Тема: Иван III. Образование единого русского государства.

В 1462 году умер Василий II. Еще при жизни он сделал своим соправителем сына Ивана - будущего Ивана III, который правил с 1462 по 1505 год. Именно в это время завершился двухвековой процесс объединения русских земель, в результате которого на карте Восточной Европы появилось новое государство. Современники, а за ними и историки спорили и спорят до сих пор об оценке личности Ивана III. Одни говорят о нем, как об Иване Великом, другие обвиняют в деспотизме и жестокости. Личность Ивана Великого была противоречива, как и время, в которое он жил. В нём уже не было пылкости и удали первых московских князей, но за его расчётливым прагматизмом ясно угадывалась высокая цель жизни. Он бывал, грозен и часто внушал ужас окружающим, но никогда не проявлял бездумной жестокости и, как свидетельствовал один его современник, был "до людей ласков", не гневался на мудрое слово, сказанное ему в упрёк. Он никогда не торопился, но, поняв, что время действовать настало, действовал быстро и решительно. Мудрый и осмотрительный, Иван III умел ставить перед собой ясные цели и достигать их.

Середина XV столетия застала русские земли и княжества в состоянии политической раздробленности. Существовало несколько сильных политических центров, к которым тяготели все остальные области; каждый из подобных центров проводил вполне независимую внутреннюю политику и противостоял всем внешним врагам. Такими средоточиями власти были Москва, Новгород Великий, уже не раз битая, но всё ещё могучая Тверь, а также литовская столица - Вильно, которой подвластна была вся колоссальная русская область, именовавшаяся "Литовской Русью". За полтора века до этого рассеяние политической власти и силы было значительно большим: независимые центры, фактически самостоятельные государства на той же территории можно было исчислять десятками. Политические игры, междоусобья, внешние войны, экономические и географические факторы постепенно подчинили слабых сильнейшим (прежде всего Москве и Литве); сильнейшие же приобрели такое влияние и такую мощь, что могли претендовать на власть над всей Русью.

Появилась возможность создания единого государства.

В основе формирования российского централизованного государства был дальнейший рост феодального землевладения и хозяйства, а в дальнейшем развитие крепостного права расширение масштабов феодального землевладения (числа вотчин и поместий) заставило феодалов искать пути закрепления за собой крестьян. В период феодальной раздробленности крестьяне зачастую переходили из одного княжества в другое. Только единое государство могло обеспечить закрепление крестьян за определенными феодалами.

Однако не это было главной причиной объединения русских земель. Основной причиной все-таки являлась внешняя опасность, исходящая со стороны Орды и Литвы, а также монгольское иго. Поэтому в объединении были заинтересованы не только верхи общества, но и все остальные слои населения. В сознании обычных крестьян, ремесленников и торговцев идея объединения была связана с идеей освобождения от ига, что принесло бы и освобождение от монгольских поборов и набегов, безопасность не только торговых путей, но и самой жизни. Помимо этого оказались бы невозможными внутренние междоусобные войны, а экономическое развитие было бы облегчено введением единого законодательства, единой монетной системы и единых систем мер и весов.

Однако окончательное объединение русских земель и княжеств в могучую державу требовало целого ряда жестоких, кровавых войн, в которых одному из соперников надлежало сокрушить силы всех остальных. В не меньшей степени необходимы были внутренние преобразования; в государственной системе каждого из перечисленных центров продолжали сохраняться полузависимые удельные княжества, а также города и учреждения, имевшие заметную автономию. Их полное подчинение центральной власти обеспечивало тому, кто первый сумеет это сделать, крепкие тылы в борьбе с соседями и увеличение собственной военной мощи. Иными словами, наибольшие шансы на победу имело отнюдь не государство, обладавшее наиболее совершенным, наиболее мягким и демократичным законодательством, а государство, внутреннее единство которого было бы непоколебимым.

Ко времени княжения Ивана III Московское княжество выросло в могущественный массив. Перед Иваном III стояли три задачи: подчинить и присоединить оставшиеся еще самостоятельными княжества, освободиться от татарского ига и отбросить от границ складывающегося Русского государства польско-литовских панов и помогавших им немецких рыцарей. Старая удельная система уже начала разрушаться. Ослабела раздираемая внутренними противоречиями и Золотая Орда.

