Революции 1848—1849 гг. и крушение легитимного порядка
Глубоко потрясли Венский легитимный порядок европейские революции 1848—1849 годов. Они охватили сразу несколько государств — Италию, Францию, Пруссию, Австрийскую империю и другие страны Германского союза. Это свидетельствовало не только о тесных экономических, культурных, политических связях между европейскими странами, но и о том, что перед ними стояли одинаковые или очень похожие проблемы.
Главная из них заключалась в том, что граждане не были удовлетворены царившими в их странах политическими режимами и стремились к расширению своих прав и свобод. С той только разницей, что в абсолютистских странах лозунгом революции было введение конституции, а там, где уже имелись либеральные конституции, граждане требовали демократических
преобразований, прежде всего учреждения всеобщего избирательного права.
Весьма остро стоял и «социальный вопрос» — вопрос о мерах, призванных противодействовать росту безработицы, нищеты городских низов, ухудшению условий труда и быта промышленных рабочих и пр. Дело в том, что к середине XIX в. промышленная революция в странах континентальной Европы находилась еще в своей начальной фазе, когда широкие слои населения испытывали главным образом трудности и лишения от связанных с ней перемен и еще не почувствовали ее благотворных последствий. Бедствия народных низов усугублял экономический кризис, предшествовавший революции. Поэтому в рабочих кварталах с революцией связывали надежду на решение «социального вопроса».
Кроме того, большое недовольство вызывал легитимный порядок, установленный Венским конгрессом. Особенно резко против него выступали народы, лишенные государственного единства или государственной самостоятельности и отданные под власть иностранных династий, — итальянцы, немцы, поля- ! ки, венгры и другие. Но даже в таком независимом и суверен- | ном государстве, как Франция, общественность активно выра- | жала недовольство легитимным порядком. Французы считали, что он противоречит национальным интересам их страны, поскольку обязывает ее проводить внешнюю политику в угоду таким реакционным монархиям, как Австрия, Пруссия и Россия.
Повсеместно оппозиционные группировки и движения предъявляли правительствам своих стран требование сбросить «путы» Венского порядка и проводить самостоятельную, подлинно национальную внешнюю политику. При этом различные политические группировки вкладывали в это требование далеко не одинаковый смысл. Либералы делали упор на задачах национального освобождения или объединения. Они не считали границы, установленные в Европе в 1814—1815 гг., справедливыми и выступали за их пересмотр в соответствии с национальными интересами своих стран. Эти задачи были близки и демократам, но они в своих требованиях шли гораздо дальше либералов. Они выступали за национальное освобождение или объединение не только своих народов, но готовы были протянуть руку помощи и народам других стран. Демократы считали, что свобода и демократия должны восторжествовать во всей Европе. Если хоть где-то реакция уцелеет, то завоевания революции не будут прочными. В итоге революции они рассчитывали на возникновение федерации свободных республик — свободных и от иноземного, и от политического гнета.
Начавшись в январе 1848 г. народным восстанием на Сицилии, революции в считанные недели охватили пол-Европы. В
ночь на 24 февраля антиправительственные демонстрации переросли в восстание в Париже. 14 марта вспыхнуло восстание в Вене. Оно послужило сигналом к подъему патриотического движения в провинциях Австрийской империи. 17—18 марта начались массовые выступления жителей Милана и Венеции. Одновременно произошли столкновения сил порядка с демонстрантами в Берлине. Дружные выступления граждан разных стран в защиту своих прав и свободы дали этим революциям общее название «весны народов».
В результате народных восстаний политическая обстановка в Европе изменилась. Во Франции была свергнута Июльская монархия и провозглашена республика. Папа римский был вынужден бежать из Рима. Произошла смена правительств в Австрии, Пруссии и других государствах Германии и Италии. К власти пришли либералы и демократы, которые исповедовали другие политические ценности, чем абсолютистские и полуабсолютистские короли.
Это неизбежно отразилось на всей системе международных отношений в Европе. Под влиянием революций в короткое время затрещал по швам порядок, созданный на Венском конгрессе. Глубоко символическим событием было увольнение в отставку главы австрийского правительства Клемента Меттер-ниха. Он был одним из самых известных дипломатов и государственных деятелей Европы первой половины XIX в. Мет-терних начинал свою карьеру в годы наполеоновских войн послом Австрии во Франции. Во время Венского конгресса он был уже австрийским министром иностранных дел. Решения конгресса и образование Священного союза были во многом результатом его усилий, его дипломатического искусства. Этот могущественный человек пережил всех остальных государственных деятелей, стоявших у колыбели Венской системы. Долгие десятилетия он был наглядным воплощением ее устойчивости. Падение Меттерниха символизировало крушение Венской системы под ударами революций.
В результате революций 1848 г. правительства многих европейских стран резко изменили внешнеполитический курс. Они отказались от принципов Венской системы — «европейского концерта» и легитимизма, от целей сохранения легитимного порядка и нерушимости границ, и заявили о стремлении отстаивать национальные интересы своих государств, не считаясь с умозрительными принципами и теориями.
Пример другим странам подавало Временное правительство Французской республики, которое фактически возглавлял известный поэт, писатель, историк Альфонс де Ламартин, получивший пост министра иностранных дел. 2 марта 1848 г. он обратился ко всем правительствам Европы с манифестом. В нем
говорилось, что Французская республика основана в соответствии с «естественным и национальным правом». Она является воплощением «воли великого народа» и потому не нуждается в признании другими державами, хотя таковое было бы весьма желательно. Чтобы успокоить легитимные монархии, в манифесте подчеркивалось, что «провозглашение Французской республики нельзя рассматривать как акт агрессии против любой другой формы правления» и что «война больше не является принципом Французской республики, как это было в 1792 г.».
