Глава четвертая 4 страница
Когда стало ясно, что идеи федерализации империи вновь потерпели неудачу (лето 1866 г.), перевес в планах и деятельности народняков — вплоть до стабилизации внутреннего и внешнеполитического положения Австро-Венгрии в начале 70-х годов — получили надежды на Сербию и Черногорию, а главным образом — на Россию, поддерживавшую тогда создание балканского союза.
В центре этой дипломатической активности находилась Сербия, правительство которой стремилось привлечь к сотрудничеству хорватских народняков. Уже в августе 1866 г., т. е. вскоре после совещания федералистов в Вене, агент сербского правительства Анте Орешкович сообщал сербскому князю Михаилу, что Штросмайер согласился с предложением, касающимся «совместных действий: Триединого королевства и Сербии с целью основания единого юго-славянского государства, независимого и от Австрии и от Турции». «Он будет готов,—говорилось далее,—в качестве Вашего министра публично Вас поддержать в окончательном завершении этого дела»37. Наряду с этим народняки продолжали пропагандировать идеи австрийского федерализма.
Тот же Орешкович в 1868 г. докладывал, что «Штросмайер хочет объединенного и самостоятельного югославянства, но ввиду того, что, по его мнению, этого сразу и одним ударом достичь невозможно, то он хочет прежде всего независимого и возможно более сильного сербского государства, но с тем, чтобы оно играло роль ядра, вокруг которого мало-помалу должны собраться все южнославянские земли» 38. Тогда же Мразович полагал, что именно присоединение Боснии и Герцеговины к Сербии создало бы сильное ядро независимого государства и предотвратило бы нежелательное направление событий — наступление длительного «периода под иноземной властью»39, т. е. периода господства Австро-Венгрии.
В марте 1867 г. сербское правительство И. Гарашанина предложило народнякам программу, в которой говорилось: «Нашей целью является освобождение христиан, стонущих под турецким ярмом, чтобы создать основу для соединения всех югославянских племен в федеративное государство. Устройство федеративного государства будет определено этими племенами после освобождения»40. Эта программа получила одобрение народняков. По Мразовичу, содержание договора заключалось в том, что «Сербия должна была начать и создать ядро объединения югославянства в одно государство» 41. При этом, вспоминал много лет спустя Орешкович, Сербия должна была поддерживать Хорватию «в борьбе за ее государственно-правовое положение» и вообще «сербы и хорваты должны были действовать в согласии и взаимно помогать друг другу»42. По свидетельству русского генерального консула в Белграде Н. П. Шишкина, Штросмайер — «один из наиболее ревностных инициаторов южнославянской конфедерации», а «национальная партия хорватов обратила свои взоры на княжество Сербию, так как не находила поддержки у венского кабинета». В качестве доказательства своей искренности лидеры народняков составили записку для сербского правительства, в которой «Штросмайер от имени хорватской национальной партии обязуется присоединиться к княжеству, следовать ему в его освободительном предприятии и вручить ему свою судьбу». Гарашанин заверил Шишкина, что «между ним и епископом существует полная общность во взглядах и принципах»43. В частности, имелась договоренность о полном равноправии католической и православной церквей в будущем государстве. Вместе с тем Гарашанин отредактировал текст соглашения, подчеркнув ведущую роль Сербии в движении.
Но в тогдашних условиях сербское правительство не решилось на активные действия. Хорватские народняки, как и сербская группировка С. Милетича в Воеводине, критически относились к нерешительной политике Сербии и в особенности к повороту князя Михаила к сотрудничеству с Австро-Венгрией в 1867 г. В этой обстановке они завязали связи с Черногорией, рассчитывая на ее активное выступление против Османской империи.
