О местном референдуме в донецкой области

ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Временным положением устанавливается порядок организации и проведения местного референдума в Донецкой области (далее - референдум), действующий до урегулирования вопроса о конституционно-правовом статусе Донецкой Народной Республики.

2. Правовой основой проведения референдума являются:

а) положения статей 38, 69 Конституции Украины, ст. 7 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», закрепляющие право граждан Украины на участие в референдуме;

б) настоящее Временное положение;

в) общепризнанные принципы и нормы международного права.

3. В референдуме вправе участвовать граждане Украины, достигшие на день голосования на референдуме возраста 18 лет и зарегистрированные на территории Донецкой области (далее - граждане). Граждане также вправе участвовать в работе комиссий по проведению референдума в качестве членов комиссий, проводить агитацию по вопросам референдума, осуществлять наблюдение за голосованием на референдуме и подведением его итогов, а также участвовать в других действиях по подготовке и проведению референдума в порядке, предусмотренном настоящим Временным положением.

4. Граждане участвуют в референдуме независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, образования, вероисповедания и отношения к религии, политических взглядов и мировоззрения, а также от других обстоятельств.

5. Участие граждан в референдуме является добровольным и свободным, основывается на всеобщем равном и прямом волеизъявлении путем тайного голосования. Какой-либо контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

6. Граждане участвуют в референдуме лично и непосредственно, на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает одним голосом.

7. Не имеет право участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными.

8. Документами, удостоверяющими личность гражданина, участвующего в референдуме, и его гражданство, являются паспорт гражданина Украины.

9. Для подготовки и проведения референдума составляются списки участников референдума, создаются участки для голосования на референдуме, образуется Центральная избирательная комиссия Донецкой Народной Республики, а также территориальные и участковые комиссии.

10. Финансирование организации и проведения референдума осуществляется за счет средств, собранных в качестве добровольных пожертвований на данные цели от общественных организации и отдельных физических лиц.

Глава 2. РЕШЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ РЕФЕРЕНДУМА.

ВОПРОСЫ РЕФЕРЕНДУМА

1. Решение о проведении референдума принимается Советом представителей территориальных громад, политических партий и общественных организаций Донецкой области.

2. На референдум выносятся вопросы, касающиеся конституционно-правового статуса Донецкой Народной Республики.

3. Формулировка вопросов, выносимых на референдум, утверждаются Советом представителей территориальных громад, политических партий и общественных организаций Донецкой области.

РАЗДЕЛ II

УЧАСТКИ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ НА РЕФЕРЕНДУМЕ

Глава 1. ОБЩИЙ ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ НА РЕФЕРЕНДУМЕ

1. Участки для голосования на референдуме (далее - участки референдума) образуются территориальными комиссиями. Территориальные комиссии образуют участки референдума. Участки референдума образуются из расчета от двадцати до двух тысяч пятисот участников референдума на каждом участке референдума. Участки референдума делятся на:

а) малые - с ориентировочным числом участников референдума от 20 до 500 человек;

б) средние - с ориентировочным числом участников референдума от 500 до 1500 человек;

в) большие - с ориентировочным числом участников референдума от 1500 до 2500 человек.

2. Если на территории или в учреждении насчитывается меньшее или большее число участников референдума, чем предусмотрено пунктом 1 настоящего Временного положения для соответствующих участков референдума, и этих участников референдума (их превышающую предельную численность часть) нельзя отнести к другому участку референдума либо образовать дополнительный участок референдума, на такой территории или в таком учреждении участок референдума может быть образован соответственно с меньшей или большей численностью участников референдума.

3. Территориальная комиссия своим решением устанавливает единую нумерацию участков для голосования на референдуме.

Глава 2. ОБРАЗОВАНИЕ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ НА РЕФЕРЕНДУМЕ

1. Участки для голосования на референдуме образуются для проведения голосования граждан по месту их регистрации. Образование таких участков для голосования на референдуме осуществляется территориальными комиссиями во взаимодействии с местными органами власти и органами местного самоуправления.

2. Центральная избирательная комиссия своим решением определяет границы каждого участка референдума (с указанием наименования населенного пункта, улицы и номеров домов), а также место нахождения участковой комиссии для голосования на референдуме и помещения для голосования.

3. Участки референдума образуются не позднее чем за 3 дня до дня голосования.

РАЗДЕЛ III

КОМИССИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕФЕРЕНДУМА

Глава 1. СИСТЕМА КОМИССИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕФЕРЕНДУМА

1. Подготовку и проведение референдума осуществляют:

а) Центральная избирательная комиссия Донецкой Народной Республики (далее - Центральная избирательная комиссия);

б) территориальные комиссии: городские, районные комиссии;

в) участковые комиссии.

2. Полномочия комиссий по подготовке и проведению референдума осуществляют:

1) Центральная избирательная комиссия - в пределах территории Донецкой области;

2) территориальные комиссии - в пределах города, района;

3) участковые комиссии - в пределах участка.

