Правопонимание в современной юридической литературе
Основополагающей проблемой теории права является проблема сущности и социальной природы права. Если теория права не содержит четких критериев, позволяющих отличать подлинное право от произвола, то и юридическая практика неизбежно будет путаться в этом вопросе, будет придавать свойства права неправовым процессам и явлениям.
Современная юридическая наука не имеет единого понимания сущности права. Наиболее значимыми в истории политико-правовой мысли являются трактовки права, данные представителями естественной, психологической, исторической, позитивистской, социологической теорий права.
Многообразие взглядов ученых-юристов на кардинальную проблему теории права обусловливается несколькими факторами: 1) сложностью права, многообразием его проявлений в обществе; 2) влиянием на процессы познания сущности права правовой идеологии и классовой борьбы; 3) различными исходными философскими и методологическими основаниями. В разных государствах исторически складывалась своя система права. Обстоятельства места, времени и условий развития тех или иных народов объективно формировали свои источники права.
Многогранность понятия права предоставляет возможность сосредоточиться на какой-то одной стороне данного явления. Отсюда – разные определения права, что однако не является недостатком теории, если при этом не искажается общая картина, если такое одностороннее определение не претендует заменить все другие, стать единственно правильным, играть роль всеобщего.
Нормативный подход к праву. Нормативное понимание права наиболее пригодно для отражения его инструментальной роли. Определение права как совокупности охраняемых государством норм позволяет гражданам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных правовых актов и сознательно избирать вариант своего поведения, руководствоваться правом как инструментом, позволяющим корректировать свое поведение. Правом у нормативистов признается государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченная принудительной силой государства.
Достоинства данного правопонимания в том, что: 1) нормативный подход больше, чем какой-либо другой, подчеркивает определяющее свойство права – его нормативность; 2) нормативность в этом подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность следовать правовым требованиям; 3) происходит фиксированность средств государственного принуждения в случае нарушения права; 4) право противостоит режиму произвола и беззакония; 5) юридическая практика ориентируется не только на законы, но и на подзаконное регулирование; 6) признается широкая возможность государства посредством права влиять на общественное развитие.
Отрицательное в нормативном подходе проявляется в игнорировании содержательной стороны права: положения и степени свободы субъектов права, соответствия их объективным потребностям объективного развития. В силу разных причин государство в законах может закреплять устаревшие нормы, нормы, идущие вразрез с потребностями общества, работающими на консервативные силы. При этом данные нормы сохраняют статус права.
Социологический подход концептуально сформировался во второй половине XIX в. Законы в новых условиях капитализма перестали удовлетворять потребностям общественного развития. Суды вынуждены были так их интерпретировать, что под видом толкования фактически устанавливались новые нормы. Поэтому выдвигался тезис: «право следует искать не в нормах, а в самой жизни». Правом, согласно социологии права, признается не сам закон, а фактически складывающиеся в обществе на основе этого закона правила поведения. В последние десятилетия получил распространение взгляд на право, как на деятельность физических и юридических лиц, реализующих в той или иной форме свои права и обязанности.
Для правоприменительной практики рассматриваемый подход менее предпочтителен, поскольку он вносит неопределенность в регулирование общественных отношений, дестабилизирует их. Социологический подход базируется на отсутствии прочной юридической основы предпринимаемых действий и уверенности в их результат (право есть то, что решил суд, а не то, что записано в законе). Решение юридических дел в данном правопонимании может происходить с большой долей вероятности в пользу экономически и политически сильного в ущерб слабым. Существует опасность некомпетентного решения, являющегося при этом правом, и откровенного произвола со стороны недобросовестных должностных лиц.
Социологический подход к праву приемлем для исследователя, законодателя при познании реального действия права с целью разработки и издания эффективного, полезного закона. Жизнь права – источник выявления пробелов в законодательном регулировании общественных отношений. Социологический подход позволяет соотнести право с практикой его реализации и принять необходимые меры по устранению несоответствия.
Философский (естественно-правовой) подход. Основной постулат философского подхода к праву – вывод о существовании высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей, не только являющихся директивами для законодателя, но и действующих напрямую. Право, отраженное в законе, позволяет вести речь о правовом законе. Закон, не следующий общим принципам естественного права, не является правовым, т.е. не является собственно правом.
Интегративный подход к праву. Знакомство с разными подходами к праву позволяет отметить, что в каждом из них есть положительные стороны. В этой связи возникает возможность объединить в единое понятие все признаки более всего отвечающие гармоничному существованию общества. Интегративный подход не настаивает на том, что тот или иной признак права является неприемлемым или, напротив, существенным, без которого права нет вообще. Согласно этому правопониманию не столь важно, где содержатся нормативы, которыми должен руководствоваться субъект (судья, должностное лицо, гражданин), - в писаных документах (нормативный подход), в правоотношениях (социологически подход), в правосознании (психологический подход). Главное, чтобы решение выражало ту меру свободы и справедливости, которая фактически защищена в обществе. Интегративное понимание права: право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимодействии друг с другом.
Общее определение права на современном этапе можно дать следующим образом: это внешний, интегративный, общесоциальный, охраняемый государством регулятор, выражающий политическую справедливость в системе норм, определяющий круг субъектов права, их права, обязанности и гарантии с целью обеспечения социального прогресса.
