Политическая мысль в эпоху Возрождения
Своеобразие средневековой политической мысли обусловлено главным образом сильным влиянием на нее христианской религии и римской католической церкви. Например, важнейшая черта социально-политических воззрений Блаженного Августина (354 — 430) — обоснование и оправдание неравенства в обществе, предопределенного миром небесным, понимание истории человечества как борьбы "двух градов", двух государств — "града Божьего" и светского государства. Официальной церковной идеологией средних веков стало учение Фомы Аквинского (1225 — 1274), которое в 1879 г. было объявлено Папой римским "единственно истинной философией католицизма".
В XVI столетии во всех западноевропейских государствах господствующей стала культура Возрождения, в основе которой лежали гуманистические идеи. В противовес средневековым схоластам представители гуманизма изучали не Бога с его ипостасями, а человека, его отношения с другими людьми, с государством и обществом. В социально-политических науках активно разрабатывались два основных направления. Первое — теоретическое обоснование необходимости замены феодально-сословного неравенства юридическим равенством, закрепления права частной собственности, защиты личности от религиозно-феодального произвола. Второе — политическая идеология низших слоев, предшественников рабочего класса, в основе которой лежали идеи утопического социализма.
Итальянский политический мыслитель Никколо Макиавелли (1469— 1527) выступал против политической раздробленности, за сильную государственную власть, базирующуюся на частнособственнических буржуазных отношениях. Он вошел в историю мировой политической науки как автор книги "Государь", в которой изложены его представления о происхождении и сущности власти, о формах правления, о требованиях к участникам политического процесса, среди которых важное место занимает технология политического лидерства. Главным в политических воззрениях Макиавелли является выдвинутый им принцип политического реализма, который предполагает учет в политике подлинных условий действительности, подчинение политических действий практическим интересам.
Высшее правило политики и главная ее проблема — определить такую форму действий, которая соответствует характеру времени и специфическим обстоятельствам в момент принятия решения. В чрезвычайных обстоятельствах, когда "народ развращен", нужны и чрезвычайные меры. Ради упрочения государства допустимо использование любых средств, во имя государства можно нарушить и религию, и мораль. "Если безопасность государства зависит от предстоящего решения, не следует учитывать, справедливо оно или нет, гуманно или жестоко, благородно или постыдно. Отодвинув все в сторону, нужно спрашивать лишь одно — спасет ли оно жизнь и свободу государства".
Сердцевина политической теории Макиавелли — концепция исторического процесса, в основе которой лежит представление о социальной борьбе как движущей силе общественных и политических изменений. Макиавелли первый сформулировал чрезвычайно важную для позднейшей политической науки идею функциональности политического конфликта. Соответственно смену форм правления он связывал не с божественной волей или человеческой природой, а с закономерными повторениями определенных ситуаций и соотношений борющихся сил, которые обусловливают приход к власти то монарха, то аристократии, то народа.
Француз Жан Боден (1530—1596) в работе "Шесть книг о государстве" писал о сильной государственной власти, способной вывести страну (у него — Францию) из хаоса религиозных войн. Государство он определил как правовую власть нескольких семей над социальными вопросами. Монарх — единственный, абсолютный источник права.
Первым в истории политической мысли Боден выдвинул идею государственного суверенитета (фр. souverainete — носитель верховной власти). Суверенитет, или право творить и проводить в жизнь законы, принадлежит государству по определению. Государство — обладатель верховной политической власти как внутри собственной страны, так и в отношениях с зарубежными державами. Выше носителя суверенной власти только Бог и законы природы. Суверенитет не зависит от того, справедливы законы или нет, он зависит от силы творить их.
Боден отрицательно относился к демократическому государству, в котором очень много законов и властей, а общее дело в упадке, и к аристократии, где много раздоров, а правит глупое большинство. Наилучшей формой правления он считал монархию, в которой обеспечены компетентность (советуют многие) и энергичность власти (решает, один). Особенно необходимы монархии в больших государствах.
Крупный вклад в развитие политологии того времени внесли английские мыслители Т. Гоббс и Дж. Локк.
Томас Гоббс (1588 — 1679) свое политическое учение изложил в философском труде "О гражданине" и трактате "Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского". Верховная власть и независимость светского государства — основные идеи его политического учения. Признавая только три формы государства, он полагал, что самая лучшая форма власти — монархия, но в то же время отрицал теорию божественного происхождения власти и утверждал, что источником королевской власти является общественный договор. Государство — человеческое, а не божественное установление. В учении Т. Гоб- бса, таким образом, сосуществуют две концепции — либеральная ("общественный договор") и консервативная ("приоритет монарха и обеспечение свободы").
