Природа и сущность права
а) Происхождение институтов уголовного права. Кровная месть
Вотношениях между родами (кровнородственными группами) случались конфликты, вспыхивала вражда, принимавшая формы войны, нападения с целью убийства, уничтожения имущества. Древние люди, члены рода, остро, болезненно реагировали на каждое враждебное действие со стороны, не склонны были забывать и прощать нанесенные им обиды. Достаточно было оскорбить, унизить, избить, а тем более ранить или убить одного из членов рода, чтобы весь родственный коллектив дружно встал на его защиту. Каждый, кто принадлежал к родственной группе, считал себя обязанным защищать сородича, пострадавшего от нападения чужаков. Главное состояло в том, что «наших бьют», а этого, считал член кровнородственного коллектива, не должно быть ни при каких обстоятельствах. Вместе с тем он чувствовал себя соответчиком, когда кто-то из его сородичей наносил обиду другому роду. Система отношений между родами, при которой каждый человек внутри коллектива защищал всех, а все — каждого, группа действовала сплоченно в случаях вражды с чужаками, строится на принципе взаимной коллективной ответственности родов за действия своих членов. Отдельный человек и его роль в конфликтных событиях вначале вообще не принимаются во внимание либо традиционно отодвигаются на второй план.
Активно действуют только кровнородственные группы; в межгрупповом соперничестве они или побеждают, или терпят поражение. Система межродовых отношений в древности воплощала в себе и другой важный принцип — самопомощи. Его суть в том, что каждая группа, защищая себя от враждебных действий других родов, опирается на собственные силы, полагается только на свой опыт, возможности и ресурсы в организации преследования обидчиков и расправы над ними. Порядки «частного преследования и расправы», сложившиеся во времена первобытности, существовали в пережиточных формах очень долго, уживались даже с раннегосударственной властью.
Именно система межгрупповых отношений, для которой характерны коллективная ответственность, самопомощь, «частное преследование и расправа», означала широкую практику кровной мести, через которую прошли, по-видимому, все народы мира. Речь идет о совокупности обычно-правовых институтов, которые регулировали отношения между группами в связи с убийствами и другими серьезными преступлениям против рода. Эти институты возникли из кровнородственных отношений, они постоянно изменялись в соответствии с ролью кровного родства на различных этапах развития социальной и культурной среды. Институты кровной мести и их пережитки оказались настолько живучими, что во многих регионах мира они существуют и в наше время, периодически усиливаются при определенных обстоятельствах. Кровную месть можно определить как состояние длящегося насильственного конфликта между двумя кровнородственными группами (родами, большими и малыми семьями), которое характеризуется серией убийств с той и другой стороны в порядке возмездия за причиненные обиды. В древности такой конфликт представлял собой в типичном случае цепь кровомщении, отдельным звеном в ней были «убийство и ответное убийство». Если первоначально одна группа мстит, а другая преследуется, то впоследствии роли могли поменяться, нередко происходило и так, что каждая из враждующих групп была одновременно мстящей и преследуемой.
Изначальный смысл кровной мести состоял в необходимости сбалансировать силы столкнувшихся родов, сильная реакция родичей на убийство или смерть близкого им человека толкала их к желанию ослабить род обидчика, «взять» жизнь одного из его членов по принципу «жизнь за жизнь». С этим связывались самые первые правила кровной мести — правила эквивалентности («равное за равное»), которые негласно признавали все участники событий. В случае убийства сильного воина и удачливого охотника род обидчиков должен был поплатиться равноценной фигурой, но никак не подростком либо человеком с физическими недостатками. Женщины в большинстве случаев исключались из числа тех, кому можно было мстить. Родичи убитого намечали будущую жертву, сообразуясь со статусом и достоинствами покойного, а вопрос о том, какое отношение обреченный на месть человек имел к реальному убийству, их просто не интересовал. Мстят не убийце лично, а его роду. Первоначально месть могла распространяться на любого и каждого члена враждебного рода, соответственно, и состав мстителей был предельно широким, включал в себя всех способных носить оружие родственников. Множество вовлеченных в конфликт людей с той и другой стороны, а также невозможность точно соблюсти правила эквивалентности приводили к неуправляемости процессов кровной мести, к их затягиванию. После акта мщения потерпевшая группа очень часто находила, что ее потери больше, чем полагалось, что к ней теперь переходит право мстить и преследовать. Первоначальный конфликт редко заканчивался «разменом убийств», он возобновлялся с каждой очередной обидой. Бывало, что прадеды начинали кровную месть, а правнуки ее продолжали, вражда длилась до полного изнеможения групп либо прекращалась с уничтожением одной из них. Но в некоторых случаях, обычно под давлением миролюбивых соседей, она завершалась примирением, со временем постепенно забывалась.
