КАЛУЖЕНИН - прозвище Донского атамана Осипа Петрова, очевидно, полученное им по той причине, что он был выходцем из служилых полковых Казаков г. Калуги (См.ПЕТРОВ ОСИП). 1 страница
КАЛЮГА (сев. дон.) - потоки дождевой воды.
КАЛЮЖЕНЯ (дон.) - низина наполненная водой.
КАМЕНСКАЯ СТАНИЦА (дон). - административный центр Донецкого округа, по типу небольшого губернского города; ок. 30 тыс.
КАМЫШНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - попытка повстанческого движения, зародившаяся летом 1920 г. в зарослях донской дельты, после высадки под Таганрогом десантного отряда полковника Назарова. Казаки ст. Елизаветовской, готовые возобновить борьбу с большевиками, организовали связи и снабжение партизан укрывшихся в камышах, но вскоре среди них оказались агенты-провокаторы, подосланные ростовской Чека. При их помощи К. О. была разоблачена и ликвидирована. Ее участникам вначале было обещано прощение, но все поверившие этому обещанию после уничтожены. Известны погибшие жители ст. Елизаветовской; расстрелянные в Ростове 26 февраля 1922 г. Поликарп Семенович Мате-шев, Павел Симонович Маноцков, Николай Николаевич Ковалев; погибшие под расстрелом или в ссылке: Василий Ковалев, Пантелей Кухтин, Иван Сорокин, Петр и Александр Макеевы, Алексей Пашкевичев, Георгий Маноцков.
КАН (некр.) - ковш на мельнице, из которого в жернов сыплется зерно.
КАНАРЁВ Тихон Федорович (куб.) - рожд. 1902 г., ст. Бесскорбной. Восемнадцати лет поступил в отряд ген. Фостикова, с ним вместе попал в Крым, а после в эмиграцию. В США приехал с командой джигитов я остался жить в Кливеленде. Будучи убежденным казачьим националистом, К. в 1950 г. примкнул к Движению Вольных Казаков и в своем городе состоял атаманом Культурно-просветительной станицы; от 1956 г. был Окружным атаманом КНОД'а и много поработал для пропаганды казачьих идей в Америке. Умер от рана желудка 31 мая 1959 г.
Зная о приближении смерти, написал свое последнее слово к Казакам, оглашенное во время погребения:
«Прощай Казачье Национально-Освободительное Движение!
Прощай Культурно-просветительная станица!
Прощай Казачья национальная Некрасовская станица!
Прощайте Казаки, друзья и соратники, в рассеянии и там, дома, сущие!
Прощайте Кубань, Дон и Терек!
Прощай мечта моя, Казакия! Я всю свою жизнь работал над тем, чтобы Казакия была. Но Богу угодно было другое. Казаки! Друзья и соратники! доведите Вы это великое дело до конца.
Слава неумирающим Казакам!
Тихон Канарев».
КАНДЕЛЯ (дон.) - лампадка перед иконой.
КАНДЕЙКА (дон.) - черпак, кружка.
КАНДЁР - густой суп с пшеном, заправленный салом, маслом или сваренный на сухой рыбе; по русски -полевая каша.
КАНЕВ - древний город на Днепре у степных рубежей Киевской Руси. Во время Золотой орды около К-ва была переправа на Черный Шлях, ведущий в Европу. От 1506 г. К. находился в полосе земли, признанной за Запорожскими Казаками королевским декретом Сигизмунда I. По Переяславскому договору в городе присягало на верность царю Алексею Михайловичу 2.119 полковых Казаков, а не служилых мещан (Казаков и иногородних) 458. Во всем же Каневском полковом округе, вместе с хуторами и местечками, числилось всяких чинов людей муж. пола 4.084. Однако, во время последующих десятилетних междоусобий и войн большинство Казаков покинуло К. и переселилось на Запорожский Низ. Сичевой Каневский курень пришел на Кубань вместе с другими Черноморцами и основал там Каневскую станицу. Город К. остался во владении России, а после 1920 г. состоит в Украинской СССР.