Иван III Васильевич не любил использовать грубую силу, предпочитая действовать медленно, осторожно, но наверняка. И, надо сказать, подобная тактика была успешной: в 1478 к Москве был присоединен Новгород, в 1485 - Тверь, Верея, а также большая часть княжества рязанского. На всей территории Северо-восточной Руси независимыми остались только Псков и часть Рязанского княжества.

Борьба со своевольным и привыкшим к свободе Новгородом была особенно долгой. Новгородцы не могли решить, чье покровительство принять: Москвы или Польско-Литовского государства. Ивану III пришлось два раза ходить на Новгород с войсками (в 1471 и в 1478), прежде чем новгородцы поняли, что их судьба связана с Москвой. В результате второго похода было уничтожено знаменитое новгородское вече, а вечевой колокол увезен в Москву.

Именно Иван III сумел окончательно покончить с татаро-монгольским игом. Русские, татарские и литовские войска встретились 6 октября 1480 на берегах реки Угры. Русские стояли на левом берегу, их враги - на правом. Силы были примерно равны. Ни те, ни другие не решались напасть первыми. Так они простояли до 11 ноября 1480, когда ханские войска развернулись и ушли восвояси. Это противостояние татарских и российских войск получило название "Стояние на реке Угре". В результате татарское иго, продолжавшееся более трех веков, закончилось: Русь была свободна.

А в 1487 Ивану III удалось поставить Казанское ханство в вассальную зависимость от Московского княжества.

Не меньше, а то и больше проблем, чем татары, Ивану III доставляла Литва. Они всеми силами пытались препятствовать объединению и укреплению Руси. Русско-литовские войны в этот период практически не прекращались. Но во второй половине правления Ивана III они оказались удачными для Руси. В 1494 в результате такой войны в состав Московского княжества была возвращена Вязьма, ранее захваченная литовцами. А после войны 1500 - 1503 в состав Руси вернулись города Новгород-Северский, Стародуб, Гомель, Брянск, Торопец, Мценск, Дорогобуж и другие.

При Иване III Москва становится центром всех русских земель, объединенных под властью великого князя. Москва теперь, по замыслу московских князей, должна была стать не просто столицей нового обширного государства, но и всего восточно-христианского, православного мира, новым Царьградом, после разгромленного турками в 1453 году Константинополя.

В правление Ивана III окончательно сложился московский герб: Георгий Победоносец, поражающий змея. Кстати, то же изображение было перенесено и на государственную печать. Это была эмблема государя, торжествующего над злом, которое традиционно на Руси изображалось в виде змея или дракона. А Георгий Победоносец издавна служил олицетворением священной храбрости и победы и являлся одним из наиболее почитаемых русских святых.

Изумленная Европа, в начале царствования Ивана III едва ли даже подозревавшая о существовании Московии, застигнутой между Литвой и татарами, - была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на ее восточных границах, и сам султан Баязет, перед которым она трепетала, услышал впервые от московитов надменные речи". Став из "великого князя" "государем всея Руси", Иван III этим титулом подчеркивал, что отныне существует не Москва, Рязань, Тверь, Ярославль и т.д., а Русь, т.е. Русское государство. И действительно, его княжение было тем отрезком времени, в течение которого в основных чертах складывается государство великой русской народности. Москва перестает быть центром княжества и становится столицей государства. Укрепление национального государства при Иване III в свою очередь было обусловлено созданием централизованной власти, установившей систематическую феодальную эксплуатацию крестьянства, власти, способной организовать борьбу с внешним врагом и ликвидировать феодальную раздробленность. Эта централизованная власть, власть "государя всея Руси" и "самодержца" опиралась на хорошо организованную военную силу и государственный аппарат. Иван III старается подчеркнуть все эти перемены. Следствием возвеличивания княжеской власти и результатом заимствования византийских придворных обычаев было, прежде всего, изменение его титула. Он уже не Иван, а Иоанн, "божией милостью государь всея Руси и великий князь Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Югорский, и Пермский, и Болгарский и иных. "В ряде грамот Иван именуется "царем всея Руси" и "самодержцем". "Самодержцем" "царем" он стал со времени падения татарского ига (1480), так как до сего времени русские князья получали свои владения "из рук" хана, который и был "царем". При Иване вводится ряд новых придворных чинов: посельничий, сокольничий, ясельничий и т.д., складывается придворная иерархия. "Государь всея Руси" почитается как наместник бога. Иван, став мужем "царевны царегородской", почитался теперь и как глава восточно-христианского, "истинно православного" мира. И московские книжники начали старательно доказывать "божественность"царской власти. В начале XVI века духовенство сложило легенду о том что Рюрик, потомками которого были, по летописным преданиям, Московские князья, - четырнадцатое поколение от Прусса, брата известного римского императора Августа. Таким образом, род русских князей начали выводить ни много ни мало, как из. Рима. Вспоминали и о Владимире Мономахе, внуке византийского императора Константина Мономаха, которого якобы дед "благословил"царской короной (отсюда и знаменитая "шапка Мономаха"). Ореол "божественности" окружает Ивана, его чтут, как земное божество, как царя и самодержца, преемника и наследника некогда могучей и грозной Византии. Иван III, Подчеркивая свои права на византийское наследство, которое так помогло укреплению авторитета его власти, вводит даже древнеримский, позднее византийский герб двуглавого орла.