В юридической литературе право имеет два значения. Право в объективном смысле (объективное право) – совокупность правовых норм, существующих независимо от воли человека и его желаний. Право в субъективном смысле (субъективное право) – право конкретного человека в определенных отношениях, выражающееся в возможности действовать по своему усмотрению, отказаться от совершения какого-либо действия или требовать соответствующего поведения со стороны третьих лиц. Между двумя названными значениями существует тесная взаимосвязь. Субъективные права возникают на основе норм объективного права. Объективное право – ничто при отсутствии у гражданина субъективных прав, гарантий их реализации.
От объективного и субъективного права следует отличать объективное и субъективное в праве. Объективным в праве признается все то, что справедливо, верно закономерно, обоснованно и не зависит от мнения изучающего его субъекта (закономерности развития права, принципы права, основание юридической ответственности). Под субъективным в праве понимается то, что не имеет всеобщего значения, что оказывается под влиянием взглядов и образа жизни познающего субъекта, его оценки, идеи на сущность права в целом и отдельные категории и институты, иногда закрепленные на законодательном уровне.
Принципы права
Принципы права – это основополагающие исходные нормативно-юридические положения, начала, отличающиеся универсальностью, общей значимостью, высшей императивностью, определяющие его содержание, сущность и закрепленные в нем закономерности общественного развития.
Принципы по своей сути являются интегрирующими положениями, объединяющими связями, основой происхождения, образования, становления и функционирования правовых явлений. Принципы права выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на которой покоятся и реализуются не только отдельные нормы, но и предопределяется нормотворческая и правоприменительная деятельность, координируется механизм правового регулирования, оценивается правомерность поведения граждан, формируется правовая культура и правосознание.
Имея общеобязательный характер, принципы права способствуют укреплению внутреннего единства и взаимодействия различных отраслей права, норм права и правоотношений, субъективного и объективного права. Принципы права не являются произвольными по своему характеру началами. Они объективно обусловлены экономическим и социальным строем общества, господствующим в стране политическим режимом, основными принципами построения и функционирования политической системы общества.
В зависимости от функционального назначения принципы подразделяются на социально-правовые (общесоциальные) и специально-правовые (Схема 1).
Принципы права |
Социально-правовые принципы |
Специально-правовые принципы |
Общеправовые |
Межотраслевые |
Отраслевые |
Внутриотраслевые |
Схема 1 |
Социально-правовые (общесоциальные) принципы отображают систему ценностей, свойственных обществу, выражают социально-политическое содержание права (доминирование общечеловеческих ценностей по отношению к интересам классов, наций, признание личности, ее прав и свобод высшей ценностью общества, единство общих и индивидуальных интересов). Специально-правовые принципы отражают начала формирования и существования собственно права как специфического социального феномена. В зависимости от сферы действия они подразделяются на общеправовые, межотраслевые, отраслевые, внутриотраслевые.
Общеправовые принципы присущи всем отраслям права, отображают природу, качественное своеобразие права в целом. К ним относятся:
· принцип гуманизма – приоритета в правовой системе неотъемлемых прав и свобод человека;
· принцип равенства граждан перед законом – все граждане независимо от национальности, пола, расы, религиозной и иной принадлежности, должностного, социального положения имеют равные права и исполняют равные обязанности;
· принцип взаимной ответственности человека и государства;
· принцип демократизма – право, законодательство должны адекватно отображать волю народы (общую волю), формироваться через демократические институты народовластия;
· принцип законности – осуществление всех форм государственной деятельности, функционирование гражданского общества на основе и в соответствии с требованиями правового закона;
· принцип справедливости – требование справедливого применительно к правовым формам деятельности государства, его органов и должностных лиц, правовой деятельности участников регулируемых правом отношений, выраженное в равном юридическом масштабе поведения и в строгой соразмерности юридической ответственности допущенному правонарушению.
Общеправовые принципы являются разновидностью источников права. Так, в соответствии со статутом Международного суда ООН к числу применяемых этим судом источников относятся общие принципы права, признанные цивилизованными нациями. К указанным международным принципам, в частности, относятся: неприменение силы или угрозы силой, мирное разрешение международных споров, невмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств, равноправие и самоопределение народов и др.
Межотраслевые принципы – принципы, характерные для нескольких отраслей права: осуществление правосудия только судом, гласность функционирования государственных органов (в т.ч. судебного судопроизводства), государственный язык делопроизводства (в т.ч. судопроизводства), независимость судей и подчинение их только закону.
Отраслевые принципы определяют специфику конкретной отрасли права (принцип равенства всех форм собственности, принцип выборности и назначаемости должностных лиц, принцип социального партнерства и др.).
Внутриотраслевые принципы – принципы, действие которых ограничено предметом регулирования конкретного института права той или иной отрасли права (принцип поглощения менее тяжкого наказания более тяжким в уголовном праве, принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора в гражданском праве, принцип свободы завещания в гражданском праве).
Принципы права могут быть легализованы (т.е. закреплены в законе); выведены из содержания и смысла законодательства; сформулированы юридической практикой. Все принципы права независимо от сферы их действия оказывают регулятивное воздействие на поведение людей. Однако в отличие от конкретных предписаний они действуют двояко – опосредовано (через конкретные нормы) и непосредственно (т.е. выступают ориентиром поведения субъектов правоотношений, наложение правовых принципов на практические действия позволяет при отсутствии конкретных предписаний закона, норм обычного или прецедентного права определять их соотносимость с природой права.