3. В случае проведения референдума на территории города с районным делением районная в городе комиссия осуществляет полномочия комиссии по референдуму (далее - территориальная комиссия).

Глава 2. СТАТУС И ПОЛНОМОЧИЯ КОМИССИЙ РЕФЕРЕНДУМА

1. Комиссии референдума являются коллегиальными органами, уполномоченными осуществлять подготовку и проведение референдума.

2. Комиссии референдума являются субъектами процесса референдума. В целях реализации своих полномочий комиссии референдума вправе обращаться в органы власти и органы местного самоуправления, иные органы, а также на предприятия, в учреждения, организации и к их должностным лицам.

3. Центральная избирательная комиссия:

а) организует подготовку и проведение референдума;

б) возглавляет систему комиссий, которые создаются для подготовки и проведения референдума, направляет деятельность этих комиссий;

в) образует городские и районные территориальные комиссии по проведению референдума, выдает их членам удостоверения;

г) принимает обязательные разъяснения по вопросам применения настоящего Временного положения, осуществляет методическое обеспечение деятельности комиссий по референдуму;

д) утверждает смету расходов комиссий по референдуму и контролирует использование этих средств;

е) контролирует обеспечение комиссий по референдуму помещениями, транспортом, связью, рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения референдума;

ж) определяет количество бюллетеней, необходимых для голосования на референдуме, устанавливает форму бюллетеня для голосования на референдуме, степень защиты, обеспечивает изготовление бюллетеней;

з) устанавливает формы документов референдума, утверждает образцы печатей комиссий, определяет порядок хранения и передачи документов в соответствующие архивные учреждения;

и) регистрирует официальных наблюдателей от иностранных государств, международных организаций, республиканских организаций объединений граждан, общественных организаций;

к) заслушивает информацию комиссий по референдуму;

л) устанавливает результаты референдума и обнародует сообщение о его итогах;

м) рассматривает заявления и жалобы на решения, деятельность или бездеятельность относительно проведения референдума, принимает решения по этим вопросам;

н) осуществляет иные полномочия согласно настоящему Временному положению.

4. Территориальная комиссия:

а) образует участки и участковые комиссии по референдуму согласно настоящему Временному положению, выдает членам участковых комиссий удостоверения;

б) обеспечивает подготовку и проведение референдума в пределах города, района;

в) осуществляет в пределах соответствующего территориального округа контроль за соблюдением и одинаковым применением участковыми комиссиями и их членами настоящего Временного положения;

г) предоставляет правовую, организационно-методическую, техническую помощь участковым комиссиям, организует обучение членов этих комиссий по вопросам организации проведения референдума;

д) контролирует обеспечение участковых комиссий помещениями, транспортом, связью, рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения референдума в пределах территориального округа;

е) созывает в случае необходимости по собственной инициативе заседания участковых комиссий;

ж) принимает участие вместе с участковыми комиссиями в составлении местными советами списков участников местного референдума, обеспечивает передачу предварительных, уточненных списков участников референдума участковым комиссиям;

з) заслушивает информацию участковых комиссий, органов местного самоуправления и их должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума;

и) получает бюллетени от Центральной избирательной комиссии, передает участковым комиссиям бюллетени для голосования, бланки другой документации в соответствии с настоящим Временным положением, обеспечивает осуществление контроля за учетом бюллетеней для голосования в пределах территориального округа;

к) обеспечивает в случае необходимости изготовление печатей, штампов для бюллетеней и передает их участковым комиссиям;

л) регистрирует официальных наблюдателей от общественных организаций в территориальном округе;

м) рассматривает обращения по подготовке и проведению местного референдума в пределах территориального округа, жалобы на решения, действия и бездеятельность участковых комиссий, а также относительно лиц, входящих в их состав, и принимает решение по этим вопросам;

н) устанавливает итоги голосования на референдуме в пределах

территориального округа, составляет протокол о результатах голосования и передает Центральной избирательной комиссии;

о) обеспечивает передачу на хранение в соответствующее государственное архивное учреждение документации по референдуму в установленном порядке;

п) в случаях, предусмотренных настоящим Временным положением, проводит подсчет голосов участников местного референдума на участке, а также принимает решение о признании голосования на участке недействительным, о проведении повторного подсчета голосов участников референдума на участке;

р) осуществляет другие полномочия, предусмотренные настоящим Временным положением.

5. Участковая комиссия:

а) обеспечивает ознакомление граждан со списками участников референдума;

б) заблаговременно вручает или направляет участникам референдума именные приглашения;

в) контролирует соблюдение на территории участка норм настоящего Временного положения, в частности относительно размещения агитационных материалов;

г) обеспечивает учет полученных комиссией бюллетеней для голосования;

д) обеспечивает подготовку помещения и урн для голосования;

е) организует в день проведения референдума голосование на участке и по месту пребывания участников референдума, не способных передвигаться самостоятельно;

ж) проводит подсчет голосов участников референдума, представленных на участке, составляет протокол о подсчете голосов участников референдума на участке и передает его и другую документацию территориальной комиссии;

з) осуществляет другие полномочия, предусмотренные настоящим Временным положением.

