Отличие государства от первобытного общества


Государство, пришедшее на смену родоплеменной организации в условиях антагонистического общества, существенно отличается от родовой организации.
Власть в первобытном обществе основывалась на родоплеменном устройстве общества, традициях и единстве интересов всех членов рода. Первое, на что следует обратить внимание, - это то, что власть опиралась на силу авторитета, его носителя и не имела территориального характера. Власть в государстве распространяется только на тех, кто находится на его территории, таким образом, возникает вопрос о государственных границах. Население стало объединяться по территориальному признаку: волостям, графствам, административно-территориальным единицам. Для государства становится важным проживание человека, а не его принадлежность к роду Человек реализует свои права и выполняет обязанности по месту жительства. Таким образом, территория становится важнейшим отличительным признаком государства.
Организация общественной жизни при родовом строе обеспечивалась самоуправлением. В условиях государственности для управления общественными делами создается особая организация - публичная власть, возвышающаяся над обществом, представленная специальным аппаратом, состоящим из служащих, профессионально занимающихся управлением и получающих за это денежное вознаграждение. Публичная власть опирается на принуждение (появляется полиция, тюрьмы, армия) в отношении тех, кто не исполняет предписания государственной власти.
Содержание аппарата государственной власти предполагает средства, которые собираются с населения в виде налогов (обязательные платежи) и сборов (обязательные взносы).

Обществу вменяется в обязанность содержать государственный аппарат, уплачивая часть своих доходов в государственную казну. Налоги, сборы, пошлины необходимы для содержания армии, полиции, тюрем, государственных чиновников - словом, государственного аппарата. Они берутся как с граждан, так и с организаций. Это также один из важнейших отличительных признаков государства.
В целях управления обществом государство активно использует правовые нормы, их разрабатывает и издает. Начинает складываться система права как установленных государством и обязательных для населения правил. Между государством и правом возникает тесная взаимосвязь. Они не могут существовать друг без друга и во многом предполагают друг друга.
Право приобретает все большее значение. Оно юридически оформляет государство, закрепляет систему государственных органов, их компетенцию, устанавливает пределы осуществления государственной власти, обеспечивает права и свободы граждан, т.е. придает государственной деятельности легитимный характер.
К признакам, отличающим государство от первобытного общества, относят и государственный суверенитет - независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Данное понятие появляется лишь в эпоху Средневековья, когда государственная власть приобрела независимость от церковной, освободилась от ее претензий на исключительное управление мирскими делами*(13).

6.в 4-ом вопросе.

7. возникновение права было обусловлено общественными потребностями, к которым можно отнести: 1) необходимость установления единого порядка в отношениях между людьми на определенной территории; 2) потребность в поддержании этого порядка в условиях расслоения общества, появления различий и даже конфликтов; 3) необходимость регулирования обмена между народами, установления соседских взаимоотношений и ограничения враждебного противостояния. Качественное отличие регулятивной системы производящей экономики от нормативной системы периода присваивающей экономики состояло в следующем. Во-первых, происходит расщепление мононорм и их постепенное перерастание в нормы морали, права, религиозные нормы. Во-вторых, усложнилась структура регулирования поведения людей; сложились четыре способа данного регулирования: что надо обязательно делать (что должно); что разрешено делать (что можно); что запрещено делать (нельзя делать) и что безразлично для общества, т.е. человек может поступать по своему усмотрению. В-третьих, появление письменных источников, фиксирующих правила поведения, и жесткая привязка этих правил к земледельческому производству, — агрокалендари. Организация специального аппарата контроля за соблюдением агрокалендарей. В-четвертых, общесоциальное содержание нормативного регулирования, т.е. оно было направлено и сориентировано на выживание всех и на регулирование жизни всей общины. Лишь со временем эти правила политизируются, т.е. приобретают классовое содержание. В-пятых, право появилось не вдруг, не на пустом месте, а сначала происходило санкционирование обычаев, которые перерастали в обычное право и становились строго обязательными для всех. Их государство признавало и ставило под свою защиту. Процесс формирования права отличается длительностью, имеет ряд этапов и специфику у разных народов. В-шестых, право возникает объективно на этапе становления раннеклассового общества как нормативный способ регулирования производящей экономики, свободного труда общинников-земледельцев и ремесленников.

ОБЫЧНОЕ ПРАВО

совокупность норм неписаного права, обязательных для исполнения наряду с законом и находящихся подтакой же правовой защитой со стороны власти, как и нормы закона (писаного права). Исторически О.п.складывалось в процессе долгого и однообразного соблюдения определенных норм и правил, которыеолицетворяли собой преобладающие в обществе правовые воззрения. Именно регулярность превращаланеписаные нормы поведения в реально действующее право, которое регулировало широкий круг отношений- семейных (формы брака, систему воспитания), имущественных (например, формы сделок),административных и др. С этой точки зрения О.п. как систему обязательных действий и юридическихвоззрений народа следует отличать от простых традиций и обычаев, сохранившихся, например, в видеобрядов. Таким образом, О.п. - это фор-\' ма естественного права, возникшего в силу объективнойнеобходимости. На ранних этапах развития общества любое право зарождалось именно в форме О.п.,притом неписаного. Хранителями его являлись старейшины социальных групп, наиболее уважаемые люди.По мере развития общества О.п. постепенно превращается в право законное. Однако по мере усложненияобщественных отношений все более проявляются такие недостатки О.п., как его несистемность,ограниченность действия, локальность, частный характер, недостаточность. Самостоятельной формой праваО.п. было признано лишь в XIX в., когда оно вошло, например, в правовую систему Германии как выражениеюридической свободы народа. Тогда же началось и его научное исследование, прежде всего -в рамкахисторической школы права.

Вопрос о происхождении, характере, содержании и применении норм О.п. различными школамиюриспруденции рассматривался по-разному. Последователи исторической школы права (Савиньи, Пухта),провозглашая О.п. первым источником правовой системы любого государства, видели в нем наиболеечистое выражение народного правосознания. Они полагали, что О.п. является вполне самостоятельной и ктому же постоянной формой права на всех ступенях развития общества. В связи с этим главную задачузаконодательной власти сторонники исторической школы права видели в приведении в порядок исистематизации уже сложившихся в народе правовых норм.

О.п. - главный источник сведений о юридических отношениях в обществах, не имевших писаного права.Однако изучение системы О.п. имеет свои особенности. В отличие от других разновидностей права О.п.существует только в психике его субъектов, поскольку оно не является материальным. Поэтому О.п. неможет быть познано без соответствующего изучения психологии и сознания человека. В настоящее время вряде правовых систем О.п. занимает место закона в тех случаях, когда законодательство не в состоянииохватить всю сферу регулируемых им отношений. В странах, имеющих хорошо кодифицированную системузаконодательства, О.п. может иметь силу, но только в границах, установленных самим законом. До недавнеговремени обычаи оставались важнейшей формой права в межгосударственных отношениях,

Наши рекомендации