала задача обрести свое место в этой новой системе отношений.
Внешнюю политику России условно можно разделить на три периода. На первомэтапе, примерно до 1997 г., когда министром иностранных дел был Козырев, Россия безвольно плелась в хвосте внешней политики западных стран, прежде всего США. Так, Россия поддержала экономические санкции против Ирака и Югославии. Политика России объяснялась экономической зависимостью от Запада, который давал нам огромные кредиты. В это же время Россия вступила в Совет Европы. Были сделаны решающие шаги для признания России ведущей экономической мировой державы: в 1996 г. в Москве прошла встреча лидеров 7 ведущих стран (США, Великобритания, ФРГ, Франция, Япония, Канада, Италия), к которым присоединилась и Россия.
На втором этапе, примерно с 1997 г., когда министрами иностранных дел были Примаков и его преемник Иванов, внешняя политика России стала более самостоятельной. Не разделяя тезиса об однополярном мире, Россия значительно улучшила отношения с Китаем. Российский миротворческий контингент более самостоятельно действовал в Югославии. Россия не раз высказывалась за отмену экономических санкций против Ирака. Расширилось сотрудничество с Ираном, в том числе и в сфере военных технологий. Российская дипломатия активно выступала против расширения НАТО на Восток и принятия в НАТО некоторых бывших социалистических стран и союзных республик.
Примерно с конца 1990-х гг. начался, видимо, третий этап во внешней политике. Россия более энергично выступает за возвращение статуса великой державы. Удалось выработать более или менее приемлемые формы сотрудничества России с НАТО: фактическое участие России в политических структурах Североатлантического альянса.
Экономическая слабость России не позволяет ей пока подкреплять достаточной военной силой внешнеполитические амбиции.
Непросто складываются и отношения в рамках СНГ, созданного в 1991 г., почти сразу же после распада СССР. Создано несколько десятков межгосударственных органов для координации деятельности стран содружества: экономический, банковский, таможенный, военный союзы. Россия небезуспешно осуществляла миротворческие операции в Таджикистане и Абхазии. Но все страны-члены СНГ переживают сложный переходный период и в большей степени возлагают надежды на западные кредиты, нежели на кооперацию в рамках Содружества.
В последние годы Россия, не отказываясь от сотрудничества со всеми странами СНГ, делает акцент на развитие двухсторонних отношений. Так, начали реализовываться планы российско-белорусского союза.
Россия встала на путь демократических преобразований. Появился реальный шанс стать развитой цивилизованной страной.