Петровские преобразования и их последствия
Личность Петра I (1672-1725) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ.
Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и позже. В XVIII в. М. В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. А позднее историк Карамзин обвинял Петра в измене «истинно русским» началам жизни, а его реформы назвал «блестящей ошибкой».
В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям – ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий.
Между старым, родовитым боярством и служивыми людьми дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов, которые боролись и против дворян, и против бояр, т. К. они все были феодалами-крепостниками. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств — Швеции, Речи Посполитой, которые непрочь были захватить и подчинить себе русские земли.
Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной.
Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I. Петр не только постиг веление времени, но и отдал на службу этому велению весь свой незаурядный талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах. Петр властно вторгался во все сферы жизни страны и намного ускорил развитие начал, полученных в наследство.
История России до Петра Великого и после него знала немало реформ. Главное отличие Петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что Петровские носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства.
Мы, люди XXI века, не можем в полной мере оценить взрывной эффект Петровских реформ в России. Люди XIX века, воспринимали их острее, глубже. Вот что писал о значении Петра современник Пушкина историк М. Н. Погодин в 1841 году, т.е. почти полтора столетия после великих реформ первой четверти XVIII века: «В руках (Петра) концы всех наших нитей соединяются в одном узле. Куда мы ни оглянемся, везде встречаемся с этой колоссальною фигурою, которая бросает от себя длинную тень на все наше прошедшее и даже застит нам древнюю историю, которая в настоящую минуту все еще как будто держит свою руку над нами, и которой, кажется, никогда не потеряем мы из виду, как бы далеко ни ушли мы в будущее».
Созданное в России Петром пережило и поколение Погодина, и следующие поколения. Например, последний рекрутский набор состоялся в 1874 году, т. Е. спустя 170 лет после первого (1705).Сенат просуществовал с 1711 по декабрь 1917 г., т. Е. 206 лет; синодальное устройство православной церкви оставалось неизменным с 1721 по 1918 г., т. Е. в течение 197 лет, система подушной подати была отменена лишь в 1887 г., т. Е. 163 года спустя после ее введения в 1724 г. Иначе говоря, в истории России мы найдем немного сознательно созданных человеком институтов, которые просуществовали бы так долго, оказав столь сильное воздействие на все стороны общественной жизни. Более того, некоторые принципы и стереотипы политического сознания, выработанные или окончательно закрепленные при Петре, живучи до сих пор; подчас в новых словесных одеждах они существуют как традиционные элементы нашего мышления и общественного поведения.
Цель контрольной работы – выяснить сущность и последствия реформ этого великого государственного деятеля.
2. Причины, сущность и проведение реформ Петра I
2.1 Исторические условия и предпосылки Петровских реформ
Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ?
Россия была,- скажем откровенно, -отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа.
Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран.
Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны.
Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.
Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.
Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии. Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельскохозяйственными продуктами. Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда — основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся от деревни. Выделялись промысловые и земледельческие районы. Развивалась внутренняя и внешняя торговля.
Во второй половине XVII века начинает изменяться характер государственного строя на Руси, все более отчетливо оформляется абсолютизм. Получили дальнейшее развитие русская культура и науки: математика и механика, физика и химия, география и ботаника, астрономия и «рудознатство» (устаревшее название геологии). Казаки-землепроходцы открыли ряд новых земель в Сибири.
Белинский был прав, когда говорил о делах и людях допетровской России: «Боже мой, какие эпохи, какие лица! Да их стало бы нескольким Шекспирам и Вальтерам Скоттам!»
XVII век был временем, когда Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра. Реформы Петра были подготовлены всей предшествующей историей народа, «требовались народом». Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло рассрочиться на целый ряд поколений. Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым. Внешние опасности государства опережали естественный рост народа, закосневшего в своем развитии. Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно.
Изменения коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа путем преобразования и принятия: церковной реформы, военной, гражданской, реформы о положении сословий, крестьянской реформы, финансовой, а также реформы в образовании.
2.2 Церковная реформа
Можно утверждать, что церковная реформа началась сразу после смерти патриарха Адриана, поскольку Петр запретил избирать ему преемника, а выполнять функции патриарха он поручил одному из митрополитов. В 1721 году патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан «Святейший правительствующий Синод», который был подчинен Сенату. Это означало, что вся полнота власти переходила в состав чиновьиче-бюрократического аппарата абсолютического государства, во главе которого находился Петр I. Вместе с уничтожением автономности церкви, Петр использовал ее в своих целях и проведения с помощью институтов церкви полицейской политики.