Сильное государство — средство избавления от человеческих недостатков. Настаивая на том, что монарх не имеет отношения к общественному договору, который заключает общество, а потому его власть не может быть ограничена обществом, Гоббс был против разделения власти. Воля государя — высший закон, и необходимо подчиняться ему.
Джон Локк (1632—1704) более решительно, чем Гоббс, встал на позиции либерализма. Теория естественных прав и конституционализм — основной его вклад в политическую мысль. Он показал необходимость преобладания в политике гражданского начала, ограничения влияния монархии, первым обосновал понятия "личность", "общество", "государство". Локк считал, что государство подчиняется обществу, которое в свою очередь подчиняется личности. Правительству передается лишь часть прав личности, которая определяется отношением человека к собственности: чем больше собственности, тем больше политических прав, но тем больше и обязанностей перед государством, стоящим на страже этой собственности. Необеспечение названной функции делает правительство незаконным и дает гражданам право на сопротивление.
Одним из первых Локк выдвинул идею разделения властей на законодательную, исполнительную и союзную (сфера внешней политики); судебную власть он относил к исполнительной. Государство должно подчиняться незыблемым принципам права, а само право из велений власти вырастает в стабильную основу общества равных перед законом собственников.
24. Политическая мысль Нового времени
Новое время в Европе - эпоха буржуазных революций и последующего развития капитализма на основе промышленного переворота и политических преобразований. Начало Нового времени связан с формированием идеологии Просвещения, которое интеллектуально подготовило буржуазные революции. Идеология основывалась на убеждении в способности человеческого разума познать действующие в мире законы и изменить всю систему общественных отношений. Политическая мысль начинает уделять большое внимание проблеме индивида как гражданина и характер его взаимоотношений с государством.
Гуго Гроций . Основными политическими доктринами эпохи Просвещения стали теории "естественного права" и"общественного договора" . Основателем концепций считается голландский юрист и дипломат Гуго Гроций. По учению Гроция, естественные права определены самой природой человека и по смыслу является свободой любого человека использовать свои силы для сохранения собственной жизни. Он выделял естественное право и волеустановлене, которое в свою очередь разделил на божественное право и человеческое правоЧеловеческое право хотя и является переменным, в результате не должно противоречить человеческой природе и естественному праву.
Томас Гоббс . Согласно мнениям английского мыслителя Томаса Гоббса, естественное состояние людей - это постоянный конфликт, война всех против всех. Подобная война следует из эгоистической природе людей, из склонности делать друг другу зло, сложившееся в результате своеобразной равенства людей, права, которое предполагает делать все, что угодно и против кого угодно. Инстинкт самосохранения толкает людей к заключению договора. Жертвуя своей свободой, они получают защиту со стороны суверена - государства.. Заключив договор, люди уже не имеют права от него отказаться, не имеют права сопротивляться действиям суверена. Лишь в том случае, если власть не способна гарантировать самосохранение подданным, он перестает быть законным. Будучи сторонником абсолютной монархии, Гоббс настаивал на неделимом характере государственной власти и был противником принципа разделения властей.
Джон Локк Он считал, что большинство людей подражают естественным правам через свою разумность и доброту, хотя могут тянуться к властной выгоды. Поэтому они нуждаются независимого судью. Создав государство (своеобразного опекуна), народ выступает как его подопечный и как его основатель. Последнее дает право народа отменять законы, которые противоречат его интересам.
Более того, народ имеет право отобрать власть у правителей, которые нарушают его естественные права. Дж.Локка называют отцом либерализма. Именно его представление о естественных правах человека легло в основу формирования либеральной идеологии.
К естественным, невидсуджуваних прав человека он отнес следующие:
- право на жизнь, защищающая безопасность человека;
- право на свободу, уничтожает угнетение человека и дает возможность определить свою жизнь согласно своим желаниям;
- право на собственность - право работать и владеть результатами своего труда. Дж. Локк оправдывал частную собственность, поскольку считал, что она создается индивидуальными усилиями и инициативой.