Объединение земель вокруг Москвы вело к складыванию единой системы по управлению страной. Начал складываться центральный аппарат управления. Одним из важнейших органов управления была Боярская Дума - совещательный орган власти при монархе. Однако подобные "советы" издавна существовали при великом князе, и веками вырабатывался опыт работы такого института. Но при Иване III возникло и закрепилось узкое значение слова "боярин". Теперь это был не просто феодал самого высокого ранга, а феодал, официально получивший право участвовать в совете при великом князе. Дума состояла из 5-12 думных бояр и не более 12 окольничих (это два высших чина в Думе). Дума решала текущие вопросы внутренней и внешней политики.

В конце XV в. в Москве начали формироваться органы центрального управления - "приказы", которые были прямыми предшественниками петровских "коллегий" и министерств XIX в. В провинции главную роль стали играть наместники, назначавшиеся самим великим князем. Наместники назывались также "боярами-кормленщиками", платой за службу князю для них теперь был "корм" - часть налога, собираемого с подвластного населения определенной территории. Порядок назначения на должности получил название "местничества". Местничество - это право на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положения предков. Древнее право "отъезда" крупных феодалов к другому государю было отменено. Теперь такой "отъезд" рассматривался как государственная измена.

Претерпевало изменение и войско. На место княжеских дружин приходили полки, состоящие из помещиков. Помещики получали от государства на время своей службы населённые земли, которые и приносили им доход. Земли эти назывались "поместьями". Провинность или раннее прекращение службы означали потерю поместья. Благодаря этому помещики были заинтересованы в честной и долгой службе московскому государю.

В 1497 г. был издан Судебник - первый общегосударственный свод законов со времён Киевской Руси.

Основное значение принятие нового Судебника состоит в том, что теперь на всю территорию Московского государства были распространены единые нормы права. Новый общерусский свод законов включал 68 статей и отражал усиление роли центральной власти в государственном устройстве и судопроизводстве страны.

Одним из важнейших положений Судебника считается статья 57, которая ограничивала право перехода крестьян от одного феодала к другому определенным сроков для всей страны: неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября). За уход от феодала крестьянин должен был уплатить ему "пожилое" - плату за годы, прожитые на старом месте. Законодательное ограничение крестьянского перехода было первым шагом к установлению крепостного права в стране. Однако само право перехода пока сохранялось. Судебник вводил единые правовые нормы для всей страны, что явилось важным шагом к упрочению единства русских земель.

Таким образом, все мероприятия в области перестройки управления государством укрепляли великокняжескую власть, власть "самодержавную". Поместная система и поместное войско, создание централизованного аппарата, уже отделившегося от собственно княжеского дворцового управления, "посошное" обложение и ямская повинность-все это, ложась главным образом на плечи крестьянства, в то же время способствовало усилению мощи Русского национального государства.

Достижение территориального единства русских земель было важнейшим итогом деятельности Ивана III. Однако он понимал, что останавливаться на этом нельзя. Молодое государство нуждалось в укреплении изнутри. Надлежало обеспечить безопасность его границ. Ждала своего решения и проблема русских земель, попавших в последние столетия под власть католической Литвы, которая время от времени усиливала нажим на своих православных подданных.

