Механизмы функционирования и реализация политической власти. Ее ресурсы, принципы и нормы организации. Политическое господство и легитимность.

Важнейший элемент механизма власти – разделение власти на её оставляющие элементы. Первое крупное разделение власти произошло в период начала Нового Времени, когда власть разделилась на политическую и религиозную власть. Далее политическая власть стала разделяться на законодательную, исполнительную и судебную власть. Отличия между этими властями регулируются законами. Опыт истории показывает, что попытки одной из ветвей власти доминировать над другими властями ослабляет государство и сводит разделение властей к чисто формальной процедуре. Власть разделяется не только между легальными структурами, но и между тем структурами, которые действуют полулегально и даже нелегально (теневые структуры и т.д.).

Полулегальные структуры – частные струкруты, на которых строится реальная политика, и власть не хочет, чтобы основные её моменты и элементы были известны обществу.

Тайными рычагами власти управляют теневые структуры – нелегальные власти.

Механизм политической власти имеет сложную структуру. В основании политической власти – общество в целом. Ближе к основанию – господствующие политические силы и организации. На вершине – структуры власти (парламент, правительство, глава государства, руководительные органы и контролирующие органы)

Содержательная деятельность власти заключается, прежде всего, в руководстве и управлении. Руководство заключается в выработке и принятии правящей группой принципиально важных для общества решений, а управление – это практическое проявление воли правящей власти и прежде всего требований к различным субъектам. Управление связано с воздействием, чтобы получить желаемый результат. Отсюда, если руководство – это принятие общих решение, то управление – орган, который должен реализовать решения на практике.

Важное значение для руководства и управления имеют ресурсы власти.

Классификация ресурсов власти:

- экономические (утилитарные)

- социальные

- культурно-информационные

- силовые (принудительные)

Все эти ресурсы направлены на завоевание власти, удержание и реализацию её цели.

Экономические ресурсы власти:

- материальные ценности, необходимые для личного и общественного потребление

- деньги

- техника

- плодородные земли (те земли, которые наиболее выгоды)

- полезные ископаемые

Социальные ресурсы включают в себя след. показатели:

- должность

- престиж

- образование

- медицинское обслуживание

- социальное обеспечение

Культурно-информационные ресурсы:

- СМИ

- компьютерные технологии

- интернет

Силовые ресурсы:

- армия

- полиция

- служба безопасности

- суд

- прокуратура

Процесс властвования:

- условие:

- наличие субъекта и объекта ресурсов

- способы:

- побуждение объекта к действиям, нужным субъекту

- обеспечение бездействия субъекта

- механизмы:

- пропагандистско-идеологические

- карательно-административные

Классификация властных отношений:

- по характеру использования ресурсов власти:

- экономические

- политические

- социальные

- культурные

- информационные

- принудительные

- по способам воздействия субъекта и объекта власти:

- демократические

- авторитарные

- тоталитарные

- по доминирующему субъекту власти:

- автократические (самодержавные)

- олигархические – самоуправленческие

- по сферам проявления:

- государственные

- партийные

- профсоюзные

- армейские

- по функциям органов власти:

- законодательные

- исполнительные

- судебные

Политическое господство – определённый порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются. Но не исключено, что те, которые командуют, могут находиться под контролем других.

Виды политического господства:

· политическое (связано с монополией на власть)

· экономическое (правящая элита определяет правила игры в области экономических отношений)

· идеологическое (когда осуществляется монополия в области идеологии)

Понятия политическое господство связано с понятием легитимнойвласти.

Легитимность (от франц. «законность власти») – легальность власти и соответствие её закону.

Сравнительная характеристики типов легитимности по М. Веберу.

Характеристика Традиционный Рациональный Харизматический
Источник власти Обычаи, традиции Законы и нормы Особые свойства (харизма) политического лидера
Основы легитимности Уважение, почтение, традиции Разум, интерес Вера (эмоции)
Властвующий субъект Повелитель, монарх Высший государственный чиновник Вождь, руководитель
Форма правления Монархия Парламентская республика Плебисцитарная диктатура

Эффективность власти – это её результативность, степень выполнения своих функций в политической системе и обществе, это реализация ожиданий граждан. Многие авторитарные режимы, которые страдали дефицитом легитимности (Чили, Бразилия) вследствие авторитарного правления приобрели очень неплохие экономические показатели.

5. Политическая система: понятие, структура, типология, функции.

Понятие «политическая система» (от древнегреч. politia).

Политическая система общества – совокупность институтов, куда входят государства, политические партии и т.д., которые действуют на основе права и соц норм и которые определяют политические отношения различных субъектов. В рамках этих отношений проходит политическая жизнь общества.

По сравнению с понятием политическая система понятие политическая жизнь является более широким понятием. Политическая жизнь охватывает все политические связи. Еще более широкое понятие – политический строй. Политическая организация общества – более узкое понятие по сравнению с политической системой.

Существует два подхода:

Институциональный подход рассматривает политическую систему как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, он рассматривает социальные нормы, по которым действуют эти институты. Институциональный подход дает возможность детально изучить отдельные организации и структуры (их возникновение, развитие и т.д.).

Системный подход обращает внимание на всю сферу политической деятельности. При системном подходе предметом анализа является не какой-то отдельный институт или государственная структура, а социальное взаимодействие, в которое вступают политические институты, социальные группы, индивиды.

Политическая система претендует на конечный контроль за выполнением какого-то принуждения, полит система претендует на законный контроль, на законное право.

Политическая система имеет ряд особенностей:

· через нее осуществляется власть, принуждение

· она универсальна и доминирует над другими средствами общества

· внутреннее регулирование осуществляется на основе правовых и политических норм

· политическая система относительно самостоятельна в силу наличия механизмов взаимодействия структурных элементов

· мобилизирует ресурсы для достижения общезначимых целей

· контролирует применение принуждения

Структура политической системы:

· Институциональная система: совокупность институтов, связанных с функционированием власти.

· Нормативная подсистема: совокупность норм, регулирующих политические отношения.

· Функциональная подсистема: способы и метода взаимодействия власти и общества.

· Коммуникативная подсистема: совокупность отношений и форм взаимодействия по поводу осуществления власти.

· Культурная подсистема: система ценностей субкультур, предающая значимость политическим действиям.

· Территориальная подсистема.

Любая модель политической системы включает в себя способы, методы взаимодействия со средой.

Наши рекомендации