Жан-Жак Руссо . Радикальную концепцию общественного договора создал французский мыслитель Жан-Жак Руссо. Идеализируя естественное состояние, своеобразный "золотой век", он считал, что гражданское состояние должен гарантировать человеку возмещения естественного равенства в виде договорено установленных свобод. Руссо считается отцом классической теории демократии, потому что именно ему принадлежит идея народного суверенитета. Создав государство, люди не отдают себя во власть суверена, а являются носителями верховной власти. Считая суверенитет народа неделимым, он выступал против разделения верховной власти между любыми органами. Законодательная власть не может быть передана парламенту, а должна осуществляться непосредственно народом. . Но его модель создает новые оковы. Общая воля народа, которая формируется при заключении договора, исключает те интересы, которые нельзя обобщить. Индивид превращается в нераздельную часть коллективного целого. Никто из граждан не может выразить своей частной любопытства. Руссо выступает против общественного и политического плюрализма, полагая, что партии и частные ассоциации усложняют процесс формирования общей воли. Он декларирует, что тех граждан, которые не осознали своего права на свободу и отказываются подчиняться общей воле, можно заставить быть свободными.
В XVII-XVIII вв. сформировалась политико-правовая теория разделения властей . Ее смысл заключался в обосновании соответствующей организации государственности, которая позволяла бы создавать дополнительные гарантии против тирании и нарушения политических свобод. Дж. Локк, противник абсолютной монархии, предложил разделить суверенитет между двумя ветвями власти: законодательнойи исполнительной . Законодательная власть хотя и является верховной, не носит абсолютного характера. Среди условий, которые ее ограничивают, он называет равенство закона для всех - богатых и бедных, а также направленность закона на достижение блага людей.
Функции исполнительной власти принадлежат монарху и министрам. Теоретическая модель Локка отражала, как ему казалось, форму политического управления, сложившееся в Британии после Славной революции 1688 г. В действительности ветви власти были не столь независимы друг от друга: суд был частью исполнительной системы, а монарх через министров осуществлял влияние на работу парламента.
Шарль Луи де Монтескье . Классический вариант теории разделения властей был создан французским просветителем Ш. Луи де Монтескье. Он увлекался римской республикой и конституционной монархией Англии, видя в них воплощение смешанного правления. Сторонник уравновешенной конституции и разделения властей, он идеализировал форму правления в Англии, считая, что в ней сочетаются лучшие черты монархии в исполнительной власти, аристократии в палате лордов как верховном суде и демократии в законодательной власти палаты общин. В подобном разделении полномочий он увидел гарантии против произвола. Монтескье сформулировал базовые положения доктрины разделения властей.
1. Каждая ветвь власти отвечает за выполнение определенных функций:
- законодательная власть принимает законы, обязательные для всех граждан;
- исполнительная власть ответственна за практическое воплощение законов;
- судебная власть отвечает за безопасность граждан.
2. Взаимоконтроль ветвей власти, что позволяет достичь баланса сил. Сторонник народовластия, он понимал, что сам народ через организационные сложности не сможет постоянно выполнять функцию контроля над властью, поэтому предложил, что более эффективным будет взаимоконтроль ветвей власти по горизонтали. Монтескье разработал теорию народного представительства, обосновав право каждого гражданина выбирать своих представителей в органы власти. Собрание представителей, обладая законодательной властью, выражают народную (общий) волю.
Алексис де Токвиль . современник Алексис де Токвиль также было обеспокоено проблемой защиты индивидуальной свободы от "тирании большинства". Собственно он и ввел понятие "тирания большинства". Он был сторонником демократии и считал, что падение правления аристократии и демократические преобразования является универсальным процессом, вызванным утверждением социального равенства. Спор о превосходстве демократии или аристократии решена в пользу первой, но возможны различные альтернативы демократии: равенство в сочетании со свободой или равенство без свободы. Опасность для индивидуальной свободы скрывается в том, что демократия может обладать трудно выраженным разновидностью деспотизма - власть общественного мнения, которая подавляет любое несогласие.
Джон Стюарт Милль . Идея Токвиля о том, что опасность для индивидуальной свободы может исходить от общественного мнения, нашла теоретическое продолжение в учении английского мыслителя Джона Стюарта Милля. Гарантией против подобной тирании, по его мнению, должна стать абсолютная свобода мысли. Подавление дискуссий несправедливое и даже вредное для общества, так как оно теряет возможность познать мнение, которое может оказаться справедливым. Следование догмам, которые не поддаются экзамена свободного обсуждения, не оставляет обществу шанс дальнейшего развития.