После навязанного Хорватии Венгеро-хорватского соглашения 1868 г., удовлетворившего лишь крупных помещиков и незначительную часть буржуазии и вызвавшего широкое негодование в Хорватии-Славонии (характеристика соглашения будет дана ниже), народняки пытались установить связи с русской дипломатией. В случае австро-русского конфликта они надеялись получить поддержку России в деле развития хорватской и южнославянской государственности. В октябре 1868 г. Штросмайер выразил Шишкину «глубокое и непоколебимое убеждение в том, что одна Россия разрешит давнишнюю задачу воссоздания югославянского мира и что все козни ее врагов бессильны помешать ей выполнить эту славную задачу». В сентябре 1870 г., т. е. во время франко-прусской войны, Штросмайер говорил русскому посланнику в Вене Е. Новикову, что ввиду надвигающейся германской угрозы необходима солидарность России и южных славян. Последние, будучи не в силах спасти австрийскую монархию, «должны спасать самих себя без нее, а при необходимости — против нее»44. Итак, в конце 60 — начале 70-х годов народняки занимали радикально-югославистскую позицию, но внешние условия оказались недостаточно благоприятными для осуществления их планов.
Успехи германского оружия во Франции вызвали особую тревогу у южных славян, хотя вместе с тем объединение Германии рассматривалось как новое торжество «национального принципа», который в конце концов неизбежно получит воплощение и в южнославянских странах. Беспокойство же питалось угрозой поглощения Австрии вместе с ее чешскими и словенскими областями возникающей Германской империей.
В этих уловиях в Любляне было созвано совещание южнославянских деятелей (Я. Блейвейс, М. Мразович, И. Данило, Л. Костич и др.)| которое подтвердило тезис о национальном единстве южных славян как в габсбургской монархии, так и «за границей» (т. е. на Балканах), наличие у них как у «единого народа» общих потребностей и стремления к культурному, экономическому и политическому единству45. Главной целью совещания было провозгласить особые интересы южных славян и их единство, подготовить идейно их объединение на случай распада габсбургской монархии: «Мы должны знать, что мы едины..., и это сознание распространить в народе, надо готовиться к соответствующему моменту, который должен застать нас как сознательное целое»,— писал Мразович46. В этих условиях тезис о национальном единстве, не отражавший реального положения, имел политическую направленность.
Интересующую нас проблему освещает еще один документ — набросок программы создания южнославянского государства, составленный в среде народняков в 1874 г. Здесь говорилось, что конечной целью общих национальных устремлений и деятельности хорватов, сербов, болгар и словенцев должно быть их объединение в независимое и свободное государство. Как и в Люблинской декларации, тезис о национальной общности здесь служил обоснованию программы государственного объединения южных славян (в соответствии с «принципом национальности»: один народ — одно государство) и в основном был предназначен для внешнего мира. В действительности же авторы проекта настаивали на федерации и равноправии отдельных племен, составляющих южное славянства [...] Государственная самостоятельность и автономные права отдельных южнославянских земель в их взаимных отношениях должны остаться абсолютно неприкосновенными»47. В сущности, юго-славизм хорватских народняков 60—70-х годов исходил из наличия нескольких южнославянских народов и из тезиса об их глубокой заинтересованности в политическом сотрудничестве, объединении и постепенном культурном сближении.
В период Восточного кризиса, начавшегося в 1875 г., для наиболее дальновидных народняков главной целью было укрепление-вне Австро-Венгрии ядра независимого южнославянского государства. Поскольку присоединение Боснии и Герцеговины к Сербии ввиду позиции Австро-Венгрии и западных держав было невозможно, Ф. Рачкий считал лучшим решением вопроса автономию или независимость Боснии, объединение которой «с остальными странами Балканского полуострова» должно быть оставлено будущему48. Но в это время хорватская буржуазия и вместе с ней подавляющее большинство народняков выступали за оккупацию Боснии и Герцеговины габсбургской монархией, рассчитывая на то, что оккупация в конечном счете приведет к присоединению провинций к Хорватии-Славонии.