КАНКИЙ Тарас (куб.) - коренной иногородний ст. Динской; род. в 1893 г.; призван на службу в 328 пехотный полк Русской армии, во время Первой Мировой войны попал в плен к Австрийцам, умер 12 мая 1917 г. и захоронен в братскоймогиле на сербском кладбища гор. Самбора.
КАНОНЫ - правила для руководства в церковной жизни христиан, установленные Апостолами, Отцами Церкви и Вселенскими Соборами на основании Евангельского учения.
КАНУННИЦА- деревянная мисочка с крышкой.
КАНЫШ - сладкий пирог с творогом или арбузным медом - нардеком.
КАПЛЮНЕННИК (дон.) - алкоголик. пьяница.
КАРАИМЫ - немногочисленная иудейская секта, по мнению некоторых ученых, остатки Казар-иудеев. Два десятка тысяч ее последователей говоря на одном из тюркских диалектов; до недавна сохранялись в Крыму, Литве и Передней Азии.
«Считается, что иудейская секта караимов возникла в VII в. в Багдаде в результате движения против раввинизма, поднятого Ананом Га- Наси. Сторонники ее признают только книги Моисея и отвергают Мишну и Талмуд. Эта секта быстро получила широкое распространение; особенно многочисленны были ее последователи в Константинополе и Адрианополе. Когда они появились в Крыму - остается неизвестным. Возможно, что евреи-караимы смешались с остатками хазаро-болгарского населения Крыма, исповедовавшего иудейскую религию, и распространили среди них свое учение. Название караимы, первоначально означавшее принадлежность к религиозному вероучению, закрепилось за грyппой, исповедующей это вероучение, в качестве этнонима. Считается, что в конце XIV в. литовский князь Витовт вывел часть крымских караимов и поселил их в Литве. Наиболее крупные общины караимов образовались в Троках, Луцке и Галиче». (М. И. Артамонов, История Хазар. Левинград, 1962).
В России К., не в пример Евреям, пользовались полнотой прав.
КАРАИЧ - порода крепкого низкорастущего степного дерева с витой желтоватой древесиной; нижняя часть изогнутого ствола, благодаря вязкости и твердости, служит лучшим материалом для выработки деревянных частей горско-казачьего седла - арчака или ленчика; татарск. - карагач, по русски - ильма.
КАРАСЁВ Владимир Васильевич(дон.) - рожд.ок.1890 г.. ст. Семикаракорской; полковник, в прошлом офицер 3-го Дон. каз. полка; участник Первой Мировой войны, борьбы за Дон в гг. 1918-20 и Второй Мировой войны на стороне противников СССР; эмигрант и инвалид. Умер 22 февраля 1958 г. и похоронен в Париже.
КАРАУЛ - как и по тюркски, стража, сторожевой отряд; у Некрасовцев - передовой дозор.
КАРАУЛОВ Михаил Александрович (тер.) - рожд. 1878 г., ст. Тарской; Терский Войсковой атаман. Окончил Петербургский университет; во время Русско-японской войны служил в Сунженско-Владикавказском полку и в 1905 г. вышел в запас с чином подъесаула. После этого получил должность секретаря Терского Областного Статистического комитета, сотрудничал в местных газетах, основал свою газету под названием «Казачья Неделя», участвовал в учреждении «Общества любителей казачьей старины», печатался в изданиях этого общества.
В 1907 и в 1912 в. жители Терской области избирали К-ва своим депутатом в Русскую Государственную Думу третьего и четвертого созывов. Будучи председателем надпартийной Казачьей фракции, защищал там с трибуны интересы Казаков и Кавказских Горцев. При этом он не оставлял и своей научно-исследовательской деятельности, собирал старинные сказания и песни, принял деятельное участие в археологических раскопках, в основании Терского Войскового музея и Войсковой библиотеки.
