Лекция 8. культура западноевропейского средневековья
План изучения темы:
1. Генезис западноевропейской цивилизации. Культурное наследие Средних веков и его оценка в последующие исторические эпохи.
2. Основные принципы средневековой культуры.
3. Искусство, образование, наука и медицина в средневековый период.
4.Христианская этика, культ и обрядность.
5.Библия как Священное Писание христиан и памятник культуры: происхождение, структура и характеристика основных разделов книги.
Историографический термин «средние века» был введен в научный обиход итальянскими гуманистами для обозначения эпохи, отделявшей их время (Ренессанс) от античности; позднее сформировалась отрасль науки, изучающая средневековый период в истории общества — медиевистика. В понятие «Средневековье» в разные исторические периоды вкладывалось различное ценностное содержание: так, сложившаяся у гуманистов и просветителей негативная оценка этой эпохи как варварской прочно укоренилась и до сих пор распространена на уровне обыденного сознания. Противоположная точка зрения, возникшая в культурфилософии Романтизма, представяет собой идеализацию Средневековья, придание ему статуса эпохи высокой духовности. Явная односторонность, присущая обеим тенденциям в оценке этого периода, привела к необходимости культурной реабилитации средневековой европейской цивилизации, формированию представления о ней как уникальном и целостном культурном феномене.
Проблема установления хронологических границ Средневековья до сих пор является дискуссионной. Одна из наиболее распространенных точек зрения: начало эпохи датируется 476 годом (падение Западной Римской империи), а ее завершение — концом XVI столетия, периодом буржуазных революций в Европе. Внутренняя периодизация эпохи на раннее средневековье (V — IX вв.) и позднее (XIV — XVI вв.) также достаточно условна, поскольку в культурном развитии Западной и Восточной Европы синхронность отсутствовала — если до IX века Запад переживал глубокий духовный кризис, то для Византии, развивающей традиции греко-римского мира, это был расцвет всех сторон культурного бытия; в то же время падение Константинополя (1453 г.) хронологически совпадает с европейским Ренессансом.
В своих истоках Средневековье основывается на культурных традициях античности, германского варварства и восточного деспотизма. Сложный эволюционный процесс становления средневековой культуры шел от разрушения традиций античности и «темных веков» (V — VIII вв.), через ряд попыток реанимации элементов классики (Каролингское возрождение IX в., Оттоновское возрождение X в.) к расцвету средневековой культуры (XI - XIII вв. - период готики, схоластики) и установлению цивилизации нового типа — Новоевропейской.
Культурное и социально-политическое содержание Средневековья определяет феодализм(от лат. feodum — поместье). Экономическую основу феодальных отношений составляет натуральное хозяйство и феодальная форма собственности — личная и поземельная зависимость крестьян от феодалов. Основными формами социальной организации в период раннего средневековья являлись феодальный замок, поместье и монастырь, а к XI в. центр общественной жизни перемещается в город, складывается городская форма собственности, основанная на ремесленном труде и новый социальный слой — горожане, возникает городская культура.
Обществосредневековой Европы разделялось на три сословия: основанием иерархической лестницы служило так называемое «третье сословие», в которое входили крестьяне, ремесленники, торговцы и низшее духовенство; объединяющим началом для феодального дворянства служило владение землей и происхождение от знатных предков; высшее сословие составляло духовенство, также принадлежащее к феодалам. Сословное деление общества на «молящихся, воюющих и работающих», воспринималось как богоданное; каждое сословие представляло собой замкнутую социальную группу со своей моралью, образом жизни, традициями, причем переход из низшего сословия в высшие был практически невозможен, поскольку определялся случайностью рождения. Общественная и личная жизнь подчинялись принципу строгой регламентации: место в социальной иерархии и условия образ жизни индивида, вплоть до покроя и цвета одежды не могли избираться произвольно, а были изначально детерминированы сословной принадлежностью.С одной стороны, это лишало человека свободы проявления своей индивидуальности, с другой - давало ощущение социальной и психологической защищенности, создавало чувство уверенности в завтрашнем дне.