В 60-х годах, кроме народняков и унионистов, на общественной арене выступали немногочисленные мелкобуржуазные национально-радикальные деятели — идеологи возникшей в конце этого десятилетия великохорватской Партии права (праваши). Антун Стар-чевич и Эвген Кватерник, оба по образованию юристы, выражая чувства и настроения тех слоев, которые страдали от австрийского господства («людей без власти и без денег», как определял круг своих сторонников Старчевич), отрицали возможность федерализации империи (а вместе с тем — и федерации южных славян) и вообще значение федерации для Хорватии. «Мы развили принцип свободной и независимой Хорватии»,— подчеркивал Кватерник49. В действительности же программой правашей была «Большая Хорватия» с включением словенских и сербских территорий. Для обоснования этой программы они ссылались на естественный и истори-ко-государственный принципы: «Все земли, принадлежащие Хорватии по историческому государственному и современному национальному праву, объединить в единое целое, добиться признания всем миром суверенитета хорватского государства, гарантированного ему его правом — вот первый и основной пункт хорватской политики» 50. Фактически, начав с претензий на Боснию и Герцеговину и Словению, праваши стали включать в будущее хорватское унитарное государство все области, население которых говорило на хорватскосербском и словенском языках. Кроме этой «Хорватии», они признавали на Балканах только Болгарию. Это была одна из форм хорватского национализма, противостоявшего сербскому национализму. Старчевич называл сербское средневековое государство Неманичей хорватским, объявил хорватами феодалов-мусульман Боснии и т. д. Реальной целью правашей было сплотить в хорватскую нацию все население Триединого королевства, а затем по возможности расширить его пределы.
Такого рода великохорватские (как и аналогичные великосерб-ские) националистические идеи осложняли отношения между соседними родственными народами и ослабляли их возможности в борьбе за освобождение. Нет необходимости подробно говорить о том, что государства, проектируемые на подобной (великосерб-ской, великохорватской) основе, не могли быть демократическими51. В общеполитических вопросах (избирательное право, прерогативы парламента и т. д.) праваши стояли левее народняков. Но это лишь вновь доказывает, что буржуазные слои оказались неспособными по-демократически подойти к южнославянским национальным проблемам.
Свои надежды на успех борьбы за независимость праваши строили на том, что габсбургская монархия имеет много внешних врагов. После поездки в Россию (1858 г.) и неудачной попытки воспользоваться в интересах Хорватии русскс-австрийскими противоречиями Кватерник вновь покинул родину и пытался заинтересовать судьбой Хорватии французские правящие круги. Вообще в 60-х годах расчеты на внешнюю политику Наполеона III занимали в планах правашей важное место. Накануне и особенно после Седана (1870 г.) праваши стали подчеркивать значение для южных славян («хорватов» — по их терминологии) и для отпора немецкому «дран-гу» на Восток и Юго-Восток франко-русских отношений и русско-хорватских связей.
В 1864 г. Кватерник сблизился с польской и венгерской революционной эмиграцией и гарибальдийцами. В это время венгерские эмигранты (Л. Кошут, Д. Клапка) соглашались с принципом равноправного союза (федерации) Венгрии с Хорватией. Как отмечалось, Кватерник не сочувствовал федеративным идеям, в особенности такой федерации, при которой центральная власть ведала бы торговыми, таможенными и финансовыми делами, так как праваши считали, что федерация не предохранит Хорватию от инонациональной конкуренции и давления. Но в интересах совместной борьбы против Австрийской империи он признал возможность федерации Хорватии и Венгрии. 7 марта 1864 г. Кватерник подписал обязательство «всеми силами служить объединению всех, народов против австрийского господства, объединению, основанному на политической и гражданской свободе каждого народа... сделать все для объединения моего отечества — Хорватии — с Польшей, Италией, Венгрией, Чехией и всеми национальностями, угнетенными общим врагом, и целеустремленно добиваться их общего освобождения»52. Его целью была «независимость [хорватского] королев- ства и свобода народа». В письме к Дж. Гарибальди Кватерншг просил знаменитого итальянского революционера больше уделять внимания хорватам— «славянской народности, полной решимости жить собственной национальной жизнью, независимо и суверенно»53. Тогда же Кватерник совместно с чехом И. В. Фричем и поляком Ю. Пшибыльским составил проект конституции независимой Хорватии.