В дни революции 1917 г., К. вошел в состав Временного комитета Государственной Думы, а потом назначен на Терек особоуполномоченным представителем Временного Правительства. 27 марта (ст. ст.) он отказался от этого поста, т. к. Терский Войсковой Круг избрал его своим атаманом. Став Терским атаманом К. успешно разрешал конфликты между Казаками и Горцами, способствовал образованию Терско-Дагестанского правительства. Но его мероприятия в пользу горско-казачьего примирения послужили темой для провокационной пропаганды большевиков. Атамана К-ва обвиняли в небрежном отношении к охране русских поселений и в попустительстве Чечено-Ингушам.
В декабре 1917 г. атаман К. приветствовал в Пятигорском отделе 1-й Волгский каз. полк, прибывший с фронта. Его сопровождали брат Владимир, хорунжий А. А. Белоусов и депутат Круга Султанов. При возвращении 23/26 декабря, вагон атамана задержался на ст. Прохладная, ожидая поезда в сторону Владикавказа. Его окружила толпа вооруженных русских солдат. Раздавались дерзкие и угрожающие выкрики, требовались объяснения по поводу нападения Ингушей и Чеченцев на русские села. Вскоре угрозы перешли во враждебные действия: оттащив вагон в 500-600 метров от станции Солдаты расстреляли его из винтовок. Помощь из станицы Прохладненской пришла слишком поздно. Атаман К, и его спутники были убиты. Убийцы разобрали их одежды и надругались над обнаженными телами.
КАРАУЛОВ Николай Александрович(тер.) - род. ок. 1875 г., ст. Тарской; востоковед и автор многих научных трудов по истории и этнографии Кавказа; между ними: «Сведения арабских географов IX-Х вв. по Р. Хр. о Кавказе, Армении и Азербейджане» (опубликованы в гг. 1901-19О3 и 1908); «Этнографический очерк Балкар», «Краткий очерк истории Терского казачьего Войска» и «Наречия Гребенских Казаков». Дата смерти неизвестна.
КАРАЧУН - мрак, темнота, смерть.
КАРГА, КАРША. КАРЯГА -— ствол поваленного дерева в лесу или на дне реки.
КАРГАЛЬСКИЙ Георгий Дмитриевич (дон.) - род. ок. 1885 г.; кадровый офицер Лейб-гв. Атаманского полка, генерал-майор. Во время Первой Мировой войны тяжело ранен и награжден Золотым оружием; В Степном походе был начальником отрядаизчинов гвардейских казачьих полков; в дальнейшей борьбе за Дон командовал дивизиями в конных группах генералов Секретёва, Мамантова и Калинина. Из Крыма эвакуировался в эмиграцию, пребывал во Франции и умер 28 марта 1954 г. в Париже
КАРИУС Эдуард Фердинандович (кy6.) - род. 11/23 апреля 1893 г., ст. Ново-Дми-триевской; генерал-майор, приписной Казак из рода европейских религиозных эмигрантов (гугенотов), обосновавшихся в В. кн. Литовском; житель г. Пинска в Белоруссии. В чин подпоручика произведениз Виленского военного училища. На фронт Первой Мировой войны выступил в рядах 8-го Туркестанского стр. полка. После излечения от ран, в 1915 г. командирован для прохождения курса Офицерской Стрелковой школы в Ораниенбауме и по ее окончании оставлен при школе инструктором. В 1916 г. назначен начальником Отдельной пулеметной команды и с ней отправлен на Кавказский фронт в Донскую пластунскую бригаду. Незадолго перед революцией 1917 г. переведен вместе со своей пулеметной частью в распоряжение начальника 5-ой Кавказской каз. дивизии и с ее полками в декабре того же года прибыл с Сев.-зап. фронта на Кубань. Здесь включился в борьбу с большевиками, назначен командиром бронепоезда и после его гибели совершил 1-й и 2-й Кубанские походы в рядах Кубанского стрелкового полка. После возвращения в Екатеринодар, 4-го октября 1918 г., в чине полковника получил назначение на должность начальника Офицерской Пулеметно-стрелковой школы и приписан к общине станицы Ново-Дмитриевской, как первопоходник и офицер казачьих частей. От 1920 г. находится в эмиграция. Проживая в Венгрии, до 1927 г. состоял там представителем Кубанского атамана. Во время Второй Мировой войнытам же былпредставителем атаманов Дона, Кубани, Терека и Астрахани. При отступлении эвакуировался с Кубанским атаманом в г. Кематен (Бавария), после победы союзников остался в Германии и от 1956г. проживает в США.
