Солидная часть публикаций посвящена масштабам трагедии. Журналисты говорят о том, что страна давно не переживала потрясений такого уровня.
Типологические черты и аудиторный признак качественной периодики.
Таблоидизация как тенденция современной прессы.
Освещение теракта в российской и зарубежной качественной прессе.
1.
В научной литературе термины «качественная» и «массовая»пресса употребляются прежде всего по отношению к зарубежной периодической печати. Это русскоязычные эквиваленты английских терминов «quality press» («качественная», «солидная», «элитарная») и «mass, popular press» (массовая, популярная пресса). В исследованиях, посвященных американской печати, вместо этих словосочетаний употребляются такие понятия, как «serious press» (серьезная пресса) и «yellow journalism» (желтая журналистика). Это обусловлено историческими особенностями развития американских средств массовой информации.
Эти виды прессы отличаются областью информационного внимания, формой подачи материалов, дизайном, версткой. Определяющими, типоформирующими признаками для качественной прессы остаются социальный адрес и сферы отражения. По замечанию В.И. Сапунова, главной особенностью качественных ежедневных газет был и остается «репутация информированного источника, энциклопедии новостей. <…> Отсюда жесткая система рубрик – в энциклопедии все должно быть на своем месте. Система должна также быть всеобъемлющей – политика, экономика, финансы, культура, спорт и так далее.
Качественная пресса предназначены для политиков, представителей деловых кругов, управленцев, тех, кто управляет и обладает политической и экономической властью, а также следит за развитием событий в этой области. Такие издания, как правило, учреждены и задействованы политически влиятельными группами людей, институтами общества (либо государственными институтами) для реализации их общественно значимых интересов и потребностей. Качественной прессе свойственны аналитичность, взвешенность опенок. Графическая модель издания имеет строгий характер, умеренно используются иллюстрации и фотографии.
Массовая пресса ориентирована на людей с невысоким уровнем образования, ее читатели – те, кто хочет отдохнуть, поразвлечься, узнать о разного рода скандалах и сенсациях. Содержание популярных, массовых изданий носит развлекательный, сенсационный характер. Им не свойственна высокая степень аналитичности, и как следствие практически отсутствуют материалы публицистических жанров. Для массовой периодики характерным является обилие иллюстраций, фотографий, крупные броские заголовки.
Качественная пресса, которую называют «репутационной», «прессой влияния», в структуре газетной периодики большинства стран, в том числе информационно богатых, составляет по количественному показателю небольшую группу.
· США к качественным изданиям относятся «Уолл-стрит джорнэл» «Нью-Йорк таймс» (1.170.869), «Вашингтон пост» (840.232), «Нью-Йорк дейли ньюс»
Качественная периодика России представлена общероссийскими газетами «Российская газета», «Известия», «Коммерсантъ», «Независимая газета», «Новая газета», «Ведомости» и др.
2.
В современных условиях изменяются требования руководства к журналистам. Они свелись к следующим положениям: писать коротко, так читатель становится все более неусидчивым и невнимательным; не копать слишком глубоко, чтобы не заработать разорительные судебные иски; ориентироваться на «актуальные» темы – преступления, спорт, политика, знаменитости; минимизировать расходы. Следствием этого, помимо поверхностного освещения событий, стандартизации новостного потока, стало распространение «сервисного», обслуживающего журнализма, «инфотейнмента» (англ. infotainment, производное от information – информация и entertainment – развлечение) и процесс таблоидизации.
Этот процесс снижения качества содержания, уменьшения разнообразия тем и изменения соотношения текста и иллюстраций в пользу последних получил название таблоидизации. Термин, указывавший только на формат газеты, стал нарицательным, обозначая сегодня еще и определенный тип содержания, проникающий в издания разных форматов и типов. О влиянии таблоидов в американской журналистике заговорили, когда многие газеты, исключением не стала и национальная качественная пресса, опубликовали на первых полосах материал о бывшем теннисисте Артуре Эше, у которого был обнаружен вирус СПИДа. Закрепление названная тенденция получила во время освещения скандала вокруг американского футболиста О.Джея Симпсона. Многие критики назвали эту ситуацию «медиацирком», в котором пресса, даже самые респектабельные издания, оказались в роли полноценного участника событий.[1] Криминальная тематика в конце ХХ столетия начинает преобладать: каждый седьмой материал посвящен преступлениям. Как отмечает М.И. Макеенко, «только в 1994-1996 гг. центральными темами становились террористические акты в Оклахоме и олимпийской Атланте, авиакатастрофы в Нью-Йорке и Флориде, арест матери-детоубийцы Сьюзен Смит и так называемого «унабомбера», профессора Теодора Кажинского, рассылавшего письма-бомбы, покушение на фигуристку Нэнси Кэрриган».[2]
Данные британских исследователей показывают, что материалы на темы о преступности, «человеческого интереса» и развлечений образуют самые большие тематические группы не только в таблоидах, но и в газетах широкого формата (А2), которые традиционно определяются как качественные. Другие проявления таблоидизации, отмеченные исследователями, – это сокращение материалов о международной жизни, о внутренней политике и работе парламента, а также увеличение числа фотографий и сокращение объема текстов.
