Солидная часть публикаций посвящена масштабам трагедии. Журналисты говорят о том, что страна давно не переживала потрясений такого уровня.

Типологические черты и аудиторный признак качественной периодики.

Таблоидизация как тенденция современной прессы.

Освещение теракта в российской и зарубежной качественной прессе.

1.

В научной литературе термины «качественная» и «массовая»пресса употребля­ются прежде всего по отношению к зарубежной периодической печати. Это русскоязычные эквиваленты английских терминов «quality press» («качественная», «солидная», «элитарная») и «mass, popular press» (массовая, популярная пресса). В исследованиях, посвященных американской печати, вместо этих словосочетаний употребляются такие понятия, как «serious press» (серьезная пресса) и «yellow journalism» (желтая журналис­тика). Это обусловлено историческими особенностями развития американских средств массовой информации.

Эти виды прес­сы отличаются областью информационного внимания, формой подачи материалов, дизайном, версткой. Определяющими, типоформирующими признаками для качественной прессы остаются социальный адрес и сферы отражения. По замечанию В.И. Сапунова, главной особенностью качественных ежедневных газет был и остается «репутация информированного источника, энциклопедии новостей. <…> Отсюда жесткая система рубрик – в энциклопедии все должно быть на своем месте. Система должна также быть всеобъемлющей – политика, экономика, финансы, культура, спорт и так далее.

Качественная пресса предназначены для политиков, представителей де­ловых кругов, управленцев, тех, кто управляет и обладает политической и экономической властью, а также следит за развитием событий в этой обла­сти. Такие издания, как правило, учреждены и задействованы политически влиятельными группами людей, институтами общества (либо государствен­ными институтами) для реализации их общественно значимых интересов и потребностей. Качественной прессе свойственны аналитичность, взвешен­ность опенок. Графическая модель издания имеет строгий характер, уме­ренно используются иллюстрации и фотографии.

Массовая пресса ориентирована на людей с невысоким уровнем образования, ее читатели – те, кто хочет отдохнуть, поразвлечься, узнать о раз­ного рода скандалах и сенсациях. Содержание популярных, массовых изда­ний носит развлекательный, сенсационный характер. Им не свойственна высокая степень аналитичности, и как следствие практически отсутствуют материалы публицистических жанров. Для массовой периодики характер­ным является обилие иллюстраций, фотографий, крупные броские заголов­ки.

Качественная пресса, которую называют «репутационной», «прессой влияния», в структуре газетной периодики большинства стран, в том числе информационно богатых, составляет по количественному показателю небольшую группу.

· США к качественным изданиям относятся «Уолл-стрит джорнэл» «Нью-Йорк таймс» (1.170.869), «Вашингтон пост» (840.232), «Нью-Йорк дейли ньюс»

Качественная периодика России представлена общероссийскими газетами «Российская газета», «Известия», «Коммерсантъ», «Независимая газета», «Новая газета», «Ведомости» и др.

2.

В современных условиях изменяются требования руководства к журналистам. Они свелись к следующим положениям: писать коротко, так читатель становится все более неусидчивым и невнимательным; не копать слишком глубоко, чтобы не заработать разорительные судебные иски; ориентироваться на «актуальные» темы – преступления, спорт, политика, знаменитости; минимизировать расходы. Следствием этого, помимо поверхностного освещения событий, стандартизации новостного потока, стало распространение «сервисного», обслуживающего журнализма, «инфотейнмента» (англ. infotainment, производное от information – информация и entertainment – развлечение) и процесс таблоидизации.