КАРЛЮГА - пастушеский посох.
КАРНАУХОВ Федор Иванович (дон.) - ст. Березовской; в 1929 арестован при раскулачивании и сослан неизвестно куда.
КАРТЫШ - квадратный кусок соленого сала.
КАРЫЙ- масть лошади; темно-коричневая с черными хвостом и гривой.
КАРЬЕР -скачущий бег коня максимальной скорости.
КАРЯБАТЬ - царапать.
КАСАГИ или КАСОГИ - в русских летописях общее название севере-кавсказеких племен; некоторые летописи отличают от них народ Казягъ. Так Никаноровская и Вологодско-Пермская, представляя К-гов. как народ покоренный Мстиславом Хpa6рым («В си же времена сущу Мстиславу Тмуторокани поиде на Косоги»), через три-четыре строчки, под годом 1022. указывают Казягъ, как воинов высокоценимой князем дружины: «Поиде Мстислав с Козары и с Казягъ на великого князя Ярослава». А побив Ярослава под Лиственом радовался: «Кто сему не рад, се лежит Северянин, а се Варяг, а своя дружина цела». Разве, недавно покоренные, Касоги могли сразу состарить любимую «по велику» дружину Мстислава? Это едва ли было возможно. И значит, Казягъ составляет особый род Касогов, имя которых летописцы применяли ко всем степным племенам Сев. Кавказа, включая в их число и Казаков. От XV в. общее имя К. в летописях и актах заменяется таким же общим названием Черкасы, в котором только много позднее начинают отличать Черкасов Горских (Адыге, Кабарду) от Днепровских и Донских Черкасов-Казаков. Это еще больше убеждает, что среди летописных К-гов находились и наша казачьи предки. Не даром и Масуди различает горных кашаков от степных: Касаков.
КАСАК - первоначальная писанная форма казачьего имени; она полностью сохраняется в английском и испанском произношении. В персидской географии десятоговека (Гудуд ал Алэм, §48) наюг от моряГурз (Азовского) значится, принадлежащая Аланам, Земля Касак. В то время ее население состояло из остатков Меотов и Приазовских Славян, среди которых Торки и Торпеты настолько славянизированы, чтоих считают Скифо-славянами (Татищев, Великие Четьи Минеи). Русские летописцы называютих иногда Козарами. Историк Татищев указывает летописи, в которых говорится, что Олег Свя-тославович, возвратившись в Томаторкань, после принудительного пребывания в Византии, пленивших его Казаров в 1082 г. «именуя Торками, казнил» (История Российская, т. 2, стр. 249 в изд. 1963 г.).
КАСАТКА(дон.)-ласточка.
КАСПИЙСКОЕ МОРЕ- ограничивает Кавказ с востока; площадь свыше 400 тыс. кв. клм. с уровнем воды на 86 футов ниже, чем Азовском море; прежде одиниз богатейших рыбных бассейнов, теперь с каждым годом дает все меньшие уловы, все меньшую валовую добычу рыбы. Принимает в себя реки исторически связанные с Казаками: Урал, Волгу, Куму и Терек.
КАСЬЯНОВ Василий Федорович (тер.) - род. 24 апреля 1896 г., ст. Грозненской. Из Оренбургского каз. училища произведен в чин прапорщика и вышел в 1-й Кизляро-Гребенсной полк; в его рядах провел Первую Мировую войну; гг. 1910— 2) боролся за Терек наСунженской линии, а отступая на Персию с отрядом Драценко попал в плен к большевикам; чудом избежал расстрелаи из лагеря военнопленных бежал в Турцию. Будучи эмигрантом, окончил Политехнический институт в Чехии (г. Брно) с дипломом инженера-химика. После Второй Мировой войны переехал в Бразилию в работал там по специальности на химическом заводе. 6-го октября 1956 г. погиб трагической смертью от удара ножем в городе Серпаодинео.
