IV. Конкретно-научные методы

Праксиметрический метод:

Метод изучения документальных источников— анализ информации, содержащейся в материальных носителях — документах (журнал, отчет, протокол, аналитическая записка, приказ, планы работ, штатное расписание, сметы и т.д.).

Профессиографический метод:

Метод опроса — целенаправленное получение информации, путем устного или письменного опроса (беседа, интервью, анкетирование).

Прогностические методы:

Экспертные оценки — суждения специалистов, дающих априорные количественные или ранговые оценки изучаемым объектам, явлениям, (метод экспертных оценок, рейтинг, метод комиссии групповых оценок, экспертное заключение, метод мозгового штурма; метод обобщения независимых характеристик; метод эвристического прогнозирования).

Метод экспертиз — активное управление (воздействие) на изучаемое явление, объект путем создания специфических условий, определяемых целью и задачами исследования (констатирующий, формирующий эксперимент).

***

«Внутри» ряда наук есть свои, «родовые» методы исследования, знание которых желательно при изучении курса «Обществознание».

В психологии: беседа— метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Широко применяется в различных сферах психологии (социальной, медицинской, детской и др.), являясь основным способом введения испытуемого в ситуацию психологического экспериментирования — от строгой инструкции до свободного общения в психотерапии.

В социологии: 1) техника социологического исследования— совокупность преимущественно организационных и методических приемов и способов сбора, обработки и анализа данных (искусство формулирования вопросов, компоновка анкеты в целом и разработка ее графики и др.); 2) методы эмпирического социологического исследования— анкетный опрос, интервью, анализ документов, наблюдение, процедуры обобщения и интерпретации данных; 3) фокус-группы— качественный метод сбора информации в гомогенных (по значимым для исследования признакам) группах, имеющих фокус обсуждения, с участием ведущего, основанный на принципах групповой динамики.

В политологии: манипулирование— процесс воздействия на общественное мнение и политическое поведение для канализирования в нужном определенным властным или общественным структурам направлении. Цель манипулирования — внедрить установки, стереотипы, цели, подвигнуть массы на принятие непопулярных мер и т.п. На уровне личности манипулирование усиливает ее нарциссические качества, усиливает удельный вес фантазий, делает ее нечувствительной к окружению (природному и социальному). Оно опирается на периферические неосознанные восприятия, эксплуатирует предрассудки религиозного, политического и экономического плана, рекламирует социальные идеи, создает «удобные» политические образы и оценки, навязывает массовую (или эрзац) политическую культуру. По утверждению специалистов по массовым коммуникациям, это «инженеринг содержания» за счет устранения «индивидуальной и коллективной свободной воли». К манипулированию прибегают политики и религиозные телепроповедники, специалисты по маркетингу и средствам массовой информации и др. Из сказанного следует, что манипуляцияэто система психологического воздействия, ориентированная на внедрение иллюзорных представлений.

В экономике:

1) метод экономико-математического моделирования— формализованное описание различных экономических явлений с помощью математического аппарата.

Цель метода:

а)придать экономическим рассуждениям четкость и однозначность трактовки;

б)упрощение представлений о взаимосвязях между экономическими переменными (представленных в качестве заданных), или параметрами, и определяемыми как внешними (экзогенными), так и внутренними (эндогенными) причинами;

в)обеспечить использование количественных параметров в ходе анализа экономики;

г)создать модели, с помощью которых можно априори, то есть до опыта, исследовать экономическую реальность;

2) факторный, или функциональный, анализ— исследование экономического явления путем поочередного рассмотрения воздействующих на него большого количества обстоятельств (то есть факторов). В экономической теории чаще всего определяется функциональная зависимость между двумя факторами, при этом остальные аргументы предполагаются неизменными. Когда экономисты изображают связи между двумя переменными. Они призывают себе на помощь допущение ceteris paribus, или правило «при прочих равных условиях»: они допускают, что все другие переменные, за исключением рассматриваемых в данный момент, остаются неизменными. Это происходит потому, что одновременный анализ воздействия на функцию — переменную величину, зависящую от других переменных величин, всех или большинства аргументов настолько усложнило бы сам процесс познания, что он стал бы практически невозможным;

3) позитивный и нормативный методы (анализ)— разница между ними состоит в отсутствии или наличии оценочных суждений:

— позитивная наука — совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть;

— нормативная или регулятивная наука — совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что должно быть.

В отличие от позитивной экономической теории, отвечающей на вопрос «что будет, если…», нормативная экономическая наука содержит четко выраженный оценочный компонент и пытается ответить на вопрос «что должно быть»;

4) графический метод— использование графиков с целью представления функциональных связей, как в статике, так и в динамике, определяемой изменением различных показателей. Графический метод, используемый экономистами, имеет одну интересную особенность — здесь независимая переменная (аргумент) обычно откладывается на оси ординат, а зависимая (функция) — на оси абсцисс, что связано со сложившейся в экономической науке традициями;

Метод предельного анализа, или маржинальный метод— анализ, основанный на использовании предельных величин (относительных приростов) для исследования экономических процессов. Согласно маржинальной доктрине, хозяйственные индивиды принимают решения, исходя из стремлений достичь максимальной (предельной) полезности (приращение полезности на единицу затрачиваемых ресурсов, затрат).

