Практико-ориентированные задания
Вопросы к зачету
Основные тенденции развития конституционного права | 1 Понятие конституционного права как ведущей отрасли права в зарубежных странах. 2 Соотношение категорий «конституционное» и «государственное» право в российской и зарубежной юридической науке. 3 Предмет и объекты конституционного права как отрасли права в зарубежных странах. 4 Методы конституционно-правового регулирования. 5 Понятие, структура и виды норм конституционного права. 6 Понятие и виды источников конституционного права в зарубежных странах. 7 Предмет и методы конституционного права зарубежных стран как отраслевой юридической науки. Предмет конституционного права зарубежных стран как учебной дисциплины. 8 Понятие и юридические свойства современной писаной конституции. |
Конституции зарубежных государств | 9 Социально-политическая сущность современной конституции. 10 Классификация современных конституций: основания, научное и практическое значение. 11 Порядок принятия, изменения, пересмотра и отмены конституций в зарубежных странах. 12 Основные черты формы, структуры и содержания современных конституций. |
Правовое положение граждан в зарубежных странах | 13 Понятие правового положения человека и гражданина и формы его закрепления в современных конституциях. 14 Общая характеристика международно-правовых источников регулирования прав и свобод человека. 15 Юридическая конструкция правового положения человека и гражданина: понятие, элементы, значение. 16 Понятие и основания классификации прав и свобод личности в зарубежных странах. 17 Конституционные личные (гражданские) права и свобод: понятие, содержание, значение. 18 Конституционные экономические права и свободы: понятие, содержание, значение. 19 Конституционные социально-культурные права и свободы: понятие, содержание, значение. 20 Конституционные политические права и свободы: понятие, содержание, значение. 21 Конституционные обязанности человека и гражданина в зарубежных странах: понятие, содержание. Соотношение конституционных прав и обязанностей личности. 22 Гражданство как условие реализации прав и обязанностей личности. 23 Юридические гарантии прав и свобод человека и гражданина в зарубежных странах. 24 Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства в зарубежных странах. 25 Понятие и виды принципов правового положения человека и гражданина в зарубежных странах. |
Конституционно-правовые основы общественного строя в зарубежных странах. Конституционно-правовой статус политических институтов в зарубежных странах | 26 Понятие, виды и значение конституционных принципов (конституционных основ) в зарубежных странах. 27 Понятие и источники правового регулирования деятельности политических партий. 28 Классификация партий в зарубежных странах. 29 Основные функции политических партий. Формы взаимодействия политических партий с парламентами зарубежных стран. 30 Понятие и виды партийных систем. Многопартийность как условие демократии. 31 Порядок избрания и полномочия президента (главы государства) в парламентарной, президентской и президентско-парламентарной республиках. 32 Полномочия монарха (главы государства) в абсолютной, дуалистической и парламентарной монархии. 33 Понятие и виды конституционного контроля в зарубежных странах. 34 Порядок формирования и внутренняя организация органов конституционного контроля в зарубежных странах (США, Япония, Австрия, Испания, ФРГ, Франция, Казахстан). 35 Функции органов конституционного контроля в зарубежных странах. |
Форма государства, разновидности политических режимов | 36 Понятие и виды форм современных государств (форма правления, форма государственно-территориального устройства, форма политического (государственного) режима). 37 Форма правления: основные черты парламентарной республики (ФРГ, Италия, Португалия). 38 Форма правления: основные черты президентской и президентско-парламентарной республики (США, Мексика, Франция). 39 Форма правления: основные черты парламентарной, дуалистической и абсолютной монархии (Великобритания, Испания, Япония, Швеция; Иордания, Саудовская Аравия). 40 Понятие и виды (централизованное и децентрализованное) унитарного государственно-территориального устройства (Франция, Италия, Испания, Португалия). 41 Основные черты демократического политического режима. 42 Основные черты антидемократического (тоталитарного, авторитарного, расистского, военного) политического режима. |