Загребская прокуратура утверждала в 1871 г., что «эта фракция (праваши.— Ред.) фанатично отвергает идею единства империи» 54. Но особую остроту в позицию правашей внесло возникновение в партии в конце 60-х годов группы левой молодежи (Ф. Ма~ тасич, А. Якшич, В. Барач), во взглядах которой сказались революционно-демократические настроения. Их отвращение к габсбургскому помещичье-буржуазному государству отражало чувства и интересы эксплуатируемой массы народа. Матасич с симпатией писал о Парижской коммуне и международном рабочем движении. В государственной независимости Хорватии от Австро-Венгрии левые праваши, вероятно, видели путь к глубоким социально-политическим преобразованиям. В связи со стремлением разрушить габсбургское государство внимание левых правашей привлекли «антигосударственные» анархистские идеи М. А. Бакунина, которого они считали великим русским революционером.
В 1869—1871 гг. австро-венгерские власти приступили к демилитаризации Военной границы. Граничары были крайне недовольны условиями демилитаризации (резкое увеличение налогов, изъятие большей части общинных земель, установление венгерской власти). Группа во главе с Э. Кватерником (хорваты В. Бах, А. Ра-кияш, Р. Фабияни, серб Р. Чуич), стремясь использовать брожение граничар, попытались — пока у населения еще не было отобрано оружие — поднять восстание на Военной границе и превратить его в движение за независимость Хорватии. Восстание, о котором Кватерник мечтал давно (он хотел приурочить его к очередному военному поражению Австрии, но случилось иначе), вспыхнуло 8 октября 1871 г. и было быстро подавлено. Повстанцы, однако, успели провозгласить создание национального правительства и призвать народ независимо от веры к согласию и к борьбе против иноземного господства. Было провозглашено также равенство граждан перед законом и самоуправление общин.
Остается кратко сказать о статусе Хорватии и Славонии по Венгеро-хорватскому соглашению 1868 г.55 Хорватия и Славония, вновь включенные в состав Венгрии (Хорвато-Славонская придворная канцелярия была ликвидирована)., признали австро-венгерский дуализм и принцип неделимости земель короны св. Стефана. Без согласия сабора от Хорватии был отделен округ порта Риеки и подчинен непосредственно венгерскому правительству. Для участия в решении вопросов, относящихся к Венгерскому королевству в целом (т. е. включая Хорватию-Славонию), сабор посылал в нижнюю палату государственного собрания (венгерского ♦ парламента) делегацию, численность которой всегда была менее и, членов парламента, а также двух представителей в палату маг-патов. Здесь же по должности имели право заседать бан, великие жупаны (начальники комитатов) и епископы Хорватии-Славонии. В состав венгерской Делегации (которая совместно с австрийской обсуждала общие дела двуединой монархии) включалось пятеро хорватских членов, избираемых парламентом. Таким образом, венгерскому правительству приходилось заботиться о том, чтобы в саборе имелось большинство сторонников режима, в этом случае в парламент не попал бы ни один представитель хорватской оппозиции. Способ отбора хорватских членов Делегации обеспечивал тот же результат.
Хорватия и Славония находились в составе единой финансово-экономической системы Венгерского королевства и подчинялись венгерским законам и распоряжениям венгерского правительства в сфере промышленности, кредита, транспорта, связи и т. д. Чиновничий аппарат, ведавший этими делами, в частности сбором налогов, был подчинен венгерскому министерству и не давал хорватским властям никаких отчетов в собранных средствах. Разрешения на устройство промышленных предприятий выдавались венгерской властью, она же ведала проектированием и прокладкой железных дорог. Таким образом, экономическое развитие Хорватии-Славонии всецело зависело от Будапешта, так же как ранее, в 1850— 1868 гг., оно зависело от Вены.