Заключение

Суммируя сказанное, можно констатировать, что, только при учете взаимосвязи содержательных линий между всеми сферами общества (социальной, экономической, политической, правовой и духовной), любое общество вынуждено решать четыре важные проблемы с помощью функций, выполняемых различными общественными подсистемами:

1) обеспечение процесса получения ресурсов из окружающей среды и их распределение внутри общества.Нетрудно заметить, что это является функцией политической и экономической сфер общества;

2) определение целей развития общества и установление приоритета между ними с последующей мобилизацией ресурсов для их достижения.В этом заключается основная функция политической сферы общества. Именно поэтому командно-административная хозяйственная система, построенная в Советском Союзе, в том числе имеет в политологии название «мобилизационная экономика»;

3) координацию и регуляцию внутри обществакомплексно выполняют определенные элементы практически всех пяти сфер общества, в частности, «правила игры» задает правовая сфера, а поведение экономических субъектов есть производное от эффективности деятельности экономических институтов (экономическая сфера), государственных институтов (политическая сфера), идеологии, воспитания, религии, господствующей морали (духовная сфера);

4) обеспечение поддержки членами общества его стратегических целей и ценностей также невозможно без согласованной деятельности основных сфер общества. Так, если предлагаемые индивидам ценности (духовная сфера) и цели (политическая сфера) расходятся с результатами деятельности экономической сферы (рост цен, снижение жизненного уровня и т. п.), они могут отказать обществу в поддержке. В этом случае возможен раскол общества и дезинтеграция общественной системы (примером тому в истории России, например, могут служить «соляные» и «медные» бунты).

Эффективность решения названных проблем невозможно без обращения к научному знанию содержания таких наук как: история, анатомия, физиология, психология, педагогика, социология, математика, информатика, физика, химия, география (как физическая, так и экономическая), экономика, маркетинг, менеджмент, политология, культурология, мировая художественная культура, религиоведение, экология, философия, антропология, логика, право, русский язык, литература, этика, эстетика, этикет и др.

Сказанное актуализирует системное (целостное, метапредметное) восприятие курса «Обществознание» как по источникам получения знания, так и по планируемым результатам освоения образовательной программы в целом. Аргументом данному умозаключению является следующее высказывание великого экономиста XX века Дж. М. Кейнса: «Квалифицированный экономист должен обладать редкой комбинацией талантов. Он должен достигнуть высокого уровня в не6скольких различных областях и должен соединить в себе таланты, которые нечасто можно найти вместе. Он должен быть, в определенной степени, математиком, историком, государственным деятелем, философом. Он должен представлять себе частное в терминах общего и улавливать абстрактное и конкретное в одном и том же полете мысли. Он должен изучать настоящее в свете прошлого для объяснения будущего».

Литература

Большая юридическая энциклопедия. ― М .: Изд-во Эксмо, 2007. ― 688 с.

Краткий словарь по социологии/Под общ. Ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина; Сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. ― Политиздат, 1989. ― 479 с.

Политология: Энциклопедический словарь/Общ. Ред. и сост.: Ю.И. Аверьянов. ― М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та. 1993. ― 431 с.

Современный словарь по общественным наукам/Под общей ред. О.Г. Данильяна, Н.И. Панова. ― М.: Изд-во Эксмо, 2007. ― 528 с.

Управление персоналом:Учебник для вузов/Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. ― М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. ― 423 с.

Энциклопедический словарь по культурологии/Под общей редакцией доктора философских наук, профессора А.А. Радугина. ― М.: «Центр», 1997. ―479 с.

Философский словарь/Под ред. И.Т. Фролова. ― 7-е изд., перераб. и доп. ― М.: Республика, 2001. ― 719 с.

Основные понятия лекции

Абстрагирование Образование
Адаптация Обучение
Адаптация социокультурная Общество
Анализ Объект познания
Артефакт Омоним
Беседа Парадигма
Воспитание Позитивный и нормативный методы
Генетический метод Познание
Гипотеза Политическая культура
Гипотетический метод Понятие
Гипотетико-дедуктивное суждение Правило «при прочих равных условиях»
Графический метод Правовая культура
Дедукция Предмет познания
Диалектика Признаки человеческого ума
Знак Религия
Знание Рефлексия
Игровой проектный метод Речь
Идеализация Саморазвивающаяся система
Измерение Свойства информации
Индукция Синтез
Информация Системно-структурный метод
Информация абстрактная Системный метод
Искусство Социализация
Исторический метод Сравнение
Категория Средства массовой информации (СМИ)
Компоненты акта оценки Статистический метод
Компоненты системы ценностей Структура
Контекст Сфера общества
Контент-анализ Счет
Культура Тавтология
Культура корпоративная Тезаурус
Культура личности Термин
Культура личности нравственная Техника социологического исследования
Культура мышления Технология
Культура мысли Управленческая культура
Культура общения Факторный, или функциональный, анализ
Культура речи Фокус-группы
Культура труда Формализация
Культура экологическая Цель
Культурная антропология Ценностная установка
Манипулирование Ценность
Метод Ценность, качество информации
Метод изучения документальных источников Ценностная установка
Метод опроса Экономическая культура личности
Метод предельного анализа, или маржинальный анализ Экономическая культура общества
Методы эмпирического социологического исследования Экономические знания
Метод экономико-математического моделирования Экономическое мышление
Метод экспертиз Эксперимент
Мировоззрение Экспертных оценок метод
Моделирование Экстраполяция
Наблюдение Элементы способа жизни
Наука Этикет
Научная картина мира Язык
Обобщение Языковая культура

Наши рекомендации