Виды правовых актов управления.

Правовые акты в зависимости от уровня управления органов управления можно подразделить на; 1) общие; 2) местные; З) локальные (внутриорганизационные).
Общие нормативно-правовые акты в соответствии сКонституцией и законами Республики Казахстан устанавливают структуру органов исполнительной власти, правила поведения властных субъектов и исполнителей.
Среди общих нормативных наиболее значимы акты Президента республики. Они могут быть;
учредительного характера о создании правовых основ и порядке деятельности правительства и других органов исполнительной власти. Так, Указами Президента Республики Казахстан «О структуреПравительства Республики Казахстан» от 19 октября 1995 г. и «О совершенствовании структуры центральных исполнительных органов Республики Казахстан» от19 октября 1995 г.определен не только перечень министерств, государственных комитетов, ведомств, но и упразднены, образованы, реорганизованы соответствующие органы государственного управления.
Системообразующего характера, в процессе реализации которых формируются не только органы, но отрасли и подотрасли законодательства (например, о таможенном деле, налогах и др.);
Координационо-регулирующего характера для реализации властных полномочий по координации и взаимодействии органов государственной власти (например, о реформировании органов, осуществляющих надзор, дознание и следствие о взаимодействии президента с государственными органами).
В зависимости от роли в механизме правового регулирования акты Президента можно подразделить на правотворческие и правоприменительные. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 10 декабря 1933 г. «О временном делегирования Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий», а также в случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает указы, имеющие силу Законов (п. 2 статьи 61), и законы (а. 4 статьи 53).
Правительство для обеспечения исполнительной власти, руководства деятельностью исполнительных органов издает постановления, имеющие обязательную силу на территории республики.
Постановления принимаются коллегиально и члены Правительства ответственны за принимаемые решения. Им, как правило, свойственен комплексный межотраслевой характер. Они регулируют самый различный круг отношений возникающих в экономике, науке, технике, образовании и культуре.
Премьер-министр издает распоряжения, которые имеют индивидуальный характер.
Общие подзаконные акты могут принимать также министерства и ведомства. Перечень вопросов, по которым эти органы издают подобные акты, ограничен законами, указами Президента, постановлениями правительства и соответствующим правовым положением ведомства. Например, министерство образования принимает правила поступления в высшие и средние специальные учебные заведения, обязательные для учебных заведений, независимо от их ведомственной принадлежности. Всех поступающих в учебные заведения.

В случаях, когда такие акты затрагивают права, обязанности и свободы граждан, они подлежат правовой экспертизе и регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
Акты местных представительных (маслихатов) и исполнительных (акимов) органов, издаваемых в пределах их компетенции, также могут содержать общеобязательные правила, обилие требования и административные предписания. Потребность в таких актах сохраняется, поскольку в законах или постановлениях правительства невозможно учесть специфику и весь круг проблем отдельных регионов.
Локальные (внутриорганизационные) акты — это подзаконные правовые акты общего или распорядительного характера, издаваемые единолично или коллегиально в целях регулирования отношений, возникающих внутри государственной организации.
Судебные решения принимаются по итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях. Никакой иной орган государственного управления не в состоянии предложить более цивилизованные формы разрешения дел и споров, чем суд.
Имеются и другие виды правовых актов, например, декларативные, статутные, акты с административной санкцией и т. д., но они не являются основными и затрагивают частные вопросы.

ПОРЯДОК РАЗРАВОТКИ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ОБСУЖДЕНИЯ ПРАВОВЫХ АКТОВ УПРАВЛЕНИЯ.
Порядок разработки, представления, обсуждения правовых актов регулируется множеством правовых норм. Многие органы исполнительной власти имеют регламенты, т. е. документы, определяющие этот порядок, для внутреннего пользования. Закономерно, что они имеют ведомственную ориентацию. В результате многие акты, являющиеся источниками права, не всегда способствуют сохранению и укреплению системности, целостности права, верховенству закона.
Поэтому в процессе разработки, представления, обсуждения правовых актов важно соблюдать не только технико-юридические правила, но и системное видение Права. Подобное видение можно обеспечить путем разработки концепции акта, когда теоретическая модель создает возможность не только увидеть, какие нормы права необходимы, но и определить их место в отрасли права. В работах многих специалистов (Б. В. Дрейшев, И. Я. Дюрягин, Ю. А. Тихомиров и др.) процесс принятия правовых актов управления подразделяется на следующие стадии: а) выявление необходимости издания акта; б) подготовка проекта акта; в) рассмотрение и принятие акта; г) доведение до исполнителей, опубликование.
Выявление необходимости издания акта, или, точнее, проработка концепции его проекта, возникает в случаях: 1) когда это предусмотрено вышестоящим нормативным правовым актом (так, Указом Президента от 12 сентября 1994 г. «О взаимодействии Президента Республики Казахстан с государственными органами республики правительству было поручено разработать и утвердить нормативные документы, определяющие порядок разработки решений правительства); 2) когда возникает фактическая реальная потребность в новом акте.
Потребность в новом правовом акте управления определяется на основе:
анализа состояния действующего законодательства, его возможности решать новые задачи;
изучения опыта решения подобных задач с помощью правовых средств в других государствах;
выявления необходимости в изменении других актов, поисков вариантов приведения их в согласованную систему в связи с принятием нового акта.
В случае, если необходимость нового правового акта обоснована, разрабатывается его проект; проводится финансово-экономическое обоснование (приведет ли это к увеличению расходов средств бюджета или сокращению доходов); определяются конкретные исполнители акта.
Инициаторами новых актов могут быть: а) орган, правомочный принимать подобный акт; б) нижестоящий орган управления; в) другие заинтересованные субъекты.
Правовой акт управления должен иметь следующие реквизиты:
наименование формы; заголовок, в краткой форме обозначающий предмет регулирования;
дату и место принятия;
подпись лица, которое уполномочено подписывать соответствующий акт;
время вступления в силу, а в случае необходимости срок действия акта.

ВСТУПЛЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКУЮ СИЛУ, ИЗМЕНЕНИЕ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ, ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ АКТОВ.
Вступление в юридическую силу акта происходит с момента его официального опубликования или доведения до исполнителей в срок, установленный специальнымиактами. Например, указы Президента, постановления правительства, нормативные акты ведомств вступают в юридическую силу через десять дней после их официального опубликования.
Вместе с тем законодательством предусмотрены и иные случаи: в одних - может быть иной срок вступления в силу, в других - органу предоставлено право самому устанавливать подобный срок.
Изменение в акт вкосится, как правило, тем же органом или должностным лицом.
Приостановление действия акта может быть:
в целом или отдельных его частей;
на всей или определенной территории Республики Казахстан;
в отношении определенной деятельности или деятельности органа государства в целом.
Действие акта прекращается в случаях:
истечения срока, на который был принят акт;
признания акта утратившим силу органом, принявшим иной акт, или уполномоченным на то органом;
исполнения содержащегося в нем определенного действия, если содержание акта сводилось к этому требованию (уплатить штраф);
наступления юридического события. [gl]

[gl] Тема № 10. Административное правонарушение. [:]

Наши рекомендации