Поданные, под страхом крупных штрафов были обязаны ходить в церковь и исповедовать свои грехи. Священники, в свою очередь, должны были доносить услышанное властям, что противоречило первой «заповеди» священника о соблюдении тайны исповеди. В этом грехе было виновато не священство, а власти, во главе с Петром, вынуждавшие их это совершать.
Сделал это Петр для того, чтобы наподобие западным королям, избавиться от морального контроля над собой церкви. Отмена патриарха и последующее ослабление участия церкви в жизни страны привело, в конце концов, к крушению русской православной монархии.
2.3 Военная реформа
- Создается регулярная армия;
- Ликвидируется поместное дворянское ополчение и стрелецкое войско;
- Основу армии составляют регулярные и кавалерийские полки с единообразным штатом, обмундированием;
- Было произведено соединение холодного и огнестрельного оружия – к ружью был примкнут штык, что усилило огневую и ударную мощь войска;
-Были созданы Балтийский и Донской военно-морские флоты.
Одной из положительных сторон этой реформы является «поднятие» и рост металлургической отрасли, которая была жизненно необходима для производства оружия.
Вместе с тем, мягко говоря, настораживает тот факт, что «реформатор» не погнушался переплавления церковных куполов в пушки. Это характеризует его не только как человека сугубо страстного, но и как человека, для которого главным было достижения цели, несмотря ни на какие препятствия, даже и на хоть какие-то моральные ценности. В этом плане его можно отнести к такому типу людей, которые способны «шагать по трупам», лишь бы исполнить свое желание, цель…
Недостатком явилось то, что Петровские реформы загоняли русскую армию в западные формы, не принимая во внимание их приемлемость для русских. Ведь, поскольку опыт создания армии перенимался от возможных военных оппонентов, например, Швеции, а армия необходима для защиты от таковых. Та же Швеция, воспользовавшись знанием недочетов в нашей обороне, могла одержать значительные победы над нами.
2.4 Гражданская реформа
Гражданская реформа заключалась в создании совершенно новой системы управления страной. Вместо Думы был устроен «Сенат»; вместо приказов – «Коллегии»; страна была разделена на 8 «Губерний». Все стало похожим на западный строй.
2.5 Реформа о положении сословий
Петр определил статус сословий. Между дворянством и боярством были трения, в результате которых оба класса получили и вотчины и поместья. Петр стремился сделать всех государственными служащими и для этого изменил порядок наследования. Он издал указ о единонаследии, то есть теперь наследовать землю мог только один сын (вместе с тем ограничивалось право продажи недвижимости и т.п.) и не получившим наследство ничего не оставалось, кроме как идти на государственную службу. Правда, в дальнейшем от единонаследия отказались уже в 30-ые годы. В 1722 году был выпущен табель о рангах, который определял порядок службы и вообще фактически иерархию общества в целом. В соответствии с таблицей, прилагаемой к табелю, было 12 рангов:
- от поручика – до генерал фельдмаршала (в армии);
- от коллежского регистратора до канцлера (на гражданской службе);
- были свои чины и для придворных.
Но значимость этого документа не только в этом, табель позволял людям из низших сословий выслужить дворянство (например, на военной службе, дослужившись даже до низшего чина офицера человек автоматически получал личное дворянство, правда, без земли, а дослужившись до 6 чина – потомственное, но также без наделения землей).
В этот период разница между дворянством и боярством исчезает полностью, а в других сословиях изменения менее значительны.
Духовенство становится частью государственного аппарата, становится подчиненным и подконтрольным его интересам. Петр I создает Великий Синод.
Городское сословие тоже изменилось, но оно не было единым, а разделялось на гильдии. Были созданы ратуши и др. органы местного самоуправления.
Большая часть крестьян стала зависимыми от дворян, а свободные теперь назывались государственными крестьянами, существовали и дворцовые крестьяне. С этого времени исчезает деление на крестьян и холопов, чему немало способствовала реформа Петра I от подушной подати, которая также не разграничивала их.
2.6 Крестьянская реформа
Крестьянская реформа привела к полному закрепощению русских крестьян. Сделал это Петр для удобства управления страной: вместо того, чтобы иметь дело с миллионами граждан, ему приходилось иметь дело с ограниченным числом помещиков, получивших полную власть над крестьянами. С ослаблением влияния церкви, обращение с крестьянами ухудшилось, и вскоре начались частые крестьянские восстания.
