Культура советского народа в тылу. Политическая агитация и пропаганда
Великая Отечественная потребовала радикальной перестройки всех сфер жизни советского общества. Для военного времени было характерно максимальное приближение культурно-просветительской работы к массам, задачи её менялись в зависимости от обстановки на фронте. Так, в начальный период все усилия были направлены на разъяснение характера войны, мобилизацию народа для защиты страны. С 1943 г. акценты смещаются на пропаганду идей пролетарского интернационализма и обоснование освободительной миссии советских солдат.
Руководство культурной сферой осуществлялось Управлением пропаганды и агитации ЦК КПСС, Главным политуправлением Красной Армии и Комитетом по делам искусств при СНК СССР[800].
Война явилась огромным потрясением для человеческих чувств, это вызвало её необычайный подъём среди творческих людей. Многие известные писатели и поэты стали военными корреспондентами, среди них А. Толстой, И. Эренбург, В. Катаев, Е. Петров, В. Вишневский и другие. Настоящим символом советского духа стала поэма А. Твардовского «Василий Тёркин». Поистине народными и всеми любимыми стали стихотворения К. Симонова, А. Суркова, М. Исаковского и музыка композиторов В. Соловьёва-Седого и М. Блантера, симфонии Д. Шостаковича (в частности 7-я «Ленинградская» симфония, посвящённая жителям и защитникам блокадного Ленинграда). Подлинным символом народного гнева и решимости победить врага стала песня «Священная война» В. Лебедева-Кумача и А. Александрова[801].
Кроме того, на экраны вышло более 100 документальных фильма, в основу которых были положены хроникальные кадры, отснятые на передовой, – «Ленинград в борьбе», «Разгром немецких войск под Москвой» и др. Не менее важное значение имели кинофильмы, такие как «Жди меня», «Два бойца», «Парень из нашего города», «Небесный тихоход» и многие другие. Всего за военные годы их было создано около 102. В Алма-Ате открылась Центральная объединённая киностудия художественных фильмов (ЦОКС), в Самарканде – «Союзмультфильм».
В это время все сферы культурной и духовной жизни, так или иначе, исполняли роль политической агитации и пропаганды. Но больше всего это удавалось художникам. Так, 27 июня 1941 г. в Москве на Кузнецком мосту появились красочные плакаты с текстом. Это были «Окна ТАСС», возродившие славные традиции, идущие от эпохи гражданской войны. В создании «Окон ТАСС» принимали участие художники В. Горяев, Н. Денисовский, С. Костин, Кукрыниксы (художники М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов). Наряду с «Окнами ТАСС» появилось много других плакатов. В плакатном искусстве в военные годы выделилось два направления: патриотическое и сатирическое. В первый же день войны были написаны два плаката Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», «Наполеон потерпел поражение в России, то же будет и с зазнавшимся Гитлером». В 1941 г. были написаны плакаты В. Дени «Лицо «гитлеризма», Д. Мора «Ты чем помог фронту?», Б. Мухина «Защитим родную Москву» и др. Наиболее известным плакатом периода Великой Отечественной войны является «Родина-мать зовет» художника И. Тоидзе. В течение первых двух месяцев войны только в Москве было распространено более 100 тыс. плакатов. В 1942 г. широкую известность получили плакаты Н. Жукова «Бей насмерть», В. Иванова и О. Буровой «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет!», В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!».
Наиболее известными сатирическими плакатами Кукрыниксов являются: «Фашистская псарня», «О том, как Гитлер прошлогодний увидел Гитлера сегодня», «Вьюжный фронт», «Блицгрипп», «Потеряла я колечко, а в колечке 22 дивизии», «Курская аномалия», «Скоростное разваливание» и др.[802]
Наука. С первых дней войны советская наука определила своё место в рядах воюющего народа. «Мы отдадим все свои знания, все свои силы, энергию и свою жизнь за дело нашего великого народа, за победу над врагом…», – говорилось в обращении Академии наук СССР «К учёным всех стран» (подписало 42 академика)[803].
В годы войны развивалась не только военная, но и другие отрасли науки, в основном прикладные. Так, были созданы новые образцы боевой техники и вооружения, сконструированы современные виды самолётов-истребителей. Авиаконструкторы С. Ильюшин, С. Лавочкин, А. Туполев, А. Яковлев разработали 28 новых типов самолётов, успешно конкурировавших с авиацией противника.
Учёные А. Александров, Б. Гаев, А. Регель создали эффективную защиту кораблей от магнитных мин. Началось производство отечественных радиолокаторов – устройств по обнаружению самолётов. Значительный вклад в совершенствование артиллерийских систем и миномётов внесли конструкторы В. Грабин, М. Крупчатников, Б. Шавырин. Высокое качество стрелкового оружия было достигнуто благодаря смелым и оригинальным техническим решениям В. Дегятрова, Ф. Токарева, Г. Шпагина[804].
Кроме того, интенсивно проводились геологоразведочные работы. Экспедиции под руководством А. Ферсмана, К. Сатпаева, В. Обручева обнаружили новые месторождения бурого угля в Сибири; марганцевой и медной руды, редких металлов в Казахстане; нефти в Башкирии; железной руды в Узбекистане; природного газа в районе Саратова.