КАТАНАЕВ Г. Е. (сиб.) - род. в 1848 г., генерал-лейтенант, почетный член Сибирского Географического общества.. Прослушал курс Петровско-Разумовской Сельскохозяйственной академии, но служил в армии по ген. штабу, т. к. окончил и Академию Ген. штаба. Сотрудничал в журнале «Военное Обозрение», написал много работ по география Сибири, а за «Историю Сибирского казачьего Войска» получил специальную премию. Год смерти не известен.
КАТЛАМКИ (некр.) - слоеные лепешки.
КАТОРГА- в царской России принудительные работы в суровых условиях северного сибирского климата при тюремном режиме и в кандалах; назначалась по определению суда за тяжкие уголовные и политические преступления. Первоначальное значение слова у Турок - большое гребное судно, на которое гребцы набирались из пленников и преступников, а во время плавания приковывались к скамьям.
КАТОРЖНЫЙ Иван Дмитриевич - Донской ата» ман в гг. 1633-1637, 1642, 1644, 1646-1648; сын Казака, бывшего в плену у Турок гребцом на каторге.
КАТРАН -степное растение (Crambe tatarica) со съедобным стеблем.
КАТУХ - свинкой хлев.
КАТЫРЬ (некр.) - башмак.
КАШАРА - зимнее полуземляночное помещение для овец.
КАЮК - плоскодонная лодка на две пары весел; корма и нос К-ка связаны под одинаковый наклоном и могут заменять друг друга.
КВАКИ - жабы.
КВЁЛЫЙ - хилый, слабый, болезненный.
КВИТЧЕНКО Василий Алексеевич (куб.) - рожд. 1888 г., ст Воронежской: во время Второй Мировой войны эмигрировал в Австрию, где умер в лагере Аетен 15 мая 1957 г.
КЕСАРИЯ БОСПОРСКАЯ - бывшие земли Царства Боспорского в Приазовье, в конце старой эры завоеванные Римлянами и ставшие частными владениями римских кесарей.
В отличие от коронных земель государства, Провинций Демоса, новоприобретенные области считались у Римлян провинциями императора, Цезареями (Страбон, География, кн. 17, 3, 24). Приазовье тоже получило у местных Греков наименование Кесарея и Базилея.
В годы 14-8 до Р. Хр. К. Б. управлялась наместником Агриппою и в его честь ее главный город Фанагория получил новое название Агриппея (Мат. в Иссл. по археологии СССР, т.16, стр. 193). Там чеканились монеты с надписью Каисареон; их образцы хранятся в Государственном Эрмитаже. То же название, так же как Базилея, неоднократно встречается высеченным на памятных камнях Приазовья и Танаиды (Подонья). Надпись II в. по Р. Хр., говорит о пожизненном жреце кесарейского Храма (Корпус Боспорских надписей, М.-Л. 1965, стр. 610); в почетной надписи 307 г. сказано: «Марку Аврелию Андронику сыну Паппа, бывшему наместнику Базилеи, и его сыну Алексарфу, лохагу Агриппеи, архонты Кесарии эту стэлу воздвигли почета ради» (Корпус.... стр. 612); в одной из надписей VI века говорится о построении или обновлении кесарейского здания (Мат. и исслед. по археологии СССР, т. 85, стр. 462).
За жителями этого края утвердилось название Касареян и Базилеян. Эти имена армянские хроники вспоминают применительно ко второму веку н. э. Например, Мозес Хоренский писал в V в., что в конце второго века «народы севера Касары и Базилиане порешили прорваться через Чор, восточную окраину Кавказа (англ. кн. Д. М. Дунлоп, История еврейских Кхазар, Нью Джерси, 1954, стр. 9.).
К. Б. перестала существовать после нашествия Гуннов (375 г.), но память о ней сохранялась у местного населения еще долгие века. Рубрукис, посетивший Дов в 1253 г. пишет о ней: «Греки, которые проживают там нa берегу моря, называют ее Касария, что значит - Цезарея».
