Журналистика как инструмент
Журналистика: от Гутенберга до Билла Гейтса
Ясен Засурский
История журналистики неразрывно связана с развитием коммуникации, человеческого общения. Глашатай, гонец служили племенным интересам. Рабовладельческие империи создали систему почты, которая обслуживала интересы властителей Римской империи и халифата для управления подданными и обмена информацией. В Риме Юлий Цезарь создал подобие газеты: на Форуме вывешивались покрытые гипсом дощечки, на которых писцы выдавливали палочками тексты, которые держали в курсе дела жителей Рима. Вот, к примеру, новости, обнародованные археологами из тогдашней газеты:
«Консул Савиний вступил сегодня в отправление своих служебных обязанностей»;
«Вчера над городом разразилась сильная гроза. Недалеко от Велии молнией зажгло дуб»;
«В винном погребе произошла драка. Хозяин лавки опасно ранен»;
«Меняла Анзидий бежал, захватив большую сумму денег. Он был задержан, и все деньги были найдены при нем»;
«Разбойник Дениофан, недавно пойманный, сегодня утром был казнен»;
«Титаний приговорил к наказанию мясников, продававших мясо, не предъявленное предварительно к освидетельствованию» [1].
Прошло три тысячи лет, а тематика событийной информации мало изменилась — только теперь столь же значимые для жизни граждан новости набирают на компьютере и распространяют в печати, на радио, по телевидению и в Интернете.
Разным этапам истории журналистики соответствовали определенные информационные технологии и коммуникации, но собственно коммуникация остается таковой с древних времен и до сегодняшнего дня, меняются лишь средства ее осуществления — экономические, культурные обстоятельства, возможность общения с помощью различных технических средств. В истории журналистики можно выявить несколько составляющих: технологическую, содержательную, информационную, социальную, культурологическую, политическую.
Ключевую роль в развитии журналистики сыграли два фактора — технологический и экономический. Важнейшие даты в истории журналистики — это изобретение Гутенбергом книгопечатания с помощью подвижных литер в середине XV века, Маркони и Поповым радио, братьями Люмьер кино в конце XIX века, телевидения и Интернета в XX веке.
Технологический детерминизм
Технические средства сами по себе не определяют содержательную сторону коммуникаций, но они определенно развивают медийную сторону коммуникационной деятельности, и когда мы говорим о том, что технологический детерминизм в этом смысле имеет место, здесь есть рациональное зерно — пока не было телевизора, отсутствовало и телевидение, пока Гутенберг не изобрел печать, не издавались газеты, пока не создали радио — его не слушали, пока не появился Интернет — не возникла онлайновая журналистика. Здесь зависимость от технологии не журналистики, а медиа, и мы должны, видимо, выделять в истории журналистики разные элементы — содержание (публицистику, информацию, собственно журналистские аналитические материалы) и средства их доставки аудитории — медийную технику, печатную, аудиовизуальную, электронную.
Экономический фактор
Газеты в XVII и XVIII веках стоили дорого и были доступны только состоятельной образованной элите. Первая национальная политическая газета «Газетт» была создана во Франции 30 мая 1631 года Теофрастом Ренодо при покровительстве кардинала Ришелье по разрешению короля Людовика XIII, интересы которого она и обслуживала.
В Англии после «славной революции» 1688 года был принят Билль о правах, не было возобновлено действие королевского декрета о лицензировании печати и пресса получила свободу от вмешательства монарха. В XVIII веке в Англии появляются ежедневные газеты и еженедельные журналы. Их число было ограничено, но все-таки они стали доступны не только представителям королевской власти или членам парламента; представители среднего класса, которому газеты были не по карману, для чтения газет и журналов посещают кофейни, где с жаром обсуждают политические новости, там формируется общественное мнение, отличное от правительственного и парламентского. В кофейнях нарождается, по определению немецкого философа Юргена Хабермаса, та публичная сфера, которая служит созданию гражданского общества. Там вырабатывалось то, что называется общественным мнением и гражданским обществом. Функция журналистики как сферы, формирующей общественное мнение, проявилась уже в XVIII веке.
Доступ массовой аудитории к журналистике открыла экономическая революция в газетном деле, которая произошла в середине XIX века практически одновременно в результате внедрения рекламы в США, Англии и Франции. Наиболее четко новую формулу экономического функционирования газеты прописал Эмиль де Жирарден, предпринявший в Париже издание газеты «Пресс». Снизив цену на подписку и розницу, он добился роста тиража, а с увеличением количества читателей увеличился приток рекламы, которая не только компенсировала уменьшение цены, но и сделала ее весьма прибыльной. Так возникла рекламная спираль — чем ниже цена, тем выше тираж и доходы от рекламы.
