Стадии процесса применения норм права

Правоприменение – одна из иллюстраций действия права во времени, поскольку это, как правило, упорядоченная деятель­ность в рамках нескольких стадий. Все ее стадии регламентируется соответствующими про­цедурными нормами, устанавливающими определенный порядок правопри­менения и обеспечивающий ее результат.

Специалисты выделяют три основные стадии правоприменения (каждая стадия может быть разбита на более мелкие):

1) установление фактической основы (фактического состава) дела;

2) установление юридической основы (юридического состава) дела;

3) принятие решения.

Первая стадия предполагает установление объективной истины по делу, чтобы правоприменение было обоснованным, для чего собирается информация, имеющая значение для выяснения фактических обстоятельств.

Вторая стадия подводит правоприменителя к выбору применяемых норм права, проверке юридической силы нормы права, пре­делов действия норм во времени (действуют ли они в полном объеме или уже отменены, изменены), в пространстве и по кругу лиц, уяс­няет смысл и содержание юридических предписаний, квали­фицирует деяние.

На третьей стадии принимается решение, оформленное как правоприменительный акт. Именно в рамках данного этапа выявляется результат правоприменения.

6. Юридический процесс: понятие и виды

Юридический процесс – это относительно новое понятие в юридической науке, которым принято обозначать такую правовую деятельность, которая:

во-первых, регулируется определенными нормами процессуального права (и соответственно составляет, например, гражданское процессуальное право и др.);

во-вторых, содействует реализации норм материального права (так, Уголовно-процессуальным кодексом регулируется порядок рассмотрения дел и вынесения приговоров в соответствии с Уголовным кодексом);

в-третьих, обеспечивает интересы определенных субъектов права (рассмотрением дела в конституционном судопроизводстве гарантируется соблюдение конституционных основ государства, защита конституционных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение соответствия законодательства страны ее конституции);

в-четвертых, в заключительной стадии закрепляется в юридических документах (в гражданском процессе – это решение, в уголовном – приговор, в конституционном – постановление или определение и др.).

С учетом того, что такая деятельность осуществляется в разных сферах жизни общества, регулируется разнообразными методами и нормами права, связана с разными формами их реализации и характером принимаемых документов, выделяются различные виды юридического процесса. Для их изучения можно использовать метод классификации. В качестве оснований для такой классификации, как правило, используют:

а) метод правового регулирования, в соответствии с которым выделяют такие виды, как:

· конституционный – это выявление соответствия принятого нормативного правового акта конституции государства (в России в зависимости от характера принятого акта такие дела рассматриваются Конституционным Судом РФ или конституционными (уставными) судами субъектов Федерации);

· административный – это разрешение правового спора, возникшего в связи с реализацией управленческой деятельности государственных или муниципальных должностных лиц, служащих (такие споры могут возникнуть, например, в процессе осуществления компетентными органами природоохранного (экологического) контроля, регистрации или лицензирования, контроля за соблюдением пешеходами или автолюбителями правил дорожного движения и др.);

· гражданский (и как разновидность – арбитражный процесс) – рассмотрение спора об имущественных правах физических и юридических лиц, а также дел о некоторых неимущественных правах;

· уголовный – процесс рассмотрения дел, предусмотренных уголовным законодательством государства.

б) правовую природу принимаемых решений. В соответствии с этим говорят о процессах: правотворческом (издании правовых норм); правоприменительном (как форме реализации права); праворазъяснительном (интерпретации права) и др.

7. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды

Акт применения права – правовой акт, содержащий индивидуальное властное предписание, вы­несенное компетентным органом в результате решения кон­кретного юридического дела. Он обладает следующими особенностями:

· исходит от компетентного органа;

· носит государственно-властный характер;

· носит индивидуальный (персонифицированный), а не нор­мативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам,

· имеет определенную установленную законом форму, определенную структуру (состоит из вводной, описа­тельной, мотивировочной и резолютивной частей).

А.Малько и С.Комаров классифицируют правоприменительные акты по следую­щим основаниям:

1) по форме – указы, приговоры, решения, приказы и т. п.;

2) по субъектам, их издающим, – акты государственных и негосударственных (в частности, муниципальных) органов;

3) по функциям права – регулятивные (приказ о повы­шении по службе) и охранительные (постановление о возбуж­дении уголовного дела);

4) по юридической природе – основные (выражают ко­нечное решение юридического дела, например, приговор) и вспо­могательные (подготавливают издание основных, в частности, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого);

5) по предмету правового регулирования – акты уголовно-правовые, гражданско-правовые и т. п.;

6) по характеру влияния на субъектов – материальные (решение о назначении на должность, возлагающее полномочия) и процессуальные (решение судьи, устанавливающее меру и форму юридической ответственности ответчика).

