Русско-японские отношения в 1895-1916 гг.: от конфронтации к союзу

Но стало понятно, что основная международная борьба будет происходить в Европе, и Россия будет не в состоянии проводить активную политику на Дальнем Востоке в ближайшее время.

Япония, заключив Портсмутский мир, стремилась развить свой успех, однако натолкнулась на противодействие своих вчерашних союзников – США и Англии. Получение статуса великой державы стимулировало Японию к поиску новых союзников для продолжения экспансии на материке.

россия япония конфронтация союз

Глава 3. От примирения к совместным действиям (1906-1916 гг.)

Портсмутский мир не решил многих проблем и рассматривался более как промежуточный акт, прекращающий состояние войны, нежели документ, закладывающий основы мира и дружеских отношений между странами. Многие аналитики думали, что это только перемирие и за ним последует продолжение войны. Подписанный незадолго до этого второй англо-японский договор только усиливал пессимистические прогнозы.134

Японские милитаристы в 1906г. добились принятия новой расширенной программы увеличения армии и флота, затягивали выполнение условий Портсмутского договора об эвакуации войск из Маньчжурии, в то время как царские войска выводились досрочно.135 Япония продолжала энергичную милитаристскую деятельность в Маньчжурии и Корее, укрепляя занятые районы, создавая базы и проводя подрывную работу в Северной Маньчжурии, Монголии и Синьцзяне.136 Особенно пугало русские правящие круги непрерывное увеличение численности японских войск в Корее и Северной Маньчжурии. Неудивительно поэтому, что Петербург в конце 1905 – начале 1906 гг. находился в состоянии постоянной тревоги.137 Русско-японские отношения двух первых послевоенных лет развивались под влиянием начавшейся перегруппировке сил среди империалистических держав и вплоть до 1907 г. заключался в реализации статей и положений Портсмутского договора.138 Японцы оказывали дипломатический нажим на Россию во время переговоров по уточнению положений Портсмутского договора.139

Русско-японские переговоры о торговом договоре и рыболовной концессии, заключение которых предусматривалось Портсмутским договором, не продвигались вперёд, ибо японская сторона выдвигала требования, далеко выходившие за пределы условий Портсмутского договора; отношения между Россией и Японией в конце 1905 г. и начале 1906 г. продолжали оставаться весьма напряжёнными.140

Но обострение русско-японских отношений в тот период не отвечало интересам британского и французского империализма. Россия отказывалась заключить соглашение с Англией, т. е. примкнуть к Антанте, до тех пор, пока не будут урегулированы русско-японские отношения, т. е. пока русскому Дальнему Востоку не будет угрожать вторичное нападение Японии.141 Правительства Англии и Франции решили оказать давление на Японию, имея в виду её тяжёлое финансовое положение, для того чтобы несколько умерить аппетиты японской военщины.142

Несмотря на противоречия между Англией и Россией уже осенью 1905 г. английская сторона начала поиск для возможных договорённостей. Готовность найти компромисс с Россией была выражена в сопроводительном письме к англо-японскому договору 1905 г., переданном русскому посланнику 4 сентября 1905 года. Эти настроения в английском правительстве были вызваны опасеньями дальнейшего сближения России с Германией, наметившегося в ходе русско-японской войны и закреплённого договорённостями двух императоров в Бьёрке 24 июня 1905 г., фактически означавший военный союз между двумя странами. Разрушить возможный союз можно было только путём сближения с одним из потенциальных противников.143

На рубеже 1906-1907 гг. выход из тупика в переговорах России с Японией открыла перспектива их политического сближения.144 Японское правительство приняло в начале 1907 г. предложение министра иностранных дел России Извольского о заключении общеполитического соглашения. Начало переговоров по этому соглашению вывело из тупика переговоры по рыболовной конвенции и торговому договору.145 Ослабление военно-политического потенциала России в результате поражения на Дальнем Востоке заставляет империю перейти от наступательной стратегии к поддержанию статус-кво на азиатских границах, пусть и в тактических целях.146 После поражения России в войне 1904-1905 гг. император Николай II утратил интерес к Дальнему Востоку и полностью переключился на европейские проблемы.147

