Распределённость терминов в суждении
Первое занятие
Виды суждения
1. Найдите субъект, предикат и связку в следующих атрибутивных суждениях:
а) Шведская муха является вредителем сельскохозяйственных растений.
б) Это рассуждение является неправильным.
в) Это рассуждение не является правильным.
г) Некоторые свойства мышления не моделируются средствами современной кибернетики.
д) "Дурной пример всегда дурному учит". (Софокл)
е) "Мне мерзостны у злого речи добрые". (Менандр)
ж) Не всё то золото, что блестит.
з) В семье не без урода.
и) Не всё коту масленица.
2. Установите количество и качество суждений:
а) В любой библиотеке есть книги, к которым обращаются очень редко.
б) Среди диких растений нашей страны многие представляют собой большую ценность для медицины.
в) "Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР". (Из Конституции СССР)
г) У него нет возможности прочесть эту книгу.
д) Человек находится на верхней ступени эволюционной лестницы.
е) "Египтяне, принадлежащие к храмовому округу Мендеса, не употребляют в пищу козьего мяса". (Геродот)
ж) Трава в этом месте достигла роста человека.
з) Наукообразное преподнесение лжи гипнотически действует на доверчивого человека.
и) В этой книге авторы не ставили себе задачу охватить все аспекты обсуждаемой проблемы.
к) "Техника в соединении с пошлостью – это самый страшный враг искусства". (И.-В. Гёте)
3. Приведите следующие суждения к одной из четырёх форм (А, Е, I, О), используя кванторные слова:
а) Имеются приборы, преобразующие ультразвук в звук, слышимый человеком.
б) Агностики утверждают, что мир непознаваем.
в) Некоторые проблемы человеческой истории до сих пор не решены.
г) "Ни один учёный не мыслит формулами". (А. Эйнштейн)
д) Обвиняемый имеет право на защиту.
е) Случается, и солдат плачет.
ж) "Бывает, что усердие превозмогает и рассудок". (К. Прутков)
з) "Иной певец подчас хрипнет". (К. Прутков)
и) "Дурная власть – не власть". (Софокл)
к) Чужая душа – потемки.
л) Стать знаменитым понравится не всякому.
м) Какую книгу этого издательства ни возьми – в любой есть опечатки.
4. Выразите суждения с отношениями и суждения существования в форме атрибутивного суждения:
а) Мораль возникла раньше религии.
б) Существует обширная литература о творчестве А.П. Чехова.
в) В атмосфере Юпитера нет кислорода.
г) Май этого года по статистике теплее мая предыдущих пяти лет.
д) Севернее островов Новой Земли находятся острова, носящие название Земли Франца Иосифа.
е) У каждой страны есть свой гимн.
ж) Не существует абсолютной повторяемости явлений.
з) Раньше Тверь называлась Калининым.
и) Со временем всё тайное становится явным.
к) В музее находится одна из последних работ великого художника.
4. Оцените следующие суждения как истинные, ложные или неопределенно-истинные:
а) Всякое действие имеет свою причину.
б) Париж расположен на Волге.
в) Париж расположен на карте Европы.
г) Сейчас на улице идет дождь.
д) Вселенная бесконечна во времени и пространстве.
е) У каждой страны есть свой гимн.
ж) Не существует абсолютной повторяемости явлений.
з) История пишется по источникам.
Распределённость терминов в суждении
1. Определите распределённость терминов в суждениях:
а) Ни одно из крестьянских восстаний не закончилось победой.
б) Среди сторонников петровских реформ были и немногие из бояр.
в) Кометы являются небесными телами.
г) Звёзды – мощные источники радиоизлучения.
д) Только юристы могут быть судьями.
е) Затухающие колебания – колебания, амплитуды которых уменьшаются с течением времени.
ж) Все планеты, за исключением Венеры и Меркурия, находятся вне земной орбиты.
з) Жил-был у бабушки серенький козлик...
и) "Никто не обнимет необъятного". (К. Прутков)
2. Изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределённость субъекта и предиката:
а) Суждение – форма мышления.
б) Никакая поддержка террористических банд не может быть оправдана.
в) Некоторые соглашения не являются выгодными для одной из сторон.
г) Многие виды преобразующей деятельности человека негативно изменяют условия развития естественных систем.
д) Честный учёный не может устраниться от решения экологических проблем.
е) Ничто не проходит бесследно.
ж) 70 % всего мирового грузооборота перевозится морским путём.
з) "Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд". (Всеобщая декларация прав человека)
и) Новодевичье кладбище – пантеон выдающихся представителей русской литературы, искусства, науки, общественно-политических и военных деятелей – невозможно обойти за один день.
к) "Большое множество простых умов
Живут постройкой карточных домов". (И.-В. Гёте)
л) Ни один человек не должен страдать за правду.
Логический квадрат
1. Установите отношения между суждениями по истинности в следующих парах:
а) Каждый школьник умеет строить биссектрису угла. Некоторые школьники не умеют строить биссектрису угла.
б) Ни один ученик этого класса не умеет строить биссектрису угла. Некоторые ученики не умеют строить биссектрису угла.
в) Все усилия решить проблему "квадратуры круга" бесполезны. Ни одно усилие решить проблему "квадратуры круга" не бесполезно.
г) Все математики, стремящиеся решить проблему "квадратуры круга", уверены в успехе. Некоторые математики, стремящиеся решить проблему "квадратуры круга", уверены в успехе.
д) Не все насекомые летают. Нет насекомых, которые бы не летали.
е) Некоторые насекомые летают. Насекомые летают.
2. Совместимы ли по истинности суждения:
а) Существует наибольшее простое число. Не существует наибольшего простого числа.
б) Никто его не знает. Все его знают.
в) Некоторые бактерии вредны. Некоторые бактерии не вредны.
г) Некоторые книги содержат стилистические ошибки. Ни одна книга не содержит стилистических ошибок.
д) Все книги содержат стилистические ошибки. Некоторые книги содержат стилистические ошибки.
е) Всякая хищная птица имеет короткий крючковатый клюв. Некоторые хищные птицы не имеют короткого крючковатого клюва.
ж) Некоторые индейцы живут не в резервациях. Не все индейцы живут в резервациях.
з) Все врачи имеют медицинское образование. Некоторые врачи имеют медицинское образование.
и) Есть кошки, которые не едят мышей. Бывает, что кошке не удается съесть мышь.
3. Сформулируйте суждения, находящиеся к данным в отношениях противоречия, подчинения, противоположности (подпротивоположности):
а) Люди здесь все обходительные.
б) По некоторым делам законом предусматривается проведение экспертиз.
в) Дни поздней осени бранят обыкновенно.
г) Раба не следует держать в неволе.
д) Человек рожден для счастья.
второе занятие по теме «Суждение»
Сложные суждения