Область сибирских казахов. приставство большой орды

В первой четверти XIX в. в Восточном Казахстане было введе­но новое административное устройство. По "Уставу о сибирских киргизах" (казахах. — Н.Б.) Средний казахский жуз стал имено­ваться Областью сибирских казахов, которая делилась на внутрен­ние и внешние округа, расположенные за Иртышом, а те, в свою очередь, — на волости и аулы. В округа входило от 15 до 20 волостей, в волость — от 10 до 12 аулов, в аул — от 50 до 70 кибиток. При организации округов, а их к 1844 г. насчитывалось 8, за основу брались зимние кочевья, учитывалось родовое деление казахского общества.

В 40-х гг. XIX в. Кушмурунский округ преобразуется в Ат-басарский, а Аягузский переименовывается в Сергиопольский. Од­новременно возникают Кокпектинский и Алатауский округа, куда наряду с землями Среднего жуза вошла значительная часть тер­ритории Старшего жуза38.

Омское областное правление являлось для Восточного Казах­стана высшим административным органом. Во главе округов сто­яли окружные приказы, куда входили: председатель — старший султан — и заседатели (два российских заседателя по назначению и два — из почетных казахов по выбору). В заседаниях имел право участвовать и командир казачьего отряда, расквартированного при ставке старшего султана. Коллегиальный характер рассмотре­ния различных дел в приказе ограничивал полномочия старшего султана округа, административные полномочия которого в округе охватывали сферу хозяйственной деятельности, вопросы просвеще­ния, судебные и следственные дела.

Впервые в истории Казахстана в 1822 г. была введена выборная система. Старший султан избирался только султанами. Он имел чин майора российской службы и являлся чиновником, поставлен­ным во главе местного правления. За десять лет службы старший султан получал дворянское звание. В случае отставки или срочной смены он оставался в числе почетных султанов.

Окружные приказы контролировали сбор податей, выполнение общественных повинностей, готовили отчеты по управлению ок­ругом в вышестоящие инстанции, собирали сведения о народонасе­лении, о сезонных пастбищах, землепахотных участках в степи, о количестве скота у населения, о транзитных торговых караванах и стационарной торговле39.

Что касается волостного и аульного звеньев управления, то коллегиальность здесь не соблюдалась. Во главе волостей стояли волостные султаны. Общество могло производить их перевыборы, но только с согласия Омского областного правления. Султаны, не управлявшие волостями, свое звание сохраняли, но в дела управле­ния вмешиваться не имели права. Волостные чиновники, согласно российской "Табели о рангах", имели звание чиновников 12-го класса и пользовались правами волостного головы. Они подчиня­лись окружному приказу и наделялись исполнительной властью: выполняли приказы и постановления окружного приказа и судеб­ных приговоров40.

Аульные старшины избирались жителями (султаны в выборах не участвовали) каждые три года, утверждались окружным прика­зом, и отменить выборы могло лишь начальство области. Чины старшинам не полагались, в правах они приравнивались к сель­ским головам, подчинялись волостным султанам, исполняли их приказания и были обязаны представлять им сведения о своем ауле41.

Мы уже говорили о том, чтоМ.М. Сперанский в своем проекте "Плана государственных преобразований" выступал сторонником выборной системы в государстве, что нашло отражение в "Уставе о сибирских киргизах" (казахах. — Н.Б.). Предполагалось, что это облегчит управление огромной территорией пограничной области империи. Царское правительство стремилось создать здесь гибкую подконтрольную центру систему управления, обладающую дос­таточным влиянием в казахском обществе и способную проводить его политику. При этом контроль над выборами, особенно при избрании старших султанов и волостных управителей, полностью находился в руках правительства. Обычно кандидатуры выдвига­лись от нескольких кочевых групп, но право утверждения в долж­ности Омским областным правлением превращало выборы в фор­мальность. Хотя в Уставе и подчеркивалось, что волостные уп­равители избираются "целой волостью", право наследства приводило к пожизненной несменяемости волостных управителей.