Успешно работали учёные-медики, применявшие на практике новые методы лечения раненых. Основные усилия в области биологии и сельского хозяйства были направлены на создание новых растительных видов сырья для промышленности, повышение урожайности зерновых и технических культур.
В 1943 г. были продолжены исследования по выделению плутония из облучённого урана, в 1945 г. был построен комбинат по производству плутония, необходимого для ракетной техники. В Москве открылась лаборатория под руководством И. Курчатова, работавшая над созданием атомной бомбы[805].
Политическая агитация и пропаганда. С первых дней войны Политбюро (ПБ) ЦК ВКП(б) были приняты решения об организации пропаганды и контрпропаганды. 24 июня 1941 г. на Совинформбюро (СИБ) возлагалось руководство освещением международных событий, внутренней жизни и боевых действий на фронтах в печати и по радио, «организация контрпропаганды против немецкой и другой вражеской контрпропаганды». Начальником был назначен секретарь ЦК ВКП(б) А. Щербаков, заместителем – С. Лозовский. 25 июня того же года было создано советское бюро военно-политической пропаганды во главе с Л. Мехлисом и заместителем Д. Мануильским. В функции бюро входило ведение пропаганды и контрпропаганды среди войск и населения противника. При СИБ была создана литературная группа, в которую вошли писатели и публицисты Н. Вирта, Б. Полевой, К. Симонов, Н. Тихонов, А. Толстой, А. Фадеев, К. Федин, М. Шолохов, И. Эренбург и другие. С ними сотрудничали немецкие антифашисты В. Бредель, Ф. Вольф[806].
Важнейшим средством являлась партийная и советская печать. Со страниц газет, журналов, массово-политических книг и брошюр страстно звучал голос партии, призывавшей народ умножить силы в борьбе с фашистскими захватчиками. Основным печатным органом была газета «Правда», на страницах которой публиковались военно-политические документы, статьи и речи руководителей партии, государства и военных деятелей с глубоким анализом происходивших событий, сводки из действующей армии. Большое место в газете занимали материалы о работе тружеников тыла, всенародной борьбе по ту сторону фронта.
С первых дней войны возникла необходимость издания специальных газет для населения, оставшегося на захваченной врагом территории, политорганами Красной Армии. Поэтому издавали и распространяли в тылу противника большое количество листовок, плакатов, обращений и других печатных материалов. Так, только с 22 июня по 1 августа 1941 г. было издано 9 листовок общим тиражом 1 300 тыс. экземпляров. По подсчетам за годы войны общее число изданий для населения оккупированных территорий (в том числе и партизан) составило 3 млрд. экземпляров. Однако доставка в тыл противника этих изданий не всегда осуществлялась регулярно. Было немало случаев, когда отпечатанная литература залеживалась на аэродромах и устаревала. В связи с этим, более эффективным было воздействие листовок или газет, издаваемых в подполье. Они оккупировались в чужом месте, в нужное время и отвечали на вопросы, волновавшие людей.
Приоритетное значение имели фронтовые листовки. Они выпускались в связи с важнейшими событиями на фронтах, посвящались воинам, совершившим подвиги. Листовки, которые предназначались для личного состава фронта, армии, печатались большими тиражами. Например, перед началом наступления войск 1-го Украинского фронта в январе 1944 года листовка с обращением командования фронта была издана тиражом в 200 тысяч экземпляров.
С началом войны при отделах по работе среди войск противника политуправлений фронтов были развернуты 18 еженедельных газет на иностранных языках, из них 10 на немецком.
Начальный период войны показал, что листовки обладали рядом преимуществ по сравнению с другими видами печатной продукции. Они были более оперативнее, их легче было спрятать, передать кому-либо, сохранить как пропуск для сдачи в плен. Листовки были разных видов: листовки – обращения командования, листовки-приказы, листовка-памфлет, «сентиментальные» листовки, листовки от военнопленных, листовка-диалог, листовка-стихотворение, листовка вопросов – ответов, листовки-воззвания, листовка-письмо, листовка-информация, листовки-цитаты, листовки от имени погибших, например, «Мертвые говорят живым», листовка-уведомление, листовка-ответ, например, «Ответ Верховному главнокомандованию немецкой армии», где велась полемика с немецкой пропагандой и это был ответ на специальный 4-х полосный номер «Сообщение для офицерского корпуса», которым ОКВ открыла пропагандистскую кампанию против движения «Свободная Германия» и другие[807].
В пропагандистской работе немало внимания уделялось изданию брошюр, значительных по объему публицистических материалов, выпуску радиопередач, в том числе и на немецком языке. Преимущество брошюр, по сравнению с листовками, состояло в том, что в них было больше места для текста и иллюстраций. Поэтому было легче разъяснить пропагандируемую идею, подтвердить ее аргументами и фактами[808].
Таким образом, даже немецкая контрразведка признавала, что советская сторона владела всем арсеналом методов идеологической борьбы. Так, в ноябре 1942 г. штаб 2-й немецкой армии отмечал систематичность, продуманность и целеустремленность работы советской пропаганды на немецких солдат и население. Пропагандисты не спекулировали коммунистической риторикой, щадили церковь, не затрагивали крестьянство и среднее сословие Германии. Основной удар направлялся против фюрера и НСДАП с целью оторвать их от народа, для чего использовались утверждения о привилегиях членам нацистской партии.