Менталитет и повседневная жизнь средневекового человека были неразрывно связаны с символическими актами. Символ (от греч. symballo — соединяю) это знак, образ, носящий условный характер и имеющий двойной смысл — явный и скрытый для непосвященных. Средневековое сознание интерпретировало все феномены бытия в буквальном и мистическом значениях, существовала сложная система религиозной символики ( так, голубь символизировал Святого Духа, агнец — мученичество Христа, белый цвет считался символом непорочности и т.д.).
Неизменность, стабильность жизненного уклада средневекового общества в конечном счете обусловливалась религиозными представлениями эпохи. Христианская религия, названная так по имени ее основателя Ииуса Христа, возникла в I в. н.э. на территории Римской империи, синтезировав элементы иудаизма (первоначальное христианство представляло собой реформированнный иудаизм), восточных религиозных культов и некоторых философских идей античности. В IV в. христианство утвердилось как официальная религия в Римской империи, а к X веку процесс христианизации Западной Европы был практически завершен.
В основе христианского вероучения лежит монотеизм — признание единственности Бога, находящегося вне времени и пространства. Христианская этика определяет смыслом жизни человека служение Богу и стремление к спасению души. Нравственная сущность этой религии изложена в Декалоге (десяти заповедях); важнейшие постулаты веры сводятся к проповеди смирения, прощения и терпения. Христианство учит о свободной воле человека и загробном воздаянии за праведную жизнь и, напротив, наказании на неправедную. Христианский дуализм состоит в разграничении мира небесного и земного, души и человеческого тела, чем нарушается свойственное античности гармоническое представление о едином универсуме и человеке как его части. Христианство же связывает исчезновение царящей некогда гармонии («Эдем») с первородным грехом, а ее восстановление — с искупительной жертвой Христа.
Религия христиан имеет свой культи обрядность, важное место в которых принадлежит таинствам — особым культовым действиям, способствующим нисхождению благодати на верующего. Лионским собором XIII века утверждены 7 таинств: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия (причащение), брак, священство, соборование.
Догматы христианского вероучения изложены в Библии (мн. число от греч. biblion — книга) — Священном Писании иудаизма и христианства. Библия состоит из двух частей: книг Ветхого Завета, почитаемых священными в иудаизме и христианстве и книг Нового Завета, излагающих основы собственно христианской веры. Ветхий Завет создавался в период с XII по II вв. до н.э., Новый — в первые века н.э. Отбор текстов в Священное Писание прошел процесс канонизации (от греч. kanon — правило, образец) — канонические книги имеют догматический характер и признаются безусловной истиной. В состав канонической Библии не входят апокрифы (от греч. apokryphos — тайный) — произведения с библейскими сюжетами, авторство которых недостоверно. Многие апокрифы (например, «Протоевангелие Иакова Младшего», рассказывающее о родителях Девы Марии, «Книга Иосифа — плотника» и др.) церковь считает душеполезными, но не признает их богодухновенными, поскольку в христианской религии Библия почитается как произведение, написанное людьми под непосредственным влиянием Святого Духа и потому содержащее абсолютные истины. Библия имеет ряд переводов: Септуагинта — перевод иудейской Библии на греческий язык в III в. до н.э., Вульгата — латинский перевод Иеронима Блаженного, относящийся к V в.; в IX в. славянский мир обязан своему знакомству с текстами Священного Писания благодаря переводу монахов-просветителей Кирилла и Мефодия (IX в.), а с XVI в. Библия начинает переводится на языки европейских стран. Первоначально книги Библии не имели текстуального членения, в XIII в. текст разделяется на главы, в XIV в. — на стихи и к XVI столетию эта редакция стала общепринятой.