В 1487 г. великокняжеские рати совершили поход на Казанское ханство - один из осколков распавшейся Золотой Орды. Казанский хан признал себя вассалом Московского государства. Тем самым почти на двадцать лет было обеспечено спокойствие на восточных рубежах русских земель. Дети Ахмата, владевшие Большой Ордой, Уже не могли собрать под свои знамена войско, сравнимое по численности с войском их отца. Крымский хан Менгли - Гирей оставался союзником Москвы, и дружественные отношения с ним еще более укрепились после того, как в 1491 г. во время похода детей Ахмата на Крым Иван III послал на помощь Менгли русские полки.

Относительное спокойствие на востоке и юге позволило великому князю обратиться к решению внешнеполитических задач на западе и северо-западе. Центральной проблемой тут оставались взаимоотношения с Литвой. В результате двух русско-литовских войн (1492-1494 гг. и 1500 - 1503 гг.) в состав Московского государства удалось включить десятки древних русских городов, среди которых были такие крупные, как Вязьма, Чернигов, Стародуб, Путивль, Рыльск, Новгород-Северский, Гомель, Брянск, Дорогобуж и др.

Титул "великого князя всея Руси" наполнился в эти годы новым содержанием. Иван III провозгласил себя государем не только подвластных ему земель, но и всего русского православного населения, которое проживало на землях, входивших некогда в состав Киевской Руси. Не случайно Литва долгие десятилетия отказывались признать законность этого нового титула.

К началу 90-х гг. XV в. Россия установила дипломатические отношения со многими государствами Европы и Азии. И с императором Священной Римской империи, и с султаном Турции великий князь московский соглашался разговаривать только как равный. Московское государство, о существовании которого ещё несколько десятилетий назад мало кто знал в Европе, быстро получало международное признание.

Государства похожи на людей. Они рождаются, растут, крепнут, стареют и умирают. В истории Русского государства, центром которого стала Москва, вторая половина XV столетия была временем юности - быстро расширялась территория, одна за другой следовали военные победы, завязывались отношения с далёкими странами. До Ивана III, взошедшего на великокняжеский престол в 1462 г., такого государства еще не было, да и вряд ли кто-нибудь мог вообразить себе саму возможность его возникновения в столь короткий срок и в столь впечатляющих границах. Во всей русской истории нет события или процесса, сравнимых по своему значению с образованием на рубеже XV - XVI вв. Московского государства. Эти полстолетия - стержневое время в судьбе русского народа.

Старый обветшавший Кремль с небольшими соборами уже казался тесным, и на месте разобранных древних укреплений выросли мощные стены и башни, сложенные из красного кирпича. Внутри стен поднялись просторные соборы. Засияли белизной камня новые княжеские терема. Сам великий князь, принявший гордый титул "государя всея Руси", облачился в златотканые одеяния, а на своего наследника торжественно возложил богато расшитые оплечья - "бармы" - и драгоценную "шапку", похожую на корону. Казалось, молодое государство выросло из своих старых одежд и теперь примеряло роскошные, блистающие наряды, подобающие его новому состоянию.

централизованное русское государство раздробленность

Но, для того чтобы каждый - будь он русский или иноземец, крестьянин или государь соседней страны - осознал возросшее значение Московского государства, одного внешнего великолепия было недостаточно. Необходимо было найти и новые понятия - идеи, в которых отразились бы и древность русской земли, и её независимость, и сила её государей, и истинность её веры. Этим поиском занялись русские дипломаты и летописцы, князья и монахи. Собранные воедино, их идеи составили то, что на языке науки называется идеологией.

Начало формирования идеологии единого Московского государства относится к периоду княжения великого князя Ивана III (1462-1505 гг.) и его сына Василия (1505-1533 гг.). Именно в это время были сформулированы две основные идеи, остававшиеся неизменными на протяжении нескольких столетий, - идеи богоизбранности и независимости Московского государства.

Русские послы отправлялись в дальние страны, владыки которых привыкли смотреть на московских князей лишь как на данников ордынских ханов. Теперь же всем предстояло узнать, что на востоке Европы появилось новое и сильное государство - Россия.


Список используемой литературы

1. История России с древнейших времен до конца 20в. // Под редакцией М.М. Горинова - Москва: Дрофа, 2000.

2. История. Справочные материалы 5-11 кл. Москва: "Дрофа"

3. История России с древности до наших дней /Под ред. М.Н. Зуева. Москва 1995.

Размещено на Allbest.ru

Наши рекомендации