Народная драма. Раек. Театр марионеток
Народная драма — жанр фольклора, в котором прозаические и стихотворные (большей частью песенные) тексты получают игровое воплощение в действиях и мимике исполнителей. В народной драме приобретают самостоятельное значение элементы действия, игры, которые так ощутимы в календарной и семейной обрядности, в хороводных и игровых песнях, а также встречаются в некоторых других жанрах фольклора. Особенность, отличающая русскую народную драму от этих жанров, заключается в том, что в ней действие равнозначно исполняемому тексту, тогда как в других жанрах текст главенствует и лишь иллюстрируется движениями и мимикой исполнителей произведения. Отдельные народные драмы наряду с произведениями других фольклорных жанров включаются в комплекс развлечений и увеселений, приурочиваемых к главным праздникам и обрядам. Русская народная драма не профессиональна.
Раёк — народный театр, состоящий из небольшого ящика с двумя увеличительными стёклами впереди. Внутри него переставляются картинки или перематывается с одного катка на другой бумажная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Раёшник передвигает картинки и рассказывает присказки и прибаутки к каждому новому сюжету[1]. Картинки эти были выполнены часто в лубочном стиле, первоначально имели религиозное содержание — отсюда название «раёк», а затем стали отражать самые разнообразные темы, включая политические[2]. Широко практиковался ярмарочный раёк.
Раёшник или раёчник — рассказчик, исполнитель райка, а также человек, посещающий раёк. Кроме того, термином раёшник (либо раёшный стих) обозначается рифмованная проза, которой говорил рассказчик и его персонажи
Марионе́тка (от итал. marionetta) — разновидность управляемой театральной куклы, которую кукольник приводит в движение при помощи нитей или металлического прута. Появление марионетки принято относить к XVI веку.
Слово «марионетка» происходит от средневековых кукол, изображавших Деву Марию и часто называвшихся уменьшительными вариантами имени Мария (фр. Marion, Mariotte, Mariolle); в Венеции, в частности, деревянные механические куклы появлялись в дни ежегодных церковных праздников[1]). В старой литературе встречается утверждение, что название произошло от имени изобретателя, итальянца Мариони
19. Крестьянский фольклор в эпоху капитализма…
Первые рабочие, которые в эпоху крепостничества часто назывались «работными людьми», по существу, были крестьянами. В основном из крестьянской среды рекрутировались рабочие и в пореформенное время. Заметим, кстати, что многие промышленные предприятия в эпоху развития капитализма в России строились в сельской местности.
Все это обусловило широкое бытование в среде российского рабочего класса самых различных жанров крестьянского фольклора: сказок, былин и исторических песен, обрядовых и необрядовых лирических песен, пословиц и загадок. По свидетельству современников, народная драма «Царь Максимильян» в конце XIX — начале XX в. в рабочей среде имела даже большую, чем в крестьянской среде, популярность.
Рабочий, особенно до реформы 1861 г., во многом по своей психологии и мироощущению еще был крестьянином. Поэтому не удивительно, что большинство произведений традиционного крестьянского фольклора бытует в рабочей среде без каких-либо изменений.
Однако отмечено и немало случаев характерных изменений произведений крестьянского фольклора в рабочей среде, их приспособления к новым условиям. В некоторых рабочих вариантах произведений крестьянского фольклора отражаются особенности быта, условий жизни и мировоззрения рабочих. Нередко наблюдаются коренные переосмысления образцов традиционного крестьянского фольклора.
Среди рабочих бытовали и некоторые произведения солдатского, казацкого и мещанского фольклора. Эти произведения также нередко получали соответствующее переосмысление. В переделках, в переосмыслении ранее известных фольклорных произведений в какой-то мере отражались психология и мировоззрение рабочих. Однако следует сказать, что наиболее полно условия жизни и мировоззрение рабочих отразились не в переделке старых, в в создании новых произведений.
Основные жанры рабочего фольклора. Рабочий фольклор на протяжении довольно длительного времени, с начала XVIII в. по начало XX в., сформировался в своеобразную художественную систему. Не все жанры традиционного фольклора оказались в ней продуктивными. Например, нам неизвестны рабочие заговоры, обрядовые песни, былины и волшебные сказки. Не получила в рабочем фольклоре сколько-нибудь широкого развития и бытовая сказка. Известны лишь две рабочие бытовые сатирические сказки — «Кузнец и черт» и «О молотобойце и черте» [6, 206—209].
Однако, в отличие от крестьянского фольклора, в рабочем фольклоре получил необычайно широкое развитие такой прозаический жанр, как сказ (по терминологии некоторых ученых —рассказ). Жанр сказа во многом противоположен жанру сказки. Если сказка всегда опирается на вымысел (и чем значительнее этот вымысел, | см ярче проявляются жанровые особенности сказки), то в сказе — опора на достоверный жизненный факт. В нем упоминаются достоверные имена, фамилии, географические названия и т. п. Иногда в сказы входят вымышленные образы и ситуации, но и они подаются рассказчиком как реально существовавшие, жизненно достоверные.
Сказ полностью лишен характерных для сказок особенностей композиции и поэтического стиля. По своей форме он представляет собой рассказ-воспоминание о событиях сравнительно недавнего прошлого.