Однако этим миролюбивым словам противоречили другие положения манифеста. Он объявлял договоры 1815 г., являвшиеся краеугольным камнем Венской системы, «потерявшими юридическое значение в глазах Французской республики». Правда, в манифесте содержалась оговорка: хотя Франция считает несправедливыми границы, навязанные ей в 1814— 1815 гг., она не требует их немедленного пересмотра и признает их «как основу и отправной пункт своих отношений с другими нациями». Тем не менее, в манифесте выражалось твердое намерение добиваться пересмотра этих договоров «по общему согласию», т.е. мирным путем, и содержался призыв к другим государствам «по доброй воле согласиться с освобождением республики от их бремени».
Столь же воинственно звучало в манифесте и обещание помощи, в том числе и военными средствами, «угнетенным национальностям в Европе и за ее пределами», а также дружественной Швейцарии и итальянским государствам, если какая-нибудь держава посягнет на их независимость.
Это положение манифеста встретило горячую поддержку французских демократов, считавших вопросом чести поддержку «угнетенных национальностей». Некоторые члены Временного правительства помогали в отправке вооруженных групп революционеров-добровольцев в Бельгию и Савойю. Известный демократ и социалист Луи Блан писал: «Франция должна вменить себе защиту угнетенных народов в такую же неуклонную обязанность, как и собственное самосохранение».
Однако манифест 2 марта в значительной мере остался декларацией, потому что у Временного правительства, поглощенного ворохом внутренних проблем, не нашлось достаточно сил, чтобы осуществить свои внешнеполитические замыслы. Контраст между его намерениями и возможностями был тем более разителен, что сами «угнетенные народы» Европы живо откликнулись на слова поддержки, прозвучавшие в манифесте. Встречи с министром иностранных дел стали добиваться представители эмигрантских кругов Польши, Ирландии, Бельгии и других стран, рассчитывавших на получение реальной помощи в их освободительной борьбе. Но Ламартин отвечал на их
просьбы отказом и старался снять со своего правительства всякую ответственность за действия революционных эмигрантов.
В 1848 г. даже некоторые европейские монархи выступили за проведение национальной внешней политики, чтобы поддержать свою репутацию в мнении передовой общественности и сохранить трон. Это были прежде всего короли Пруссии и Пьемонта. Они поддержали лозунг национального объединения Германии и Италии (в случае с Италией также и лозунг освобождения от иностранного господства), поскольку он отвечал и их династическим интересам.
Гогенцоллерны издавна соперничали с Габсбургами за первенство в германских землях. Незадолго до революций 1848— 1849 гг. Пруссии удалось добиться важного преимущества перед Австрией. По инициативе прусского короля 1 января 1834 г. был образован Германский таможенный союз. Его создание было продиктовано в первую очередь стремлением поддержать крупную индустрию, которая зародилась на немецкой почве в результате промышленной революции и нуждалась в широком и достаточно емком рынке. Но прусскому правительству не были чужды и политические мотивы: оно хотело постепенно «выдавить» Австрию из Германии, перехватить политическое лидерство в германских землях. Сначала членами Таможенного союза были 18 государств. В дальнейшем он пополнился новыми членами. Накануне революций в состав таможенного союза входило большинство германских государств, за исключением Австрии и тяготевших к ней государств Южной Германии.
Революция 1848—1849 г. предоставила прусскому королю Фридриху Вильгельму IV возможность не только подтвердить свою репутацию поборника германского единства, но и на деле укрепить собственные позиции. Он не возлагал больших надежд на деятельность Франкфуртского национального собрания, созванного для разработки общегерманской конституции, поскольку там верховодили чуждые ему по духу либералы и демократы. Прусский король больше полагался на вооруженную силу, совершенно в духе своих предшественников на троне в XVII и XVIII веках. Поводом для демонстрации силы послужили волнения в Шлезвиге и Голыптейне. Оба герцогства, расположенные между германскими землями и Данией, имели смешанное население, но управлялись датским королем. Вскоре после начала революций, Дания заявила о присоединении Шлезвига к своей территории. Это вызвало возмущение немецкого населения. В Киле было образовано временное правительство обоих герцогств, призвавшее население к сопротивлению датской аннексии. Оно также обратилось за помощью к германским государствам. Пруссия откликнулась на этот призыв,
и уже в апреле 1848 г. прусские войска заняли Шлезвиг. Началась прусско-датская война, которая со стороны Пруссии велась под лозунгами национального освобождения и объединения.
Король Пьемонта Карл Альберт также решил воспользоваться патриотическим подъемом, охватившим Апеннинский полуостров в начале 1848 г., чтобы объединить под своей властью Северную Италию, 23 марта он объявил о вступлении своих войск в Ломбардию и Венецию с целью их освобождения от австрийского господства. Началась итало-австрийская война («первая война за независимость», как ее называют в Италии). На стороне Пьемонта выступил ряд других итальянских государств, в том числе Папская область и Королевство Обеих Сицилии. В военных действиях принимали участие отряды добровольцев из различных районов страны.
Одновременно с этими событиями развернулась освободительная борьба венгерских патриотов. В самом начале революции с согласия австрийского императора они образовали правительство, которое взяло курс на широкую самостоятельность Венгрии в составе Австрийской империи. Венгерское правительство опиралось на вооруженные силы, сформированные из добровольцев-гонведов («защитников отечества»).