Архаические формы кровной мести возникли, очевидно, в эпоху формирования раннепервобытной общины, существовали во времена расцвета родового строя. Поводом для возникновения кровной мести в то время была смерть сородича, а не только убийство. Древние люди, как об этом говорят этнографические источники, не знали, что такое естественная смерть, для них любой уход человека из жизни был неестественным, результатом колдовства злых людей. Кто-то из врагов пожелал этой смерти, наслав на жертву порчу с помощью темных сверхъестественных сил. Оставалось узнать, кто это сделал. «Виновный» устанавливался жрецами путем ритуальных действий и гаданий, которые указывали обычно на людей из недружественного рода. За этим следовало объявление кровной мести и длительная вражда. Не удивительно, что в некоторых регионах почти каждая кровнородственная группа состояла в отношениях кровной мести с одной или несколькими другими группами. Основной своей задачей мстители считали не наказание убийцы и его рода, но компенсацию потери человеческой жизни в собственной группе. Даже в архаические времена конфликт мог быть погашен, если обиженный род соглашался принять от противной стороны одну из так называемых натуральных реституций. По соглашению между сторонами убийца или его ближайший родственник мог перейти в потерпевший род, где он заменяет покойного, кормит его вдову и детей; несколько человек из рода убийцы могли быть переданы обиженному роду в рабство либо, по некоторым обычаям (например, обычай гурра у бедуинов), потерпевшим отдавали женщину, которая должна была родить им сына, воспитать его до возраста, когда тот будет способен носить оружие. Несмотря на кипение страстей и порывистые действия, кровная месть регулировалась определенными нормами и правилами, вытекающими из обычаев местности. Эти правила касались порядка объявления мести, поведения участников, особенно в отношении сторонних групп, переговоров с участием посредников и условий примирения. У каждой из сторон были свои доброжелатели и сочувствующие, но они активно не вмешивались, старались воздействовать на конфликт только в сторону его смягчения — этого требовали правила. В качестве института кровная месть могла существовать только там, где враждующие кровнородственные коллективы принадлежали к единой, крупной социальной структуре (например, соседской общине, поселению и др.), вследствие чего они находились в зоне действия единых обычаев, правовых по сути. Поэтому отношения кровной мести можно было регулировать, хотя весьма приблизительно, добиваться мирного улаживания конфликта, хотя и с трудом. Если убийства приводили к вражде между чужими группами, которые не связаны общими обычаями, то, как правило, кровная месть не возникала, но происходили военные стычки между племенами и общинами, шли кровопролитные войны с захватом имущества и рабов.
С появлением признаков разложения первобытно-общинного строя развитие форм кровной мести приняло определенные направления, из которых выделим:
• Сужение состава участников кровной мести с той и другой стороны. Все более строго определялся и ограничивался круг лиц, родственников убийцы, которым можно было мстить. В него входили сам убийца, его отец, сын, братья, дяди с отцовской и/или материнской стороны, категории других родичей из этого круга постепенно исключались. Соответственно и обязанность мстить ложилась не на всех членов рода, а только на людей, связанных близким кровным родством с человеком, которого убили. Не всякая смерть, но лишь убийство, злое дело, считается теперь достаточным поводом для мести.
• Усиливающиеся потестарные (властные) структуры, прежде всего вожди, старейшины соседских общин и поселений, пытаются контролировать конфликт, ограничить его во имя мира и спокойствия в регионе. Развивается система посредничества для улаживания споров, возникающих на почве кровной мести. В зарождающемся обычном праве возрастает число институтов примирения сторон.
• Под влиянием религиозных культов возникают сакральные способы ограничения кровной мести. Если человек, которому грозит смерть от рук «кровников», укрылся в культовом месте, капище или храме, он недосягаем для врагов, пока там находится. Появились особые поселения и города-убежища (как у древних евреев), власти и жречество которых предоставляли защиту преследуемым с тем, чтобы по истечении некоторого времени утихли страсти, появились возможности примирения. Использовалось в этих целях так называемое гостевое право: убийца находил приют у какой-либо группы, которая по законам гостеприимства предоставляла ему временный кров и защиту.
• Примирение кровников сопровождалось дарами, компенсационными предоставлениями со стороны прощенного лица или лиц в пользу обиженной стороны. Под влиянием обменных и дарообменных отношений между группами возникает институт «платы за кровь», который со временем принимает вид «цены» за жизнь человека определенной социальной категории, становится непременным условием примирения и прощения. Сознание людей родоплеменного строя с большим трудом мирилось с возможностью откупиться от кровной мести, родственники вначале стыдились брать плату за кровь отца, сына, брата и т.д., но на стадиях углубляющегося разложения данного строя «плата за кровь» выступает уже широко распространенным способом прекращения кровной мести, особенно в тех случаях, когда она возникала между неравными по общественному положению родственными группами, богатыми и бедными, сильными и слабыми.