Книги, составляющие Библию, условно типологизируются на законоположительные (Пятикнижие Моисея), исторические (повествующие об истории иудейского народа) , учительные (содержащие учение о благочестии) и пророческие. Структуру Нового Завета образуют Евангелия (благоповествования) от Марка, Луки, Матфея и Иоанна, Деяния и Послания апостолов; завершает Библию апокалиптическое Откровение Иоанна Богослова, содержащее эсхатологическую концепцию христианства (греч. eschaton -последний, предельное) — учение о конце мировой истории. Для истолкования и разъяснения верующим смысла библейских текстов понадобилась специальная богословская дисциплина — экзегетика, одновременно являющаяся способом мышления, трактующим уже наличное знание — Откровение.
В качестве посредника между Богом и человеком в христианстве выступает церковь, возникшая на основе раннехристианской общины и эволюционировавшая от апостольской до епископской во главе с папой (римская католическая церковь) или патриархом (греко-православная церковь). Догматы и организацию этого религиозного института формировали так называемые отцы Церкви: святые Амвросий Медиоланский, Аврелий Августин, Иероним, Григорий Великий и др. в католичестве и Афанасий Александрийский, Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов в православии. Они заложили основы теологии (богословия), защищали христианскую веру от ересей, разработали основные принципы взаимоотношений церкви и светской власти. Жизнь, деятельность и труды отцов Церкви изучает специальная богословская наука патристика ( от лат. pater — отец). Для рассмотрения духовных вопросов и разрешения споров, касающихся важнейших религиозных догматов церковь, начиная с IV в. созывает Вселенские соборы, при этом православное богословие признает их в количестве семи, а католики считают Вселенскими еще тринадцать. Это разногласие между конфессиями связано со Схизмой — церковным расколом, произошедшим в 1054 г. вследствие внесения римскими священнослужителями дополнения в Никео-Константинопольский символ веры — т.н. «филиокве», согласно которому Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына (от лат. filioque — «и от сына»). В результате между восточным и западным христианством усилились догматические, обрядовые и канонические расхождения.
Христианская церковь складывалась в сложнейших социально — политических условиях, в борьбе с ересями (для их окончательного искоренения в XIII в. был создан особый церковный суд — инквизиция) и соперничала с властью королей и императоров, постепенно устанавливая духовную и претендуя на политическую гегемонию в христианском мире. В период формирования западной цивилизации церковь выполняла важнейшую миссию — она способствовала культурному и политическому объединению Европы, противополагая раздробленности и нестабильности складывающихся государственных структур свою централизованную иерархию со строгой дисциплиной и законами. Являясь крупнейшим феодалом, церковь внесла значительный вклад в подъем христианского мира, стимулировала экономическое развитие средневекового общества, оказывала определяющее воздействие на становление духовно-нравственных ценностей европейской цивилизации, влияя на формирование единого культурного пространства Запада.
Церковные институты способствовали распространению письменности и грамотности и до XII века церкви принадлежала монополия на образование. Средневековая система образования представляла собой комплекс под названием «семь свободных искусств» (septem artes liberales), который состоял из тривиума («три пути знания»), в который входили грамматика, риторика, диалектика и квадривиума («четыре пути знания»), включавшего в себя геометрию, арифметику, астрономию и музыку. Именно церковь являлась восприемницей античного наследия, хотя ее отношение к классическим традициям было двойственным: с одной стороны, существовала тенденция сохранения и приспособления всего лучшего, что создал греко-римский мир к нуждам христианства, в связи с чем теологи адаптировали античные тексты для средневекового сознания, объявили латынь языком церковной литургии и образования; с другой — страх перед язычеством и его культурой препятствовал ее усвоению и в нередких случаях приводил к уничтожению культурных памятников прошлого – в этом смысле показательна судьба Александрийской библиотеки, сожженной христианами.
Традиция хранения и переписывания древних рукописей сложилась в монастырях, распространявших христианские духовные ценности среди неграмотного населения. Монашеское движение, проповедующее удаление от мира, возникло в III веке в Египте как реакция на утрату чистоты первоначального христианства и «обмирщение» церкви; его основоположником считается Антоний Великий. Сложились две основные формы обустройства монашеской жизни: лавра, где монахи жили уединенно и собирались вместе только для воскресных и праздничных богослужений и киновия, представляющая собой монастырь, устав которого требовал совместного участия в богослужениях, молитвах и труде. Монашеская аскеза требовала полного отказа от всех мирских благ и представляла собой путь к достижению христианского идеала святости.
