Организация Объединенных Наций

Организация Объединенных Наций (ООН) является универсальной международной межгосударственной организацией открытого типа общей компетенции.

ООН была создана в 1945 г. на основе соглашений СССР, США, Великобритании и Китая. Устав ООН был подписан 26 июня 1945 г. и вступил в силу 24 октября 1945 г.

Цели и принципы ООН закреплены в ст. 1–2 Устава. В соответствии с ними целями ООН преследует цели:

– поддерживать международный мир и безопасность;

– развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;

– осуществлять сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам;

– быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

ООН действует в соответствии со следующими принципами:

– суверенного равенства всех ее членов;

– добросовестного выполнения ими всех взятых на себя международных обязательств;

– мирного разрешения международных споров, возникающих между ними;

– неприменения силы или угрозы силой в своих отношениях и против других государств;

– они должны оказывать ООН всемерную помощь во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с Уставом;

– ООН обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с этими принципами, поскольку это необходимо для поддержания международного мира и безопасности;

– Устав ни в коей мере не дает ООН права вмешиваться в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.

Членами ООН могут быть все миролюбивые государства, которые признают её Устав и принимают на себя содержащиеся в нём обязательства, и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять.

Официальными языками ООН являются китайский, английский, французский, русский и испанский. Кроме этих языков в качестве официального языка для Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности и Экономического и Социального Совета был добавлен арабский язык.

Структура ООН представлена шестью главными органами. Это Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Международный Суд, Совет по опеке и Секретариат.

Генеральная Ассамблея

Формирование. Каждое государство-участник может иметь в Генеральной Ассамблее не более пяти представителей, пяти заместителей и необходимого количества советников и экспертов. Несмотря на численный состав делегации, она имеет при голосовании один голос.

Компетенция. Общая компетенция Генеральной Ассамблеи предусмотрена ст.10 Устава. Генеральная Ассамблея «уполномочивается обсуждать любые вопросы или дела в пределах настоящего Устава или относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов, предусмотренных настоящим Уставом, и … делать рекомендации членам ООН или Совету Безопасности или членам ООН и Совету Безопасности по любым таким вопросам и делам».

Порядок работы Генеральной Ассамблеи – сессионный. Основная деятельность Генеральной Ассамблеи ООН осуществляется в ходе очередных ежегодных сессий, а также на специальных и специальных чрезвычайных сессиях. Кроме того, значительная часть работы выполняется разветвленной сетью (свыше 200) вспомогательных органов Генеральной Ассамблеи.

На очередную сессию Генеральная Ассамблея собирается один раз в год в каждый третий вторник сентября. Обычно работа сессии продолжается до середины декабря

Созыва специальных (в течение 15 суток) и специальных чрезвычайных (в течение 24 часов) сессий могут потребовать сложившиеся обстоятельства. С инициативой созыва таких сессий может выступить большинство членов Генеральной Ассамблеи, Совет Безопасности и даже один член Генеральной Ассамблеи, если его поддерживает большинство. За время существования ООН проводилось 16 специальных и 9 чрезвычайных (принятие мер по пресечению агрессии против Туниса, Конго, Иордании, Ливана) сессий.

Юридическая сила решений. Генеральная Ассамблея принимает два вида решений – по вопросам процедуры и по непроцедурным вопросам. Решения по вопросам процедуры носят обязательный характер для государств-членов, ибо они составляют внутреннее право самой Организации. Такие решения принимаются простым большинством голосов. Решения по непроцедурным вопросам носят рекомендательный характер и принимаются квалифицированным большинством голосов.

Совет Безопасности

На Совет Безопасности, в соответствии с Уставом, возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности.

Совет Безопасности является постоянно действующим органом.

Состав. Совет состоит из 15 членов (ранее11): пяти постоянных (Россия, Франция, Великобритания, Китай, США) и десяти непостоянных.

Статус постоянных был предоставлен Уставом государствам, способным в силу своего преобладающего экономического и политического веса, влияния на развитие международных отношений нести главную ответственность за поддержание мира и безопасности. Эти государства являлись победителями во второй мировой войне, стояли у истоков создания организации и имеют статус ядерных держав де-юре.