Этот процесс снижения качества содержания, уменьшения разнообразия тем и изменения соотношения текста и иллюстраций в пользу последних получил название таблоидизации. Термин, указывавший только на формат газеты, стал нарицательным, обозначая сегодня еще и определенный тип содержания, проникающий в издания разных форматов и типов. О влиянии таблоидов в американской журналистике заговорили, когда многие газеты, исключением не стала и национальная качественная пресса, опубликовали на первых полосах материал о бывшем теннисисте Артуре Эше, у которого был обнаружен вирус СПИДа. Закрепление названная тенденция получила во время освещения скандала вокруг американского футболиста О.Джея Симпсона. Многие критики назвали эту ситуацию «медиацирком», в котором пресса, даже самые респектабельные издания, оказались в роли полноценного участника событий.[1] Криминальная тематика в конце ХХ столетия начинает преобладать: каждый седьмой материал посвящен преступлениям. Как отмечает М.И. Макеенко, «только в 1994-1996 гг. центральными темами становились террористические акты в Оклахоме и олимпийской Атланте, авиакатастрофы в Нью-Йорке и Флориде, арест матери-детоубийцы Сьюзен Смит и так называемого «унабомбера», профессора Теодора Кажинского, рассылавшего письма-бомбы, покушение на фигуристку Нэнси Кэрриган».[2]

Данные британских исследователей показывают, что материалы на темы о преступности, «человеческого интереса» и развлечений образуют самые большие тематические группы не только в таблоидах, но и в газетах широкого формата (А2), которые традиционно определяются как качественные. Другие проявления таблоидизации, отмеченные исследователями, – это сокращение материалов о международной жизни, о внутренней политике и работе парламента, а также увеличение числа фотографий и сокращение объема текстов.

Е.Л. Вартанова приводит следующие индикаторы процесса таблоидизации:

• сужение спектра освещаемой действительности, перенесение «повестки дня», формируемой таблоидами, в качественные издания;

• упрощение текстовых форм подачи материала, усиление иллюстративности;

• фамильярность и провокационность в обращении к аудитории;

• монополизация рыночных структур.[3]

По мнению исследователя, процесс таблоидизации принимает разные формы в западных странах и приводит как пример ситуацию на газетном рынке Великобритании: с одной стороны, качественные газеты типа Times и Daily Telegraph, желая расширить читательскую аудиторию, меняют свою информационную политику (облегчают серьезные новости, предлагают больше материалов развлекательных и на темы человеческого интереса). С другой – традиционные таблоиды типа Daily Mail, Daily Mirror улучшают качество содержания, пытаясь привлечь более образованных и состоятельных читателей.[4] В борьбе за аудиторию качественная пресса регулярно обновляется. Так, французская «Фигаро» в 1999 году в статье «Фигаро – газета, самая близкая своим читателям» разъясняла, что газета стремится стать более современной, динамичной, открытой, то есть еще больше приблизиться к свои читателям. Изменения коснулись внешнего оформления (более «свободная» верстка, использование цвета, изменение шрифта), создатели попытались облегчить и процесс чтения, представив структурировано информацию, которая анонсировалась, по рубрикам были разделены факты и комментарии.[5]

Другим примером таблоидизации издания является изменение российской качественной газеты «Известия», которая приблизилась к типу качественно-массовой прессы. Для такого типа прессы характерно перекрывание аналитической функции информационно-развлекательной. Последняя определяет информационное пространство издания: дизайн, систему жанров, акцент в выборе героев публикаций.[6]

3.

После событий 11 сентября 2001 года в американской журналистике многое изменилось. Исследователь зарубежной журналистики П.Я.Рыкованов пишет, что «анализ медиатизации трагических событий в Нью-Йорке и в Вашингтоне 11 сентября 2001 г. самым мощным в мире арсеналом СМИ этой страны позволяет со всей ответственностью утверждать, что масс-медиа США с первых минут чудовищного теракта превратили его освещение в истеричную кампанию нагнетания страха».