2.7 Финансовая реформа
Эта реформа была нужна для увеличения сборов на военные нужды и для того, чтобы заставить русских людей поскорее воспринимать западные обычаи. При Петре было введено множество налогов: на бани (на Западе в то время вообще не мылись), бороды (на Западе брились), мельницы, погреба, пчел, раскольников, извозчиков и пр. Сбор налогов велся строго, и казна при Петре постоянно пополнялась.
2.8 Реформа в образовании
Целью образования стало давать учащимся как можно больше научных и военных знаний, т.е. образование отходит от традиционной русской духовности, и начинается увеличение материалистичным гуманизмом. Все высшие школы устраивались на западный лад. При Петре также был введен новый, упрощенный гражданский шрифт для печатанья всех книг, кроме церковных. Это еще больше ускорило модное на Западе «отделение церкви от государства».
3. Значения, результаты и последствия Петровских реформ
Известно, что Петр фактически осуществил индустриализацию страны. В крайне сжатые сроки была создана тяжелая промышленность, дававшая армии пушки, ядра, якоря. Десятки вновь созданных мануфактур обеспечивали полки сукном, обувью, порохом — всем необходимым. Но любопытно посмотреть, как создавалась эта промышленность. Метод Петра — государство предоставляло инициативным предпринимателям все необходимое — землю, деньги, крепостных, приписывало целые населенные волости заводам. Все было подчинено высшей цели — победе. Более того, металлургия в России достигла невиданных успехов — к середине восемнадцатого века Россия обогнала Англию по выпуску металла. Но посмотрим на ту цену, которую заплатило русское общество за эту, нужную стране, индустриализацию. Во-первых, была создана однобокая экономика: почти вся она работала только на нужды армии и флота и на вывоз из страны сырья: железа, чугуна, пеньки, селитры, леса. Все остальные предприятия, не работающие на армию и экспорт, не поддерживались государством, они влачили жалкое существование и конкурентоспособность их продукции была почти нулевой. Во-вторых, поддерживая предпринимателей, государство делало их своими рабами. Они не имели право изменять профиль производства, они не обладали и собственностью на построенные ими заводы. В любой момент, при нарушении договора с государством, их заводы конфисковали без всякой пощады. В-третьих, индустриализация привела к резкому изменению социальных отношений. Если в допетровской России образовывался рынок свободных рабочих рук, которые использовали, на условиях найма, первые русские предприниматели, то в петровскую эпоху это процесс был надолго прерван. К середине XVIII века только 1,5 % работных людей принадлежали к числу «свободных», все остальные были крепостными людьми владельцев мануфактур. Наконец, в-четвертых (и здесь мы возвращаемся к проблеме «социального одиночества» народа). Такие условия развития экономики, в сочетании с отсутствием автономии жизни русского города, привели к тому, что в России не создалось условий для образования третьего сословия, для возникновения буржуазного, построенного на принципах свободы и конкуренции, общества. В России не появилось зачатков гражданского общества. В то время как третье сословие во Франции смело заявляло свои претензии и права королю и Генеральным штатам, русские предприниматели и купцы стремились слиться с дворянством, получить его привилегии, иметь право владения крепостными.
Характерной чертой русской буржуазии всегда, да и теперь, является ее сервильность и социальная трусливость. Так, у народа не появлялось своих лидеров, способных мыслить и предвидеть дальше, чем Пугачев. У народа после Петра не было и своих духовных лидеров.
Петр, в своем естественном и созвучном его времени желании построить светское общество, провел такую церковную реформу, которая фактически уничтожила тысячелетний институт Русской православной церкви, превратила ее в государственную контору, сделала русского священника на триста лет агентом политического сыска. Ведь известно, что законом от 17 мая 1722 года, Петр предписал духовным отцам, во имя государственной безопасности и под страхом смерти, раскрывать одно из священных таинств христианства — таинство исповеди своего духовного сына. Последствия этого и в целом церковной реформы Петра были поистине катастрофичны для России, потому, что церковь утратила моральный авторитет, она никогда не могла претендовать на роль защитника народа.
Особенно ожесточенно Петр преследовал монахов. К 1724 г. Относится проект уничтожения монастырей, превращения их в лазареты и дома инвалидов для солдат. Истоки ненависти Петра к монахам, конечно, в тяжелых воспоминаниях юности. Из среды монашество всегда выходили самые яростные и образованные противники его реформ. Но была и другая причина ненависти Петра к монахам. Он не мог спокойно думать, что где-то, в его государстве есть люди независимые от него, подчиненные не власти его — земного царя, а высшей власти Духа Святого. И он стремился уничтожить таких людей.