30 июля 1907 г. была подписана русско-японская общеполитическая конвенция относительно раздела сфер влияния в Маньчжурии и Монголии.148 Она подтверждала Портсмутский договор и предусматривала упрочнение мирных отношений на основе размежевания сфер влияния. Секретное соглашение, приложенное к конвенции, фиксировало раздел Маньчжурии на японскую (южную) и русскую (северную) сферы влияния. Кроме того, признавалось, что Корея всецело переходит под контроль Японии, а Россия имеет специальные интересы во Внешней Монголии.149 Вместо прежней линии разграничения сфер влияния России и Японии, которая по Портсмутскому договору была установлена через ст. Куанченцзы, новая линия проходила через ст. Сунгари, на 120 км. севернее Куанченцзы.150

28 июля 1907 г. состоялось подписание рыболовной конвенции: японские рыбопромышленники получали право лова и ведения морского промысла вдоль побережья Японского, Охотского и Берингова морей, за исключением 34 бухт. Японским рыбопромышленникам разрешалось ловить и обрабатывать рыбу на специальных участках, сдаваемых в аренду с торгов. В отношении участия в торгах японским подданным предоставлялись равные права с русскими. С японских промышленников не взимались пошлины за рыбу и другие продукты моря, Выловленные в Приморской и Амурской областях в тех случаях, когда они предназначались для вывоза в Японию. Сам факт допущения японских рыбопромышленников в русские воды, не говоря уж об уступках, сделанных Россией, практически полностью отдавали рыбные богатства Приморья в руки японцев.151

Также 28 июля 1907 г. был заключён торговый договор – царская Россия вынуждена была пойти на ряд существенных уступок Японии. Японским подданным были предоставлены следующие права: право владения недвижимым имуществом, право занятия земледелием, промыслами и торговлей наравне с коренным населением; устанавливались такие же, как и для местного населения, пошлины и сборы на ввозимые товары; переписка дипломатических и консульских чиновников освобождалась от цензуры; были установлены минимальные сборы для японских подданных при выдаче паспортов и прописке; ввоз товаров с Ляодунского полуострова для японцев в отношении пошлин был поставлен в одинаковые условия с ввозом товаров из Маньчжурии.152

В 1907 г. было заключено также англо-русское соглашение об Иране, Афганистане и Тибете, которое ослабило на известное время серьёзные империалистические противоречия, вызывавшие враждебные отношения между Англией и Россией во всей Азии и в частности в Китае.153 В отличие от англо-французского альянса, который основывался на взаимных гарантиях безопасности, соглашение между Россией и Великобританией – не предусматривало принятие сторонами каких-либо обязательств и не ограничивало, таким образом, свободу действий.154

Дальнейший рост вооружённых сил Японии определялся не столько возможным в будущем столкновении с Россией, сколько назреванием в этом районе японо-американских империалистических противоречий и намерении использовать эти силы для поддержания порядка в метрополии и создаваемой колониальной империи. Место и роль, которые отводились вооружённым силам России на Дальнем Востоке, определялись послевоенной политикой царизма в этом регионе, направленноё на сохранение оставшихся здесь приобретений и интересов.155

Россия стремилась улучшить свои отношения с Японией, подчёркивая своё желание соблюдать соглашение 1907 г. Руководящие деятели в многочисленных выступлениях заявляли о лояльности царского правительства в отношении Японии. Выступая в Государственной Думе в январе 1908 г. о преобразовании русской миссии в Токио в посольство, Извольский указывал, что «Портсмутский договор во многих отношениях имел, в сущности, прелиминарный характер. Как с нашей, так и с японской стороны обнаруживалось явное недоверие к прочности созданного Портсмутским договором положения», поэтому потребовалось добиться изменения общей обстановки отношений с Японией. Соглашение от 30 июля 1907 г., подчеркнул Извольский, «является как бы звеном в цепи других соглашений… и гармонирует с общей системой наших международных договоров». Таким образом, прочность этого соглашения царизм усматривал в своём участии в Антанте, через посредничество которой он и надеялся удерживать Японию от попыток дальнейшей экспансии в отношении русских владений.156