• Появление компенсационных институтов подвело черту под «анархическим» периодом в истории кровной мести. На первый план вместо физических действий выходят правовые формы поведения, усиливается публичный характер мести. Участие посредников и судей в урегулировании отношений кровной мести ослабляет институты самопомощи, постепенйо сводит к минимуму роль родственников в кровных делах. Неуклонно сужается круг субъектов отношений кровной мести с обеих сторон, в результате чего месть утрачивает многие черты родового института, становится конфликтом двух враждующих семейств, сплоченных кланов.
• Выплаты за кровь стимулировали процесс обособления личности в родовом или общинном коллективе. Человек столкнулся с необходимостью знать себе цену. На первых порах она определялась принадлежностью его к более или менее сильному родственному коллективу и была примерно равной для всех членов последнего. Но это продолжалось недолго; довольно рано в рамках группы при установлении размера компенсационных выплат за убийство, членовредительство и другие преступления против личности возникли критерии индивидуализирующего характера. Размер выплат за убийство стал зависеть от социального положения, личного авторитета и других качеств убитого. Женщины, как правило, ценились меньше, чем мужчины, простые общинники меньше, чем старейшины и вожди, наконец, бедные меньше, чем богатые. Эта тенденция отражала этапы социального ранжирования, дифференциации общества в процессе образования общественных классов.
По мере ослабления принципа коллективной ответственности за убийство приходило сознание того, что человек, совершивший убийство, предпочтительный, а затем — и единственный объект мести. С этого последнего момента кровная месть начинает совпадать с наказанием за убийство. На данном переломном этапе люди впервые стали вникать в мотивацию преступных действий, различать умышленное и неумышленное (неосторожное) убийство, приближаться к пониманию индивидуальной вины. От этого зависел исход кровной мести. Если убийца был всем хорошо известен, действовал публично и дерзко, оскорблял и унижал при этом весь род убитого, то никакое примирение или прощение не было возможным. Прощать и принимать «плату за кровь» можно было по крайней мере на первых порах, только за неумышленное убийство, например при несчастном случае на охоте, во время военных рейдов, состязаний и игр. В подобных ситуациях убийца выражал скорбь и сожаление по поводу случившегося, корил себя за неосторожность, принимал участие, в том числе и материальное, в похоронах погибшего, в обеспечении его вдовы и детей. Практика кровной мести учила людей проводить различия в степени вины, сначала приблизительные, а затем все более тонкие. Вот почему в одних случаях примирение достигалось легко, в других давалось с трудом, после громадных усилий посредников и миротворцев, но часто оно приходило поздно после многих лет изнурительной вражды, серии кровопролитных актов, серьезного ослабления одного или обоих родов. Любые представления о вине и виновности могут складываться только на базе признания принципа индивидуальной ответственности преступника за свои действия. Архаические формы кровной мести воплощали в себе коллективную ответственность рода за действия своих членов, тогда как поздние уже основывались, правда, не всегда последовательно на индивидуальной ответственности и вине. Произошел, в сущности, громадный поворот в сознании людей, благодаря которому «частная месть и расправа» в условиях раннего государства были постепенно заменены публичным преследованием преступлений и системой публичных наказаний за них.
История поздних форм кровной мести совпала с появлением и укреплением первичных государственных структур, существованием раннего государства. Эти эпохи характеризуются тем, что процессы вытеснения кровной мести, ее замены выплатами и платежами за кровь, предоставляемыми в качестве удовлетворения родственникам убитого, получили активное продолжение. Но если раньше размеры платы за кровь определялись по соглашению сторон с учетом прецедентов, существующих в данной местности, а попытки добиться как можно более высокой платы считались делом чести рода, то теперь в обычном праве устанавливались более твердые расценки, резко различающиеся в соответствии с социальным статусом убитого. Больше платили за жизнь сильных и богатых людей, меньше — за лично зависимых и бедных. Развернутые «прейскуранты», указывающие, сколько следует платить за жизнь лиц той или иной общественной категории вошли в состав многих первых писаных памятников права, всякого рода «правд», «судебников» и т. п. Другой важной «новизной» этого периода было то, что со временем на часть платы за кровь стала претендовать королевская, княжеская и иная публичная власть, которая считала себя вправе брать с преследуемого убийцы штраф за нарушение общественного мира. Чтобы избежать кровной мести, убийца и его родичи, согласно «Русской правде» (XI в.), должны были платить «виру» в княжескую казну и «годовщину» родственникам убитого. Частное преследование и расправа не уживались с государственными началами, дело шло к отмене кровной мести. В Древней Руси это произошло при правлении Ярославичей, сыновей князя Ярослава Мудрого. Но здесь мы уже находимся в области документально засвидетельствованной истории права и государства.