Большинство СМИ, включая и печатные, в первые дни трагедии уделяли особое внимание масштабам трагедии и тому, как она подействовала на людей. «…Нью-Йорк стал городом жутких контрастов. …Нью-Йорк стал городом отмененных встреч. Никто не поднимался на площадку «Эмпайр Стэйт Билдинг», чтобы полюбоваться потрясающим пейзажем. Здание закрыто. Никто не ходил по магазинам. …За всю бурную историю Нью-Йорка, время от времени омрачаемую трагедиями, жители всегда высказывали необычную решимость и стойкость. Но эта катастрофа отличается от предыдущих, многие потрясены до глубины души…».[7]

В других исследованиях, напротив, отмечается сдержанный и сбалансированный характер сообщений американских средств массовой информации, которые «демонстрировали высокую государственную дисциплину». По ТВ в основном показывали общие планы катастрофы и разные периферийные события. В кадр не попадали ни изувеченные трупы, ни раненые, ни сцены, как люди выбрасывались с верхних этажей небоскребов, ни паники, ни истерики родственников жертв... На фоне подобных репортажей американских СМИ ярко контрастировали телесюжеты российских телекомпаний из Театрального центра на Дубровке. В погоне за оперативностью в эфир выбрасывалось все без разбора: кадры, которые удавалось снять в театральном зале; яростные воззвания к властям немедленно принять все требования террористов; вплоть до информации о передвижениях спецслужб. Впоследствии на разных каналах повторялась жуткая панорама театрального зрительного зала, где в неестественных позах остались лежать убитые во сне чеченки. «Кровавое реалити-шоу превзошло все пределы, — прокомментировал тогда «Московский комсомолец» (29.10.2002). — Эпидемия насилия захлестнула российский телеэфир».[8] Фонд «Общественное мнение» через месяц после «Норд-оста» и телесюжетов о нем зафиксировал, что 68% населения страны считали — следующий теракт произойдет именно в их городе или поселке. Больше 70% опрошенных испытывали чувство настоящего ужаса, как если бы это произошло с их близкими, коллегами, детьми. Более того, после «Норд-оста» отдел клинической психологии Научного центра РАМН проводил собственное исследование, когда были опрошены более 300 москвичей, у которых на Дубровке не было ни родственников, ни знакомых. В итоге, у 24% из них обнаружили симптомы посттравматического расстройства. Точно такого же, как у участников боевых действий и настоящих жертв теракта. Их можно считать дополнительными жертвами теракта.

Анализируя характер отражения трагедии 11 сентября 2001 года в США в российских изданиях (газеты «Известия», «Коммерсантъ», общественно-политический журнал «Итоги», деловой журнал «Коммерсантъ-Деньги») и американских («Уолл-стрит джорнэл», «Нью-Йорк таймс», общественно-политический журнал «Newsweek», деловой журнал «Businnes Week»), Е.С.Гладковская замечает,[9] что первые материалы этих изданий сыграли основную роль в формировании информационной картины событий.

Популярными темами газетных и журнальных публикаций, посвященных трагедии 11 сентября, стали: хронологическое описание событий, ответная реакция США, реакция президента Буша на трагедию и его действия сразу после трагедии, особенности нового внешнеполитического курса США (в частности, особенности в отношениях с определенными странами, в том числе Россией). Среди характерных тенденций автор исследования называет следующие: [10]

Солидная часть публикаций посвящена масштабам трагедии. Журналисты говорят о том, что страна давно не переживала потрясений такого уровня.

2. Об акциях возмездия практически ничего не сказано. Лишь вскользь замечено, что «Сейчас Бен Ладен разбудил в американцах гнев и ярость, и, возможно, скоро он увидит их месть».

3. Авторы публикаций, посвященных трагедии 11 сентября, рассуждают о том, какие страны могут стать союзниками США в борьбе с международным терроризмом. Россия – один из возможных союзников.

О возможных причинах трагедии практически ничего не говорится, за исключением нескольких публикаций. Что касается личности Бен Ладена, по мнению американских журналистов, нет сомнения в том, что именно он был главным зачинщиком терактов 11 сентября.

Наши рекомендации