С 1907 г. начинают заметно обостряться японо-американские отношения. Однако в основе обострения японо-американских отношений лежали не расовые противоречия, а столкновение интересов американских и японских монополий, закрытие японцами Маньчжурии, крайне болезненно воспринятое в США.157

Следовательно, японская политика теперь анализируется с позиций, с одной стороны, постепенного усиления взаимозависимости европейского и дальневосточного театров мировой политики, и соглашения 1907 г., как важного шага в этом направлении, с другой стороны – активизации американского проникновения в Маньчжурию, породившего острые японо-американские противоречия, ставшие существенным стимулом для русско-японского сближения.158

Тем временем 27 апреля 1909 г., в результате начатых в феврале двусторонних переговоров в Пекине состоялось подписание предварительного русско-китайского соглашения о порядке управления в полосе отчуждения КВЖД. Текст соглашения не был предан гласности, и только с течением времени, когда вопрос о самоуправлении на территории дороги достиг опасной остроты и привлёк всеобщее внимание, сообщение было опубликовано в русской печати. Как само соглашение, так и последовавшее за ним 11 мая 1909 г. утверждение харбинского и других муниципальных управлений, оказались для США и их партнёров по противодействию России в Маньчжурии большой и неприятной неожиданностью. В Вашингтоне должны были признать игру проигранной. Россия преодолела созданные ей трудности, а американским монополиям не удалось при этом вбить клин в налаживаемые русско-японские отношения, ни спровоцировать кризис во взаимоотношениях России с Китаем.159

6 ноября 1909 г. государственный департамент США обратился к державам с так называемым меморандумом Нокса об интернационализации КВЖД и ЮМЖД. Однако Манчжурия уже фактически была разделена на русскую и японскую сферы влияния и ни та, ни другая сторона не имела никакого желания допускать в Маньчжурию другие державы. Союзные отношения, связывающие Россию с Францией и Японию с Англией, предопределяли, что к предложению Нокса все четыре державы отнесутся отрицательно, что и произошло. Предложение Нокса было не только отвергнуто, но и привело к последствиям, противоположным тем, на которые рассчитывала американская дипломатия – к усилению русского и японского влияния в Маньчжурии.160 Этот проект встревожил Японию и Россию и подтолкнул их к дальнейшему сближению.161

8 ноября 1909 г. японский посол Мотоно посетил министра иностранных дел России Извольского с предложением превратить существующие между Японией и Россией отношения в формальный союз, перед которым будет преклоняться не только Китай, но и все другие державы, с тем чтобы Россия, опираясь на Японию, могла отстаивать принадлежавшие обществу КВЖД железные дороги в силу контракта 1896 г. права. Докладывая царю об этих представлениях, Извольский приходил к выводу, что Россия поставлена в необходимость теперь же избрать окончательный путь для российской дальневосточной политики. На что Николай II указал, что путь который следует избрать теперь: это вступление с Японией в теснейшее соглашение.162

В Японии приходят к выводу, что у России нет наступательного плана, и что она думает только об одной обороне, рассчитанной на отражение нападения, которое было бы сделано на неё.163 Япония, сделавшись великой державой, благодаря своему могучему флоту, страшна только морским державам – Англии, Америке, Германии, для которых столкновение с Японией в более или менее близком будущем вероятно, если не неизбежно.164

4 июля 1910 г. было подписано русско-японское соглашение, состоящее из двух частей – гласной и секретной. Обе стороны в целях облегчения сношений и развития международной торговли взаимно обязывались оказывать друг другу содействие, воздерживаясь от всякого соревнования в достижении этой цели, а это, по сути, значило, что в сфере торговли и железных дорог в Маньчжурии Россия и Япония будут сами воздерживаться от соперничества, а также не допустят соревнования со стороны других держав. Каждая из сторон обязывалась поддерживать и уважать статус-кво в Маньчжурии и вступать в незамедлительные переговоры между собой в целях соглашения мер, которые они сочтут нужным принять для сохранения статус-кво. Таким образом, явствовало, что Россия и Япония солидарны в стремлении отстоять статус-кво своего положения в Маньчжурии, и намерены допускать сюда третьи державы.165