Суть новой экономики газеты состояла в том, что она продавалась дешевле себестоимости за счет доходов от рекламы. Так возникли массовые газеты, которые всеми силами стремились завлечь читателей в сети рекламодателей, началась коммерциализация прессы. Эмиль де Жирарден завлекал романами Александра Дюма и Жорж Санд. Его последователи пошли дальше — так родилась дешевая массовая пресса для обывателя, которую в Америке назвали желтой, во Франции бульварной. Газета превратилась в товар массового потребления, а издательское дело в промышленное производство.
В 70-е и 80-е годы XIX века возникают первые издательские концерны в Америке, в Англии, в Германии. В XXI веке они трансформируются в информационно-телекоммуникационные концерны с оборотом капитала в миллиарды долларов. Сегодня крупнейшим концерном в мире является американская компания АОЛ-Тайм Уорнер.
С развитием новой экономики у журналистики выросла многомиллионная аудитория, которая сегодня стала глобальной.
Журналистика как инструмент
Активное развитие журналистики и воздействие ее на общество по-своему было использовано в начале XIX века Наполеоном. Он утверждал, что газеты равны полкам и дивизиям, и создал систему контроля над печатью, которая призвана была подчинить французов его влиянию. В этом смысле Наполеон был один из первых, кто попытался сделать из газет, из печати, из журналистики инструмент управления государством. Впоследствии таким же образом пытался действовать Бисмарк, создавший систему «рептильной» прессы, получавшей тайно субсидии от государства для того, чтобы укрепить влияние прусской бюрократии на немецкое общество. Он создал систему так называемых официозных, подкупленных правительством изданий, в свое время пользовавшихся популярностью из-за своей оппозиционности, но потом превратившихся в инструмент его политики. В XIX веке массовое распространение газет, благодаря технологическим инновациям, сделало газету важным элементом культуры — распространение грамотности в связи с промышленной революцией, развитие товарного хозяйства и рекламы способствовали созданию массовой прессы. Пресса в ХIX веке превращается из элитарного элемента жизни общества в массовый и тем самым увеличивает свое воздействие.
В известном смысле XIX век был веком газеты, ее развития; появляются газеты массовые, специализированные, разные типы газет, и одновременно с этим формируется новая экономика газеты. Газета становится важным фактором экономической жизни и, конечно, жизни общественно-политической, важным фактором в развитии культуры.
В XX веке ситуация меняется еще больше. После изобретения радио и кино, с развитием радиовещания и кинодокументалистики журналистика приобретает еще бoльшие возможности для воздействия, используется в целях манипулирования, в целях пропаганды. В Советском Союзе утверждается, что газета — это не только коллективные пропагандисты, но и организаторы. В Германии пресса вместе с радио и кино превращается в систему манипулирования сознанием, оболванивания немецкого народа.
В конце XX века с развитием компьютерных технологий появляется Интернет, который делает информацию доступной каждому, и эта электронная революция создает условия для очень быстрого распространения информации, что в корне меняет даже структуру производства. Информация всегда была двигателем экономического прогресса, начиная с того момента, когда было изобретено колесо, открыт огонь.
В XX веке с развитием Интернета происходит изменение роли информации, теперь быстрота распространения знаний делает информацию важнейшим и главнейшим экономическим ресурсом, и, соответственно, страны, которые имеют возможности для развития доступа к Интернету, к электронным средствам информации, к цифровым технологиям, опережают другие страны. Известный американский философ Элвин Тоффлер делит страны на две категории — быстро думающие и имеющие доступ к современным средствам и медленно думающие, у которых такого доступа нет.
Новое информационное общество становится обществом знаний по быстроте и доступности информации. Реализация новых технологических решений резко ускоряется, и роль информации в обществе повышается. Журналистика из элитарного средства, которое было доступно в XVII веке лишь избранным, главным образом представителям власти, феодалам, служителям церкви, преподавателям университетов, превращается в могущественное средство развития и саморазвития, развития производительных сил, наступает новый экономический порядок, меняется характер деятельности производительных сил и производственных отношений.
Информация становится во главу угла в развитии всех важнейших современных технологий. Билл Гейтс символизирует быстроту развития новых технологий, которые влияют и на содержательную сторону дела, существенным образом изменяя социальную картину мира, картину развития общества, его социальной и экономической сферы.