Непостоянные члены Совета избираются Генеральной Ассамблеей в соответствии с принципом справедливого географического распределения и учетом степени их участия в поддержании международного мира и безопасности, в достижении других целей Организации. Места непостоянных членов Совета распределяются следующим образом: от Азии и Африки – 5 членов, от Восточной Европы – 1, от Латинской Америки и Карибского моря – 2, от Западной Европы, Канады, Новой Зеландии и Австралии – 2.

Принятие решений. При голосовании каждый член Совета Безопасности имеет один голос.

Совет Безопасности принимает решения по непроцедурным вопросам ( применение санкций, превентивная дипломатия, миротворчество, поддержание мира и безопасности) большинством в 9 голосов, включая совпадающие голоса пяти постоянных членов. При этом постоянный член Совета Безопасности имеет право наложить вето на принимаемое решение, т.е. проголосовать «против». В таком случае решение не может быть принято. Если постоянный член воздерживается при голосовании, то решение принимается.

Решения Совета Безопасности по непроцедурным вопросам являются обязательными для всех государств-членов ООН.

Решения по процедурным вопросам принимаются большинством в 9 голосов. Здесь совпадение голосов постоянных членов не является обязательным. Впервые голосами одних непостоянных членов была принята резолюция 344 Совета Безопасности по вопросу о Мирной конференции по положению на Ближнем Востоке, открывшейся в Женеве 18 декабря 1973г.

Функции Совета Безопасности сводятся к четырем видам мероприятий по поддержанию мира и безопасности:

– превентивная дипломатия – действия, направленные на предотвращение возникновения споров между сторонами; недопущения перерастания споров в конфликты; ограничение масштабов конфликтов после их возникновения;

– миротворчество – действия, направленные на то, чтобы склонить враждующие стороны к соглашению мирными средствами, предусмотренными главой IV Устава ООН;

– поддержание мира – обеспечение присутствия ООН в конкретном районе, которое связано с развертыванием военного (полицейского, гражданского) персонала ООН;

– миростроительство – действия, осуществляемые в период вооруженного конфликта и направленные на предотвращение вспышки насилия между странами и народами после предотвращения такого конфликта.

Экономический и Социальный Совет

Состав. Состоит из 54 членов, избираемых в соответствии с принципом справедливого географического распределения на трехлетний срок. Ежегодно состав обновляется на 1/3. Избрание происходит в следующем порядке: 6 членов – от государств Восточной Европы, 13 – от государств Западной Европы и других государств, 11 – от государств Азии, 14 – от государств Африки, 10 – от государств Латинской Америки. Каждый член при голосовании имеет один голос.

Функции. Координирует экономическую и социальную деятельность ООН и ее специализированных учреждений. Он предпринимает исследования, составляет доклады и делает рекомендации по международным вопросам в экономической и социальной областях, в области культуры, образования, здравоохранения и др. Рассматривает многочисленные вопросы, относящиеся к соблюдению прав и основных свобод человека, созывает международные конференции и разрабатывает проекты международных конвенций по проблемам, входящим в его компетенцию.

Порядок работы – сессионный. Ежегодно ЭКОСОС созывает одну организационную сессию, которая, как правило, проводится в январе, и две очередные, которые проводятся в апреле и июле. Кроме того, ЭКОСОС может созывать специальные сессии.

Международный Суд

Международный Суд, находящийся в Гааге (Нидерланды), является главным судебным органом ООН. Его статут составляет неотъемлемую часть Устава ООН.

Состав. Состоит из 15 судей. Судьи избираются сроком на девять лет независимо от своего гражданства из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах к назначенным на высшие судейские должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права. Состав Суда формируется с учетом принципа справедливого географического распределения и основных существующих правовых систем. В составе Суда не может быть двух судей, являющихся гражданами одного государства.

Компетенция. Суд рассматривает юридические споры между государствами и дает консультативные заключения. Решение Суда по рассматриваемому спору обязательно для участвующих в деле сторон. При этом стороны должны признавать юрисдикцию Суда. В случае, если невыполнение решения Суда угрожает поддержанию мира и безопасности, гарантом выполнения такого решения выступает Совет Безопасности. За консультативным заключением по юридическим вопросам к Суду может обратиться Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности и, с согласия Генеральной Ассамблеи, любые другие органы ООН и специализированные учреждения по вопросу своей компетенции.

Совет по Опеке.