В секретной части договора 1910 г. говорилось о том, что Япония и Россия предоставляют друг другу право свободно принимать все необходимые меры для защиты своих специальных интересов (каждая в своей сфере влияния) и в случае посягательства на эти интересы с третьей стороны оба государства договаривались о взаимной поддержке.166 Также Россия пошла на уступки – она обязалась не противодействовать ни коим образом дальнейшим укреплению и развитию специальных интересов другой стороны в сфере её влияния, т. е. не возражать против аннексии Кореи.167

В отличие от конвенции 1907 г., где говорилось о сферах влияния (имелись в виду главным образом экономические интересы), здесь указывалось на сферы специальных интересов, что включало в себя всю совокупность политических, экономических и военных интересов. Это уже напоминало союз.168

Следующим шагом американских империалистов, направленным на проникновение в Маньчжурию, была организация по их инициативе международного консорциума банков для совместного предоставления займов китайскому правительству. В этот консорциум входили США, Англия, Германия и Франция.

15 апреля 1911 г. четверной консорциум заключил соглашение с цинским правительством, по которому предоставлял ему 5-процентный займ в 10 млн. ф. ст. для реформы и унификации денежного обращения в стране (70% суммы) и для развития некоторых предприятий в Маньчжурии (остальная сумма). Особое место в этом соглашении занимала его 16-я статья, согласно которой предусматривалось, что в случае, если китайскому правительству потребуются дополнительные средства для завершения предприятий, начатых на деньги, полученные по данному займу, то оно должно сперва обратиться за новым займом к консорциуму и лишь после его отказа имеет право договариваться с другими источниками финансирования. Суть этой статьи заключалась в том, чтобы в сфере займов замкнуть Китай на консорциум, который в дальнейшем стал бы единственным кредитором Китая со всеми вытекающими отсюда экономическими и политическими последствиями для русских и японских интересов в Маньчжурии. Существенно отметить, что цинское правительство гарантировало займ доходами маньчжурских провинций Китая.169

Россия и Япония не были включены в этот банковский консорциум. Ввиду этого, несомненно, по договорённости с Японией, царское правительство приняло все меры для того, чтобы расстроить консорциум.170 Россия и Япония чрезвычайно резко выступили против организации банковского консорциума без их участия и против распространения его деятельности на Маньчжурию. Англия и Франция стали на их сторону. После длительных переговоров консорциум четырёх держав превратился консорциум шести держав (1912 г.). После вступления в консорциум России и Японии он потерял интерес для американских империалистов и политиков.171

Во время китайской революции 1911-1913 гг. интересы Японии в Монголии столкнулись с интересами царской России. В декабре 1911 г. монгольские князья, изгнав маньчжурские власти, провозгласили автономию Внешней Монголии.172 11 января 1912 г. царское правительское сообщение о перевороте во Внешней Монголии указывало, что Россия, имея крупные торговые интересы в Монголии, желает установления прочного порядка в этой области и не допустит войны между Монголией и Китаем. Поэтому царское правительство предложило Китаю своё посредничество в переговорах с Монголией на условиях отказа Китая от установления китайской администрации в Монголии, отказа от посылки туда китайских войск и от колонизации Монголии китайцами.173

Японские империалисты решили использовать эти события, чтобы проникнуть во Внутреннюю Монголию. Боясь противодействия со стороны России, японское правительство предложило царскому правительству пересмотреть соглашение 1910 г. о сферах влияния в Маньчжурии и распространить его действие на Монголию. Япония требовала признания её специальных интересов в Восточной части Внешней Монголии и во Внутренней Монголии. Царское правительство отказалось принять японское предложение, выдвинув другой вариант разграничительной черты – по Пекинскому меридиану.174

Поправку об изменении линии разграничения японцы приняли довольно легко, однако в связи с русским предложением о введении нового пункта в соглашение возникали некоторые затруднения. Для Японии трудность состояла в том, что в районе, затрагиваемым данным соглашением, Япония не может получить признание никакого эквивалента. Поразмыслив, японское правительство согласилось удовлетворить пожелание России только в случае, если бы параллельно сему оно могло заручиться признанием фуцзянской провинции внутреннего Китая сферой японских интересов.175

