Шарль-Луи Монтескье (1689-1755) – искусствовед, историк, философ
Время – конец правления Людовика XIV, конец абсолютизма, зарождение буржуазных отношений.
Его теория: Трактат «О духе законов».
Создал светскую концепцию развития мировой истории. Основа существования – естественное право. Когда люди собираются в общества, исчезает равенство и начинается война. Общество нуждается в общих законах, которые будут воплощать справедливость. Необходимость соблюдения законов приводит к возникновению государства. Сначала было право, а потом государство. Главная ценность теории Монтескье – политическая свобода, которая обеспечивается законами и государством.
Принцип осуществления политической свободы – отделение государства от гражданского общества и разделение властей. Законодательная, исполнительная и судебная. Ветви власти должны ограничивать друг и друга и уравновешивать, чтобы не было злоупотребления.
Выделяет три образа правления: республиканский (демократия и аристократия), монархический (правит один человек посредством законов) и деспотический (правит один человек по своему произволу).
Томас Джефферсон (1743-1826) - видный деятель Войны за независимость США, автор Декларации независимости (1776), 3-й президент США.
Является основателем доктрины отделения церкви от государства. Дополнил теорию разделения властей «системой сдержек и противовесов». Данный механизм до сих пор действует в политической жизни США. Минимум влияния друг на друга.
Независимость властей гарантируется тем, что каждая власть имеет различные источники формирования, а также различные сроки полномочий. Все это обеспечивает самостоятельность властей, устойчивость и преемственность. Поэтому в президентской республике исполнительная власть не формируется законодательной. К тому же в президентской республике в ее классической форме, например, в США, отсутствует пост премьер-министра. Вся полнота исполнительной власти находится у Президента и его команды. Президент не имеет права распустить конгресс, а Конгресс — досрочно отрешить президента от должности, за исключением импичмента.
Билет 7. Теория классового господства (Маркс)
Карл Маркс (1818-1883) - немецкий философ, экономист, политический журналист.
Труды: «Немецкая идеология» (вместе с Энгельсом), «Манифест коммунистической партии», «Капитал», «Критика Готской программы», «Гражданская война во Франции».
Теория классового господства:
Необходимым условием существования общества является производство материальных благ. Каждому способу производства соответствует определенная форма общества и государства. Это называется общественно-экономическими формациями. В течение истории формации сменяются не произвольно, а следуя определенной последовательности. В каждой формации, кроме последней, есть два класса: угнетающий и угнетаемый. Борьба классов вызывает смену формаций. Классовая борьба – основной двигатель истории.
Смена формаций:
первобытно-общинная (классовое деление отсутствует),
рабовладельческая (рабы и рабовлдельцы),
феодальная (феодалы и крестьяне),
капиталистическая (капиталисты/буржуазия и рабочие),
коммунистическая (частной собственности нет, классов нет).
Государство, независимо от формации, является оружием насилия меньшинства, которое является господствующим классом. Оно насильственно удерживает в подчинении большинство – угнетаемый класс. При коммунизме не будет правящего класса, чьи интересы нужно защищать, значит, государство отомрет за ненадобностью. При переходе от капитализма к коммунизму установится временно диктатура пролетариата как класса. А затем классы отомрут, пролетариат как класс тоже, и за компанию государство.
Во второй половине ХIХ века марксизм значительно распространился во многих странах мира, где разгорелось движение рабочего класса. Марксизм имел огромное влияние на судьбу цивилизации в ХХ веке. Учение Маркса, выйдя на общественную арену в 40-х годах, стало значительным идейно-политическим течением в Европе в 70-90-х годах XIX века. В России марксизм появился и укрепился в конце XIX века. К середине XX века он развивался в различных регионах Азии, получил распространение в Африке, Латинской Америке. Историческое значение марксизма было и остается связанным с деятельностью огромных масс людей - пролетариев, интерес которых защищала и выражала эта общественная теория.
Билет 8. Теория легитимного господства (Макс Вебер)
Политическое господство означает структурирование в обществе отношений командования и подчинения, организационное и законодательное оформление факта разделения в обществе управленческого труда и обычно связанных с ним привилегий - с одной стороны, и исполнительской деятельности - с другой. Оно возникает тогда, когда власть превращается в устойчивые отношения. Научное понимание господства, в отличие от его трактовки в повседневном языке, этически нейтрально и не связано с такими негативными атрибутами, как эксплуатация, угнетение, подавление. Господство - это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых. Такой порядок может соответствовать интересам не только управляющего меньшинства, но и всего общества или, по крайней мере, его большинства.
Господство как власть может по-разному оцениваться гражданами. Положительная оценка, принятие населением власти, признание ее правомерности, права управлять и согласие подчиняться означает ее легитимность. Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая.
Легитимность (Конституция РФ) - положительное отношение населения страны, его больших групп, общественного мнения к действующим институтам государственной власти.
Большой вклад в теорию легитимации господства власти внес Макс Вебер. (1864-1920, немецкий социолог, историк, экономист). В книге Макса Вебера “Хозяйство и общество” в главе “Типы господства” даются ставшие почти общепринятые определения. Господством Вебер называет возможность встречать повиновение определенных групп людей cпецифическим (или всем) приказам. При этом господство аналогично “авторитету” и столь же разнообразно в мотивах его признания, ведущих к повиновению.
Вебер предлагает различать виды господства по типичной для них претензии на легитимность. Вебер выделяет чистые типы легитимного господства, которые можно представить в следующей интерпретации: