Механизмы манипулирования и привлечения современной молодежи в экстремистские организации: тенденции нонтолерантности

Научный руководитель: канд. полит. наук, доц. Фоменко С.С.

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

В политологическом дискурсе по-прежнему остаётся актуальным обсуждение случаев проявления экстремизма и национализма. Необходимо отметить, что более уязвимой категорией является восприимчивая и чутко реагирующая на все изменения общества молодежь. Молодые люди выступают в качестве объекта воздействия со стороны экстремистских группировок. Они больше всего подходят для усвоения экстремистских идей. На наш взгляд, подростковый возраст от 14 до 22 лет является достаточно восприимчивым в этом плане. Ими легко можно управлять, так как молодежное сознание и так переменчиво, а в этом возрасте ввиду недостаточного жизненного опыта и знаний оно сопровождается резким критическим отношением к обществу и положению в нем. Эта категория легко поддается манипулированию со стороны экстремистских группировок. Если рассматривать психологию отдельного человека, то можно заметить большое количество причин, побуждающих к экстремистским действиям. Немаловажным выступает такой фактор, как окружение человека. Саморазвитие экстремистских направленностей может возникнуть в случае ослабления внутрисемейных связей человека, при ощущении одиночества, социальной заброшенности [1, с. 437].

Молодежь характеризуется смутным представлением об общественных ценностях и нормах. Она полна внутреннего протеста и, как нам кажется, психологически готова к усвоению экстремистских идей. Ввиду индивидуально-психологических особенностей, а именно: повышенной внушаемости, агрессивности, низкой сензитивности, чувства эмпатии и состояния психического напряжения,- ей также присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию.

Манипуляция – это скрытый психологический прием, целью которого является заставить человека, вопреки его интересам, выполнить нужные для него действия. Немаловажный фактор манипулирования – сделать так, чтобы человек сам захотел это сделать. Наиболее распространенными являются негативные манипуляции, имеющие целью добиться от человека в свою пользу того, что честным и открытым образом получить от него нельзя [2, с.2].

Сегодня молодёжный экстремизм активно используется различными религиозными, политическими, националистическими организациями как средство для достижения своих целей. Экстремистская активность приводит к нарушению прав и свобод человека, препятствует достижению гражданского мира и согласия, усугубляет политические конфликты. В настоящее время экстремизм является угрозой для безопасности России, даёт возможность нанесению ущерба устойчивому развитию государственности, конституционным правам и свободам, суверенитету и территориальной целостности, обороне и безопасности страны [3, с 170].

В этой связи нам представляется целесообразным оптимизировать деятельность по профилактике экстремизма в молодежной среде. Одной из форм противостояния молодежному экстремизму, с этой точки зрения, можно предложить, к примеру, метод воспитания молодого поколения в духе толерантности. Толерантность – терпимость к чужим мнениям и верованиям, уважительное отношение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира. Это понятие можно рассматривать как необходимость формирования открытости отношений, чувство солидарности и сплоченности. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве первостепенной задачи. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях [5, с 21].

Меры противодействия экстремизму в молодежной среде необходимы и со стороны государства. Силовые структуры власти должны проводить постоянный мониторинг проявлений экстремизма, следить за его распространением. В этой связи становится актуальной политика, направленная на реализацию специальных приоритетных направлений, создание благоприятных условий для эффективной социализации и развития потенциала молодого поколения, активизацию воспитательного потенциала всех институтов молодежи, совершенствование инструментов социальной политики в сфере занятости и трудоустройства молодежи, определение методов и путей эффективной социализации молодежи в культурно-досуговой сфере [4, с 208].

На наш взгляд, все эти действия постепенно переориентируют тенденцию развития молодежного экстремизма в сторону его снижения, что позволит использовать огромный потенциал молодежи в конструктивных целях, находя тем самым соотношение между интересами молодых людей, местных сообществ, государства и общества в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зубок, Ю.А. Молодежь в обществе риска [Текст] / Ю.А. Зубок, К. Уильямс, В.И. Чупров. – М., 2006. – С. 692.

2. Что такое манипуляция. Целесообразность манипулятивного воздействия [Электронный ресурс]. – http://constructorus.ru/

3. Козлов, А.А. Молодежный экстремизм [Текст] / А.А. Козлов. – СПб, 2008. – С. 498.

4. Дятлова, Е. Ю. Особенности проявлений экстремизма в молодежной среде и меры противодействия ему [Текст] / Е.Ю. Дятлова, А.В. Павлинов // Вестник Владимирского юридического института. – 2008. – № 4. – С. 208 – 210.

5. Соколов, В.М. Толерантность: состояние и тенденции в РФ [Текст] / В.М. Соколов // СОЦИС. – 2003. – № 8. – С. 21.

Селина Н.В.

Наши рекомендации