В результате переговоров, которые велись в Петербурге министром иностранных дел Сазоновым с японским послом в России Мотоно, было заключено секретное соглашение от 9 июля 1912 г., по которому Внутренняя Монголия делилась на две части: та её часть, которая находилась к востоку от пекинского меридиана, была признана японской сферой влияния, а часть, расположенная к западу от этого меридиана, сферой влияния России. В результате русско-японского сговора Внутренняя и Внешняя Монголия были разделены, но не отделены юридически от Китая.176

Однако возникла сложность другого характера. Россия и Япония о своих секретных соглашениях всегда предварительно информировали союзников – Англию и Францию. Но если бы Англия узнала о том, что Япония с согласия царского правительства приступила к захвату сфер влияния в Центральном Китае, то возникли бы осложнения. Именно на это обратил внимание японский посол Мотоно в беседе с новым министром иностранных дел Сазоновым. Тогда решено было сманеврировать – поправку о Западном Китае из текста соглашения убрали, а достигнутую договорённость зафиксировали в качестве памятной записки японского посольства, которую, как не имеющую силы договора, можно было не показывать англичанам.177

Усилив свои позиции соглашением с Россией, настояв вместе с Россией на принятии русских и японских банков в консорциум, японские империалисты активизируют свою агрессивную политику в Китае, добиваясь ослабления и расчленения Китая.178

В августе 1914 г. началась первая мировая война, в которой Россия и Япония, связанные ранее подписанными соглашениями, выступили на стороне Антанты, соответственно против Германии и Австро-Венгрии. Россия прочно связала в этой войне свою судьбу с Антантой. Царизм стремился к контролю над проливами Босфор и Дарданеллы, укреплению своего влияния на Балканах и захвату Галиции, принадлежавшей Австро-Венгрии. Так как война затрагивала в той или иной степени интересы империи, то в неё в дальнейшем были втянуты Япония, Турция, США, Болгария, Румыния и многие другие страны, которые также преследовали захватнические цели. Например, Япония стремилась использовать войну для порабощения Китая.179

К лету 1914 г. империалистические противоречия достигли наибольшей напряжённости в Европе, однако они усиливались и на Дальнем Востоке. Особенно обострились к этому времени японо-американские отношения. Во время китайской революции 1911-1913 гг. углубились и англо-японские противоречия. Хотя главными соперниками Японии в Китае были Англия и США, однако, и Германия с её экономической мощью, быстро укреплявшая свои позиции в Китае, становилась всё более и более опасной соперницей. Утвердившись в 1897-1898 гг. в Циндао, Германия превратила этот порт в опорную базу своей политики на Дальнем Востоке. Вся провинция Шаньдун находилась по существу в руках германских капиталистов. Летом 1914 г. было заключено германо-китайское соглашение о железнодорожном строительстве в Шаньдуне. В результате начавшейся в Европе мировой войны, связавшей руки великим державам, Япония получила свободу действий на Дальнем Востоке.180

Японское правительство считало, что со слабыми силами, имевшимися у Германии на Дальнем Востоке, Японии удастся справиться гораздо легче, чем со значительными силами, имевшимися у стран Антанты. Значительную роль сыграло также стремление Японии захватить принадлежавшие Германии тихоокеанские острова (Каролинские, Маршальские и Марианские).181

Вступая в войну, Япония не рисковала никакими своими позициями стратегического или экономического характера. Наоборот, она имела все шансы при любом исходе войны усилить своё влияние на Дальнем Востоке. В случае победы Антанты она получила бы компенсацию за счёт германских интересов на Дальнем Востоке. В случае же победы австро-германского лагеря Япония могла рассчитывать на компенсацию за счёт союзников, так как Германия после войны была бы заинтересована в Японии как противовесе России и Англии на Дальнем Востоке. Положение невоюющей стороны и нейтралитет исключались из планов Японии. Япония энергично стремилась к участию в войне, опасаясь соглашения между воюющими сторонами об исключении Дальнего Востока из сферы военных действий.