Избирательное право и избирательные системы | 43 Понятие «выборов», «избирательного права» и «избирательной системы» в науке конституционного права. 44 Принцип всеобщих выборов. Избирательные цензы: понятие, виды, значение. 45 Понятие и содержание принципов свободных, прямых (косвенных, многостепенных) выборов при тайном голосовании. 46 Принцип равных выборов: содержание и значение. Джерримендеринг. «Заградительный барьер». 47 Основные этапы подготовки и проведения выборов в парламенты зарубежных стран. 48 Мажоритарная избирательная система: понятие, виды, порядок определения результатов голосования избирателей. 49 Избирательная система пропорционального представительства: понятие, определение результатов голосования избирателей по методу Т. Хэра. 50 Избирательная система пропорционального представительства: понятие, определение результатов голосования избирателей по методу В. д’Ондта. 51 Соотношение достоинств и недостатков мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. 52 Референдум в зарубежных странах: понятие, виды, юридическая сила решений. |
Парламент и парламентаризм | 53 Парламент как высший орган народного представительства: порядок формирования и структура. 54 Функции парламента в зарубежных странах. 55 Формы контроля парламента за деятельностью правительства государства (вотум недоверия, интерпелляция, актуальный час, письменный запрос и пр.). 56 Понятие и стадии законодательного процесса в зарубежных парламентах. 57 Правовой статус депутата современного парламента. 58 Понятие и виды правительства в современных государствах. 59 Структура и состав правительства в зарубежных странах. 60 Функции правительства как высшего органа исполнительной власти государства. 61 Формы участия правительства в законодательстве. Делегированное законодательство. |
Правительство в зарубежных странах и его положение | 62 Парламент как высший орган народного представительства: порядок формирования и структура. 63 Функции парламента в зарубежных странах. 64 Формы контроля парламента за деятельностью правительства государства (вотум недоверия, интерпелляция, актуальный час, письменный запрос и пр.). 65 Понятие и стадии законодательного процесса в зарубежных парламентах. 66 Правовой статус депутата современного парламента. |
Муниципальные системы | 67 Понятие и основные типы (модели) местного самоуправления за рубежом: англосаксонская, континентальная (французская), смешанная. 68 Компетенция органов местного управления (самоуправления) в зарубежных органах. |
Практико-ориентированные задания
1. Какие способы принятия зарубежных конституций Вы знаете?
Какой порядок принятия конституций Вы считаете наиболее демократичным и почему?
2. Какие способы изменения конституций в зарубежных странах Вы знаете?
Какой порядок изменения конституции Вы считаете наиболее демократичным и почему?
3. Поясните смысл следующих терминов:
а) «жесткая конституция» и «гибкая конституция»;
б) «народная конституция» и «октроированная конституция»
в) «кодифицированная конституция» и «некодифицированная конституция»
Приведите примеры различных видов зарубежных конституций.
1. 4. Сравните содержание ст. 17 Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 года (Франция) (Статья 17 Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения.)
и ст. 41-44 Конституции Итальянской Республики 1947г. (Статья 41. Частная хозяйственная инициатива свободна.
2. Она не может осуществляться в противоречии с общественной пользой или образом, причиняющим ущерб безопасности, свободе или человеческому достоинству.
3. Закон определяет программы мероприятий и контроль, с помощью которых публичная и частная экономическая деятельность может направляться и координироваться в социальных целях.
4. Статья 42. Собственность может быть государственной или частной. Экономические блага принадлежат государству, обществам или частным лицам.
5. Частная собственность признается и гарантируется законом, который определяет способы ее приобретения и пользования, а также ее пределы с целью обеспечения ее социальной функции и доступности для всех.
6. В предусмотренных законом случаях частная собственность может быть отчуждаема в общих интересах при условии выплаты компенсации.
7. Закон устанавливает правила и пределы наследования по закону и по завещанию, а также права государства в отношении наследственных имуществ.
8. Статья 43. В целях общей пользы закон может первоначально закрепить или же передать при условии выплаты компенсации государству, публичным учреждениям, объединениям трудящихся или потребителей определенные предприятия или категории предприятий, относящиеся к основным публичным службам, или к источникам энергии, или обладающие монопольным положением и составляющие предмет важных, общественных интересов.
9. Статья 44. В целях достижения рациональной эксплуатации земли и установления справедливых социальных отношений закон налагает обязательства на частную земельную собственность, устанавливает предельные размеры этой собственности соответственно по областям и сельскохозяйственным зонам, благоприятствует улучшению земель, преобразованию крупных землевладений и реконструкции производственных единиц; поддерживает мелкую и среднюю собственность.