Пришествие завоевателей Гуннов во многом изменило состав населения К. Б. Место Касаров и Базилеев заняли Болгары, а сами они оказались далеко в Прикаспии. Произношение Кавказцев несколько исказило их имена: первых стали называть Басилами и Берсилами, а вторых .Казарами, которые, по всем видимостям, и дали первоначальные кадры основателей государства Казарии, возникшего там около начала VII века.
КИЗЛЯРСКИЙ ОТДЕЛ - до 1920 г. административный район Терской области; 12 200 кв. клм. с населением 130 тыс. Казаков и Нагайцев; сильно развитое виноделие; центр в г. Кизляр (10 тыс. жителей).
КИЗЯК - утоптанная смесь из соломы и перепрелого навоза домашних животных, порезанная или поформованная в кубики; служит топливом в безлесных степях.
КИЙ (некр.) - палка, трость, посох.
КИЛА - грыжа.
КИЛЯК- больной грыжею.
КИРЕЕВЫ - древний казачий род из старообрядцев ст. Есауловской, откуда eго ветви разошлись в Новочеркасск, Сибирь и в Турцию с Некрасовцами.
Одиниз Киреевых, будучи старшиной, участвовал в Азовском Сидении, другой со Степаном Разиным ходил в Персию, третий был усердным сторонником Булавина и ушел с Игнатом Некрасовым на Кубань.
Из последних поколений - Никандр Антонович Киреев в гг. 1877—78 находился на Турецком фронте в рядах Лейб-гв. Атаманского полка, заслужил четыре Георгиевских креста, чин хорунжего и Золотое оружие. После этого до 1917 г. выбирался 30 лет станичным атаманом, а после был представителем станицы на Войсковых Кругах; при соввласти расстрелян дома в 1924 г. Его сыновья:Алексей - полковник, умер от ран в 1919 г.. Лев - войсковой старшина, участвовал в Первой Мировой войне, в 1920 г.. после двух лет борьбы за Дон, покинул родину; во время Второй Мировой войны находился в рядах противников СССР и умер эмигрантом в 1946 г. на земле Австрии.
КИРИЛЛ - монашеское имя Просветителя Славян (827— 869); в миру его называли Константин Философ. Был родомиз города Суха близ Салоник в Византии, окончил высшую школу в Константинополе и некоторое время оставался при вей профессором философии; потом решил посвятить себя деятельной проповеди христианства, принял монашество и вместе с младшим братом Мефодием ушел а монастырь на Битинском Олимпе. Около 860 г. Византийский император Михаил III поручил братьям составить славянскую азбуку и перевести на славянский язык богослужебные книги. По биографическим данным. Кирилл тотчас же отправился в Казарию и проповедуя там христианство изучал местные славянские диалекты. Надо думать, что на Дону и на Сев. Кавказе он искал и нашел первоисточник древней речи Славян, узнал много слов, пригодившихся ему потом при переводах. Очевидно, в результате проповеди этого посланника Византии, среди Приазовских Казаровцев окончательно восторжествовала Новая Bepa. По его ходатайству, хакан разрешил восстановить в Земле Касак на Тамани епископскую кафедру.
Чешский профессор Францишек Прикрыл сообщает в биографии братьев Кирилла и Мефодия, что в архивах монастыря Хыландар на горе Афонской была обнаружена древняя хроника, по словам которой они оба посетили «Землю Донских Казаков». Путешествуя мимо Азовского моря, братья пришли к Казарскому Белгороду и Харькову, где в то время сосредотачивалась жизнь Казаков. Не может быть сомнении, что Казарский Белгород хроники - Белая Вежа (Саркел) на Дону. а Харьков - ничто иное, как река Харакул, о которой Константин Багрянородный сказал, что она впадает с востока в Меотийское озеро (Азовское море) и изобилует осетрами (Об управлении империей, 42, 88).