Совет по Опеке был учрежден Уставом ООН в рамках международной системы опеки.

Состав. В настоящее время Совет по Опеке состоит из пяти постоянных членов Совета Безопасности – Китая, Франции, Российской Федерации, Великобритании и США.

Функции. На Совет по Опеке была возложена задача по наблюдению за управлением подопечными территориями, включенными в международную систему опеки. Основные цели системы опеки заключались в том, чтобы способствовать прогрессу населения 11 территорий, первоначально входивших в систему опеки, его прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению и независимости. В связи с тем, что поставленные цели были достигнуты (опекаемые территории стали самостоятельными государствами, или вошли в состав других государств), Совет по Опеке отныне собирается по мере необходимости.

Секретариат

Состав. Состоит из Генерального Секретаря, который является главным административным должностным лицом ООН, и такого персонала, который может потребоваться для Организации.

Генеральный Секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на пятилетний срок, по истечение которого может быть назначен вновь. Ежегодно Генеральный Секретарь представляет отчет о работе организации Генеральной Ассамблее.

Сотрудники Секретариата должны иметь высокий уровень компетентности, работоспособности и добросовестности. При их найме должно обеспечиваться справедливое географическое распределение постов между государствами – членами ООН с учетом размера взноса в бюджет ООН и численности населения. На сегодняшний день в состав персонала Секретариата ООН входит 14 000 представителей примерно из 170 стран мира.

Весь персонал Секретариата делится на две категории: специалисты и технические сотрудники.

В Секретариате существует два вида найма на службу: на основе постоянных (до достижения пенсионного возраста) и срочных (временных) контрактов.

Функции. Секретариат обслуживает другие главные органы ООН, выполняет программы и претворяет в жизнь политику, принятую этими органами.

Функции Секретариата столь же разнообразны, как и деятельность самой Организации. Персонал Секретариата осуществляет обзор мировых экономических тенденций и проблем; проводит исследования в таких областях, как права человека и устойчивое развитие; организует международные конференции по вопросам, вызывающим озабоченность во всемирном масштабе; контролирует выполнение решений, принятых органами ООН; осуществляет устный перевод выступлений и перевод документов на официальные языки ООН; распространяет сведения о деятельности Организации через средства массовой информации и т.д.

56) ГЕРМАНО-ПОЛЬСКАЯ ВОЙНА 1939

Сентябрьская кампания 1939, - агрессия фаш. Германии против Польши, начало второй мировой войны 1939-45 и борьбы польск. народа за свою независимость. Со стороны Германии была агрессивной, империалистич. войной. Для народа Польши война с самого начала приобрела характер справедливой борьбы за нац. независимость. Захват Польши был частью общего плана войны фаш. Германии за мировое господство. Целью А. Гитлера было лишить Великобританию и Францию их единств. союзника на В. и создать плацдарм для нападения на СССР. 21 марта 1939 Германия ультимативно потребовала от Польши передачи ей Данцига (Гданьска) и права строительства в Польском коридоре автострады и жел. дороги. Польша отклонила эти требования. 3 апр. нем. верх. командование дало директиву о подготовке войны с Польшей, а 11 апр. Гитлер утвердил план войны ("Вейс план"). 28 апр. Германия расторгла герм.-польск. договор 1934 о ненападении. Пр-ва Великобритании и Франции стремились направить агрессию фаш. Германии против СССР. С целью удержать свои позиции в Вост. Европе, создать нажим на Германию с В. и одновременно обострить герм.-польск. отношения, чтобы затем выступить арбитрами, Великобритания 31 марта дала гарантии Польше, а Франция 19 мая заключила с ней воен. союз и обязалась на 15-й день после начала войны перейти в наступление против Германии. 25 авг. Великобритания тоже заключила воен. союз с Польшей. Польск. пр-во, проводившее антисов. внеш. политику, считало, что Германия не решится на войну, и отказалось от помощи СССР. Зап. державы сорвали воен. переговоры с СССР (см. Московские переговоры 1939). В этих условиях СССР, стремясь избежать быть втянутым в войну с фаш. Германией, принял предложение последней и заключил 23 авг. советско-германский договор 1939 о ненападении.