Мы живем плохо — считал Петр, потому, что у нас нет разумных законов, нет «правильной» бюрократии. Эти законы должны регулировать все в жизни людей, от формы крыши над головой до книг, которые они читают. Много времени царь посвятил написанию таких законов. Среди них были сложные регламенты целых учреждений и краткие инструкции мелким чиновникам. Одна из инструкций формулирует так обязанности чиновника-профоса: «Смотреть, чтобы никто не испражнялся мимо отхожих мест, а нарушителей ловить и на месте наказывать плетью». И это вся должность… И вот уже триста лет продолжается эта неравная борьба профоса со своим народом.
Причина этой борьбы заложена внутри, точнее, в основе государственности Петра. Эти реформы лишь унифицировали, закрепили ту систему единовластия, которая задолго до Петра сложилась в России. Государственные преобразования придали самодержавию такие формы, которые надолго обеспечили его существование без всяких изменений. Эта государственность была построена только на самодержавном и бюрократическом начале.
Известно, что Петр взял за основу государственные реформы и институты Швеции, Дании, да и других стран, но он последовательно выбрасывал из западных образцов все, что хотя бы гипотетически ставило под сомнение власть самодержавия. Идея всякого парламента решительно отвергалась. Также Петр поступал и с другими, низшими, органами власти. Когда ему предложили ввести шведскую систему местного управления, в основе которой лежал совет выборных из крестьян и священника, резолюция царя была такова: «Умных среди мужиков нет». Между прочим, это сказано о народе с тысячелетней традицией общинного управления, о народе, который в естественной своей самоорганизации спас в годы смуты Россию и само самодержавие. Так получилось, что из копируемых Петром западных систем
государственного устройства, были выброшены как высшие, так и низшие выборные органы, которые контролировали и подчиняли себе бюрократию. Пересаженная на русскую почву, эта бюрократия, нужная и полезная в системе парламентского и местного контроля, получила в России гипертрофированное, ненормальное развитие, бюрократическая система стала жить по собственным, внутренним, законам паразитического механизма, она стала проклятьем русской жизни. Подконтрольная только самодержавию, она была и есть, не подконтрольна никому. Накануне смерти из присланной анонимки, Петр узнал, что Алексей Макаров — его бессменный кабинет-секретарь, с которым он проработал более 20 лет, — обманывает его, царя — дает ему подписывать бумаги, которые обрекают людей на лишение владений, а конфискованные владения Макаров делит со своими сообщниками. Это была модель отношений главы государства с бюрократическим аппаратом на все будущие времена.
Отсюда вытекало важное для будущего России последствие — полное отчуждение государства от человека и человека от государства. Была построена и заработала огромная «перпетум мобиле» русской бюрократии, в которой движение бумаги — все, а человек — ничто. И этот человек отвечал враждебностью, равнодушием Молоху государства. Иждивенчество и социальная инфантильность стали характерными для поведения русского человека. Украсть у государства, обмануть его стало геройством и доблестью.
4. Заключение
За свое царствование Петр необыкновенно далеко продвинулся к созданию полицейского государства в России.
Некоторые его меры страшными. На руках всех рекрут стали делать наколки, чтобы не дать возможности укрыться от службы в армии. Все старообрядцы были обязаны носить на одеждах (на спине) красные ромбы — «козыри», по которым их сразу отличали в толпе. Женщинам из старообрядческих семей предписывалось носить позорную шапку с рогами. В стране была повсеместно введена система паспортов. Без паспорта человек не мог покинуть свой дом дальше, чем не 30 верст, а на 31-ой версте он уже считался беглым, подлежал насильственному возвращению домой и телесному наказанию. Из правовых норм прошлого было полностью изъято старинное юридическое понятие «вольный человек» как подданный, как субъект права. Так в допетровское время называли людей свободных от крепостной зависимости, от налогообложения и от государственной службы. Теперь, в петровское время, таких людей, попросту, не существовало: каждый был обязан либо служить, либо платить подушную подать, либо жить за владельцем-помещиком, всякое иное состояние рассматривалось как
преступление.
Реформы Петра, его преобразования оказались долговечными не потому, что это был плод только одного насилия, по-видимому, многие начала петровских реформ лежали в основах русского общества, и он сумел их развить. И ныне, по результатам социологических опросов, когда люди вспоминают прошлое России, для них Петр остается непревзойденным образцом государственного деятеля, который жестокими, но правильными путями вел Россию в сегодня.