Старинный историк Татищев, убежденный, что среди Казар пребывало множество Славян, замечает в «Истории Российской»: «В житии Кирилла Селунского, как римских, так и в наших, написано, что Кирилл первое козар Вере Христовой учил и для них буквы (а Нестор сказует в Моравии) сложил и потом моравом и болгаром сообсчены». Русские летописине вспоминают посещения Козаров, но признают, что Кирилл «иде оучить Болгарскoгo языка» уже из Моравии после того, как часть кнниг была переведена на славянский язык.
Составив азбуку, братья использовали ее для переводов богослужебных книг на язык, который почему то считается древне-болгарским, но с большим правом может считаться древне-казачьим языком Приазовских Славян. Не даром в живой речи на Дону, а особенно у Некрасовцев, еще и теперь сохраняется изобилие церковно-славянизмов.
КИРЬЯНОВ Михаил Иванович (дон.) - рожд. 1861 г., юрист, городской судья, член Русской Государственной Думы третьего созыва.
КИЧКА - I) старинный головной убор Казачек; делался -на твердой основе в форме лодочки, митры, широкой шапки с двумя или четырьмя рожками, а также в виде тиары, украшенной по верхним обрезам волнистыми фестонами-сороками.
А. И. Ригельман описывает с натуры: «На голове носят повязки с висящими по щекам чикиликами, то есть лопастьми жемчужными и поверх оных высокие кички с сороками, на подобие большой треугольной лопаты, вышитой спереди золотом, серебром и шелками в узор, а иные унизаны дорогими каменьями и жемчугом с накрытием белым тонким шальником,то есть кисейною и флеровою фатою сраспущенными сзади концами». «У простых и небогатых в верховых станицах жены носят с двумя рожками посредственные и малые кички с сороками, шитые шелками и простой бумажной пряжей».
Профессор М. А. Миллер рассказывал, что простой рогатый головной убор Казачки делали, положив поперек темени дощечку и повязав ее сверху платком. Рисунки многих головных уборов Казачек приведены в книгах А. И. Ригельмана «История или повествование о Донских Казанах» и «Летописное повествование о Малой России». 2) К. у Русских - возвышенная палуба на корме судна. 3) Кичкас по татарски - маленькая бровь, бровка, а кыч - задок, корма.
КЛАДКА - подарок невесте от родителей жениха; К. выговаривалась на смотринах: столько то подушек, гетры с калошами, две платьи шерстяных, платок шелковый и т. п.
КЛЁКЛЫЙ - увялый, завядший.
КЛЁП - затычка, чопизтряпок.
КЛЕЧЕТЕТЬ- замерзнуть, окоченеть.
КЛИКАТЬ - звать, прозывать.
КЛИНДУХ - пестрый, дикий голубь; иногда - всякая съедобная пернатая дичь.
КЛИЧКА - тоже самое, что фамилия или прозвище.
КЛОБУК - по понятиям древних Славян-Русов цилиндрическая шапка; наших предков называли на Днепре «Черными Клобуками»; теперь К. — головной убор духовенства.
КЛОЧКОВЫ (дон.) - из ст. Березовской 1) Антон - один из числа двадцати семи жителей станицы, расстрелянных одновременно без суда и без вины карательным отрядом коммунистов в 1921 г. около буерака «Сухой». 2) Иван Иванович - в 1930 г." арестован и вместе с семьей сослан в область Коми. 3) Иван Семенович - в 1929 г. арестован и сослан без права переписки. 4) Иван Степанович - в 1930 г. арестован и сослан без права переписки. Семья сослана в спецпоселок «Островки» Арх. г.
КЛЮШКА (некр.) - трость. посошек.
КЛЯЧ - петля свитаяиз лозы.
КОБЦЕВЫ (куб.) -из ст. Ладожской 1) Василий Васильевич, рожд. 1885 г. Из сотни Николаевскогокав.училища вышел хорунжим в 1-й Кавказский каз. полк; служил в нем от 1905 г. до окончания Первой Мировой войны и награжден орденок св. Владимира. Во время борьбы за Казачью Идею состоял офицером Корниловского Куб. каз. полка. Тяжело раненный и больной тифом, умер во время отступления Казаков к Новороссийску в марте 1920 г. 2) Петр Васильевич, рожд. 1888 г., ст. Ладожской; есаул. От 1908 р. до возвращения с Турецкою фронта Первой Мировой войны служил в 1-м Кубанском каз. полку. Убит под Екатеринодаром в марте 1918 г. в бою с красной гвардией.