Если закон нарушался при выборе старших султанов, то еще проще обстояло с выборами волостных султанов: при открытии округов число волостных управителей султанов и представителей других сословий — было почти равным, но со временем оно изменялось в пользу лиц несултанского происхождения. Постепен­но царское правительство вводило в аппарат местного управления старшин-родоправителей42. Приступая к постепенной ликвидации привилегий казахской феодально-родовой знати, оно стремилось постепенно низвести их в правах до рядовых кочевников. Послед­ние могли быть зачислены в сословия государственных крестьян, купцов и мещан.

Устав разрешил казахам селиться внутри империи, поступать на государственную службу. При этом, вступая в новое податное сословие, они на пять лет освобождались от уплаты податей и от несения рекрутской повинности43.

В Восточном Казахстане с 1822 г. вводилась также новая судеб­ная система. Суд не был отделен от администрации. Органы местной власти наделялись преимущественно полицейскими функ­циями, они производили розыск, следствие и задержание лиц, совершивших то или иное преступление. По "Уставу о сибирских киргизах" (казахах. — Н.Б.) все судебные дела делились на две категории: уголовные и исковые. К уголовным относились: госу­дарственная измена, убийство, грабежи, "явное неповиновение ус­тановленной власти". Все остальные виды правонарушений, в том числе кража скота (барымта), считались исковыми. Уголовные дела рассматривались в окружных приказах на основании общих законов империи. Предварительное следствие проводилось одним из русских чиновников с участием казахского бия, выделенного для этой цели властями. В течение первых лет после организации округов официальные дела о барымте разбирались биями под контролем чиновников из окружного приказа44.

В связи с феодально-монархическим движением в Казахстане в 20 — 40-х гг. XIX в. усиливалась роль военных судов, а также власть военных и областных начальников. Всех заподозренных в участии в волнениях (по решениям и без решения судов, а во многих случаях распоряжениями военного губернатора или област­ного-управления) ссылали в отдаленные районы Сибири, отдавали в солдаты, направляли на принудительные работы. Военные суды приговаривали к смерти целыми группами, особенно участников движения под руководством султана К. Касымова. Указом 1852 г. казахи за убийство, грабежи и барымту предавались военному суду.

В отличие от уголовных исковые дела разбирались биями в ау­лах и волостях на основании местных обычаев. Суды биев подраз­делялись на родовые, подродовые, аульные, их связь с официаль­ными органами власти со временем привела к фактическому ого­сударствлению значительной части этих судов. Все большее отражение находили в их решениях интересы царской админист­рации. Постепенно многие из биев превратились в разновидность местных государственных чиновников: одни приближались к поло­жению судебных чиновников и назывались "новыми биями"; дру­гие, придерживавшиеся традиционных правил, именовались "ста­рыми биями" и имели больший авторитет при решении дел.

В 30 — 50-х гг.XIX в принятием целого ряда новых законодательных актов царское правительство стремилось добиться в ад­министративном устройстве большей централизации власти и уси­ления контроля над местным управлением45.

Одновременно с изданием в 1838 г. "Положения об отдельном управлении сибирскими киргизами" (казахами. — Н.Б.) проводит­ся реформа царского министра графа П.Д. Киселева, в результате которой появляется разветвленный аппарат по управлению госу­дарственными крестьянами, цель которого — подчинить их хозяй­ство системе правительственной опеки. Путем распространения на казахов порядков, установленных для государственных крестьян, правительство стремилось уравнять эти две группы населения.

