Социальные методы изучения общественного мнения
Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.
Ядром работы PR работы является воздействие на состояние общественного мнения. Большинство акций PR проводятся с целями:
1) убедить людей изменить свое мнение по какому-либо вопросу, продукту или организации,
2) сформировать общественное мнение, когда его нет,
3) усилить уже существующее мнение общественности.
Важнейшим инструментом формирования общественного мнения, считаются средства массовой информации (СМИ) - печать, радио и телевидение.
Методы изучения общественного мнения:
Существует три основных класса методов сбора социологической информации:
1) Прямое наблюдение
2) Анализ документов
3) Опросы, которые делятся на два подкласса:
а) интервью
б) анкетный опрос
Прямое наблюдение
Наблюдение классифицируется:
1) По степени формализованности выделяют неконтролируемое (или нестандартизованное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное, структурное). В неконтролируемом наблюдении пользуются лишь принципиальным планом, а при контролируемом - регистрируют события по детально разработанной процедуре.
2) В зависимости от положения наблюдателя различают соучаствующее (или включенное) и простое (невключенное) наблюдения.
3) По условиям организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и на лабораторные (в экспериментальной ситуации).
Документальные источники
Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото - или кинопленке.
По степени персонификации документы подразделяются на личные (документы индивидуального учета) и безличные (статистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний).
В зависимости от статуса документы делятся на официальные и неофициальные (личные документы).
По источнику информации документы делятся на первичные и вторичные. К первичным относится прямое наблюдение. Ко вторичным - обработка данных прямого наблюдения, обобщение или описание на основе первичных источников.
Анализ документов - данные государственной статистики, многочисленные данные ЦСУ, СМИ.
Опросы
Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы.
Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемом), причем запись ответов последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).
Опрос по анкете - регистрируются опрашиваемым либо наедине с собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).
При классификации анкет, используют также многочисленные критерии, связанные с темой опросов: событийные анкеты, анкеты на выяснение ценностных ориентаций, статистические анкеты (в переписях населения), хронометражи суточных бюджетов времени и т.д.
Средства коммуникации во взаимоотношениях с персоналом: корпоративная многотиражная газета, информационные бюллетени, другие формы.
Внутренние коммуникации – это инструмент, который позволяет компаниям эффективно использовать интеллектуальные и творческие способности сотрудников для создания дополнительных ценностей и получения максимального результата.
Печатные средства коммуникации:
Газета – распространенный вид внутренних коммуникаций, выходит периодичностью от 1 до 8 раз в месяц), Издание требует поддержки топ-менеджмента и служит средством для объяснения философии и политики компании.
Журналы (цели те же самые, периодичность не чаще 1 раза в месяц),
Информационный бюллетень - издание, выпускаемое с целью информирования целевой группы людей (специалистов или других потребителей) по определенным вопросам. Информационный бюллетень, как правило, состоит из подборки актуальной тематической информации.
Создание и рассылка внутрикорпоративного бюллетеня для новичка. По электронной почте рассылается бюллетень для оперативного информирования коллектива о выходе нового сотрудника с краткой информацией о нем.
Доски объявлений (для информирования о действиях в чрезвычайных ситуациях, для улучшения производительности труда, сокращения потерь и инцидентов),
Управленческие публикации (обеспечивает информированность менеджеров о том, что происходит в организации и отдельных ее структурах),
Инструкции (играет обеспечивающую роль в формировании занятых, дополняя новостную информацию о текущих событиях и системным описанием деталей важных для компании вопросов),
Вещательные средства коммуникации:
1) ТВ – эффективность за счет высокой информативности видеоленты, сокращает дистанцию между аудиторией и менеджером, персонализирует политику компании) вариант «лицом к лицу».
2) Радио - используется для трансляции новостей компании, объявлений и срочных сообщений, может дублировать другие формы коммуникации. Известнейшим примером этого рода была деятельность компании United Biscuits, у которой возникла проблема поддержания удовлетворенности работой у персонала, в большинстве иммигрантов, работающих на шумных заводах, где вести разговор затруднительно или невозможно. Решением проблемы стала установка большого количества репродукторов в местах, пригодных для прослушивания радио, с громкостью, превышающей грохот оборудования.
Электронные средства коммуникации.Преимущества: мгновенный контакт с аудиторией, гибкость сообщения, позволяющая динамично адаптировать сообщение для разных групп, возможность запроса и быстрого поиска сообщений прошлых периодов. Интернет: корпоративный сайт (интранет – внутр.частная сеть организации), электронная почта. Интернет – локальная сеть организации, возможность обмениваться информацией внутри компании, пользоваться периферийными устройства внутри отдела.
Устные коммуникации: Опыт показывает, что хотя коммуникации с помощью печати по-прежнему важны, значительно больше пользы можно получить от коммуникации типа «лицом к лицу».
Личные встречи с руководством, визиты, собрания, конференции сотрудников (возможность задать вопросы, высказать свое мнение, внести предложения).
К видам и формам внутриорганизационной коммуникации можно отнести невербальную, то есть знаки, символы, одежда, интерьер и т.д.
Также Фрэнк Джефкинс добавляет такие методы как:
-Ящики для сбора предложений,
-Новости и идеи по телефону (ежедневная сводка новостей компании может каждый день записываться на магнитофон, и сотрудники, позвонив по определенному номеру, могут ее послушать),
-взаимопосещение персонала (сотрудники не должны замыкаться в своих подразделениях, так они никогда не узнают, что происходит в других отделах организации. О других подразделениях они могут узнать из фирменных изданий, фильмов и видеоматериалов, но реальные поездки и посещения коллег могут быть более полезными и поучительными).
Билет №5.