Польша была не готова к войне. Ее воен.-экономич. потенциал был слаб, армия плохо оснащена противотанк. и зенитной артиллерией, танками и авиацией. В Зап. Польше не было подготовленных оборонит. рубежей, крепости (Перемышль, Познань, Торунь, Модлин и др.) были устаревшими. Большая протяженность польско-герм. границы (1900 км) затрудняла ведение обороны.

Гитлер был уверен, что зап. державы не выступят на защиту Польши. Германия скрытно провела мобилизацию и сосредоточение. Против Польши были двинуты 2 группы армий: "Север" (3-я и 4-я армии, командующий ген.-полк. Ф. Бок) в составе 20 дивизий и 2 бригад и "Юг" (14-я, 10-я и 8-я армии, командующий ген.-полк. Г. Рундштедт) в составе 32 дивизий. После 1 сент. из резерва подошли еще 6 дивизий (одна - в группу армий "Север" и пять - в группу армий "Юг"). Группу армий Север" поддерживал 1-й возд. флот (ген. А. Кессельринг), группу армий "Юг" - 4-й возд. флот (ген. А. Лёр). Всего было сосредоточено св. 1,5 млн. чел., св. 2500 танков и до 2 тыс. самолетов. План наступления намечал окружение гл. сил польск. войск в Зап. Польше и Польск. коридоре с помощью танковых клиньев с З., с С. (из Вост. Пруссии) и Ю. (из Чехословакии).

Мобилизация в Польше началась 31 авг. Из-за внезапности нападения Польша успела к началу войны развернуть лишь 25 дивизий, вместо 37 по плану, не считая 11 кав. бригад и 2 бронемотобригад. Остальные дивизии находились в стадии отмобилизования или в эшелонах. Всего же Польше удалось развернуть не более 33 расчетных дивизий. Польск. армия под команд. маршала Э. Рыдз-Смиглы (нач. генштаба ген. Стахевич) развернулась на широком фронте, пытаясь остановить противника. В р-не Тарнув - Львов располагалась армия " Карпаты" ген. Фабриция (3 резервных дивизии). В р-не Ченстохова - Новы-Тарг оборонялась армия "Краков" ген. Шиллинга (6 пех. дивизий, 1 кав. и 1 бронемотобригада). В р-не Велюнь развернулась армия "Лодзь" ген. Руммеля (4 пех. дивизии, 2 кав. бригады). На рубеже Кельце - Томащув-Мазовецки сосредоточилась армия "Пруссы" ген. Демба-Бернацкого (3 пех. дивизии). В зап. части Познаньского воеводства развернулась армия "Познань" ген. Т. Кутшебы (4 пех. дивизии и 2 кав. бригады). Польский коридор обороняла армия "Поморье" ген. В. Бортновского (5 пех. дивизий и 1 кав. бригада). Между Модлином и Млавой - армия "Модлин" ген. Пшедзимирского (2 пех. дивизии и 2 кав. бригады). В р-не Сувалки - Ломжа оперативная группа "Нарев" ген. Ч. Млод-Фиалковского в составе 2 пех.дивизий и 2 кав. бригад и в р-не Вышкув - 2 резервные дивизии. Резерв командования составляли 3 пех. дивизии и 1 бронемотобригада в р-не Варшава - Модлин. Общая численность польск. армии составляла 800 т. ч., 166 танков и 400 самолетов совр. типов.

