В настоящее время является доминирующим. Суть
его в изменении, приспособлении среды к обществу. Изменение проявляется одновременно
в восстановлении и разрушении среды. На первом этапе разрушение преобладает.
В настоящее время имеет место хищническое разграбление невосполнимых природных ресурсов.
Однако по мере осознания силы антропогенного влияния и его разрушительной мощи
общество приходит к пониманию необходимости восстановления природы. На более высоких
ступенях зрелости общества процессы разрушения и восстановления природы таковы,
что все разрушающее влияние человека нивелируется восстанавливающим влиянием.
Общество находит способы существования без использования невосполнимых природных
ресурсов. Экономическое (потребительское) взаимодействия общества и природы
уменьшается, экологическое (охраняющее) взаимодействие увеличивается. Человек охраняет
и восстанавливает популяции редких животных, помогает природе справиться с природными
катаклизмами.
2. Влияние природы на общество.В предшествующий период являлось доминирующим.
Суть его состоит в воздействии на развитие человека как вида и на общество. Может
замедлять или ускорять развитие за счет возможности использования природных богатств
(ресурсы, климат, географическое положение и т. д.).
Например, географическое положение Древней Греции (расположенность вблизи моря
с большим количеством островов) стимулировало развитие мореплавания. Холодный климат
севера Руси стимулировал быстрый переход от полуземляночного жилья к деревянным
домам на подклети и т. д.
Взаимодействие человека с природой носит следующие формы:
• экологическая(сохранение, охрана природных богатств)
• экономическая(потребление природных богатств, как восполнимых,
так и невосполнимых, проявляющаяся в загрязнении,
истощении и разрушении).
Общество неразрывно связано с природой, в отличие от неё общество не может существовать отдельно.
Типы отношений общества и природы:
Гармоничные – получение обществом из природной среды необходимых вещественных и энергетических ресурсов.
Конфликтные – загрязнение воздуха, водоёмов, бесконтрольное расходование минеральных ресурсов.
Таким образом взаимодействие общества и природы носит противоречивый характер.
Задание 2
Воздействие природы на развитие общества иллюстрирует
1) создание природного заповедника
2) ликвидация горожанами последствий землетрясения
3) законодательное ограничение охоты на волков
4) загрязнение реки промышленными отходами
Задание 3 Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?
А. Климатические условия влияют на развитие общества.
Б. Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ – области общественной жизни , в которых удовлетворяются важнейшие потребности людей . Как ты уже знаешь, cуществует 4 сферы общественной жизни : - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ , - ПОЛИТИЧЕСКАЯ , - СОЦИАЛЬНАЯ , - ДУХОВНАЯ .
Сферы общественной жизни | Составляющие элементы | Деятельность людей и отношения между ними |
Экономическая | Предприятия, фирмы, банки, биржи и др. | Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ |
Политическая | Парламент, правительство партии, общественные организации и др. | Отношения между обществом и государством, между государством и политическими партиями |
Сферы общественной жизни | Составляющие элементы | Деятельность людей и отношения между ними |
Социальная | Системы соц. обеспечения, здравоохране- ния и др. | Отношения между различными общественными группами |
Духовная (культура, образование, наука, религия) | Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и т.д. | Отношения возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления |
Сферы общественной жизни удовлетворяют основные потребности людей и тесно взаимосвязаны друг с другом .( В обществе нет господствующих сфер . Каждая из них оказывает равное влияние на другие ).
Задание 4 Производство материальных благ, их обмен и распределение охватываются сферой общества
1) социальной
2) трудовой
3) экономической
4) технической
Задание5
Правительство ввело запрет на импорт замороженного мяса и птицы. Взаимосвязь каких сфер жизни общества иллюстрирует данный факт?
1) политической и экономической
2) экономической и социальной
3) социальной и духовной
4) духовной и политической
Задание 6 Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества
1) экономическую
2) социальную
3) политическую
4) духовную
Задание 7 Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество является частью природы.
Б. В структуре общества выделяются сферы общественной жизни.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Тема1.4 Биологическое и социальное в человеке
Человек – биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле.
Биологическое начало:
1) анатомия
2) физиология
3) протекание различных процессов в организме (питание, дыхание, сон и т.д.)
Основные отличия человека от животных:
1) Человек способен производить орудия труда, использовать их;
2) Человек обладает сложно организованным мозгом, мышлением и членораздельной речью;
3) Человек способен к целенаправленной творческой деятельности;
Только для человека возможна самореализация личности.
Потребности – недостаток в чём-либо необходимом для поддержание жизнедеятельности организма.
Виды потребностей:
- Биологические (питание, вода, самосохранение, продолжение рода и др.)
- Социальные (общение, самореализация и др.)
- Духовные (вера, творчество)
Задатки – природная предрасположенность человека к тому или иному виду деятельности.
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит успешное выполнение определённой деятельности.
Талант – уровень развития способностей, который позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и значимостью.
Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной области.
Задание 8 Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в
1) дыхании
2) питании
3) самосохранении
4) самореализации
Задание 21 В приведённом списке указаны черты сходства человека с животными и отличия человека от животных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) потребность в пище и воде
2) способность к творчеству
3) способность к чувственному познанию
4) наличие сознания
Черты сходства | Черты отличия | ||||
Итак,
Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный человек.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие, отличительные особенности (внутренние и внешние) от других людей.
Личность – совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения.
Социализация – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.
Процесс социализации продолжается всю жизнь.
Этапы социализации
6) начальный (воспитание ребёнка в детстве, происходит в семье, детском саду);