В 1839 г. создается специально отдельное ведомство — Погра­ничное управление сибирскими казахами. Во главе Области были поставлены пограничный начальник, председатель Пограничного управления и четыре советника, в том числе один — из казахских чиновников. При пограничном начальнике находились старший адъютант-аудитор и штаб-лекарь. Округа по-прежнему возглавля­ли султаны, волости волостные управители, аулы — аульные старшины. Однако несколько изменились порядок подчинения и степень их власти. Пограничный начальник и председатель Пограничного управления назначались и увольнялись царскими ука­зами; первый подчинялся генерал-губернатору Западной Сибири и имел прерогативы власти гражданского губернатора и дивизион­ного начальника местных войск. Он мог вести переговоры с пред­ставителями соседних государств по пограничным делам, но свои решения обязан был согласовывать с генерал-губернатором, а пос­ледний — с Министерством иностранных дел. Советники погра­ничного начальника, в том числе и казахский асессор, чиновник для особых поручений и секретарь назначались и увольнялись генерал-губернатором46.

Местное управление осталось без изменений. Старшие султаны избирались на три года, но утверждались теперь генерал-губер­натором Западной Сибири с одобрения пограничного начальника47

Централизация в управлении Областью сибирских казахов по­высила роль царской администрации в этом регионе48. В середине XIX в., когда феодально-монархические движения были оконча­тельно ликвидированы, здесь стали проводиться в жизнь новые административные мероприятия. Были расширены судебные права биев: они могли приговаривать виновных, помимо штрафа, к нака­занию розгами и аресту от семи дней до одного месяца. Исключения делались для людей старше 70 лет, больных, старших султанов, должностных лиц, имевших чины, награды49. Расширяя права биев, царское правительство ввело ограничения при занятии этой должности: звание биев сохранялось за уже имевшими его, но в последующем оно предоставлялось только султанам и стар­шинам, прослужившим 6 лет, а также награжденным и всем долж­ностным лицам. Местный суд был поставлен под контроль правительства, передан в руки людей, зависевших от русской админист­рации. Считаясь с местными законами (адатом), царское прави­тельство вместе с тем готовило почву для введения в степи обще­имперскою судопроизводства.

В 1855 г. был пересмотрен вопрос об избрании старших сул­танов. По положению Сибирского комитета "О порядке избрания по сибирской степи" в старшие султаны избирались лица не только султанского происхождения, но и волостные управители, заседа­тели окружного приказа с трехгодичным стажем службы, а также все лица в офицерском чине. Расширялся круг избирателей стар­ших султанов: наряду с султанами теперь ими могли быть казах­ские офицеры и почетные казахи с девятилетним сроком службы. Стала практиковаться замена старших султанов в окружных при­казах русскими чиновниками. Во главе Кокпектинского и Сергиопольского округов, по ходатайству генерал-губернатора Западной Сибири, были поставлены русские чиновники из военных штаб-офицеров; старшие султаны при них исполняли обязанности това­рищей (помощников) председателя приказа50.

Изменялась и система выборов волостных султанов. Если на эту должность ранее избирались только султаны и это наследст­венное право передавалось по прямой линии и первородству, то по положению Сибирского комитета от 4 апреля 1861 г. "Об изменении порядка выборов волостных управителей в Киргизской степи и Семипалатинской области" этот порядок отменялся. Волостны­ми султанами могли теперь избираться лица, имеющие офицерские чины, знаки отличия, и каждый, кто пользовался "особым уваже­нием народа". Расширялось избирательное право: помимо сул­танов им наделялись также лица, имевшие чины и знаки отличия, аульные старшины, почетные бии и по пять состоятельных казахов из каждого аула51. В 1866 г. Государственный совет внес уточнение в срок службы волостных управителей, ограничив его тремя года­ми, но с правом переизбрания на следующий срок52.

