Самым лучшим» может быть каждый. Инвестиционная привлекательность региона
Наверное, нет необходимости объяснять, что основными инструментами привлечения инвестиций являются нормативные, финансовые и политические рычаги. Однако очевидно и то, что без грамотной информа-
ционной поддержки эти меры не принесут ожидаемого результата, так как потенциальные инвесторы просто не будут знать о созданных для инвестирования условиях. В качестве первичных инструментов такой поддержки могут фигурировать рейтинги инвестиционной привлекательности,которые в ряде случаев являются основными источниками информации об инвестиционных возможностях той или иной страны, региона, предприятия.
Рейтинги широко распространены во всем мире и регулярно отслеживаются как финансовыми структурами, так и государственными органами. Наиболее масштабные инвестиционные рейтинги создаются специализированными консалтинговыми агентствами (Standard & Poor's, Business Risk International, Ernst & Young), а их результаты публикуются ведущими экономическими журналами (Euromoney, Fortune, The Economist). Ключевым в такого рода исследованиях выступает понятие «инвестиционный климат» (ИК).В зависимости от выбранной авторами методики анализа И К включает больший или меньший набор самых различных показателей: от 9 в экспертизе журнала Euromoney, до 381 в исследованиях Института развития менеджмента (Швейцария, Лозанна).
В качестве отечественных примеров рассмотрим работу, сделанную Институтом экономики РАН по заказу Торгово-промышленной палаты РФ и инвестиционной компании «Альфа-Капитал»1, а также совместный проект журнала «Эксперт» и компании по управлению инвестиционными фондами «Пионер Первый»2.
В первом исследовании ИК раскрывается как обобщенная характеристика совокупности экономических, социальных, политических, государственно-правовых и социокультурных условий, обеспечивающих привлекательность региона для инвесторов. В качестве слагаемых ИК здесь рассматриваются 7 групп факторов (экономический потенциал, общие условия хозяйствования, формирование рыночной среды; политические, социальные и социокультурные, организационно-правовые, финансовые факторы). Каждая группа факторов, в свою очередь, содержит показатели, позволяющие наиболее подробно охарактеризовать соответствующую составную часть И К, всего таких показателей 69.
В рейтинге инвестиционной привлекательности журнала «Эксперт» и компании «Пионер Первый» понятие «ИК» включает как объективную ситуацию в регионе (инвестиционный потенциал— ИП:ресурсно-сырьевой, производственный, потребительский, инфраструктурный, интеллектуальный, институциональный, инновационный), так и субъективные
' Инвестиционный климат регионов России: опыт оценки и пути улучшения. М.: Торгово-промышленная палата РФ; Альфа-Капитал, 1997. 2 Эксперт. 1996. №47.
условия деятельности инвестора (инвестиционный риск— ИР:экономический, политический, социальный, экологический и криминальный). Выделяются также «недоинвестированные» и «переинвестированные» регионы, регионы с наиболее благоприятными законодательными условиями для российских и зарубежных инвесторов и т.д.
При этом авторы проекта считают, что для принятия решения об инвестициях недостаточно рассматривать только потенциал или только риски. Регион может быть первоклассным с точки зрения потенциала (скажем, там есть сырьевые ресурсы), но если политическая обстановка нестабильна, криминальная ситуация неконтролируема, окружающая среда загрязнена, инвестиционная привлекательность резко понижается.
Трудно сказать, какой из подходов более прогрессивен, однако можно говорить о другом: во-первых, универсальной схемы, учитывающей все возможные показатели, практически не существует, так как набор слагаемых ИК безграничен; во-вторых, неодинаковые исследовательские подходы приводят порой к столь же различным результатам; в-третьих, то, что является главным показателем привлекательности для одного инвестора, может иметь совсем малое значение для другого, в зависимости от тех целей, которые они преследуют.
С точки зрения PR как раз эти моменты и вселяют оптимизм, ведь отсутствие единственно верного ответа на конкретный вопрос оставляет за заинтересованным субъектом право интерпретировать информацию в соответствии с его представлениями и потребностями. Тем самым объективное на первый взгляд понятие инвестиционной привлекательности становится субъективным и управляемым.
Общая же формула здесь такова: поскольку Россия — огромное по территории государство и страна резких социальных, политических и природных контрастов, постольку каждый потенциальный инвестор при наличии достаточной информации может найти для себя регион, условия которого были бы для него в какой-то степени приемлемыми. Соответственно любой регион может выставить на рынок такую группу показателей, которых нет больше ни у кого либо почти ни у кого.
Попытаемся предложить некоторый универсальный алгоритм построения PR-кампании, направленной на привлечение инвестиций в регион.