Предлогом для начала войны явилось нападение 31 авг. группы эсесовцев, переодетых в польск. форму, на радиостанцию герм. пограничного г. Глейвиц (операция "Гиммлер"). Утром 1 сент. герм. войска вторглись в Польшу, 1-2 сент. герм. ВВС уничтожили на аэродромах значит. часть польск. ВВС, а в последующие дни дезорганизовали работу ж.-д. транспорта, подвоз резервов и снабжения. 1-6 сент. герм. войска, сломив упорное сопротивление польск. армий, прорвали их растянутый фронт и вклинились вглубь на 100-150 км, разрезав польск. боевые порядки. Польск. коридор был отрезан, управление польск. войсками нарушено. Главнокомандующий Рыдз-Смиглы 6 сент. уехал в Брест, утратив руководство войсками. 8 сент. нем.-фаш. войска вошли на окраины Варшавы, но были отброшены. К 12 сент. 3-я и 4-я герм. армии охватили Варшаву с С. и В. 9-11 сент. в р-не Кутно и Радома были окружены крупные польск. группировки. 14-я нем. армия форсировала р. Сан. 11-21 сент. развернулось ожесточенное сражение на р. Бзуре (в р-не Кутно). Части польск. войск удалось прорваться к Варшаве. "Котел" у Радома был ликвидирован 14 сент. До 21 сент. упорно сражались окруженные польск. войска у Седлеца и Яворова. 3-я и 10-я нем. армии соединились 16 сент. у Влодавы, окружив р-н Варшава - Модлин. Героич. оборона Варшавы и Модлина продолжалась до 30 сент. До 2 окт. геройски сражались защитники Хеля. Сопротивление остатков польск. войск между pp. Висла и Буг продолжалось до 5 окт. В обороне Варшавы, побережья и др. р-нах активное участие приняли трудящиеся массы (добровольная бригада обороны Варшавы, Красные Косиньеры и др.). Герм. войскам, несмотря на большое превосходство в живой силе и технике, пришлось действовать со значит. напряжением против разрозненных, слабо вооруженных, но упорно сражавшихся польск. войск. Германия потеряла до 150 т. ч., 500 танков и 400 самолетов, Польша - 220 тыс. убитыми и ранеными. Польск. пр-во 17 сент. бежало в Румынию, бросив страну на произвол судьбы. Польша была оккупирована фаш. Германией. Однако поляки продолжали вести борьбу с фаш. Германией путем участия польск. регулярных формирований на З. и В., а также путем партизанских действий на терр. Польши.

17 сент. Красная Армия вступила на терр. Зап. Украины и Белоруссии для защиты их населения от фаш. агрессии. Великобритания и Франция вступили 3 сент. в войну, но не оказали никакой помощи Польше, хотя располагали на Зап. фронте более чем 110 дивизиями против 43 нем. дивизий. Они считали, что Польша обречена, и решили пожертвовать своим союзником, чтобы предоставить фаш. Германии плацдарм для нападения на СССР.

Г.-п. в. 1939 раскрыла ряд новых факторов в области воен. иск-ва, однако ее уроки были слабо изучены и не учтены др. армиями, что сказалось на ходе 2-й мировой войны в первый период. Массовое применение танк. войск и авиации придало войне и сражениям маневренный характер; операции велись на широком фронте и на большую глубину; вследствие применения крупных сил бомбардировочной авиации война с самого начала приняла более разрушительный и всеохватывающий характер по сравнению с 1-й мировой войной.

55) Кризис обострил отношения между государствами. Он позволил побежденным взять реванш. Франция предложила новый план объединения Европы под названием Пан Европа. 27 государств должны были объединиться, создать организацию экономического плана. Первый вызов Версалю бросила в 1931 г. Япония. В 1933 г. в Германии к власти пришли фашисты. Это был еще один удар по Версалю. Те хотели пересмотреть его и отказаться. Германия заявила, что она требует уравни.

Кризис обострил отношения между государствами. Он позволил побежденным взять реванш. Франция предложила новый план объединения Европы под названием Пан Европа. 27 государств должны были объединиться, создать организацию экономического плана. Первый вызов Версалю бросила в 1931 г. Япония. В 1933 г. в Германии к власти пришли фашисты. Это был еще один удар по Версалю. Те хотели пересмотреть его и отказаться. Германия заявила, что она требует уравнить ее в правах с другими странами. В 1935 г. Германия заявила, что не связана по Версалю. Была введена всеобщая воинская обязанность, новые вооружения. Было заявление Германии о выходе из Лиги Наций.

В Италии тоже фашисты пришли к власти еще раньше, в середине 20-х гг. И именно их приход подтолкнул Гитлера на попытку переворота, носившего название "пивной путч", закончившуюся, правда, неудачно. Но в 1933 г. фашисты все-таки пришли к власти. Дело в том, что перед ними был итальянский образец и они откровенно им восхищались и хотели воспроизвести его у себя в стране. Итальянцы, также были не против пересмотра договора. Ведь вступили они в войну, чтобы расширить свои колониальные владения. В 1935 г. Италия почувствовала себя в силе самостоятельно решить этот вопрос. В 1935 г. итальянские войска вторглись в Абиссинию. Лига Наций предприняла ряд мер по отношению к агрессору. Было введено эмбарго на торговлю с Италией, но в это не входило топливо, горючее, нефть. Италия нашла союзника в лице Германии и санкции провалились и вскоре были отменены. Гитлер почувствовал возможность реванша. Победители не были уже так сплочены. Они разделились на группы интересов. Немецкие войска были введены в реинскую зону.