Quot;Временное положение" 1868 г. Введение единой системы административного управления в Казахстане и Средней Азии

В октябре 1868 г. появляется "Указ о преобразовании уп­равления казахами Оренбургского и Сибирского ведомств". Од­новременно принимается "Временное положение об управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской об­ластях", согласно которому Уральская и Тургайская области включаются в Оренбургское, а Акмолинская и Семипалатинская — в Западносибирское генерал-губернаторства. Управление об­ластями, делившееся на областное и уездное, находилось под непосредственным начальством генерал-губернатора. Во главе об­ласти стоял военный губернатор (он же одновременно коман­дующий войсками) и областное правление. В Уральской области военный губернатор являлся наказным атаманом Уральского казачьего войска, а в Акмолинской и Семипала гинской областях — частей Сибирского казачьего войска, входивших в состав облас­тей. Военные губернаторы назначались и увольнялись "высочай­шими указами" по представлению Министерства внутренних дел при предварительном согласовании с генерал-губернаторами и во­енным министром. В Уральской и Тургайской областях они наде­лялись правами и обязанностями губернаторов по общим учреж­дениям империи, а в Акмолинской и Семипалатинской -- по Сибирским учреждениям.

При военных губернаторах создавались особые военные управ­ления, ведавшие регулярными, а также казачьими войсками. Жи­вшее на казачьих землях население подчинялось полиции и суду на основании Временного положения 1868 г. Порядок прохождения службы в казачьих войсках остался прежний, сохранилось также станичное управление.

В составе Уральской области находилось Мангышлакское приставство во главе с приставом, права и обязанности которого определялись особой инструкцией. Население и войска управля­лись по "Положению о военном управлении в областях Оренбург­ского и Западносибирского округов". Аналогичные правила дей­ствовали и в приставстве Зайсанского края53.

Областные управления, возглавляемые вице-губернаторами, включали распорядительное, хозяйственное и ссудное отделения и соединяли в себе функции губернского правления, казенной пала­ты, гражданского и уголовного судов и губернского управления государственным имуществом. Права и обязанности председателя и чиновников определялись на основании общих губернских учреж­дений. В состав областного правления входили доктор, архитектор и чиновник по горной и лесной части.

Уездные начальники руководили через управления, тождествен­ные уездным по крестьянским делам присутствиям, которые кон­тролировали представителей аульной администрации и имели пра­во ареста на семь дней и наложение штрафа до 15 рублей. Уездным начальникам подчинялись расположенные в уездах войска, воен­ные учреждения и укрепления на основании "Положения о военном управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипала­тинской областях" На них возлагалась приписка к городам, где еще не были созданы городские управления, купцов и мещан и выдача торговых свидетельств и документов54.

Были созданы городские полицейские управления в Уральске, Омске, Петропавловске, Семипалатинске, Усть-Каменогорске, а в Акмолинске введена должность полицейского пристава.

Детально были разработаны принципы местного управления для кочевого населения областей. Во главе волостей стояли волост­ные управители, во главе аулов — аульные старшины. С 1868 г. эти должности являлись выборными. Избрать могли любого жителя аула не моложе 25 лет, не имеющего судимости и уважаемого народом. Выборы были двухступенчатыми и проходили под кон­тролем царских чиновников.

Кочевое население приравнивалось в правах и обязанностях к сельским обывателям. Его внутренний быт, основанный на на­родных обычаях, сохранялся, если это не противоречило "началам Временного положения 1868 г."55. Кочевники освобождались от рекрутской повинности. При вступлении в сословие, обязанное платить подати,им предоставлялась пятилетняя отсрочка. При­нявшие христианство казахи могли приписываться к городским и сельским обществам без специального разрешения.

Были разработаны правила и для оседлого населения. Пересе­ленцам при уездных управлениях отводилось безвозмездно место для постройки; размеры его определялись главным начальником края. Переселенцам из России предоставлялись льготы, которыми обладали лица, причислявшиеся к городам бывшей Области сибир­ских казахов56.

Приписавшиеся к городам и селениям башкиры, татары, пред­ставители народов Средней Азии могли войти в состав обществ, но без права создания отдельных корпораций и без льгот, предостав­лявшихся русским переселенцам57.

Наши рекомендации