Итоговый контроль учитывает результатырубежного контроля и проводится в форме устного собеседования

Т. Ф. КАПИТАН

ИСТОРИЯ ПЕЧАТИ ДОНА И СЕВЕРНОГО КАВКАЗА ХХ ВЕКА

(учебно-методическое пособие)

Ростов-на-Дону

Капитан Т.Ф.

История печати Дона и Северного Кавказа ХХ века: Учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону, 2008. — 60 с.

Учебно-методическое пособие «История печати Дона и Северного Кавказа ХХ века» адресовано студентам 3 курса отделения журналистики. В рамках данного спецкурса рассматривается история региональной прессы в дооктябрьский и советский период, издательская деятельность и публицистика журналистов региона.

Печатается по решению кафедры истории журналистики факультета филологии и журналистики ЮФУ, протокол № 4 от 13 ноября 2008 г.

Содержание спецкурса

1.Введение …………………………………………………………………………..……4

2. Структура учебно-методического пособия………………………………………..5

3. Рабочая программа…………………………………………………………..……….6

4. Модуль 1. Дооктябрьский период в журналистике Дона и Северного Кавказа (1900-1917 гг.)…………….……………………………………………………………..…6

Тема 1. Формирование системы региональной журналистики в конце

XIX – начале ХХ вв. ……………………………………………………………….6

Тема 2. Региональная печать в период первой русской революции

1905-1907 гг.………………………………………………………………….……8

Тема 3. Печать региона между двумя буржуазно-демократическими революциями (1907-1917 гг.)………………………………………………...…..13

Задания рубежного контроля к модулю 1……………………………………...18

Литература к модулю 1……………………………….………………………….19

Модуль 2. Печать Дона и Северного Кавказа советского периода

(1917-1930 гг.)………………………………………………………………………..…20

Тема 1. Журналистика региона в период установления советской власти… ..20

Тема 2. Печать Дона и Северного Кавказа в восстановительный период… …23

Тема 3. Кризис печати в регионе и пути его преодоления…………………… .25

Задания рубежного контроля к модулю 2………………………………….......30

Литература к модулю 2……………………………………………………….. ...31

6. Модуль 3. Издательская деятельность и публицистика журналистов региона…………………………………………………..32

Тема 1. Деятельность издательства Н. Парамонова «Донская речь»……..….32

Тема 2. Система ценностей в публицистике К. Хетагурова……………….….41

Тема 3. Публицистическая деятельность Я. Абрамова, А. Серафимовича,

К. Тренева…………………………………………………………………….….48

Задания рубежного контроля к модулю 3………………………………….…56

Литература к модулю 3………………………………………….……………...57

7. Темы курсовых и дипломных работ………………………………………59

8. Контрольные вопросы к курсу………………………………………….60

ВВЕДЕНИЕ

Неотъемлемой частью российской периодики является региональная печать, занимающая, в силу присущих ей отличительных черт, особое место в системе СМИ. Печать Дона и Северного Кавказа дооктябрьской поры, а также первых лет Советской власти составляет обширную и своеобразную часть общероссийской прессы. Научное осмысление ее опыта и истории представляет большой интерес не только в теоретическом, но и в практическом плане.

Цель дисциплины – изучить формирование, становление и развитие местной и национальной печати Дона и Северного Кавказа в дооктябрьский и советский периоды. Познакомить с творчеством журналистов, издателей, общественных деятелей.

Спецкурс «История печати Дона и Северного Кавказа ХХ века» предусматривает реализацию следующих задач:

1. Проследить закономерности развития прессы Дона и Северного Кавказа.

2. Выявить особенности формирования местной и национальной печати.

3. Изучить общественно-политические направления изданий региона.

4. Рассмотреть тематику и проблематику газет изучаемого периода.

5. Проанализировать мастерство публицистов Дона и Северного Кавказа в периодической печати.

Принципы отбора, содержания и организации учебного материала.Содержание спецкурса реализуется в лекциях и практических занятиях. Лекции посвящены наиболее важным теоретическим вопросам и актуальным проблемам. Семинарские и практические занятия призваны закрепить знания, полученные на лекциях, и дать студентам возможность самостоятельно изучения и обобщения вопросов истории местной периодики. В целях повышения эффективности самостоятельной работы студентов проводятся консультации.

Текущая аттестация качества знаний.Проверка качества усвоения знаний осуществляется на семинарских и практических занятиях. Периодически студентам даются самостоятельные и контрольные работы, а также предлагаются доклады (реферативные сообщения) по темам, связанным с историей региональной журналистики. Результаты проверяются посредством выполнения заданий рубежного контроля, которые включают вопросы для самопроверки, и проектных заданий.

Итоговый контроль учитывает результатырубежного контроля и проводится в форме устного собеседования.

Форма отчётности – зачёт.

Практическая значимость работы. Учебно-методическое пособие может быть использовано как для самостоятельной работы студентов, так и для аудиторной под руководством преподавателя.

Наши рекомендации