Толкование норм права – это деятельность компетентных органов государства, общественных организаций и отдельных граждан по осознанию ими действительного содержания норм

В процессе толкования устанавливаются условия действия нормы, юридические права и обязанности участников правоотношений, а также меры юридической ответственности за нарушение предписаний норм права.

I.Первая часть этой деятельности – уяснение. Толкование- уяснение выступает как внутренний мыслительный процесс, происходящий в сознании субъекта, применяющего норму права. Это уяснение для себя и внутри себя, поэтому оно не имеет внешних форм выражения. В ходе уяснения интерпретатор (т.е. толкующий субъект) использует различные способы и приемы толкования, которые обеспечивают процесс познания. Уяснение является необходимым условием реализации права. Оно всегда предшествует разъяснению.

II. Разъяснение – вторая часть единого процесса толкования права. Эта сторона деятельности по толкованию адресована уже не себе, как при уяснении, а другим участникам отношений. Толкование- разъяснение – интерпретация смысла и содержания норм права компетентными органами и отдельными лицами, в целях правильного его понимания и применения организациями, должностными лицами и гражданами (разъяснение для других).

Необходимость толкования:

1. Норма права носит общий характер, а применять ее необходимо к конкретным жизненным ситуациям.

2. Юридические нормы содержат много специальных правовых терминов, понятий.

Например, очень нелегко неюристу определить, кто может быть владельцем «источника повышенной опасности». Да и само поня­тие «источник повышенной опасности» непосвященному человеку ничего кон­кретного не говорит.

Это обусловливается также использованием при изложении правовых норм специальных терминов из других отраслей знания (медицины, техники, биоло­гии и других). Например, мало кому из неспециалистов известны термины «эпизоотия» (широкое распространение инфекционной болезни животных, зна­чительно превышающее обычный уровень заболеваемости на данной террито­рии), «шипчандлер» (работник, организующий и осуществляющий доставку и продажу отечественных товаров морякам иностранных судов). Далеко не каж­дый гражданин сможет дать определение юридического понятия «судовая роль». И таких терминов в законодательстве весьма много.

3. Использованием в законодательстве ряда оценочных понятий. Оценоч­ным является понятие, которому присущи признаки, отражающие лишь соци­альную значимость явлений, но при этом оно не содержит признаков, харак­теризующих формальные свойства данных явлений. Поэтому, трудно, напри­мер, без специальной подготовки определить, какие сведения являются «порочащими», какие побуждения - «низменные», а действия - «циничные» или «особо жестокие». В ст. 110 УК РФ «Доведение до самоубийства» одним из уголовно наказуемых средств доведение до самоубийства называется «жесто­кое обращение».

Однозначное понимание этих и подобных им терминов имеет сугубо прак­тическое значение. Например, в 1953 г. появилось понятие «хищение в особо крупных размерах». И только после разъяснения, что речь идет о хищении свыше 25 000 руб. (в масштабе цен того времени), применение понятия о хище­нии в особо крупных размерах стало возможным. Произошла количественная конкретизация оценочного понятия.

Оценочное понятие - отнюдь не исключение или редкое явление в зако­нодательстве. Целая серия разнообразных оценочных понятий содержится в гражданском законодательстве (ст. 61, 77, 152, 178, 179, 205, 222, 450).

4. Толкование вызывается несовершенством и неадекватным использованием законодательной техники, отсутствием ясного, точного, понятийного языка нормативного акта, поэтому некоторые формулировки получаются расплывчатыми, а иногда двусмысленными.

Нередко правотворческий орган выражает нор­му весьма схематично. Как известно, некоторые признаки состава правонару­шений (например, та или иная форма вины) часто вообще не названы в диспо­зиции и установить их можно только толкованием. Например, в ст. 193 УК РСФСР 1975 г. издания была допущена ошибка (не соблюден падеж). В статье было записано: «Угроза убийством, нанесением тяжких телесных повреждений или уничтожения (вместо «уничтожением») имущества, - наказывается...».

5. Толкование вызывается несовпадением смысла, который законодатель вложил в норму права, и тем смыслом, который вытекает из текстуального выражения нормы права.

Языковая форма правовой нормы обычно строится согласно требованиям законодательной экономики и техники. Например, в ч. 1 ст. 130 УК РФ сказано: «Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - наказывается...». Но вполне очевидно, что субъектом нормы, содержащейся в ч. 1 ст. 130 УК РФ, является не оскорбление как действие, а лицо, его допустившее. Оно и подлежит наказанию, а не «оскорбление».

6. Толкование вызывается тем, что законодатель нередко при формулировании нормативных правовых актов употребляет выражение «и т.д.», «и т.п.», « иные», «другие».

Так, в ст. 12 ГК РФ перечисляется 11 способов осуществления гражданских прав (признание права, восстановление права, самозащита права, возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда, признание недействительности акта и др.). Последняя часть этой статьи гласит, что «защита гражданских прав осуществляется и иными способами, предусмотренными законом».

В ст. 7 Федерального закона РФ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» устанавливается ответственность за уклоне­ние от воинской службы и перечисляются уважительные причины неявки по вызову военного комиссариата. К таким причинам закон относит: «заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое со­стояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, род­ной сестры, дедушки, бабушки, или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; препятствие, возникшее в результате действия не­преодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина; иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет... или судом. Термины «иное обстоятельство», «иные причины» здесь - конкретная причина, обстоятельство, требующие в определенных ситуациях толкования. Ясно, что без толкования реализация этих нормативно-правовых положений невозможна.

7. Нормы права способны регулировать общественные отношения лишь во взаимосвязи друг с другом, в системе – действие одной нормы неизбежно вызывает действие другой. Чтобы понять истинный смысл правовой нормы, необходимо отыскать другие, которые будут применяться вместе с ней.

8. Встречающимися несоответствиями юридических норм фактическим условиям жизни. Не исключено появление в жизни общественных отношений, которые не существовали (или не были заметны) в момент издания правовых норм, подпадающих под ее регулятивное воздействие (примером может слу­жить появление и распространение такой разновидности хулиганства, как ра­диохулиганство). Нередки случаи «исчезновения» тех деяний, которое регули­ровало право.

9. Требованием мотивировки любого принимаемого юридически значимого решения. По существу мотивировка решения по отношению к правовой норме и есть ее толкование. Например, статьей 61 УК РФ не ограничен перечень об­стоятельств, смягчающих наказание. Пункт 4 постановления Пленума Верхов­ного Суда РФ «О практике назначения судами уголовного наказания» от 11 июня 1999 г. № 40 гласит: «Поэтому при назначении наказания могут учи­тываться в качестве смягчающих и другие обстоятельства, не предусмотренные этой статьей. Признание такого обстоятельства смягчающим наказание должно быть мотивировано в приговоре». Эта мотивация и есть пример казуального толкования, о котором речь пойдет далее.

Значение толкования норм права:

1) является важным условием эффективной реализации норм права;

2) обеспечивает правильное, единообразное понимание и применение права на всей территории страны;

3) неправильное истолкование норм права есть грубое нарушение законности, достаточное основание для отмены или изменения вынесенного решения;

4) выступает в качестве активного средства правового воспитания, действенного рычага повышения правовой культуры граждан и должностных лиц;

5) способствует установлению пробелов и других изъянов действующего законодательства.

Наши рекомендации