Организационные и правовые формы осуществления функций государства

Правовые формы осуществления функций государства

Этот определенные законодательством формы деятельности государства, направленные на реализацию функций государства.

К ним относятся: правотворчество, исполнительно-распорядительная деятельность (государственное управление), правоприменительная деятельность.

Основные методы осуществления функций государства: экономические (при помощи законов), административные (метод стимулирования, дозволения, запретов, репрессии)

Организационные формы осуществления функций государства

1. Организационно-экономические (дотации, кредитование, регулирование цен, госзаказы, экономические).

2. Политические (переговоры, согласование позиций)

3. Идеологические ( призывы, обращения к населению)

4. Собственно-организационные (контроль, планирование, программирование)

Характеристика современного российского государства

Государственная власть как вид социальной власти, ее понятия и свойства. Легальность и легитимность государственной власти.

Государственная власть

Отличительные признаки государства накладывают отпечаток на характер государственной власти. Вообще власть всегда означает, с одной стороны, навязывание чьей-то воли, а с другой — подчинение ей. Государство диктует свою волю гражданам и соответственно обществу в целом. Поэтому госу­дарственную власть определяют как руководство обществом при по­мощи государственного аппарата при опоре на особые отряды во­оруженных людей, на специальные принудительные учреждения.

В разных обществах и государствах характер государственной власти различен: в одних «руководство» со стороны государства оз­начает прямое насилие, в других — скрытое принуждение, в третьих руководство состоит в организаторской деятельности. Имеет место и сочетание разных средств проведения государственной воли. Если за­коны, издаваемые законодательной ветвью, не исполняются, если при­нимаемые правительственными учреждениями постановления и при­казы в жизнь не претворяются, если вовремя и с должным эффектом не выносятся или не исполняются приговоры и решения судебных властей, то имеет место атрофия государственной власти, наблюдают­ся анархия (безвластие) или возвышение какой-то иной власти.

Большое значение имеет легитимность государственной власти, т.е. формирование ее на основе закона и с учетом общественного во­леизъявления. Легитимность власти означает также ее признание об­ществом. Это признание может основываться на традициях (напри­мер, признание монархической власти); на определенной харизме но­сителей власти (привлекательности вождя, «священном даре» лидера и проч.), а также на рациональном выборе властвующих на основе подлинно демократических процедур.

В демократических государствах придается серьезное значение разделению власти на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из названных ветвей власти занимается своим делом и не вме­шивается в дела другой. В этом плане каждая ветвь власти самосто­ятельна и как бы сдерживает другую. Законодательная власть издает общие правила — нормы поведения людей и их объединений. Кон­кретные дела она не решает. Исполнительная власть призвана к стро­гому исполнению законов. И только. Нельзя допускать, чтобы она в решении разных дел подменяла собой законодателей. Иначе можно ожидать произвола. Точно так же и судебная власть во избежание про­извола не должна подменять какую-либо другую. Ее удел — рассмат­ривать правовые споры.

Легитимной считается, прежде всего, власть, сформированная путем демократических выборов; эффективная, обеспечивающая стабильность и порядок в обществе; признаваемая как внутри страны, так и на международном уровне. Все ветви власти должны быть разграничены, разделены. Это означает, что государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга, устанавливаются взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть

14. Механизм государства: понятие, принципы деятельности.

Механизм государства— это система госу­дарственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции госу­дарства.

Признаки механизма государства:

— единство принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции РФ, Законе РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» и других федеральных законах;

—сложная структура, отражающая определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношение и взаимосвязи. С принятием в 1993 году новой Конституции РФ последовательно проводится принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную;

—функции государства;

- необходимые материальные средства, на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство. Их особенность состоит в том, что они выделяются вмеханизме государства не в качестве егосамостоятельных частей (элемен­тов), каковыми являются государственные ор­ганы, а именно как вещественные придатки последних. К ним относятся различные матери­альные ценности, бюджетные средства, имуще­ство, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государ­ственных органов. Основным элементом этого механизма явля­ется орган государства. Государственный орган — это составная часть механизма государства, которая имеет собст­венную структуру, определенные законом полно­мочия по управлению конкретной сферой об­щественной жизни и тесно взаимодействует с другими элементами государственного меха­низма.

Принципы механизма государства:

1) принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппа­рата. Он обеспечивается демократической изби­рательной системой, реальными гарантиями со­циально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех государственных органов, направленной на удовлетворение инте­ресов личности;

2)принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

3)принцип гласности иоткрытости в деятельности государственного аппарата. Например, право граждан государства путем общенародных голосований (референдумов) отменять противоречащие интересам народа решения любых органов государства, в том числе и в сфере международных отношений;

4) высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны. Этот профессиональный принцип государственного управления означает прежде всего использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией. Привлечение же к государственной службе людей, не обладающих навыками управления, как показала наша отечественная практика государственного строительства, приводит к негативным последствиям.Эти люди, будучи хорошими специалистами в области промышленного и сельскохозяйственного производства, на государственной службе не могут выполнять возложенные на них обязанности достаточно квалифицированно;

5)принцип законности, правовых начал в деятельности всех составных частей механизма государства в их взаимоотношениях с населением раны и между собой, а также с различными общественными движениями и организациями;

6)принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства, религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев;

7) в федеративных (союзных) государствах важным принципом организации и деятельно и государственного аппарата являются субординация и четкое взаимодействие между общефедеральными органами (центром) и го дарственной властью членов федерации

Наши рекомендации