Хорватия-Славония являлись «полностью автономными» в областях администрации, юстиции, просвещения и церкви, т. е. в тех сферах, которые в 1862—1868 гг. находились в ведении Хорвато-Славонской придвориой канцелярии в Вене. «Представителем» Хорватии-Славонии в центральном (венгерском) правительстве был специальный министр без портфеля; в действительности он контролировал всю деятельность автономных властей. Законы, принятые сабором, утверждались королем, и венгерское министерство всегда могло не допустить их утверждения. В отличие от прежнего времени, баном, возглавлявшим только гражданскую власть, могло быть лишь гражданское лицо,— так венгерские правящие круги стремились устранить влияние австрийских генералов в Хорватии. Бана назначал король по предложению председателя совета министров Венгрии. Бан был ответственен перед сабором, но это положение основного закона было формальным, так как венгерские власти всегда могли указом короля распустить сабор и путем давления обеспечить выбор более послушного состава. Вплоть до 1910 г. число избирателей не превышало 50 тыс. человек, в деревне сохранялась двухстепенная система выборов, установленная в 1848 г., крупные титулованные землевладельцы, высшие чиновники и церковные иерархи сохранили право личного представительства в саборе. Это политическое устройство соответствовало полуфеодальной структуре общества Хорватии-Славонии. На автономные нужды Хорватии-Славонии венгерское правительство выделяло 45% сумм, собираемых с их населения в виде ежегодных налоговых поступлений (так называемая тангента), остальные 55% хорватских налогов шли на «общие цели», т. е~ оставались в распоряжении венгерских властей; Хорватия-Славония должны были покрывать определенную долю общеимперских расходов (так называемая квота). Хорватский язык был признан официальным, (кроме армии). Практически, однако, в органах «общей» администрации, на железных дорогах и т. д. применялся венгерский язык. По Соглашению на чиновничьи посты в органы «общей» администрации следовало «по возможности» назначать местных жителей.
Венгерские власти фактически сохранили контроль и над авто^ номными делами Хорватии-Славонии (а вскоре, стремясь к мадь-яризации страны, стали нарушать автономные права, что вызывало острые конфликты). Хорватия-Славония не могли играть какой-либо самостоятельной роли в государственной системе Австро-Венгрии. Несмотря на то, что там была возможность для существования буржуазных оппозиционных партий, социал-демократии и их печатных органов, парламентского режима фактически не существовало, а была лишь прикрытая парламентскими учреждениями власть бана, выполнявшего указания правительства Венгерского королевства. В случаях обострения внутриполитической обстановки действие и этих учреждений приостанавливалось.
И все же, если рассматривать только государственно-правовую сторону проблемы, условия развития хорватского народа в Хорватии и Славонии были предпочтительнее, чем у всех других неполноправных народов Австро-Венгрии. Только полякам в Галиции были даны Веной значительные привилегии, поставившие польское магнатство в исключительно благоприятное положение. По крайней мере развитие национальной культуры получило в Хорватии-Славонии определенную правовую основу. Иное дело, что это были области с отсталой экономикой и на развитие просвещения отпускались мизерные средства. Хорватия-Славония сохранили статус «политического народа»,— не хорваты как нация в целом, а именно население указанных территорий. Это означало признание Ав-стро-Венгрией определенных элементов хорватской государственности, которая, однако, на практике по возможности выхолащивалась.
Франц Иосиф согласился с установлением венгерской власти в Хорватии-Славонии, однако придворные круги не преминули создать впечатление, что монарх стоит на страже автономных прав хорватов56. Габсбурги стремились на случай внутриполитических осложнений в монархии сохранить возможность найти опору в Хорватии. В самой Хорватии-Славонии Соглашение 1868 г. удовлетворило лишь помещиков — преимущественно крупных полуфеодальных землевладельцев, часть чиновничества и буржуазной верхушки. Именно эти слои стали опорой режима.