В раннем Средневековье в монастырях существовали наиболее благоприятные условия для развития образования и письменности, но уже к XII веку в связи с ростом городов возникают новые центры культурной жизни — университеты(Оксфордский, Кембриджский, Парижский, Болонская юридическая школа), представляющие собой уникальное явление в мировой практике. Университетская наука складывалась на основе теоцентризма, догматизм средневекового мышления определяла схоластика, главный принцип которой — непротиворечивость между истинами Откровения и истинами науки был сформулирован Фомой Аквинским. Разум объявлялся слугой веры, потому религиозные догматы считались принципиально доказуемыми и схоластическая философия концентрировалась на поиске рациональных аргументов бытия Бога.
Схоластика определила и развитие средневековой медицины, которая под ее влиянием приобрела догматический характер, лишившись, по сути, признаков научности. Источник болезней вновь стали усматривать в сфере сверхъестественного, а за исцелением обращаться к Богу — наиболее действенными лечебными средствами считались посты, молитвы и контакты с предметами культа. Главными авторитетами в медицинском знании выступали Аристотель и Гален, причем их сочинения прошли церковную цензуру. В среде медиков была принята своеобразная специализация, разделяющая их на терапевтов, которых готовили в университетах, и хирургов, чьи функции первоначально выполняли цирюльники, поскольку хирургия долгое время считалась ремеслом. Особое место среди медицинских центров занимала Салернскаяшкола, продолжившая традиции античного искусства врачевания и потому названная «гиппократовой общиной». «Салернский кодекс здоровья» рекомендовал здоровый образ жизни как основное средство для предотвращения многих болезней. В средневековой Испании в IX в. появляются аптеки как самостоятельные учреждения и уже к XV в. они распространяются повсеместно. При монастырях, а затем в городах открываются больницы. Но в целом церковь препятствовала развитию медицины как науки, исключив из нее опыт и наблюдение и практически сведя ее к комментариям авторитетных книг.
Средневековье – это одновременное существование разных типов культуры (церковной, светской, городской и народной), однако в реальной практике их противопоставления не наблюдалось, так как многослойная средневековая цивилизация представляла собой целостную систему, основанную не на противоречии входящих в нее компонент, а на их взаимопроникновении.
Эстетическое сознание эпохи и ее художественная культура формировались под воздействием церковного канона, складывающегося в борьбе между иконоборцами, считающими всякие попытки создать изображение Бога идолопоклонничеством, и иконопочитателями, во главе которых стоял Иоанн Дамаскин, систематизатор христианского вероучения, который говорил: «Я дерзаю делать изображение Бога невидимого не так, как Он существует, в невидимости, но как Он открывается нам». Благодаря победе иконопочитателей на Вселенском соборе 787 г. в Европе возникло искусство иконописи. В области архитектуры последовательно сменившие друг друга романский стиль и готика внесли ценнейший вклад в мировую культуру.
В целом Средневековье представляет собой уникальный культурно-исторический тип, являющийся следующей после античности ступенью развития западноевропейской цивилизации. Восприняв многие традиции греко-римской классики, средневековая христианская культура в то же время отрицала их, отказавшись от признания за человеческим разумом способности к познанию и преобразованию действительности. Эпоха Средневековья оставила богатейшее культурное наследие, заложила фундамент западноевропейской цивилизации, положила начало великим географическим открытиям, книгопечатанию, однако религиозные верования, нередко доходящие до фанатизма, учреждение инквизиции и организация крестовых походов — источник конфронтации христианского и мусульманского миров, догматизм и авторитаризм мышления, препятствующие развитию науки и прогрессу человечества, послужили основанием для критической оценки этого сложного и противоречивого исторического периода.