6. Полномочия участковой комиссии прекращаются через пятнадцать календарных дней со дня официального обнародования результатов референдума.

Глава 3. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ КОМИССИЙ

1. Центральная избирательная комиссия Донецкой Народной Республики образуется Советом представителей территориальных громад, политических партий и общественных организаций Донецкой области в количестве 15 человек в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов комиссии.

Территориальные комиссии образуются Центральной избирательной комиссия не позднее, чем за 8 календарных дней до дня проведения референдума в составе от 8 до 15 человек из представителей политических партий, общественных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории соответствующего города, района, в том числе национально-культурные общества (не более чем по одному человеку в состав каждой территориальной комиссии), а также представителей трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций, расположенных на соответствующей территории. Предложения по кандидатурам в состав территориальной комиссии могут также вносить органы местного самоуправления.

Территориальные комиссии формируются в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов комиссии.

Участковая комиссия образуется соответствующей территориальной комиссией не позднее, чем за 4 календарных дня до дня проведения референдума в составе от 8 до 12 человек из представителей политических партий, общественных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории соответствующего города, района, в том числе национально-культурные общества (не более чем по одному человеку в состав каждой территориальной комиссии), а также представителей трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций, расположенных на соответствующей территории. Предложения по кандидатурам в состав участковой комиссии могут также вносить органы местного самоуправления.

Участковые комиссии формируются в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов комиссии.

2. Членом комиссии может быть гражданин Украины, достигший возраста 18 лет и зарегистрированный на территории Донецкой области.

Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КОМИССИЙ РЕФЕРЕНДУМА

1. Деятельность комиссий референдума осуществляется коллегиально в соответствии с требованиями настоящего Временного положения.

2. Заседания комиссии референдума созываются ее председателем. При необходимости заседание комиссии может быть созвано решением вышестоящей комиссии. Заседание комиссии также обязательно проводится по письменному требованию не менее трети состава комиссии, которое председатель комиссии или его заместитель обязан созвать не позднее следующего дня после получения такого требования.

3. Первое заседание комиссии референдума созывается его председателем не позднее, чем на следующий день после ее формирования, а последующие - по мере необходимости.

4. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов комиссии от состава комиссии. В день голосования и во время подсчета голосов участников референдума заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее трети членов комиссии от состава комиссии.

5. О времени и месте проведения заседания комиссии, а также о повестке дня заседания обязательно уведомляются все члены комиссии. Членам комиссии предоставляются проекты решений комиссии и необходимые документы.

6. Заседание комиссии ведет председатель комиссии или его заместитель. В случае невыполнения ими этой функции комиссия определяет из своего состава председательствующего на заседании.

7. Комиссия обязана по требованию трех членов комиссии, а также по решению вышестоящей комиссии рассмотреть на своем заседании вопросы, относящиеся к ее полномочиям. Вопросы должны быть рассмотрены незамедлительно со дня заявления требования или принятия указанного решения, но не позднее дня голосования.

Вопросы, касающиеся внесения изменений в список участников референдума могут быть рассмотрены в день голосования.

8. Решение комиссии принимается открытым голосованием большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов комиссии.

9. Член комиссии, принимающий участие в ее заседании и не согласный с решением, принятым комиссией, вправе в течение двух дней после принятия решения высказать в письменной форме особое мнение, которое прилагается к протоколу заседания комиссии и является его неотъемлемой частью.

10. Решения комиссии, принятые в пределах ее полномочий, являются обязательными для выполнения всеми субъектами процесса референдума, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами, а также средствами массовой информации.

11. Решение комиссии, принятое с превышением ее полномочий, может быть отменено вышестоящей комиссией референдума по результатам рассмотрения обращения или по собственной инициативе либо признано противоправным и отменено судом. В этом случае вышестоящая комиссия референдума вправе принять решение по существу вопроса.

12. Комиссия в целях организационного, правового и технического обеспечения своих полномочий может привлекать соответствующих специалистов, экспертов и технических работников.

Глава 5. ПРОВЕДЕНИЕ ЗАСЕДАНИЙ КОМИССИЙ

1. На заседании комиссии, в том числе при подсчете голосов участников референдума и установлении итогов голосования, на участке референдума в день голосования в помещении для голосования присутствуют члены этой комиссии. Другие лица могут присутствовать на заседании комиссии только с ее разрешения или по ее приглашению, о чем на заседании комиссии принимается решение. Комиссия может принять мотивированное решение о лишении указанных лиц права присутствовать на заседании комиссии, если они противоправно препятствуют проведению заседания.

2. Комиссия принимает меры, необходимые для осуществления своей деятельности открыто и прозрачно, а также для доведения до сведения общественности принятых решений.

3. Работники правоохранительных органов и добровольных формирование по охране общественного порядка осуществляют охрану правопорядка в день голосования, в том числе при подсчете голосов участников, только за пределами помещения для голосования. В случае нарушения правопорядка председатель, заместитель председателя или секретарь комиссии может пригласить вышеуказанных лиц для осуществления действий по восстановлению правопорядка на время, необходимое для их осуществления.