Е.Л. Вартанова приводит следующие индикаторы процесса таблоидизации:
• сужение спектра освещаемой действительности, перенесение «повестки дня», формируемой таблоидами, в качественные издания;
• упрощение текстовых форм подачи материала, усиление иллюстративности;
• фамильярность и провокационность в обращении к аудитории;
• монополизация рыночных структур.[3]
По мнению исследователя, процесс таблоидизации принимает разные формы в западных странах и приводит как пример ситуацию на газетном рынке Великобритании: с одной стороны, качественные газеты типа Times и Daily Telegraph, желая расширить читательскую аудиторию, меняют свою информационную политику (облегчают серьезные новости, предлагают больше материалов развлекательных и на темы человеческого интереса). С другой – традиционные таблоиды типа Daily Mail, Daily Mirror улучшают качество содержания, пытаясь привлечь более образованных и состоятельных читателей.[4] В борьбе за аудиторию качественная пресса регулярно обновляется. Так, французская «Фигаро» в 1999 году в статье «Фигаро – газета, самая близкая своим читателям» разъясняла, что газета стремится стать более современной, динамичной, открытой, то есть еще больше приблизиться к свои читателям. Изменения коснулись внешнего оформления (более «свободная» верстка, использование цвета, изменение шрифта), создатели попытались облегчить и процесс чтения, представив структурировано информацию, которая анонсировалась, по рубрикам были разделены факты и комментарии.[5]
Другим примером таблоидизации издания является изменение российской качественной газеты «Известия», которая приблизилась к типу качественно-массовой прессы. Для такого типа прессы характерно перекрывание аналитической функции информационно-развлекательной. Последняя определяет информационное пространство издания: дизайн, систему жанров, акцент в выборе героев публикаций.[6]
3.
После событий 11 сентября 2001 года в американской журналистике многое изменилось. Исследователь зарубежной журналистики П.Я.Рыкованов пишет, что «анализ медиатизации трагических событий в Нью-Йорке и в Вашингтоне 11 сентября 2001 г. самым мощным в мире арсеналом СМИ этой страны позволяет со всей ответственностью утверждать, что масс-медиа США с первых минут чудовищного теракта превратили его освещение в истеричную кампанию нагнетания страха».
Большинство СМИ, включая и печатные, в первые дни трагедии уделяли особое внимание масштабам трагедии и тому, как она подействовала на людей. «…Нью-Йорк стал городом жутких контрастов. …Нью-Йорк стал городом отмененных встреч. Никто не поднимался на площадку «Эмпайр Стэйт Билдинг», чтобы полюбоваться потрясающим пейзажем. Здание закрыто. Никто не ходил по магазинам. …За всю бурную историю Нью-Йорка, время от времени омрачаемую трагедиями, жители всегда высказывали необычную решимость и стойкость. Но эта катастрофа отличается от предыдущих, многие потрясены до глубины души…».[7]
В других исследованиях, напротив, отмечается сдержанный и сбалансированный характер сообщений американских средств массовой информации, которые «демонстрировали высокую государственную дисциплину». По ТВ в основном показывали общие планы катастрофы и разные периферийные события. В кадр не попадали ни изувеченные трупы, ни раненые, ни сцены, как люди выбрасывались с верхних этажей небоскребов, ни паники, ни истерики родственников жертв... На фоне подобных репортажей американских СМИ ярко контрастировали телесюжеты российских телекомпаний из Театрального центра на Дубровке. В погоне за оперативностью в эфир выбрасывалось все без разбора: кадры, которые удавалось снять в театральном зале; яростные воззвания к властям немедленно принять все требования террористов; вплоть до информации о передвижениях спецслужб. Впоследствии на разных каналах повторялась жуткая панорама театрального зрительного зала, где в неестественных позах остались лежать убитые во сне чеченки. «Кровавое реалити-шоу превзошло все пределы, — прокомментировал тогда «Московский комсомолец» (29.10.2002). — Эпидемия насилия захлестнула российский телеэфир».[8] Фонд «Общественное мнение» через месяц после «Норд-оста» и телесюжетов о нем зафиксировал, что 68% населения страны считали — следующий теракт произойдет именно в их городе или поселке. Больше 70% опрошенных испытывали чувство настоящего ужаса, как если бы это произошло с их близкими, коллегами, детьми. Более того, после «Норд-оста» отдел клинической психологии Научного центра РАМН проводил собственное исследование, когда были опрошены более 300 москвичей, у которых на Дубровке не было ни родственников, ни знакомых. В итоге, у 24% из них обнаружили симптомы посттравматического расстройства. Точно такого же, как у участников боевых действий и настоящих жертв теракта. Их можно считать дополнительными жертвами теракта.
Анализируя характер отражения трагедии 11 сентября 2001 года в США в российских изданиях (газеты «Известия», «Коммерсантъ», общественно-политический журнал «Итоги», деловой журнал «Коммерсантъ-Деньги») и американских («Уолл-стрит джорнэл», «Нью-Йорк таймс», общественно-политический журнал «Newsweek», деловой журнал «Businnes Week»), Е.С.Гладковская замечает,[9] что первые материалы этих изданий сыграли основную роль в формировании информационной картины событий.
Популярными темами газетных и журнальных публикаций, посвященных трагедии 11 сентября, стали: хронологическое описание событий, ответная реакция США, реакция президента Буша на трагедию и его действия сразу после трагедии, особенности нового внешнеполитического курса США (в частности, особенности в отношениях с определенными странами, в том числе Россией). Среди характерных тенденций автор исследования называет следующие: [10]
Солидная часть публикаций посвящена масштабам трагедии. Журналисты говорят о том, что страна давно не переживала потрясений такого уровня.
2. Об акциях возмездия практически ничего не сказано. Лишь вскользь замечено, что «Сейчас Бен Ладен разбудил в американцах гнев и ярость, и, возможно, скоро он увидит их месть».
3. Авторы публикаций, посвященных трагедии 11 сентября, рассуждают о том, какие страны могут стать союзниками США в борьбе с международным терроризмом. Россия – один из возможных союзников.
О возможных причинах трагедии практически ничего не говорится, за исключением нескольких публикаций. Что касается личности Бен Ладена, по мнению американских журналистов, нет сомнения в том, что именно он был главным зачинщиком терактов 11 сентября.