КОВЫЛЬ -растение семейства «злаковые» с перистыми коленчатыми остьями серебристого цвета, отчего его называют «седым .ковылем» или «дедовой бородой»; растет только в степях целинных и исчезает после плужной обработки земли; еще недавно встречался в донских степях и около г. Дебрецина в Венгрии, где его называли «волосами девушки» и украшали им шляпы во время свадебных шествий.
КОЗАКИ -наше имя в произношении и начертании у Русских, Украинцев, Поляков и др.; сами Казаки ревниво оберегали исстари произношение «Казаки» с ударением на последнем слоге, считая, что слово «Казак» должно читаться в обе стороны одинаково и по славянски слева направо и по тюрски справа налево.
КОЗАН - косточка ноги теленка, которую дети употребляют для игры в козаны или бабки; слово татарское с темже значением.
КОЗАРЫ - летописное название Хазарии и ее жителей (см. КАЗАР).
КОКУНЬКО Петр Иванович (куб.) - род, 10 июня 1851 г., ст. Ново-Деревянковской; генерал-лейтенант, атаман Ейского отдела. Родился и выросв ст. Должансной на берегу Азовского моря, где егоотец есаул Иван Трофимович К. имел рыбные промыслы; прошел курс Войсковой гимназии и продолжал учиться в Петербургском университете,из которого через год перешел нахимическое отделение Технологического института. В годы студенческих беспорядков он его оставил и поступил в Московское Александровское военное училище. В 1878 г. произведен вчин хорунжего, потом отбыл два года строевой офицерской службы и был назначен преподавателем истории и фортификации в Ставропольское юнкерское училище. В 1888 г., после окончания Военной Академии зачислен по Ген. Штабу, но уже в 1890 г. возвратился в строй, командовал сотней 1-го Екатериндарского полка, состоял в должности помощника командира 1-го Хоперского полка и командиром 1-го Урупского полка. В 1910 г., с производством в чин генерал майора, назначен на пост атамана Ейского отдела. Зарекомендовал себя, как администратор идеальной честности и поборник хозяйственных интересов рядовых казачьих масс. Много внимания уделял подворному коневодству, дабы избавить призывных от затрат на покупку коня и связать близкими узами служивого с выращенным им конем. В 1917 г., от первых пореволюционных дней, ген. К. состоя представителем станиц Уманской в Кубанской Краевой Раде. В начале 1920 г. Кубанское правительстве поставило его во главе пяти членной делегации по хранению войсковых регалий. Он оставался их бессменным хранителем и в эмиграции почти до самой смерти. Умер в Белграде 10-го июня 1939 г. и погребен в г. Земун (Югославия) рядом с женою Надеждой Карловной.
КОЛДОВЩИЦА (некр.) - колдунья, ведьма.
КОЛЕСОВ Михаил Максимович (дон.) - родился в 1885 г., ст. Новогригорьевской; офицер, эмигрант; во Франции председатель Общества Казаков-комбатантов. В юности окончил городское училище и служил писарем в Новочеркасском Окружном суде. Во время Первой Мировой войны призван вольноопределяющимся в 51 Дон.каз. Полк во фронтовой службе заслужил офицерский чин и продвигался во службе. Прибыл на Дон после революции 1917 г., принимал участие в борьбе за Казачий Присуд и ранен в ногу, которую ему ампутировали в Египте. Oт 1927 г. работал по контракту во Франции на металлургическом заводе, а после слу жял в Париже шофером такси. Был активным деятелем Вольно-Казачьего Движения, печатался в национальной прессе в одно время состоял редактором газеты «'Казачье Единство». Потеряв трудоспособность, проживал встарческом доме «Абондан»и в парижскомкатолическом монастыре, где и умер 5-го октября 1965 г.