Во время заключения Венгеро-хорватского соглашения сабо-ром, в котором оказалось унионистское, послушное австро-венгерским властям большинство, народняки отстаивали проект соглашения, предусматривавший создание венгерской и хорватской Де- легаций для рассмотрения общих дел земель короны св. Стефана, т. е. добивались паритета, равноправия с Венгрией,, венгеро-хорватского дуализма. Национальная буржуазия не могла быть довольной крайне стесненными условиями своей деятельности. Но, главное, в последующие десятилетия в освободительное движение против режима, консервировавшего реакционные порядки, стали втягиваться народные массы.
В заключение необходимо подчеркнуть, что несмотря на определенные достижения буржуазно-либеральной мысли в разработке идей федерации южных славян она была не в состоянии последовательно проводить принцип национального равноправия; буржуазия не могла отказаться от стремления в той или иной мере обеспечить своей нации преобладающие позиции. Коренные изменения в программу федерации внесло лишь революционное рабочее движение. Только оно сделало реальным и осуществление такой программы.
Глава шестая
СЛОВЕНИЯ
Во второй половине XVIII в. большая часть земель, занимаемых словенцами, входила в состав коронных владений Габсбург* ской монархии. Словеецы находились в различных провинциях, главным образом в Крайне, Штирии, Каринтии. Крайна имела почти полностью словенское население, Штирия и Каринтия были словенскими только на одну треть. Кроме того, словенцы жили в Приморье, части Истрии, Венецианской Словении (в 1797—1866 гг. в составе Австрии) и Прекмурье (в составе Венгерского королевства). Кроме словенцев, в Крайне, Штирии и Каринтии жили немцы; в Истрии, Приморье, Венецианской Словении — итальянцы; в Прекмурье — венгры.
Со второй половины XVIII в. в словенских землях начали развиваться капиталистические отношения, создаваться новые классы — буржуазия и пролетариат, формироваться словенская буржуазная нация. Эти процессы привели к возникновению национального движения. На первом этапе оно носило просветительский характер. Но чем больше укреплялся капитализм, чем сильнее становилась словенская буржуазия, тем увереннее развивалось национальное движение словенцев. Перелом произошел в 1848.г.— капитализм стал господствующим в экономике словенских земель, а словенские национальные деятели перешли от просветительства к борьбе за политические права, в том числе и за свою государственность.
Особенности исторического прошлого, политического положения и классовой структуры словенцев сказались на их национальном развитии. В отличие от сербов, хорватов и чехов у них полностью отсутствовала государственно-политическая традиция. Древнесловенское государственное образование Карантания было подчинено немцами уже в середине VIII в., когда у словенцев еще не сформировался свой господствующий класс. Нарождавшаяся словенская феодальная знать частично погибла в борьбе с немец- * кими феодалами, частично влилась в их ряды. Отсутствие господствующего класса, единственно политически полноправного класса феодального общества, обусловило то, что у словенцев, как народа, не было даже минимума политических прав, которые имели в Австрийской монархии венгры, хорваты, поляки, также находившиеся под немецким господством. Ближе всех к словенцам стояли словаки, которые, находясь под венгерской властью, тоже не имели никаких национально-политических прав. Поэтому, говоря о развитии государственности у словенцев в период от XVIII до 70-х годов XIX в., мы прежде всего должны остановиться на развитии у них идей самостоятельной государственности, а не тех или иных автономных прав.
Господствующий класс в словенских землях был немецким по национальности, но иногда он в борьбе за свои сословные права против централизаторских устремлений австрийского правительства использовал в качестве аргументации факт иноязычности основного населения Крайны. Так, желая обосновать необходимость открытия философского училища в Любляне, краинские сословия (немецкие по национальной принадлежности) в меморандуме от 1787 г. ссылались на то, что чиновники должны практически знать язык основного населения. В 1790 г. краинские сословия просили обновить свои сословные права, доказывая это спецификой провинции, в том числе и тем, что ее население принадлежит к особому народу *.