В сказах получили довольно широкое отражение история возникновения промышленного производства в России, тяжелые условия труда и жизни рабочих. Многие рабочие сказы отличаются острым социальным содержанием. Они рассказывались тайком от фабрично-заводского начальства и получили в народе название «тайных сказов». Примером «тайных сказов» являются «Челобитная», «Пименова плотина», «Медвежий огрызок» и др. [7, 41—44].
В рабочей среде возникают новые пословицы и поговорки. В них получил известное обобщение социальный и трудовой опыт рабочего человека («Как уродился, так и за молот схватился», «Ремесло за плечами не висит, а на время годится», «Всякое дело мастера боится», «Не портя дела, мастером не будешь», «Каков мастер, такова и работа»).
Особенно широкое развитие в рабочей среде получили различные песенные жанры фольклора. Поначалу рабочие песни создаются в староскладном песенном стиле. Они, как и традиционные крестьянские песни, характеризуются тоническим размером стиха, отсутствием рифмы, употреблением традиционных композиционных приемов и стилистических средств (параллелизмов, символов, постоянных эпитетов, слов с уменьшительными суффиксами и т. д.). Примером может служить песня «Вы леса ль, мои лесочки, леса мои темные», возникшая, вероятно, в XVIII в., но записанная П. В. Киреевским в 30-е годы XIX в. Начало этой песни содержит образ ракитового кусточка — символа горя и печали:
Вы леса ль, мои лесочки, леса мои темные! Вы кусты ль, мои кусточки, кустики ракитовые! Уж что же вы, кусточки, да все призаломаны? У молодцев фабричных глаза все заплаканы.
К этому же типу песен в староскладном стиле относятся и рабочие йесни «Как во городе Санктпитере», «Ты взойди-ка, взойди, солнце красное», «Ай да вы заводы» [14,41,43] и некоторые другие. Однако следует сказать, что рабочих песен в староскладском стиле, очевидно, было создано немного. До нас дошло их очень небольшое число.
Подавляющее большинство рабочих песен создается в новом песенном стиле. Эти песни, с одной стороны, используют некоторые композиционно-стилистические приемы традиционных крестьянских песен, а с другой — испытывают значительное влияние книжной поэзии. В них употребляются книжные слова, их размер уже не тонический, а силлабо-тонический (чаще всего хореический). Они имеют обязательную (как правило, смежную) рифму. Яркое представление об этом новом виде песен дает возникшая в XVIII в. песня горнозаводских рабочих «О, се горные работы!».
О, се горные работы! Скажем, горные работы, Они всем дают заботы. Офицером быть не скучно, При сем жить им неразлучно.
Смежная рифма, которую мы наблюдаем в приведенном отрывке, является основной в рабочих песнях XVIII—XIX вв. Однако следует заметить, что в последней трети XIX в. в них проникает и перекрестная рифма, вследствие чего литературность их формы проявляется сше более отчетливо. Примером может служить записанная в 1909 г. песня «В Ярославле в пятом годе», в которой дается сатирическое обличение одного из главарей ярославских черносотенцев Косаурова.
Новые черты наблюдаются и в композиции рассматриваемых песен. Композиционные формы и приемы традиционных крестьянских песен получают в них творческое развитие. Как отмечалось ранее, самая распространенная форма крестьянской лирической песни — композиционная форма схемы «описательно-повествовательная часть + монолог или диалог». Эта форма довольно широко применяется и в рабочих (особенно ранних) песнях. Но используется она своеобразно, по-новому. Характерной в этом отношении является возникшая в XVIII в. песня ткачей «Ярославль наш батюшка», в которой первая, описательно-повествовательная,часть «выполняет совершенно иную, чем в традиционных крестьянских песнях, функцию. Если в традиционных лирических песнях эта часть нередко включала в себя символические образы, была очень краткой и играла роль своеобразного вступления, не имевшего большого значения для выражения конкретного идейно-тематического содержания, то совершенно иное мы наблюдаем в рабочей песне «Ярославль наш батюшка». Описательно-повествовательная часть в этой песне довольно развита, содержит важную информацию и служит средством раскрытия ее тематического содержания: Здесь дается описание города Ярославля (его улиц и слобод, различных ремесел). Особенно подробно песня останавливается на описании ярославских мануфактур.
В песне «Ярославль наш батюшка» мы, по существу, сталкиваемся с проявлением нового эстетического принципа в русском народном песнетворчестве, выразившемся в отходе от условных поэтических формул и стремлении к отражению действительности в ее формах и образах. Отсюда достоверность, бытовая описатель-ность, всевозможные детали и частности в характеристике отдельных явлений, событий и фактов.
В других рабочих песнях XVIII — первой половины XIX в. этот новый эстетический принцип получил еще более яркое выражение. Возникает своеобразный тип песни-картины. Главная черта такой песни—описательность (конечно, с выражением определенного отношения к изображаемому). Одним из ранних образцов такой описательной песни, песни-картины быта, является уже упомянутая
песня «О, се горные работы!». В ней дается подробный рассказ о тяжелых условиях приискового труда рабочих, детально описываются орудия их труда.
Описательные песни-картины создаются в рабочем фольклоре и в пореформенное время. Примером могут служить шахтерские песни «На Донской земле привольной», «Шахтер в клеточку садится», «Загудел гудок на пять».