Тема 20

ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА

Понятие толкования права

Под толкованием права в основном понимают выяснение точного смысла правовой нормы с целью либо применения такой нормы в юридической практике, либо разъяснения соответствующей нормы заинтересованной стороне, либо определения адекватности конкретной нормы права сущности правового акта в целом, общему пониманию права. Такое выявление обычно становится актуальным, когда воля лица, издавшего ту или иную норму права, не является очевидной для заинтересованных сторон, когда возникает различное понимание отдельной нормы права и в силу этого создается конфликтная ситуация.

Толкование права имеет важное значение:

· для развития правовой науки; толкование права является одним из методов исследования как в теоретической юриспруденции, так и в развитии отраслевых юридических наук;

· в процессе реализации права, т.к. для того, чтобы использовать, исполнять или соблюдать норму права, необходимо понять ее смысл; особенно большую роль такое уяснение имеет в правоприменительной практике, когда от того, каким образом понимается норма права, зависит охрана или защита чьих-то прав;

· в процессе правотворчества, ибо, регулируя нормами права определенные социальные отношения, необходимо видеть последствия издания той или иной правовой нормы, избегать по возможности ее двойственного толкования в практике

Подчеркнем, особую роль толкования права для разрешения юридических конфликтов. Часто причиной возникновения таких спорных ситуаций, например, в сфере гражданского права, становится неоднозначное понимание той или иной нормы права конфликтующими сторонами. В этой ситуации разрешение такого спора во многом зависит от того, насколько глубоко и полно будет уяснено содержание его предмета. Поэтому в толковании нормы права большую роль играют органы, осуществляющие административное или судебное производство. В силу этого подчас толкование права может использоваться как инструмент манипуляции, разрешения дела в интересах определенных политических или экономических сил.

Сказанное, позволяет сделать вывод о том, что понятие «толкование права» предусматривает:

во-первых, уяснение смысла и содержания правовой нормы;

во-вторых, разъяснение понятого смысла нормы права.

Виды толкования права

В теории права различают следующие виды толкования права.

1. Официальное и неофициальное толкование – в зависимости от того, кто дает такое толкование и в соответствии с этим, какое значение имеет такое толкование. В частности, официальное толкование может быть:

а) нормативным, имеющим общий характер и обязательное значение для рассмотрения всех возможных случаев применения данной правовой нормы; исходящим только от компе­тентного органа (толкование законодателя по любому во­просу государственной жизни, правительства – актов органов исполнительной власти, Пленума Верховного Суда РФ с обобщением судебной практики и разъяснением по вопросам применения законода­тельства при рассмотрении определенной категории дел);

б) казуальным – разъ­яснением нормы права применительно к конкретному казусу (слу­чаю), которое имеет обязательную силу только для решения того дела, в связи с рассмотрением которого было дано (учитывая, что каждое решение суда по гражданскому делу или приговор по уголовному делу включает мотивацию – обоснование вынесенного решения или приговора, можно считать, что суд при рассмотрении каждого дела дает казуальное толкование определенной нормы права).

Разновидностью официального толкования является аутентичное, т.е. толкование нормы права, предпринятое тем органом, который издал ее.

Неофициальное толкование дается учеными-теоретиками и юристами-практиками. Оно не имеет обязательной силы, но позволяет уяснить содержание правовой нормы, разобраться в наиболее сложных ситуациях и принять правильное решение. Особое место занимает доктринальное толкование, которое дается специалистами-юристами, как правило, в виде комментариев к отдельным правовым актам.

2. Буквальное, расширительное и ограничительное – толкование норм права по объему. Буквальное толкование предусматривает строгое соответствие в процессе толкования словесной формулировке правовой нормы, когда объем толкования равен объему самой нормы права. Расширительное толкование, оправданное часто тем, что законодатель в словесной формулировке сузил объем правовой нормы, предусматривает расширение последней, распространение ее действия на более широкий круг общественных отношений, с учетом общего смысла правового акта, содержания других правовых норм. Ограничительное толкование означает обратный процесс, когда при толковании нормы права, с учетом других норм, из нее исключаются те или иные общественные отношения, формально регулируемые толкуемой нормой права. Применение расширительного или ограничительного толкования нормы права вызвано тем, что законодатель не может учесть всего многообразия жизненных реалий либо строгое следование буквальному содержанию нормы права приводит на самом деле к искажению «духа» права, его справедливости.

Однако, следует заметить, что в отдельных случаях запрещается как расширительное, так и ограничительное толкование нормы права. Это, например, относится к толкованию тех норм, которые определяются виды юридической ответственности, санкции за отдельные правонарушения и др.

3. Особое значение имеет классификация видов толкования в зависимости от тех способов (приемов), которые при этом используются (грамматическое, систематическое, историко-политическое, логическое, специально-юридическое).

В процессе толкования правовых норм большое значение имеют акты толкования — интерпретационные акты, которые действуют одновременно с норматив­ными актами, правовым нормам которых дается толкование. Различают интерпретационные акты: а) правотворчества, изданные в порядке аутентичного или ле­гального толкования; б) правоприменения, содержащие правила применения норм права, сформулированные в результате обобщения опыта их жизнедеятельности.

Наши рекомендации