4. На заседании комиссии ведется протокол заседания. Протокол ведет секретарь комиссии. При отсутствии секретаря комиссии или в случае невыполнения им своих полномочий комиссия из своего состава избирает члена комиссии, который выполняет обязанности секретаря комиссии на соответствующем заседании и при оформлении документов заседания. Протокол заседания комиссии подписывается председательствующим на заседании комиссии и секретарем комиссии (или секретарем заседания). Протокол заседания комиссии предоставляется для ознакомления членам комиссии не позднее следующего заседания комиссии, при этом член комиссии вправе его подписать.

5. Решение комиссии по рассмотренному вопросу оформляется в виде постановления, которое должно содержать:

а) наименование комиссии;

б) наименование постановления, дату и место его принятия, а также порядковый номер постановления;

в) мотивировочную часть со ссылкой на обстоятельства, обусловившие рассмотрение вопроса на заседании комиссии;

г) резолютивную часть.

6. Постановление комиссии подписывается председательствующим на заседании комиссии. Содержание и номер постановления должны быть отражены в протоколе соответствующего заседания комиссии.

7. По вопросам текущей деятельности комиссия может принимать протокольные решения.

8. Комиссия составляет акты и протоколы. Акт комиссии свидетельствует определенный факт или определенное событие, которые обнаружены и признаны комиссией. Протокол комиссии устанавливает итоги определенных действий, выполненных комиссией.

РАЗДЕЛ IV СПИСКИ УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА

Глава 1. СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА

1. При проведении референдума, в целях реализации прав участников референдума, Центральной избирательной комиссией и территориальными комиссиями, составляются списки избирателей.

2. В списки избирателей, участников референдума на участках включаются граждане, обладающие правом на участие в референдуме, местожительство которых расположено в пределах соответствующего избирательного округа.

Глава 2. ПОРЯДОК ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СПИСКОМ УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА

3. Участковая комиссия на следующий день после получения списка участников референдума предоставляет его для общего ознакомления в помещении участковой комиссии.

4. Участники референдума вправе ознакомиться со списками участников референдума и проверить правильность внесенных в них сведений.

Глава 3. ПОРЯДОК УТОЧНЕНИЯ СПИСКА УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА

1. До дня голосования комиссии осуществляют мероприятия по уточнению предварительных списков участников референдума.

2. Каждый участник референдума вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением об уточнении списка участников референдума, в том числе о включении или исключении из списка себя лично.

3. Заявления и жалобы, поданные в комиссии, безотлагательно рассматриваются соответствующей комиссией.

4. Территориальная комиссия одновременно с формированием участковых комиссий принимает решение о включении в список участников референдума на каждом обычном участке членов соответствующей участковой комиссии, включенных в списки участников референдума по своему избирательному адресу на других участках референдума.

Глава 4. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В СПИСОК УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА

1. Внесение изменений в список участников референдума осуществляется председателем и секретарем участковой комиссии по заявлению гражданина Украины, зарегистрированного на территории Донецкой области.

2. При включении участника референдума в список участников референдума в порядке внесения изменений в список участников референдума сведения об участнике референдума, предусмотренные формой списка участников референдума, вносятся в конце списка в соответствии с документами, являющимися основанием для такого включения. При этом в графе "Примечание" указываются основания включения в список участников референдума.

3. Исключение из списка участников референдума лиц, неправомерно включенных в список, осуществляется путем вычеркивания, что удостоверяется записью "Исключено" и подписями председателя и секретаря участковой комиссии в графе "Примечание". При этом в указанной графе рядом с фамилией исключенного участника референдума указываются дата и номер документа об исключении участника референдума из списка.

4. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой комиссии в день голосования исправляют неточности и технические описки в уточненном списке участников референдума (неправильное написание фамилии, имени, отчества, даты рождения, номера дома, квартиры места жительства), в случае если, несмотря на такие технические описки, понятно, что в список участников референдума включен именно тот участник референдума, который прибыл на участок референдума для голосования. Такое исправление удостоверяется подписями председателя, заместителя председателя и секретаря участковой комиссии референдума в графе "Примечание".

Глава 5. СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ

1. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств, повлекших за собой невозможность заблаговременной подготовки и передачи на отдельные участки списков участников референдума, списки участников референдума составляются в день голосования такой участковой комиссией самостоятельно.

2. Избиратели, прибывшие в день голосования на такие участки, включаются в списки избирателей участковой комиссией по предъявлении паспорта гражданина Украины.

РАЗДЕЛ V ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА

3. Расходы на подготовку и проведение референдума, в том числе на закупку товаров, работ и услуг для подготовки и проведения референдума, осуществляются комиссиями по референдуму согласно утвержденным сметам доходов и расходов на проведение референдума.

4. Центральная избирательная комиссия согласно средним нормам расходов территориальной и участковой комиссий на проведение референдума составляет единую смету доходов и расходов на проведение референдума с учетом расходов территориальных (окружных), участковых комиссий.

