Государственный строй России в первой половине XIX в

1. По форме правления Россия в 1й пол. XIX в. оставалась абсолютной монархией. Во главе государственного аппарата стоял император, на­деленный атрибутами абсолютного монарха. В своей деятель­ности по управлению государством царь опирался на разветвл.чинов. аппарат.

В качестве высшего совещательного органа до 1801 г. дей­ствовал Совет при Высочайшем дворе, в состав которого входили приближенные царя. В период 1801—1810 гг. функционировал Непременный совет, состоявший из 12 представителей титуло­ванной знати и выполнявший исключительно совещательные функции. В 1810 г. царским манифестом был учрежден Госу­дарственный совет — высший законосовещательный орган Российской Империи.

Председателем Государственного совета был император; в случае своего отсутствия он назначал председательствующего из членов Государственного совета. В состав Совета входили назначаемые императором высшие государственные чиновни­ки и помещики. Общая численность этого Органа в различные годы составляла 40—80 человек.

Государственный совет состоял из пяти департаментов: законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государст­венной экономии, дел царства Польского. Делопроизводство осуществлялось канцелярией, возглавляемой государствен­ным секретарем. Государственный совет был ликвидирован в 1917г. Со второй четверти XIX в. законопроекты стали разраба­тываться в царской канцелярии. Собственная Его Император­ского Величества канцелярия постепенно становилась органом, возглавившим систему центральных органов государственного управления. Она состояла из шести отделений, которые, в свою очередь, подразделялись на экспедиции. Канцелярия держала царя в курсе всех вопросов государственного управ­ления.

2. С созданием новых центральных органов управления роль сената уменьшилась. Он окончательно утверждается в качестве высшего судебного учреждения страны. Департамен­ты сената становятся высшими апелляционными инстанция­ми для судов губерний.

3. В 1802 г. началась министерской реформа. В соответст­вии с царским манифестом «Об учреждении министерств» вместо коллегий образовывались министерства: военно-сухо­путных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просве­щения. Министерства управлялись по принципу единонача­лия. Министрам вверялась исполните1ьная власть в пределах деятельности порученных им министерств. Министры долж­ны были ежегодно представлять в сенат отчет о своей деятель­ности, но фактически они были ответственны перед импера­тором.

Министры и товарищи министров(помощники) назнача­лись императором, другие высшие чиновники — императором по представлению министра, низшие назначались министра­ми. Аппарат министерств подразделяв на департаменты и канцелярии.

Для решения межведомственных опросов одновременно с созданием министерств был образован Комитет министров. Председательствовал на его заседаниях император. В состав Комитета входили министры, главноуправляюшие на правах министров, председатель Государственного совета, председа­тели департаментов Государственной совета, государствен­ный секретарь и другие чиновники в соответствии с назначе­нием императора.

В 1812 г. было принято Учреждена Комитета министров. В соотв. с этим актом Комитет министров являлся цент­р.органом управления общей компетенции, в которую ходили рассмотрение вопросов управления государством, проектов законов, материалов в отношении должн.лиц, заслушивание ежегод. отчетов министров и т. д. С усилением роли канцелярии значение Комитета мини­стров стало падать.

4. В первой половине XIX в. были упразднены верхний зем­ский суд, губернский магистрат и верхняя расправа. Палаты Суголовного и гражданского суда в губерниях стали судами вто­рой инстанции. Палата гражд. суда также выполняла некоторые нотариальные функции.

С 1808 г. стали образовываться коммерческие суды, которые рассматривали вексельные дела, дела о торговой несостоятель­ности и т. д. Среди других ведомственных судов можно отметить: военные, морские, горные, лесные, путей сообщения, духов­ные и волостные крестьянские суды. В столицах были созданы надворные суды, рассматривавшие дела всех сословий. В 1802 г. было образовано Министерство юстиции, на ко­торое возлагалось судебное управление.

5. В 1802 г. создано Министерство внутренних дел. Одной из его функций являлось руководство деятельностью местных административно-полицейских учреждений. С период с 1811 по 1819 г. в России существовало Министерство полиции, со­стоявшее из министра, двух канцелярий и трех департаментов (полиции исполнительной, хозяйственной и медицинской). В 1819 г. данное министерство было объединено с Министерст­вом внутренних дел.

В 1801 г. была упразднена Тайная экспедиция. В 1826 г. по указу Николая I было создано Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Третье отделение имело функции политического сыска: борьба с революционе­рами и сектантами; высылка и размещение подозрительных людей; управление тюрьмами; наблюдение за всеми иностран­цами в государстве. Исполнительным органом Третьего отде­ления был созданный в 1827 г. жандармский корпус.