Англия, Франция и Россия не были заинтересованы в немедленном вступлении Японии в войну, исходя каждая из своих соображений, но, в общем, опасаясь слишком больших притязаний японской военщины.182

Английское правительство, высказавшись за сохранение статус-кво Китая, не могло согласиться на нейтрализацию Тихого океана, ибо оно не меньше японского стремилось к захвату германских владений в этом районе. Именно эта позиция облегчила Японии проведение её плана немедленного расширения войны на районы Тихого океана и наступления на Китай. Япония во что бы то ни стало хотела опередить своего союзника в захвате германских владений.

Кроме того, Англия в начале войны также была заинтересована в уничтожении военно-морских сил Германии на Дальнем Востоке. Это диктовалось стремлением защитить морские коммуникации с Китаем, Индией, Австралией и Новой Зеландией. Основные военно-морские силы Англии были скованы на решающих фронтах войны, а её дальневосточные силы не могли бы справиться с этими задачами.183

На предложение Англии 7 августа 1914 г. уничтожить германские вооружённые суда в китайских водах японское правительство ответило согласием, но одновременно заявило, нецелесообразно ограничивать действия японского флота только этой задачей; Япония готова была выполнить свои союзные обязательства, т. е. объявить войну Германии и захватить Циндао, основную базу Германии на Дальнем Востоке. Хотя Англия пыталась возражать против этих предложений, но была вынуждена подчиниться настойчивому желанию союзника выполнить свои обязательства по союзу; все её дальнейшие старания ограничить военные операции Японии китайскими водами также окончились неудачей.184

В августе 1914 г. Япония вступает в войну и уже в ноябре производит оккупацию, ранее арендованной Германией, провинции Китая – Цзяочжоу. После этого в январе 1915 г. Япония предъявляет Китаю «21 требование»185, которые, по сути, делали из Китая японскую полуколонию. Пытаясь повлиять на Японию в сторону проявления умеренности по отношению к Китаю, США обратились к России, Франции и Англии с просьбой высказаться против особо кабальных требований. Союзники отклонили предложение США, они были готовы пожертвовать любыми интересами Китая, лишь бы удержать Японию на стороне Антанты.186

Новый министр иностранных дел Исии Кикудзиро полагал, что присоединение Японии к Антанте сделает Японию союзником России и Франции и тем самым усилит её позиции на будущей мирной конференции.187

5 сентября 1914 г. Англия, Франция и Россия подписали в Лондоне декларацию о том, что они не заключат с противником сепаратного мира. Япония долго не присоединялась к этой декларации. Это вызвало особое беспокойство России и Франции, не находившихся, подобно Англии, в официальных союзнических отношениях с Японией. Эти страны боялись, что Япония, пользуясь тем, что они заняты войной, выберет удобный момент, перейдёт на сторону врага и попытается захватить их дальневосточные владения. 9 января 1915 г. Россия и Франция обратились к Англии с просьбой повлиять на Японию, чтобы она присоединилась к Лондонской декларации. Японское правительство долго, однако, оставалось глухим к предложениям, которые делались ему на этот счёт. 29 июля японский посол в Петербурге Мотоно телеграфировал в Токио, что царское правительство настойчиво добивается присоединения Японии к Лондонской декларации. И только 19 октября 1915 г., после долгих колебаний, Япония уже при новом министре иностранных дел Исии присоединился к ней.188

После длительной осады овладели главным городом Шаньдунской провинции Циндао. Они заняли также железную дорогу Циндао – Цинянь, захватили ряд горных и других предприятий, принадлежавших германскому капиталу. К концу 1914 г. военные действия Японии против Германии в Шаньдуне были закончены. Заняв всю провинцию, Япония установила там свою администрацию. Одновременно японцы захватили также принадлежавшие Германии острова на Тихом океане: Маршалловы, Каролинские и Марианские.189