5. Центральная избирательная комиссия распределяет средства на проведение референдума между территориальными, участковыми комиссиями согласно средним нормам расходов территориальной и участковой комиссий на проведение референдума.

6. Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, их должностные и служебные лица обязаны содействовать комиссиям в реализации их полномочий: предоставлять им необходимые помещения, обеспечивать их охрану, а также охрану бюллетеней для голосования и другой документации референдума, предоставлять транспортные средства, средства связи, оборудование, инвентарь и оргтехнику, которые подлежат возврату после прекращения полномочий комиссий.

РАЗДЕЛ VI АГИТАЦИЯ РЕФЕРЕНДУМА

1. Граждане Украины, зарегистрированные на территории Донецкой области, имеют право свободно и всесторонне обсуждать вопрос референдума, официальные информационные материалы референдума, возможные последствия референдума, вести агитацию за или против вопроса референдума.

2. Под агитацией референдума понимается осуществление любой деятельности, которая побуждает участников референдума голосовать в поддержку или против вопроса референдума, печатные, устные, звуковые и аудиовизуальные виды и формы идейного влияния на людей, которые прямо или косвенно привлекают внимание к вопросу референдума, формируют в обществе и в сознании граждан положительное или отрицательное отношение к вопросу референдума или направляют политическое поведение граждан и социальных групп в их отношении к субъектам процесса референдума, в том числе информационные сообщения о мероприятиях, проводимых или поддерживаемых в указанных целях.

РАЗДЕЛ VII

ГОЛОСОВАНИЕ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФЕРЕНДУМА

Глава 1. ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ. БЮЛЛЕТЕНЬ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ

1. Голосование на референдуме проводится в специально отведенных и оборудованных для этого помещениях, в которых устанавливаются кабины для тайного голосования, определяются места выдачи бюллетеней для голосования и установления урн для голосования (далее - избирательные урны). На одном участке оборудуется одно помещение для голосования. Контроль за оборудованием помещения для голосования осуществляется участковой комиссией.

2. Органы исполнительной власти на местах и органы местного самоуправления обеспечивают участки помещениями, пригодными для их оборудования в качестве помещений для голосования, и оказывают техническую помощь в оборудовании помещений.

3. В помещении для голосования должны находиться кабины для тайного голосования в количестве, достаточном для проведения голосования на участке. Размещение оборудования в помещении для голосования осуществляется таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней для голосования, вход и выход из кабин для тайного голосования, избирательные урны находились в поле зрения членов участковой комиссии.

4. Каждый участок обеспечивается необходимым количеством избирательных урн - стационарных (больших) и переносных (малых).

5. Комиссии принимают все необходимые меры для обеспечения свободного волеизъявления участников референдума.

6. Голосование на референдуме осуществляется с помощью бюллетеней. Форма бюллетеня для голосования утверждается Центральной избирательной комиссией.

7. В бюллетене для голосования воспроизводятся формулировки вопросов, вынесенных на референдум, рядом с которыми помещаются пустые квадраты.

8. Бюллетени для голосования печатаются на русском языке.

9. Утверждение образца бюллетеня, заказ на его изготовление и утверждение порядка учета и передачи бюллетеней осуществляются Центральной избирательной комиссией в сроки, необходимые для обеспечения возможности голосования.

10. Председатели, заместители председателей, секретари и члены соответствующих комиссий несут персональную ответственность за обеспечение надлежащего хранения и использования бюллетеней для голосования.

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ В ПОМЕЩЕНИИ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ

1. Голосование проводится в день голосования с восьми до двадцати двух часов без перерыва. Перед началом голосования избирательные урны опечатываются членами участковой комиссии.

2. Организация проведения голосования и поддержания в помещении для голосования надлежащего порядка, обеспечение тайны волеизъявления участников референдума во время голосования осуществляются участковой комиссией.

3. Участник референдума расписывается за получение бюллетеня для голосования в списке участников референдума.

4. Участник референдума может находиться в помещении для голосования лишь в течение времени, необходимого для голосования.

5. Бюллетени заполняются участником референдума лично в кабине для тайного голосования. При заполнении бюллетеня запрещается присутствие в кабине для тайного голосования других лиц. Участник референдума, который вследствие физических недостатков не может самостоятельно заполнить бюллетень и опустить его в избирательную урну, вправе с согласия председателя или другого члена участковой комиссии воспользоваться помощью другого участника референдума.

6. Участник референдума не вправе передавать свой бюллетень для голосования другим лицам. Получение бюллетеня для голосования от других лиц (кроме уполномоченного на выдачу бюллетеней для голосования члена участковой комиссии), поощрение или принуждение участников референдума к передаче бюллетеня для голосования другим лицам путем соответственно подкупа, угроз или иным способом запрещается.

7. В бюллетене для голосования участник референдума отмечает любым знаком в квадрате тот вариант ответа, за который он голосует.