Однако первые проблески национально-политической мысли у словенских будйтелей (так назывались первые деятели национального возрождения) появились немного раньше. Просветитель ка-ринтийских словенцев иезуит Ожбальт Гутсман (1725—1790) являлся наиболее выдающимся деятелем словенского возрождения вплоть до образования в Любляне кружка барона Сигизмунда Цойса. В отличие от своих краинских современников он уже имел зачатки общесловенского национального сознания. В своем религиозно-нравоучительном сочинении «Христианские истины» Гутсман указывал, что «хотел бы писать так, чтобы его хорошо понимали не только каринтийские словенцы, но и штирийские, а также краинцы». В предисловии к своей «Словенской грамматике», изданной в 1777 г. на немецком языке, Гутсман назвал словенцев «несчастной ветвью славянского языкового дерева». Здесь же он высказывал мысль о том, что по количеству населения, говорящего на „^славянском" языке, Австрия вполне может называться славянской державой2. Эту мысль Гутсмана можно считать ранним зародышем австрославистских идей.
Более основательно написал об этом Антон Линхарт (1756— 1795), член кружка Цойса, один из немногих представителей светской интеллигенции в среде словенских просветителей. Он выступал за права словенского языка и словенского крестьянина, первым среди словенских просветителей высказал антифеодальные идеи. Наиболее знаменитым его трудом стало историческое исследование «Опыт истории Крайны и других южнославянских земель Австрии» (I т.—1789 г., II т.—1791 г.). В нем Линхарт описал историю древнесловенского государственного образования —Ка-рантании, а карантанцев рассматривал как предков краинцев и виндов (так немцы называли словенцев, живших в Штирии и Ка-ринтии), подчеркивая, что последние составляют одну и ту же ветвь славянского племени 3. В предисловии ко второму тому своего сочинения Линхарт указывал, что славяне — многочисленный народ, который населяет половину Европы и Азии, что они составляют большинство населения Австрии, и поэтому последняя может по праву называться, как и Россия, славянским государством4.
Линхарт утверждал, что «ни один народ не заслуживает такого внимания историка, философа и политика, как славяне» 5.
Линхарт, по всей видимости, подразумевал определенное внутреннее переустройство империи, при котором славяне имели бы в ней больший вес. Исследователь исторических взглядов Линхарта Ф. Цвиттер подчеркивает, что предисловие ко второму тому была им написано после смерти Иосифа II, когда сословия разных провинций представляли свои требования и пожелания правительству, а сербский сабор в Темешваре даже потребовал для сербов административно-политической автономии. В этой обстановке поэтому представляется неслучайным открытое провозглашение Линхар-том мысли о том, что по составу населения Австрия может считаться славянской державой6.
После выхода книг Гутсмана и особенно Линхарта австросла-визм стал распространяться среди славянских национальных деятелей габсбургской монархии. Одним из первых его поддержал младший член кружка Цойса Ерней (Варфоломей) Копитар, ставший затем одним из основателей научной славистики. Но Копитар развивал идеи австрославизма в чисто культурной плоскости, не затрагивая политических основ австрийской монархии.
Если Линхарт и позднее Копитар являлись предшественниками австрославизма в слобенском национальном движении, то уже некоторые их современники отличались русофильскими настроениями. Среди последних были члены кружка Цойса Б. Кумердей и В. Водник. Б. Кумердей в 1779 г. подчеркивал, что словенцы являются самым презираемым народом в цивилизованном мире и «только, блестящие деяния наших родных братьев русских могут это презрение до некоторой степени парализовать»7. В. Водник, первый словенский поэт и редактор первой словенской газеты «Люблянске новице», также глубоко симпатизировал России 8. Накануне прихода русских войск под руководством А. В. Суворова в словенские земли, он писал, что русские — «славяне, корень, от которого рождены наши отцы... Сейчас мы видим воочию, каких могучих и великих братьев мы имеем» 9. Словенский поэт призывал словенцев учиться у русских хранить свой язык и защищать родину.