В 1837 г. в связи с делением уездов на более мелкие адми­нистративно-территориальные единицы —станы была реор­ганизована система полицейских органов. Появилась по­лицейская должность станового пристава. Он назначался, губернатором из кандидатов, представленных местным дво­рянством. Становой пристав подчинялся земскому исправни­ку, нижнему земскому суду и уездному полицейскому управ­лению. В своей деятельности он опирался на сельскую выбор­ную полицию и вотчинную полицию помещиков. Должность станового пристава была ликвидирована в 1917 г.

6. Армия строилась на организационно-правовых началах, заложенных еще Петром I. Русская армия в этот период оставалась одной из самых силь­ных в Европе.

Реформа церкви во второй половине XVII – начале XVIII в.

Усиление монархической власти неизбежно столкнулось с политическими интересами церкви. Соборные уложения стали юридическим препятствием для концентрации земельной собственности церкви и расширении ее юрисдикции. Уже в конце 17в. стали ограничиваться некоторые финансово-налоговые льготы церковных учреждений - на них стали распространяться разного рода подати: ямские, стрелецкие, полоняночные. С 1722 г. вступление в духовное сословие стало жестко регламентироваться: из дворянских родов сан могли принимать только младшие сыновья, достигшие сорокалетнего возраста. Часть духовенства стало подвергаться военному призыву, на часть духовенства была распространена подушная подать. В 1718 г. Духовный регламент учредил высший орган церковного управления Синод. (1721). Контроль за деятельностью Синода был возложен на светсткого чиновника. Создается специальная комиссия, распоряжавшаяся всем церковным имуществом, проводится отмена торговых привилегий духовенства. Управление церковными землями переходит к органам, ведавшим госимуществом.

В 1701 г. был учрежден Монастырский приказ, Ведавший церковным управлением, однако почти полный госконтроль над церковью был установлен только после учреждения Синода, как органа государственного отраслевого управления церковными делами. Решающим актом секуляризации церковных земель стал Указ 1764 г., лишивший церковь всех вотчин и переведший монастыри и епархии на штатные оклады. Крестьяне, принадлежащие ранее церкви переводились в положение государства.. Представлялась право перехода из духовного

59-60

Вещное, обязательственное и наследственное право в XVIII в.

В рассматриваемый период существовали следующие виды вещных прав.1. Право собственности: законодательство 18в. Активно регулировала право собственности на не движимое им-во. В1714г. издан указ «о единонаследии» приравнивание по статусу поместья и вотчины. Крестьяне все больше становились объектами имущественных отношений (продажа). 2. Владение.Восстановления нарушенного права владения вошло в компетенцию административных лиц(городничих и исправников).Обязательственное право.Включало в себя договор мены, купли-продажи, найма имущества, личного найма, займа, поклажи, товарищества, подряд и поставка. Многие договора должны были заключаться письменно и оформляться купчими крепостями. Наследственное право – изменения внес указ «о единонаследии». Завещание по закону и завещанию. Воля наследодателя была ограничена. Он имел право завещать недвижимое им-во только одному из сыновей. Если нет сыновей то дочери. Если нет детей то ближ. родственникам. По закону- Действовал майоратный принцип.

61

Изменения в брачно-семейном законодательстве во второй половине XVII - XVIII
Повышается брачный возраст до 20 лет для мужчин и 17 лет для женщин. Для брака требовалось согласие родителей, а для чиновников и военнослужащих согласие начальства. Запрещались браки для дураков. Семейные отношения регламентировались церковным правом, и споры в этой области рассматривались церковными судами.

62

Артикул воинский 1715 г.: общая характеристика. Система преступлений и
наказаний по Воинскому артикулу 1715 г.

Воинский Артикул состоит из 24 глав разделенных на 209 артикулов. Ряд статей имеют специальные толкования, толкования имели силу закона, в них давалось разъяснение и порядок применения. Преступление рассматривалось не только как нарушение закона, но и как действие причинившее вред гос-ву. Различались действия: умышленные, неосторожные и случайные. Ответственность наступала только при умышленных и неосторожных действий. Часто страдали и родственники преступников по делам о гос. преступлениях. Допускалось применение необходимой обороны. Групповые преступления считались более тяжкими и влекли за собой равную ответственность соучастников. Главной целью наказания было устрашение. Другой целью-возмездие. Важной целью наказания являлась изоляция преступников от общества (ссылка, тюрьма, клеймение). Широко использовался труд преступников. Формулировки наказания были неопределенны. Учитывалась классовая принадлежность.

Наши рекомендации