8. В случае если при заполнении бюллетеня для голосования участник референдума допустил ошибку, он вправе безотлагательно обратиться к члену участковой комиссии, который выдал ему бюллетень для голосования, с письменным заявлением о выдаче ему другого бюллетеня. Член участковой комиссии выдает участнику референдума другой бюллетень для голосования вместо испорченного, о чем член участковой комиссии делает соответствующую отметку в списке участников референдума напротив фамилии участника референдума и удостоверяет ее своей подписью. Испорченный бюллетень для голосования немедленно погашается как использованный выдавшим его членом участковой комиссии, о чем составляется акт. Этот акт подписывается двумя членами участковой комиссии, оформлявшими выдачу бюллетеня, и участником референдума, испортившим бюллетень для голосования. Указанный акт приобщается к списку участников референдума. Погашенный бюллетень для голосования сохраняется членом участковой комиссии, выдавшим бюллетень, до подсчета голосов участников референдума. При подсчете голосов участников референдума этот бюллетень учитывается как неиспользованный и упаковывается вместе с контрольным талоном в пакет с неиспользованными бюллетенями для голосования.

9. В двадцать два часа председатель участковой комиссии объявляет об окончании голосования, после чего могут проголосовать только участники референдума, находящиеся в помещении для голосования. После выхода из помещения для голосования последнего участника референдума помещение для голосования закрывается и в нем остаются только члены участковой комиссии.

Глава 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОЛОСОВАНИЯ ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ УЧАСТНИКА РЕФЕРЕНДУМА

1. Участнику референдума, включенному в список участников референдума на участке референдума, который в связи с возрастом, инвалидностью или по состоянию здоровья не способен передвигаться самостоятельно, участковой комиссией предоставляется возможность проголосовать по месту его пребывания (в том числе в стационарном лечебном учреждении).

2. Для организации голосования по месту пребывания участников референдума, указанных в пункте 1 настоящей главы, участковая комиссия не позднее 16 часов последнего дня перед днем голосования на своем заседании готовит извлечение из списка участников референдума для обеспечения голосования таких участников референдума.

3. В извлечение из списка участников референдума включается участник референдума, указанный в пункте 1 настоящей главы, на основании его заявления, поданного в участковую комиссию, с просьбой обеспечить ему голосование по месту его пребывания (в том числе в стационарном лечебном учреждении).

4. Вместо участника референдума, который вследствие физических недостатков не может самостоятельно написать заявление, такое заявление может написать другое лицо.

5. При включении участника референдума в извлечение из списка участников референдума для голосования по месту его регистрации, секретарь участковой комиссии вносит в список участников референдума запись "голосует по месту пребывания".

6. Голосование по месту его пребывания (в том числе в стационарном лечебном учреждении) организуется с таким расчетом, чтобы члены участковой комиссии, которые организуют такое голосование, вернулись в помещение для голосования не позднее чем за час до окончания голосования.

Глава 4. ПОРЯДОК ПОДСЧЕТА ГОЛОСОВ УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА НА УЧАСТКЕ

1. Подсчет голосов участников референдума осуществляется после окончания голосования исключительно членами участковой комиссии на ее заседании, которое проводится без перерыва до окончания подсчета голосов. Протокол этого заседания составляется и подписывается в том же помещении, где проходило голосование.

2. В случае если при проведении голосования в участковую комиссию поступили заявления и жалобы о нарушениях, имевших место во время проведения голосования на участке, участковая комиссия рассматривает эти заявления и жалобы в начале заседания до начала подсчета голосов участников референдума.

3. Подсчет голосов участников референдума на участке осуществляется открыто и прозрачно исключительно членами участковой комиссии.

4. После окончания голосования на основании списка участников референдума участковая комиссия устанавливает количество участников референдума на участке, принявших участие в голосовании.

5. Перед началом подсчета голосов участковая комиссия подсчитывает неиспользованные бюллетени для голосования, число участников референдума, получивших бюллетени для голосования, проверяет пломбы на избирательных урнах.

6. После вскрытия избирательных урн подсчитывается количество бюллетеней для голосования с отметками в соответствующем квадрате, а также количество недействительных бюллетеней. Недействительным считается бюллетень, в котором оставлены неотмеченными или отмечены оба варианта ответа.

7. Участковые комиссии обеспечивают хранение документации по голосованию и передачу ее в территориальные комиссии вместе с двумя экземплярами протокола о подсчете голосов участников референдума.

8. По окончании подсчета голосов участников референдума участковая комиссия составляет протокол, в котором указываются:

1) количество бюллетеней для голосования, полученных участковой комиссией;

2) количество неиспользованных бюллетеней для голосования;

3) количество участников референдума, включенных в список участников референдума на участке;

4) количество участников референдума, получивших бюллетени для голосования;

5) количество участников референдума, принявших участие в голосовании;

6) количество бюллетеней для голосования, признанных недействительными;

7) число голосов участников референдума, поданных в поддержку каждого вопроса референдума.

9. Протокол о подсчете голосов участников референдума на участке составляется участковой комиссией в количестве четырех экземпляров. Все экземпляры протокола нумеруются. Все экземпляры протокола имеют одинаковую юридическую силу.

