Понятие, сущность и юридические свойства Конституции РФ
Основной источник отечественного конституционного права, безусловно, представляет собой Конституция РФ.
Конституция– акт учредительной (верховной) власти, закрепляющий основы конституционного строя, положение человека и гражданина в обществе, форму правления государственно–территориального устройства, систему органов государственной власти и местного самоуправления. По своей сущности конституция есть выражение общей воли народа в акте верховной (учредительной) власти, где согласованы социально–политические, экономические и иные жизненно важные интересы различных групп населения. Конституция в этом смысле есть запись соотношения политических сил на момент ее принятия, Основной закон государства, выражающий согласованную волю и интересы народа и закрепляющий основополагающие устои общественного строя и государственной организации.
Принято выделять юридическую, учредительную, политическую и мировоззренческую (идеологическую) функции Основного закона. Юридическая функция заключается в том, что конституция представляет собой главный источник национальной правовой системы, нормативно–юридический акт, нормы которого обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей системы правового регулирования. Эта функция характеризует собственно служебную роль конституции в национальной правовой системе.
Учредительная функция выражается в признании и юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно–правовой формы (ст. 1 – 16 Конституции РФ); Учредительная роль конституции проявляется в том, что она, во–первых, закрепляет уже сложившуюся систему общественных Отношений на момент ее принятия и, во–вторых, юридически узаконивает прогрессивные тенденции политико–правового развития, создавая условия для новых отношений, которые в «зародыше» проявляются, но не могут получить общественного признания без высшей законодательной поддержки.
Политическая, или социально–политическая, функция проявляется в том, что конституция есть политический документ (своего рода Договор общественного согласия), оказывающий регулирующее воздействие на политический процесс и политические отношения. Выполнение этой функции возможно лишь в том случае, если учреждаемая конституцией система власти функционирует в ре– | жиме демократического политического режима. Политическая функция отражает роль конституции в закреплении и развитии основ государственной политики (идей, принципов, целей), взаимодействии политических институтов общества в функционировании всей политической системы. В этом смысле конституция выполняет роль генеральной политической директивы.
Мировоззренческая (идеологическая) функция заключается в том, что конституция является элементом философии организации государственной власти, выражает особое мировоззрение: она провозглашает и защищает важнейшие ценности – права и свободы человека и гражданина, политический плюрализм, многообразие и равноправие форм собственности, ограничение власти правом и иные общепризнанные демократические ценности. Конституция в этом смысле представляет собой определенную идеологию – систему идей, воззрений на государственное и общественное устройство. Абсолютная деидеологизация конституции невозможна. В то же время ее чрезмерная идеологизация обесточивает ее юридическую силу.
Кроме этого, конституция осуществляет интеграционную функцию. Все современные конституции призваны противодействовать крайним формам политического радикализма, разъединяющего общество, обеспечивать единство и неделимость государства, препятствовать его территориальному распаду: Конституцию характеризуют социальные и юридические свойства. Социальные свойства выражают социальную природу и социальное значение конституции в правовой системе, и к ним относятся: реальность конституции –ее реализуемость и способность влиять на достижение тех целей, ради которых конституция была принята; программность (перспективность конституции) – наличие норм, которые определяют перспективы и цели развития общества и государства (к числу таких норм относятся положения Конституции РФ, закрепляющие правовой (ст. 1), социальный (ст. 14) характер Российского государства; легитимность конституции – ее официальное удостоверение (признание) в обществе. Легитимность конституции определяется многими слагаемыми: легальностью принятия конституции; способами ее разработки; политической обстановкой в стране, возможностью различных политических сил влиять на ход и характер разработки, принятия и изменения конституции; уровнем политической и правовой культуры населения и др. Считается, что участие 54,8% зарегистрированных избирателей (58 млн. 187 тыс. 755 чел.) в референдуме 12 декабря 1993 г., из числа которых 58,4% (или 32 млн. 937 тыс. 630 избирателей) высказались за Конституцию РФ, дает основание признать ее легитимной.
Правовые свойства конституции – это совокупность юридических характеристик, отображающих особенности принятия основного закона, его строение, механизм реализации и правовой охраны, а также определяющих его место в правовой системе страны. К юридическим свойствам относятся: верховенство конституции; ее прямое действие; признание конституции базой текущего законодательства; особая правовая охрана конституции; особый порядок ее изменения и пересмотра; стабильность конституции.
Верховенство Конституции указывает на господствующее положение ее норм во всей национальной системе права, характеризует ее высшую юридическую силу, прямое действие и применимость без каких–либо действий на всей территории страны. Верховенство федеральной Конституции означает также, что принимаемые в России законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. В случае такого противоречия они считаются неконституционными, т.е. недействительными. Верховенство федеральной Конституции обеспечивается единством государственной власти и государственной целостностью РФ;
Стабильность конституции – неизменность основных положений конституции при стабильных социально–политических условиях общества. Это – одно из главных условий устойчивости всей системы и организации государственной власти, ее предсказуемости. Стабильность конституции определяется социально–политическими и экономическими факторами (устойчивостью регулируемых конституцией отношений, стабильностью политической и социальной ситуации и др.), а также обеспечивается действием специальных юридических механизмов, в частности порядком изменения и пересмотра конституции. В зависимости оттого, каков этот порядок, все конституции подразделяются на две группы:
- гибкие, которые изменяются аналогично обычным законам;
- жесткие, порядок изменения которых существенно усложнен. К числу последних относится и российская Конституция. Со времени ее принятия ни одно из конституционных положений не изменено или дополнено;
Прямое действие конституции – свойство ее норм непосредственно (без каких–либо конкретизирующих их актов) регулировать конституционные отношения; возможность граждан требовать защиты (обеспечения) своих прав, ссылаясь только на конституционные положения. Прямое действие Конституции РФ предусмотрено в ч. 1 ст. 15, а также в ст. 18 Конституции и означает, что оно охватывает всю территорию страны и не требует имплементации (включения норм) в законодательстве субъектов Федерации. Ее положения обязательны для всех без исключения органов, должностных лиц и граждан (к примеру, суд вправе принять решение на основе норм конституции, если это необходимо для обеспечения прав и свобод граждан).