В 1936 г. начинаются переговоры между Германией и Австрией. Попытка фашистского путча в Австрии провалилась, но вскоре с ней был заключен договор о дружбе. В Испании началась гражданская война. Франко поднял мятеж и при поддержке Италии высадился в Испании. Германия и Италия поддерживали Франко. СССР выступил в защиту республиканцев. Европейские государства заявили о том, что будут придерживаться нейтралитета и даже был создан специальный комитет по нейтралитету, куда вошли СССР, Германия и Италия. Но только Франция и Англия действительно придерживались нейтралитета. В частности, Франция закрыла границу с Испанией. Гитлер понимал, что режим Франко будет долгим только, если тот сам завоюет себе власть. В конце концов, республиканцы проиграли и в Европе сформировалось третье фашистское государство. Но Франко вел осторожную политику, что позволило ему продержаться у власти до самой смерти. Активного участия в войне он не принимал.

В 1933 г. отношения СССР и Германии резко ухудшились. Гитлер начал гонение на коммунистов. По началу предпринимались попытки договориться с ним, но они не увенчались успехом. СССР повернул в сторону запада. Начинают улучшаться отношения с Францией. До этого она к нему относилась осторожно. Но их сблизила немецкая угроза. Улучшаются отношения с Англией, которая была главным врагом СССР. Устанавливаются отношения с США. Немецкая экспансия в Европе продолжалась. Гитлер стремился к возвращению того, что Германия потеряла в 1918 г. В 1935 г. СССР был принят в Лигу Наций. В 1938 г. - включение Австрии в состав Германии. Гитлер не хотел вступать в открытую конфронтацию. Была в 1938 г. созвана в Мюнхене конференция, на которой Чехословакия была признана за Германией. Европа удовлетворила желания Гитлера, стремясь сохранить мир в Европе.

54) Принципы внешней политики.Советская внешнеполитическая концепция строилась в соответствие с двумя противоречивыми целями: подготовка мировой пролетарской революции и установление мирных отношений с капиталистическими государствами. Была поставлена задача превратить завоеванную мирную передышку в длительный мир, вывести страну из состояния внешнеполитической и экономической изоляции, в том числе путем привлечения иностранного капитала. СССР стремился преодолеть состояние дипломатической изоляции. Однако решение этой задачи затруднялось рядом факторов таких, как неприятие советского строя и большевистского лозунга мировой революции странами Антанты; претензии к России по царским долгам и недовольство капиталистических держав монополией внешней торговли; а также курсом России на поддержку революционных организаций в Европе и Америке и национально-освободительного движения в колониальных странах. С конца 20-х - 30-е гг. советская внешняя политика осуществлялась в сложной и быстро меняющейся обстановке. Ее определял главный внешнеполитический принцип о враждебности империалистических держав к СССР и необходимости использования их взаимных противоречий. Подобная политика баланса сил подтолкнула СССР сначала к созданию союза с Германией против британской угрозы, а затем заставила советскую дипломатию стремиться к сотрудничеству с Англией и Францией против гораздо более опасного “третьего рейха”.