Япония продолжала политику, рассчитывая на закрепление за собой той позиции, которую она завоевала на Дальнем Востоке в связи с захватом Шаньдуна и заключением соглашения с Китаем. 19 октября 1915 г. она присоединилась к Лондонской декларации, согласно которой Англия, Франция и Россия, а теперь ещё и Япония обязались не вступать в сепаратные переговоры с германским блоком и только совместно обсуждать условия мирного договора. Далее, Япония заключила ряд двусторонних договоров, которые обеспечили признание на будущей мирной конференции её основных претензий на Дальнем Востоке.190

С целью ускорить получение от Японии вооружения и использовать американо-японские противоречия русский министр иностранных дел Сазонов обратился к японскому послу с предложением начать переговоры о заключении нового русско-японского соглашения. В ходе дальнейших переговоров японцы требовали в весьма настойчивой форме ряда уступок от России за помощь в войне. Царское правительство было вынуждено обратиться за поддержкой в Лондон и Париж, опасаясь, что Япония воспользуется занятостью царизма войной на западе с Германией для захватов на русском Дальнем Востоке и в сферах влияния России.191

Со своей стороны Япония, чтобы ослабить политическое давление со стороны стран Антанты, обеспокоенных японским «продвижением» в Китай, попыталась расколоть эту коалицию и стала форсировать подписание нового договора с Россией.192

3 июля 1916 г. был подписан русско-японский союзный договор, состоящий из гласной и секретной частей.193 В гласных статьях заявлялось, что ни Россия, ни Япония не будут участвовать в политических комбинациях, направленных против одной из договаривающихся сторон. В случае если интересам сторон на Дальнем Востоке будет угрожать опасность, Россия и Япония будут совещаться относительно мер, необходимых для защиты этих интересов. В секретных статьях говорилось, что интересы договаривающихся сторон на Дальнем Востоке требуют того, чтобы Китай не подпал владычеству какой-либо третьей державы, враждебной России или Японии, а также, что в случае если одна из сторон окажется в состоянии войны с третьей державой вследствие мер, принятых ею для обеспечения своих интересов в Китае, то другая сторона придёт ей на помощь.194

Это означало признание японского преобладания в Китае с обязательством оказывать содействие в сохранении этого преобладания. Это был союз направленный против США и до известной меры против Англии. Япония не брала обязательств по сохранению статус-кво в Китае, что давало ей возможность опираться на союз с Россией при борьбе с Англией и США.195

В заключение необходимо отметить, что для резкого поворота отношений между странами существовало несколько важных предпосылок. В первую очередь, это общее изменение политики Англии, вызванное обострением англо-германских отношений и повлекшее её поворот в сторону России. Во-вторых, отказ России от активной политики в Маньчжурии и стремление Японии утвердиться не только в Корее, но и в Южной Маньчжурии. В-третьих, это взаимные интересы Японии и России в Китае, связанные с КВЖД и внешней политикой других держав в отношении Китая. Летом 1907 г. помимо русско-японского договора были подписаны Японо-французский и русско-английский договоры, фактически создавшие новую политическую ситуацию в Азии и Европе. Это стало основой союза Англии, Франции и России, в результате которого Россия преодолела многочисленные проблемы в отношениях с Японией. Их двусторонние отношения обрели прочную основу, создавшую предпосылки для дальнейшего сближения.196

Именно благодаря переносу усилий российской дипломатии из Азии в Европу стало возможным известное сближение России и Японии. России было необходимо обезопасить свои дальневосточные рубежи, а Японии требовался надёжный союзник, на которого можно было бы опереться в своей дальнейшей агрессивной политике на Дальнем Востоке. Русской дипломатии приходилось естественно идти на определённые уступки Японии. По мере ростов японских аппетитов Россия всё более желала сохранить свой статус-кво в этом регионе и использовать Японию в качестве эффективного защитника особых русских интересов в Северной Маньчжурии, Монголии и собственно в Китае. Во время первой мировой войны, чтобы обезопасить себя наверняка, Россия пошла на военный союз с Японией. Это было вызвано не в последнюю очередь позиционным характером военных действий в Европе, требующем мобилизации грандиозных ресурсов и войск, что делало невозможным проведение какой бы то ни было активной политики на Дальнем Востоке и в Китае, где росло влияние Японии, которую трудно было контролировать без обязательств.

Наши рекомендации