10. Каждый экземпляр протокола о подсчете голосов участников референдума подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и другими членами участковой комиссии, присутствующими на заседании комиссии. В случае выявления в протоколе неточностей или ошибок, комиссия вправе внести в протокол изменения путем составления уточненного протокола.

11. Пакеты с протоколом участковой комиссии о подсчете голосов участников референдума на участке, бюллетенями для голосования, контрольными талонами и предметами, списками участников референдума, а также особыми мнениями членов участковой комиссии, изложенными в письменной форме (при наличии особых мнений), актами, заявлениями, жалобами и решениями участковой комиссии безотлагательно после окончания заседания комиссии доставляются в территориальную комиссию.

Глава 5. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ И РАССМОТРЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ РЕФЕРЕНДУМА УЧАСТКОВЫХ КОМИССИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ КОМИССИЕЙ

1. С момента окончания голосования территориальная комиссия начинает заседание, которое продолжается без перерыва до установления итогов голосования. В это время члены территориальной комиссии не могут привлекаться к выполнению других функций, кроме участия в заседании комиссии референдума.

2. Заседание территориальной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем или председательствующим на заседании, а также секретарем комиссии или членом комиссии, который исполняет на данном заседании обязанности секретаря комиссии. К протоколу приобщаются особые мнения членов территориальной комиссии, участвовавших в заседании и не согласных с ее решением (при наличии особых мнений).

3. На заседании территориальной комиссии председатель комиссии принимает запечатанные пакеты с протоколами участковых комиссий, распечатывает их и объявляет содержание протоколов участковых комиссий о подсчете голосов участников референдума на участках, а также принимает запечатанные пакеты с другими документами референдума.

4. При принятии документов участковой комиссии территориальная комиссия проверяет комплектность документов и целостность упаковки всех пакетов с документами референдума.

5. По результатам рассмотрения документов участковой комиссии, жалоб на нарушение требований настоящего Временного положения при проведении голосования и подсчета голосов участников референдума на участке, а также при транспортировке документов референдума в территориальную комиссию, поступивших в эту комиссию на момент принятия документов участковой комиссии, территориальная комиссия принимает одно из решений:

а) принять документы референдума от участковой комиссии и учесть сведения протокола о подсчете голосов на участке при установлении итогов голосования на территории округа;

б) отказать в принятии протокола о подсчете голосов на участке от участковой комиссии и обязать участковую комиссию исправить выявленные недостатки;

6. Решение принимается путем голосования всех присутствующих на заседании территориальной комиссии членов комиссии. Решение принимается большинством голосов и фиксируется в протоколе заседания территориальной комиссии.

7. Протокол участковой комиссии о подсчете голосов участников референдума на участке рассматривается территориальной комиссией после его объявления. В случае выявления в протоколе участковой комиссии исправлений, ошибок, неточностей окружная комиссия своим решением может обязать участковую комиссию внести изменения в протокол. На время рассмотрения участковой комиссией этого вопроса экземпляры протокола участковой комиссии о подсчете голосов участников на участке и приложенные к нему документы, представленные в территориальную комиссию, хранятся в территориальной комиссии.

8. Участковая комиссия обязана в срок, определенный территориальной комиссией, рассмотреть вопрос о внесении изменений в протокол о подсчете голосов без пересчета бюллетеней для голосования. Уточненный протокол транспортируется в территориальную комиссию в порядке, установленном для транспортировки документации референдума.

Глава 6. УСТАНОВЛЕНИЕ ИТОГОВ ГОЛОСОВАНИЯ

1. Территориальная комиссия после принятия и рассмотрения протоколов участковых комиссий о подсчете голосов участников референдума на участках устанавливает:

1) количество бюллетеней для голосования, полученных территориальной комиссией;

2) количество неиспользованных, погашенных и недействительных бюллетеней для голосования;

3) количество бюллетеней для голосования, полученных участковыми комиссиями;

4) общее число участников референдума, включенных в списки участников референдума на участках;

5) число участников референдума, получивших бюллетени для голосования;

6) общее число участников референдума, принявших участие в голосовании;

7) количество бюллетеней для голосования, признанных недействительными;

8) число голосов участников референдума, поданных в поддержку каждого вопроса референдума.

2. Сведения об итогах голосования вносятся цифрами и прописью в протокол территориальной комиссии об итогах голосования.

3. Протокол об итогах голосования составляется территориальной комиссией в количестве 3 экземпляров. Все экземпляры протокола нумеруются. Все экземпляры протокола имеют одинаковую юридическую силу.

4. Протокол об итогах голосования подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и другими членами территориальной комиссии, присутствующими на заседании комиссии, и удостоверяется печатью территориальной комиссии. В протоколе указываются дата его подписания членами территориальной комиссии. В случае несогласия члена комиссии с установленными итогами голосования, зафиксированными в протоколе окружной комиссии референдума, такой член комиссии подписывает протокол с примечанием "С особым мнением". Письменное изложение особого мнения прилагается к протоколу об итогах голосования.