Основные направления внешней политики.В первой половине 20- х годов была нарушена экономическая блокада России капиталистическими странами. В 1920 г., после падения советской власти в республиках Прибалтики, правительство РСФСР заключило Договоры о мире с новыми правительствами Эстонии, Литвы, Латвии, признав их независимость и самостоятельность. С 1921 г. началось установление торговых отношений РСФСР с Англией, Германией, Австрией, Норвегией, Данией, Италией, Чехословакией. Переговорный политический процесс с Англией и Францией зашел в тупик. Используя противоречия ведущих европейских держав с Германией, советские представители в местечке Рапалло (недалеко от Генуи) заключили договор с ней. Договор возобновлял дипломатические и консульские отношения между странами и тем самым выводил Россию из дипломатической изоляции. В 1926 г. был заключен Берлинский договор о дружбе и военном нейтралитете. Германия, таким образом, стала основным торговым и военным партнером СССР, что внесло существенные коррективы в характер международных отношений на последующие годы. К 1924 году Россию в Европе де-юре признали: Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция, в Азии - Япония, Китай, в Латинской Америке - Мексика и Уругвай. США оттягивали признание до 1933 года. Всего за 1921-1925 гг. Россией было заключено 40 соглашений и договоров. При этом советско-британские и советско-французские отношения носили нестабильный характер. В 1927 г. произошел разрыв в дипломатических отношений с Англией. В 1924 г. были установлены дипломатические и консульские отношения с Китаем, в 1925 г. - с Японией (Япония получила право на эксплуатацию 50% площади нефтяных месторождений на Северном Сахалине). России удалось заключить серию равноправных договоров со странами Востока. В 1921 г. был заключен советско-иранский договор, советско-афганский договор и договор с Турцией. В конце 1920-х гг. с преимущественного развития советско-германских отношений усилия советской дипломатии были направлены на расширение контактов с другими странами. В 1929 г. восстановлены дипломатические отношения с Англией. 1933 г. стал годом признания СССР Соединенными Штатами Америки, в 1933-1935 г. - Чехословакией, Испанской республикой, Румынией и др. В 1934 г. Советский Союз был принят в Лигу Наций, что означало его возвращение в мировое сообщество. СССР подписал серию пактов о ненападении с Финляндией, Латвией, Эстонией, Польшей, Румынией, Ираном. Франко-советское соглашение о ненападении (1932 г.) было дополнено договором о взаимопомощи в случае любой агрессии в Европе.

В 1933–1938 гг.наметился новый курс советской дипломатии, основными принципами которого стали ненападение и соблюдение нейтралитета в любом конфликте; политика умиротворения в отношении Германии и Японии; усилия по созданию системы коллективной безопасности. Летом 1935 г. VII конгресс Коминтерна выступил с новой программой действий. Был выдвинут лозунг создания Народного фронта как широкой коалиции политических сил, выступавших против фашизма и войны, подчеркивалась связь между наступлением фашизма и подготовкой новой империалистической войны. Центральное место во внешнеполитической доктрине СССР заняли вопросы разоружения. Позитивным результатами переговоров по созданию системы коллективной безопасности вЕвропе стало заключение в 1935 г.советско-французского и советско-чехословацкого договоров о взаимной помощи (но без соглашения о военном сотрудничестве). В годы гражданской войной в Испании в 1936-1939 гг. СССР оказал испанскому республиканскому правительству значительную помощь - экономическую, политическую, военную, включая посылку трех тысяч советских военных - летчиков, танкистов и др. под видом советников-добровольцев.Летом 1938 г. Япония активизировала свои действия на советско-маньчжурской границе. В августе 1938 г. произошло сражение Красной Армии (командующий войсками В.К. Блюхер) с японскими войсками в Восточной Сибири, в районе озера Хасан. В августе 1939 г. имело место столкновение на маньчжурско-монгольской границе в районе р. Халхин-Гол, где войсками Красной Армии командовал Г.К. Жуков. В результате военных конфликтов Красной Армии удалось значительно улучшить свое положение на этих рубежах. В апреле 1941 г. между СССР и Японией был подписан пакт о нейтралитете сроком на 4 года.

