Толкование норм права – это деятельность компетентных органов государства, общественных организаций и отдельных граждан по осознанию ими действительного содержания норм
В процессе толкования устанавливаются условия действия нормы, юридические права и обязанности участников правоотношений, а также меры юридической ответственности за нарушение предписаний норм права.
I.Первая часть этой деятельности – уяснение. Толкование- уяснение выступает как внутренний мыслительный процесс, происходящий в сознании субъекта, применяющего норму права. Это уяснение для себя и внутри себя, поэтому оно не имеет внешних форм выражения. В ходе уяснения интерпретатор (т.е. толкующий субъект) использует различные способы и приемы толкования, которые обеспечивают процесс познания. Уяснение является необходимым условием реализации права. Оно всегда предшествует разъяснению.
II. Разъяснение – вторая часть единого процесса толкования права. Эта сторона деятельности по толкованию адресована уже не себе, как при уяснении, а другим участникам отношений. Толкование- разъяснение – интерпретация смысла и содержания норм права компетентными органами и отдельными лицами, в целях правильного его понимания и применения организациями, должностными лицами и гражданами (разъяснение для других).
Необходимость толкования:
1. Норма права носит общий характер, а применять ее необходимо к конкретным жизненным ситуациям.
2. Юридические нормы содержат много специальных правовых терминов, понятий.
Например, очень нелегко неюристу определить, кто может быть владельцем «источника повышенной опасности». Да и само понятие «источник повышенной опасности» непосвященному человеку ничего конкретного не говорит.
Это обусловливается также использованием при изложении правовых норм специальных терминов из других отраслей знания (медицины, техники, биологии и других). Например, мало кому из неспециалистов известны термины «эпизоотия» (широкое распространение инфекционной болезни животных, значительно превышающее обычный уровень заболеваемости на данной территории), «шипчандлер» (работник, организующий и осуществляющий доставку и продажу отечественных товаров морякам иностранных судов). Далеко не каждый гражданин сможет дать определение юридического понятия «судовая роль». И таких терминов в законодательстве весьма много.
3. Использованием в законодательстве ряда оценочных понятий. Оценочным является понятие, которому присущи признаки, отражающие лишь социальную значимость явлений, но при этом оно не содержит признаков, характеризующих формальные свойства данных явлений. Поэтому, трудно, например, без специальной подготовки определить, какие сведения являются «порочащими», какие побуждения - «низменные», а действия - «циничные» или «особо жестокие». В ст. 110 УК РФ «Доведение до самоубийства» одним из уголовно наказуемых средств доведение до самоубийства называется «жестокое обращение».
Однозначное понимание этих и подобных им терминов имеет сугубо практическое значение. Например, в 1953 г. появилось понятие «хищение в особо крупных размерах». И только после разъяснения, что речь идет о хищении свыше 25 000 руб. (в масштабе цен того времени), применение понятия о хищении в особо крупных размерах стало возможным. Произошла количественная конкретизация оценочного понятия.
Оценочное понятие - отнюдь не исключение или редкое явление в законодательстве. Целая серия разнообразных оценочных понятий содержится в гражданском законодательстве (ст. 61, 77, 152, 178, 179, 205, 222, 450).
4. Толкование вызывается несовершенством и неадекватным использованием законодательной техники, отсутствием ясного, точного, понятийного языка нормативного акта, поэтому некоторые формулировки получаются расплывчатыми, а иногда двусмысленными.
Нередко правотворческий орган выражает норму весьма схематично. Как известно, некоторые признаки состава правонарушений (например, та или иная форма вины) часто вообще не названы в диспозиции и установить их можно только толкованием. Например, в ст. 193 УК РСФСР 1975 г. издания была допущена ошибка (не соблюден падеж). В статье было записано: «Угроза убийством, нанесением тяжких телесных повреждений или уничтожения (вместо «уничтожением») имущества, - наказывается...».
5. Толкование вызывается несовпадением смысла, который законодатель вложил в норму права, и тем смыслом, который вытекает из текстуального выражения нормы права.
Языковая форма правовой нормы обычно строится согласно требованиям законодательной экономики и техники. Например, в ч. 1 ст. 130 УК РФ сказано: «Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - наказывается...». Но вполне очевидно, что субъектом нормы, содержащейся в ч. 1 ст. 130 УК РФ, является не оскорбление как действие, а лицо, его допустившее. Оно и подлежит наказанию, а не «оскорбление».
6. Толкование вызывается тем, что законодатель нередко при формулировании нормативных правовых актов употребляет выражение «и т.д.», «и т.п.», « иные», «другие».
Так, в ст. 12 ГК РФ перечисляется 11 способов осуществления гражданских прав (признание права, восстановление права, самозащита права, возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда, признание недействительности акта и др.). Последняя часть этой статьи гласит, что «защита гражданских прав осуществляется и иными способами, предусмотренными законом».
В ст. 7 Федерального закона РФ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» устанавливается ответственность за уклонение от воинской службы и перечисляются уважительные причины неявки по вызову военного комиссариата. К таким причинам закон относит: «заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки, или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина; иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет... или судом. Термины «иное обстоятельство», «иные причины» здесь - конкретная причина, обстоятельство, требующие в определенных ситуациях толкования. Ясно, что без толкования реализация этих нормативно-правовых положений невозможна.
7. Нормы права способны регулировать общественные отношения лишь во взаимосвязи друг с другом, в системе – действие одной нормы неизбежно вызывает действие другой. Чтобы понять истинный смысл правовой нормы, необходимо отыскать другие, которые будут применяться вместе с ней.
8. Встречающимися несоответствиями юридических норм фактическим условиям жизни. Не исключено появление в жизни общественных отношений, которые не существовали (или не были заметны) в момент издания правовых норм, подпадающих под ее регулятивное воздействие (примером может служить появление и распространение такой разновидности хулиганства, как радиохулиганство). Нередки случаи «исчезновения» тех деяний, которое регулировало право.
9. Требованием мотивировки любого принимаемого юридически значимого решения. По существу мотивировка решения по отношению к правовой норме и есть ее толкование. Например, статьей 61 УК РФ не ограничен перечень обстоятельств, смягчающих наказание. Пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике назначения судами уголовного наказания» от 11 июня 1999 г. № 40 гласит: «Поэтому при назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих и другие обстоятельства, не предусмотренные этой статьей. Признание такого обстоятельства смягчающим наказание должно быть мотивировано в приговоре». Эта мотивация и есть пример казуального толкования, о котором речь пойдет далее.
Значение толкования норм права:
1) является важным условием эффективной реализации норм права;
2) обеспечивает правильное, единообразное понимание и применение права на всей территории страны;
3) неправильное истолкование норм права есть грубое нарушение законности, достаточное основание для отмены или изменения вынесенного решения;
4) выступает в качестве активного средства правового воспитания, действенного рычага повышения правовой культуры граждан и должностных лиц;
5) способствует установлению пробелов и других изъянов действующего законодательства.