10. Закон благоприятствует развитию горных местностей.)
Вопрос: Как изменилось содержание конституционного права собственности?
11. 5. Соотнесите содержание ст. 13 Основного закона ФРГ (Статья 13
(1) Жилище неприкосновенно.
(2) Обыски могут предписываться только судьей, а при опасности промедления – другими указанными в законах органами и могут производиться только в порядке, предписанные этими законами.
(3) Во всех других случаях вмешательство и ограничения могут иметь место только для отвращения общей опасности или опасности для жизни отдельных лиц, а также на основании закона для предотвращения непосредственной угрозы общественной безопасности и порядку, в частности, для устранения нужды в жилье, борьбы с эпидемиями или охраны молодых людей, подвергающихся опасности.), ст. 14 Конституции Италии (Статья 14. Жилище неприкосновенно.
12. Осмотры, обыски и наложение ареста на имущество не могут производиться иначе, как в случае и в порядке, установленных законом, в соответствии с гарантиями, предусмотренными для охраны личной свободы.
13. Проверки и осмотры в целях охраны здоровья и обеспечения общественной безопасности или с экономическими и фискальными целями регулируются специальными законами.) и ст. 18 Конституции Испании.(Статья 18
14. 1. Гарантируется право на честь, личную и семейную тайну и на собственное имя.
15. 2. Жилище неприкосновенно. Не допускается вторжения в жилище или обыск без разрешения его хозяина или без предварительной санкции суда, за исключением случаев задержания на месте преступления.
16. 3. Гарантируется право на тайну переписки, в том числе, почтовой, телеграфной и телефонной связи. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
17. 4. Закон огpаничивает использование компьютерных средств, с тем, чтобы в полной мере охранять честь, семейную и личную жизнь граждан и полное осуществление ими своих прав.)
Вопрос: Какие имеются различия в предоставляемых гарантиях конституционного права на неприкосновенность жилища?
6. Законодательство США отказывает в предоставлении гражданства США иностранным гражданам, состоящим членами или оказывающими содействие «(А) Коммунистической партии Соединенных Штатов; (В) любой иной тоталитарной партии Соединенных Штатов;... (Д) коммунистической или другой тоталитарной партии отдельного штата Соединенных Штатов, иностранного государства...».
Вопрос: Является ли данное требование закона дискриминационным? Дайте аргументированный ответ.
7. Что такое «выборы» и «отзыв»? Объясните, в чем различие «отзыва», «отставки выбранного лица» и «досрочного лишения выборного лица мандата парламентом».
Какие виды выборов Вам известны?
8. Что такое «куриальные выборы», «плюральный вотум» и «избирательная геометрия (география)»? Как Вы думаете, нарушают ли они принципы избирательного права? Мотивируйте свою позицию.
9. По каким признакам различаются избирательные системы? Назовите их виды и приведите примеры. Какие достоинства и недостатки присущи избирательным системам каждого вида?
10. Что такое «законодательный процесс» и в чем его отличие от «процесса законотворчества»? Какие стадии законодательного процесса вы знаете?
11. Что такое «парламентские дебаты»? Какие способы ограничения парламентских дебатов используются в практике зарубежных парламентов.
12. Какие формы парламентского контроля за деятельностью правительства используются в зарубежных странах? Ответ необходимо сопровождать ссылками на соответствующие статьи конституций
13. Назовите сходства и различия таких форм парламентского контроля, как парламентский вопрос и интерпелляция?
14. Что такое «состав правительства» и «структура правительства»? Сопоставьте данные понятия.
15. Как соотносятся между собой такие понятия, как «государственный секретарь», «государственный министр», «парламентский секретарь»?
16. В чем разница между «местным управлением», «государственным управлением на местах» и «местным самоуправлением»? Назовите признаки, характеризующие местное управление и местное самоуправление. Приведите примеры государств, в которых:
а) на всех уровнях территориального деления осуществляется только местное самоуправление;
б) на всех уровнях территориального деления имеет место сочетание местного управления и местного самоуправления;
в) имеет место сочетание местного самоуправления на низовом уровне территориального деления и местного управления на вышестоящем уровне территориального деления.
17. Какие модели местного самоуправления в зарубежных странах Вы знаете? Укажите характерные черты моделей самоуправления на примере США, Германии и Франции.