Западные страны предпочли курс на провоцирование германской агрессии в восточном направлении. С апреля 1939 г. начались контакты экспертов трех стран по вопросам взаимопомощи в случае возможной германской агрессии, однако к лету 1939 г. переговорный процесс зашел в тупик. Одновременно сначалом переговоров с Англией и Францией, с весны 1939г. СССР приступил к контактам с германской дипломатией о возможном сближении двух стран. Предварительные секретные переговоры с Германией завершились 23 августа 1939 г. подписанием министрами иностранных дел Германии (Риббентропом) и СССР (В.М. Молотовым) пакта о ненападениисроком на 10 лет. Договор содержал также дополнительный секретный протокол о разграничении сфер влияния Германии и СССР в Восточной Европе. Заключение советско-германского пакта прервало дипломатические контакты СССР с Англией и Францией, вслед за тем последовал отказ от антифашизма, что дезориентировало мировое коммунистическое движение. В соответствии с секретными статьями советско-германского пакта советское руководство приступило к расширению границ СССР. К СССР были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия, захваченные Польшей в 1920 г. 30 ноября 1939 г. СССР начал войну с Финляндией. Советско-финская война,к которой Красная Армия оказалась плохо подготовленной и понесла большие потери, завершилась подписанием мирного договора (от 12 марта 1940 г.), по которому к СССР отошли Карельский перешеек и ряд островов в Финском заливе. Совет Лиги Наций осудил действия Советского Союза, направленные против Финляндии и принял резолюцию об его исключении из состава организации. В июне 1940 г. (одновременно с наступлением германских войск во Франции) после предъявления ультиматумов правительствам Литвы, Латвии и Эстонии, на территорию прибалтийских государств были введены дополнительные войска. Использование силового давления способствовало формированию здесь правительств просоветской ориентации. С августа 1940 г. прибалтийские (теперь уже советские республики) вошли в состав СССР. Вслед за этим районы Бессарабии и Северной Буковины, оккупированные Румынией в 1918 г., также были присоединены к СССР. Внешнеполитические меры, предпринятые советским руководством, отодвинули, но не предотвратили войну. Заключение советско-германского пакта привело к прекращению всех дипломатических контактов между СССР, Англией и Францией. В результате нацистской дипломатии удалось не допустить создания единого антигитлеровского блока и заставить Сталина в обстановке развернувшейся мировой войны проводить политику умиротворения Германии, приняв участие в боевых действиях и выполняя все условия договора.

53)Лига наций - международная организация государств, существовавшая в период с 1919 г. по 1939 г. Согласно Уставу, Лига Наций имела целью своей деятельности развитие сотрудничества между народами и гарантию их мира и безопасности. В преамбуле к Уставу, который вступил в силу 10 января 1920 года говорилось: «Высокие Договаривающиеся Стороны, принимая во внимание, что для развития сотрудничества между народами и для гарантии их мира и безопасности важно принять некоторые обязательства не прибегать к войне, поддерживать в полной гласности международные отношения, основанные на справедливости и чести, строго соблюдать предписания международного права, признаваемые отныне действительным правилом поведения правительств, установить господство справедливости и добросовестно соблюдать все налагаемые договорами обязательства во взаимных отношениях организованных народов, принимающих настоящий Устав, который учреждает Лигу Наций». Устав Лиги наций //Версальский мирный договор /Под редакцией Ю.В. Ключникова и А.Сабанина.- М.: Издание Литиздата НКИД, 1925, C 7.

В Лиге наций нашли свое практическое выражение идеи и проекты, предлагавшиеся начиная с 17 в. вплоть до Первой мировой войны. Из 65 крупных государств, существовавших на планете в 1920, все, за исключением США и Саудовской Аравии (образованной в 1932), в тот или иной период состояли членами Лиги. Формально организация была ликвидирована 18 апреля 1946 г.(в связи с образованием ООН) решением специально созванной Ассамблеи.

Изучение вопроса истории Лиги наций дает возможность понимания более глубокой проблемы, а именно, как может неразработанность правовых основ крупной международной организации привести к невозможности ее противостояния на практике опять же крупным международным конфликтам.

Цель работы: изучить историю создания и функционирования организации - Лига наций.

Задачами по рассмотрению поставленной цели стали следующие вопросы: история создания международной организации по вопросам мира; характеристика структуры Лиги наций, в том числе анализ правового режима данной организации; рассмотрения практической деятельности Лиги и последствия этой деятельности.

Историография вопроса по данной теме не может быть признана обширной, по крайней мере в настоящее время. В годы между двумя мировыми войнами Лига наций была, конечно, в центре внимания. Тогда же и был опубликован Устав Лиги на русском языке. Устав Лиги наций //Версальский мирный договор /Под редакцией Ю.В. Ключникова и А.Сабанина.- М, 1925, C 7-15. Были изданы ряд трудов конкретно о Лиге наций. Иванов Л. Н. Лига нации.- М., 1929; Кольский А. Лига наций (Ее организация и деятельность).- М., 1934; Нотович Ф. Разоружение империалистов, Лига наций и СССР.- М. - Л., 1929. В дальнейшем вопросам Лиги уделялось внимание в крупных изданиях по проблемам международной внешней политики. История международных отношений и внешней политики СССР. т. 1.М., 1961; История дипломатии. 2 изд., т. 3, М., 1965.

Наши рекомендации