Понятие конституционной законности. Конституционный суд в Российской Федерации
Понятие конституционности используется как для оценки политического режима в целом, так и для оценки конкретных ситуаций и действий органов государственной власти, особенно высших, а также партий и других общественных объединений. Особое место занимает вопрос о конституционности законов и других правовых актов, то есть об их соответствии Конституции, обладающей высшей юридической силой.
Конституция Российской Федерации 1993 г. говорит об обязанности всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан соблюдать Конституцию. Особо оговаривается, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ст. 15 ч. 2). Функции контроля за конституционностью законов возлагаются на Конституционный суд Российской Федерации.
Задачи, полномочия и структура Конституционного суда определены в Конституции и в Федеральном законе «О Конституционном суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. Роль и характер данного органа определяются его функциональным назначением.
Правовой статус и особенности Конституционного суда как судебного органа конституционного контроля во многом характеризует его компетенция, закрепленная в названном законе в виде следующих основных полномочий. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации,
Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов
субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению
органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению
органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной
власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между
органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
Конституционный суд разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственным органами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, Конституционный суд:
а) по жалобам за нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам
судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего
применению в конкретном деле;
б) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения
Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного
тяжкого преступления;
в) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
г) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской
Федерации, Федеральным договором и федеральными конституционными законами;
д) может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в
соответствии со ст. 111 Конституции Российской Федерации договорами о
разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля. Конституционный суд решает исключительно вопросы права; по вопросам своей внутренней деятельности принимает Регламент Конституционного суда Российской Федерации.
Конституционный суд учреждается и функционирует в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации, то есть соблюдения и обеспечения основных политических и правовых ценностей, провозглашенных и гарантированный Конституцией.
Одной из важнейших функций Конституционного суда является толкование Конституции Российской Федерации, которое этот орган дает по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации. Конституция и названный закон устанавливают состав, порядок назначения судей, принципы деятельности Конституционного суда Российской Федерации. Конституционный суд состоит из 19 судей, кандидатуры которых Президент представляет Совету Федерации для назначения на должности судей этого органа. Основными принципами деятельности Конституционного суда являются независимость, коллегиальность, законность, состязательность и равноправие сторон. Одним из важнейших элементов статуса является обязательность решений Конституционного суда Российской Федерации на всей территории Российской Федерации, для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан.
Согласно ст. 7 Закона, Конституционный суд независим в организационном, финансовом и материально-техническом от-272Л
ношениях от любых других органов. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые средства для обеспечения его деятельности, которыми Конституционный суд распоряжается самостоятельно. В Законе определены требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного суда. Судьей может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.
Судья Конституционного суда назначается на должность на срок 15 лет. В Законе (ст. 11) предусмотрены занятия и действия, не совместимые с должностью судьи Конституционного суда. Данная статья направлена на свободное и независимое осуществление судьей задач и функций в сфере конституционного правосудия. В ст. 13 определены гарантии независимости судьи Конституционного суда: несменяемость, неприкосновенность, равенство прав судей, порядок приостановления и прекращения полномочий судьи, право на отставку, обязательность установленной процедуры конституционного судопроизводства, запрет на какое бы то ни было вмешательство в судебную деятельность, предоставление судье материального и социального обеспечения, гарантии безопасности.
Конституционный суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Он рассматривает и разрешает дела на пленарных заседаниях и заседаниях палат. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного суда, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Основные вопросы компетенции Конституционного суда рассматриваются в пленарных заседаниях.
Председатель, заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного суда избираются на пленарном заседании из состава судей Конституционного суда. Избирают их в индивидуальном порядке путем тайного голосования и большинством от общего числа судей, срок полномочий - три года.
Председатель Конституционного суда руководит подготовкой пленарных заседаний, созывает их и председательствует на них, вносит на обсуждение Конституционного суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат, представляет Конституционный суд в отношениях с государственными органами, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного суда выступает с заявлениями от его имени; осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного суда, представляет на его утверждение кандидатуры руководителей Секретариата и других подразделений аппарата, издает приказы и распоряжения. Заместитель Председателя Конституционного суда осуществляет по уполномочию Председателя Конституционного суда отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным судом.
Судья-секретарь Конституционного суда осуществляет непосредственное руководство аппаратом Конституционного суда, обеспечивает организационную подготовку его заседаний; доводит до сведения соответствующих органов и лиц решения Конституционного суда и информирует его об исполнении этих решений. Регламент Конституционного суда представляет собой составную часть его правовой основы и одновременно непосредственно примыкает к общим правилам Конституционного судопроизводства, предусмотренным Конституцией и названным выше Федеральным конституционным законом. В Регламенте Конституционного суда устанавливаются:
1) порядок определения персонального состава палат Конституционного суда;
2) порядок распределения дел между ними;
3) порядок определения очередности в рассмотрении дел в пленарных заседаниях и заседаниях палат;
4) некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях;
5) особенности делопроизводства в Конституционном суде;
6) требования к работникам его аппарата;
7) иные вопросы внутренней деятельности Конституционного суда.