Общая характеристика органов судебной власти государства
Судебная власть - одна из ветвей власти, она самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.
Согласно Конституции и Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации», правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Судебная система Российской Федерации охватывает три разновидности органов судебной власти:
-Конституционный Суд России как орган конституционного правосудия;
-Верховный Суд России и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции, рассматривающие гражданские, трудовые, имущественные споры, дела об административных правонарушениях и уголовные дела;
-Высший Арбитражный Суд и поднадзорные ему нижестоящие арбитражные суды, разрешающие гражданские и административные дела в хозяйственной сфере.
34.Общие и специальные юридические гарантии законности
Последовательная и строгая реализация законности предполагает наличие соответствующей системы ее гарантий. Среди них следует различать общие условия (предпосылки) и специальные юридические, организационно-правовые средства обеспечения режима законности.
Среди общих условий можно различать политические, экономические, организационные, идеологические, юридические.
Политическими предпосылками законности являются режим демократии, гласность. А они, как показал опыт многих стран, будут реальными только в условиях существования независимого от государства гражданского общества, политического плюрализма, свободы печати, разделения властей.
Только реальное разделение властей, а также существование независимых от правящей партии, государства средств массовой информации, движений и политических партий, децентрализация государственных структур могут стать подлинными гарантами режима правозаконности.
К его экономическим предпосылкам можно отнести как достигнутый страной уровень благосостояния, наличие у государства необходимых ресурсов, так и фактическую гарантированность прав граждан, организаций, их экономическую свободу, многоукладность экономики, существование рынков товаров, капиталов, труда. Хотелось бы отметить взаимосвязь экономических свобод, многоукладности рынка, конкуренции с политическими свободами, плюрализмом, демократией вообще и в обеспечении законности, в частности. Да и как могут существовать, например, независимые СМИ, если у них нет независимых от государства источников средств?
Огромное значение для существования правопорядка имеет правовая культура должностных лиц и граждан, правосознание, основанное на признании абсолютной ценности основных прав человека. Велико значение хорошо осуществляемого убеждения, в частности, умело организованного поощрения (идеологические предпосылки).
На состояние законности немалое влияние оказывают такие организационные факторы, как организационная структура аппарата, квалификация служащих, эффективность деятельности системы правовой подготовки кадров, четкое и рациональное разделение полномочий и др. Уменьшение уровня секретности, создание ведомственных центров информации и связей с общественностью, совершенствование разрешительной системы, ликвидация аппаратных излишеств и иные организационные мероприятия создают условия для укрепления правопорядка в стране.
К числу общих условий законности относится и состояние системы законодательства (юридические предпосылки). Речь идет о качестве законов, полноте правового регулирования, процессуальном обеспечении материально-правовых предписаний, закреплении системы эффективных гарантий.
Специальные юридические гарантии - система специальных юридических средств укрепления законности и правопорядка, а также деятельность компетентных государственных органов по предупреждению и пресечению правонарушений.
К юридическим гарантиям относятся:
- Закрепление требований законности в нормативно-правовых актах, высшей юридической силой среди которых обладает «Основной закон» - Конституция;
- Предоставление всем без исключения членам сообщества права обеспечения режима законности правомерными средствами и методами (право противодействовать правонарушению в рамках необходимой обороны и т.д.);
- Обеспечение режима законности в процессе профессиональной правоохранительной деятельности (МВД, Таможенный комитет, Налоговая полиция и т.д.);
- Обеспечение режима законности в процессе судопроизводства;
- Обеспечение режима законности в рамках надзорно-контрольной деятельности (прокуратура, институт уполномоченного по правам человека и т.д.);
- Международные гарантии законности (обязанность государств придерживаться международных, стандартов в сфере обеспечения прав и свобод личности).
35. Объект правоотношения: понятие и виды.
Объект правоотношения – это то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов правовых отношений, либо то, по поводу чего складывается само правовое отношение.
В качестве объекта правовых отношений могут выступать разнообразные материальные и нематериальные явления, блага.
Подходы к пониманию объекта правоотношения:
1) монистический – объектом правоотношения выступает поведение участников правоотношения, так как только на действия направлено регулирующее воздействие нормы и только в поведении участник правоотношения способен реагировать на правовое воздействие;
2) плюралистический – объектом правовых отношений выступают явления окружающего мира, по поводу которых участники вступают во взаимные отношения.
Согласно плюралистическому подходу выделяют следующие виды объектов правовых отношений:
1) материальные блага (вещи, предметы, ценности) – объекты правовых отношений, которые являются характерными для гражданских и иных имущественных отношений и представляют собой имеющие пространственные границы предметы материального мира;
2) нематериальные личные блага (жизнь, имя, честь, достоинство, свобода, здоровье, безопасность и др.) – объекты, которые являются характерными для гражданских (личных неимущественных), конституционных, уголовных и процессуальных правовых отношений;
3) поведение субъектов правовых отношений и его результаты – объекты, которые являются характерными для административных, хозяйственных правовых отношений, отношений в сфере бытового обслуживания и т.д. Поведение субъектов правовых отношения может выражаться как в действии, так и бездействии, а также в результатах совершенных действий. Результаты поведения или действия субъекта правоотношения могут быть отделимыми либо неотделимыми от действий, а также выступать и как материальное благо, и как нематериальное;
4) продукты духовного творчества – объекты, которые представляют собой результаты интеллектуального труда (произведения литературы, искусства, научные открытия, изобретения и т.д.);
5) ценные бумаги, официальные документы – объекты, которые являются характерными для финансовых, хозяйственных, гражданских и иных правовых отношений (акции, векселя, деньги, дипломы, аттестаты и др.), В настоящее время в качестве объекта правовых отношения не может выступать человек как таковой, так как он может быть только субъектом правоотношения.
В некоторых случаях объект отсутствует в момент возникновения правовых отношений, которые возникают с целью появления объекта в результате исполнения обязанностей (договорных отношений, отношений по поводу авторского договора).