5. Если после подписания протокола об итогах голосования территориальная комиссия выявила в нем неточности (описку или ошибку в цифрах), комиссия на том же заседании рассматривает вопрос о внесении изменений в протокол путем составления уточненного протокола.

6. Первый экземпляр протокола территориальной комиссии об итогах голосования упаковываются в пакет, который вместе с документами референдума заклеивается. На пакете проставляется надпись, указывающая на вид упакованных документов: "Протокол об итогах голосования", а также указывается номер комиссии.

7. Первый экземпляр протокола территориальной комиссии об итогах голосования, а в случае внесения изменений в этот протокол - протокол, в котором были допущены неточности (описки или ошибки в цифрах), и уточненный протокол вместе с соответствующими протоколами и актами участковых комиссий, решениями, принятыми на основании этих актов, и протоколами территориальной комиссии о повторном подсчете голосов участников референдума на соответствующем участке (при наличии таких протоколов), особыми мнениями отдельных членов территориальной комиссии, изложенными в письменной форме, заявлениями и жалобами о нарушении территориальной комиссией порядка установления итогов и решениями, принятыми территориальной комиссией по результатам их рассмотрения, транспортируются территориальной комиссией в Центральную избирательную комиссию. Второй экземпляр протокола об итогах голосования хранится в территориальной комиссии. Третий экземпляр этого протокола безотлагательно вывешивается для всеобщего ознакомления в помещении территориальной комиссии.

8. Транспортировка документов по референдуму осуществляется председателем территориальной комиссии или его заместителем и 2 членами этой комиссии.

9. Территориальная комиссия устанавливает итоги голосования не позднее чем на третий день со дня проведения голосования независимо от количества участков, в отношении которых принято решение о признании голосования на участке недействительным.

Глава 7. УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФЕРЕНДУМА

1. Центральная избирательная комиссия на своем заседании не позднее чем на пятый день со дня голосования устанавливает на основании протоколов территориальных комиссий об итогах голосования результаты референдума, о чем составляется протокол. В протокол о результатах референдума вносятся прописью и цифрами следующие сведения:

1) количество бюллетеней для голосования, изготовленных по заказу Центральной избирательной комиссия;

2) количество бюллетеней для голосования, полученных территориальными комиссиями;

3) количество бюллетеней для голосования, полученных участковыми комиссиями;

4) общее количество неиспользованных бюллетеней для голосования;

5) количество участников референдума, включенных в списки участников референдума;

6) общее количество участников референдума, получивших бюллетени для голосования;

7) общее количество участников референдума, принявших участие в голосовании;

8) количество бюллетеней для голосования, признанных недействительными;

9) число голосов участников референдума, поданных в поддержку каждого вопроса референдума.

2. В случае непредставления в предусмотренные сроки протокола территориальной комиссии об установлении итогов голосования результаты референдума устанавливаются на основании имеющихся протоколов участковых комиссий.

3. Протокол Центральной избирательной комиссии о результатах референдума составляется в двух экземплярах. В протоколе указываются дата и время его подписания. Указанный протокол заверяется печатью Центральной избирательной комиссии. Член комиссии, не согласный со сведениями, указанными в протоколе о результатах референдума, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое прилагается к протоколу.

4. Вопрос, вынесенный на референдум, считается одобренным (утвержденным), если в поддержку вопроса проголосовало более половины голосов участников референдума, принявших участие в голосовании.

Глава 8. ОФИЦИАЛЬНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ И ОБНАРОДОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФЕРЕНДУМА. ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РЕФЕРЕНДУМА

1. Центральная избирательная комиссия на своем заседании объявляет результаты референдума, о чем отмечается в протоколе заседания комиссии и является официальным объявлением результатов референдума.

2. Обнародование результатов референдума осуществляется Центральной избирательной комиссией путем их опубликования в печатных и других средствах массовой информации. Опубликование результатов референдума осуществляется не позднее, чем на третий день со дня их официального объявления.

3. Результаты референдума являются окончательными, не требуют утверждения или одобрения любыми органами власти и являются обязательными для выполнения гражданами Украины, соответствующими органами государственной власти Украины.

4. Решения и действия (бездействие) комиссий могут быть обжалованы в Центральную избирательную комиссию в течение двух дней со дня выявления нарушения. Решение Центральной избирательной комиссии по жалобам является окончательным.

5. После официального объявления результатов референдума документация по референдуму передается Центральной избирательной комиссией и Территориальными комиссиями в соответствующие архивные учреждения.

6. Бюллетени для голосования, списки участников референдума, акты, заявления и жалобы на нарушения при проведении голосования и подсчета голосов участников референдума, протоколы и решения комиссий хранятся в местных архивных учреждениях в течение двух лет со дня официального обнародования результатов референдума, после чего уничтожаются в установленном порядке.

7. Местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления после прекращения деятельности участковых и территориальных комиссий обеспечивают сохранность избирательных урн, кабин для голосования, печатей и штампов этих комиссий.

Наши рекомендации