18. Что Вы понимаете под межмуниципальным сотрудничеством? Для чего оно нужно? Какие формы межмуниципального сотрудничества Вы знаете? Используя конституции зарубежных государств (по Вашему выбору), найдите нормы, посвященные межмуниципальному сотрудничеству. Каков объем конституционного регулирования по данному вопросу?
19. Как соотносятся понятия «государственный контроль», «административная опека» и «административный надзор»?
20. В соответствии со ст.62 Конституции Испании Король имеет право назначать и смещать членов правительства. Вправе ли монарх самостоятельно принять это решение?
а) монарх вправе принять это решение самостоятельно;
б) монарх вправе принять это решение только по предложению председателя правительства;
в) монарх вправе принять это решение только после согласования с председателем Конгресса депутатов.
21. Парламент Италии проголосовал за доверие правительству, сформированному партийным большинством в парламенте. Правительство формируется при доверии парламента:
а) при парламентарной республике;
б) при президентской республике;
в) при полупрезидентской республике.
22. В конституции Испании установлено, что «она признает и гарантирует право на автономию национальностей и регионов, ее составляющих» (ст.2). Все административно- территориальные образования высшего уровня в Испании обладают статусом автономий. Испания – это:
а) простое унитарное государство;
б) сложное унитарное государство;
в) регионалистское государство.
23. В стране действует мажоритарная избирательная система абсолютного большинства с перебалатировкой во втором туре. Кто из кандидатов будет участвовать во втором туре при следующем распределении голосов: кандидат А- 40 тыс., кандидат Б – 43 тыс., кандидат В -22 тыс.?
а) кандидаты Б и В;
б) кандидаты А и В;
в) кандидаты А и Б.
24. В соответствии со ст. 51 Французского избирательного кодекса в период выборов муниципальные органы каждой коммуны выделяют специальные места для размещения избирательных афиш. Приведенная правовая норма обеспечивает осуществление следующих избирательных действий:
а) голосование;
б) предвыборную агитацию;
в) выдвижение кандидатов;
г) регистрацию избирателей
25. депутат Палаты представителей Конгресса США по окончании парламентской сессии направлялся к месту жительства. Находясь в нетрезвом состоянии, депутат разбил витрину магазина, за что был задержан полицейским. Депутат требовал освободить его, однако полицейский утверждал, что иммунитет депутата закончился с момента окончания сессии парламента. Выберите верный ответ:
а) доводы депутата правильные, так как иммунитет депутата Палаты представителей Конгресса США действует в течение всего срока полномочий депутата;
б) доводы полицейского правильные, так как иммунитет депутата Палаты представителей Конгресса США действует в течение срока парламентской сессии;
в) доводы депутата правильные, так кА иммунитет депутата Палаты представителей Конгресса США действует в течение более длительного срока по сравнению с парламентской сессией (40 дней до и после парламентской сессии).
26. О британском парламенте говорят, что он может все, кроме превращения женщины в мужчину и наоборот. Это шуточное выражение характеризует парламент Великобритании как:
а) парламент с абсолютно ограниченной компетенцией;
б) парламент с относительно ограниченной компетенцией;
в) парламент с абсолютно неограниченной компетенцией.
27.В соответствии с датским Законом о престолонаследии после смерти Короля престол переходит к его сыну или дочери при условии, что преимущественное право на престол имеет сын перед дочерью. Данным актом предусмотрена следующая система престолонаследия:
а ) салическая;
б) австрийская;
в) кастильская.
28. В президентской республике N президент образовал правительство, назначил премьер – министра и министров. В данном случае главой исполнительной власти является:
а) премьер – министр;
б) президент;
в) президент и премьер – министр.
29. В парламентарной монархии король после выборов в парламент по предложению парламентского большинства назначил премьер – министра и 10 министров, а министра, ведающего королевским двором, он назначил по своему усмотрению. Король поступил:
а) правильно;
б) неправильно, так как должен был назначить всех членов правительства по предложению парламентского большинства;
в) неправильно, так как должен был назначить по предложению парламентского большинства только премьер – министра, а остальных членов правительства по предложению премьер –министра.
30. Функционирование на местах одновременно выборных органов местного самоуправления и назначаемых центральной властью чиновников характерно для такой модели местного управления:
а) англо-саксонская;
б) иберийская;
в) континентальная.