Классификация социальных институтов.
В зависимости от потребностей общества, удовлетворяемых СИ выделяют различные типы социальных институтов.
Так, Г.Спенсер выделил три типа социальных институтов:
1. СИ, отвечающие за продолжение человеческого рода (брак, семья, )
2. Производственные и распределительные социальные институты.(промышленность, рынок…)
3. Регулирующие социальные институты.(образование, политика, армия, государство, религия, полиция)
Более современным и общеупотребимым является деление СИ на:
1. Экономические, которые занимаются производством, обменом и распределением материальных благ и услуг. Они как правило формальны, закреплены в законах (банк, биржа, предприятие, рынок, ферма…)
2. Политические, связанные с установлением, поддержанием и исполнением власти.(государство, политическая партия, профсоюз, многопартийность, парламент…)
3. Социальные в узком смысле слова, регулирующие взаимодействия людей в семейно-бытовой сфере. (семья, брак, образование, здравоохранение, связь, сервис, транспорт, общественное питание…)
4. Культурные – регулируют отношения, связанные с производством, сохранением и распространением духовных ценностей. (религия, наука, художественные заведения, книжное издательство…)
Как правило один и тот же институт может выполнять несколько функций и иногда его сложно отнести к какому-либо виду. (типография заботится и о прибыли, и участвует в распространении художественной литературы…)
СИ можно условно разделить по длительности существования на :
1. современные – возникли недавно и мы можем назвать дату их появления (профсоюз, банк, институт президенства…)
2. исторические – возникли очень давно (собственность, брак, государство…)
По важности :
1. фундаментальные, первоочередные для существования общества. Меняется их форма, но они есть во всех культурах.(собственность, семья, язык, …)
2. институты второго плана, вспомогательные – могут присутствовать или нет. (банк, мода, профсоюз, дворянское собрание…)
В зависимости от сложности и размера:
1. сложные – сами состоят из более мелких социальных институтов. (образование состоит из вузов, техникумов, училищ, школ, те в свою очередь делятся на более мелкие подвиды учебных заведений)
2. простые – невозможно разделить на более мелкие институты. (столовая)
В зависимости от норм, регулирующих отношения людей:
1. официальные – базируются на нормах права и создаются государством.(банк, школа, тюрьма)
2. неофициальные – базируются на нормах морали, традициях, религии – если религия не является государственной и господствующей. (дружба)
Необходимо помнить об условности и относительности этих классификаций.
4.Понятие институционализации.
Институционализация представляет собой процесс придания различным типам социальной деятельности формы социальных институтов или, другими словами, процесс упорядочения, формализации и стандартизации социальных связей, замены спонтанного и экспериментального поведения на ожидаемое, предсказуемое. Т. е. Это возникновение, формирование и развитие СИ.
Процесс институционализации включает в себя несколько моментов:
1). Возникновение определенных общественных потребностей в новых типах социальной деятельности и соответствующих им социально-экономических и политических условий.
2). Развитие необходимых организационных структур и связанных с ними социальных норм и регуляторов поведения, создание материальной, финансовой базы. (совокупности людей и учереждений, наделённых материальными и финансовыми средствами для выполнения возложенных на него функций)
3). Интернализация индивидами новых социальных статусов и ролей, норм и ценностей, формирование на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий.
Другими словами образование СИ включает следующие этапы:
· возникновение потребности, удовлетворяемой совместными действиями;
· формирование общих целей;
· появление общих норм, правил, по которым удовлетворяются потребности;
· установление системы санкций для поддержания норм;
· создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов СИ.
Формирование СИ может происходить стихийно или сознательно. СИ – синонимы порядка в обществе. (драки переросли в спортивные соревнования, любознательность в науку…)
В рамках любого СИ действуют институционализированные роли – формализованные стандарты поведения. Они представляют собой наиболее постоянную в данном институте совокупность поведенческих ожиданий, отступления от которых наиболее сурово наказываются. (они опасны для общества, поэтому осуждаются). Институциональные роли постоянны (секретарь, жена). В рамках института обычно конфликтуют не личности, а проигрываемые ими роли. Безусловно, личность накладывает отпечаток на выполняемую ей роль, но и роль устанавливает рамки проявления индивидуальности.
В качестве признака институционализации социальной области можно рассматривать появление новой социальной общности, занятой специализированной деятельностью, появление социальных норм (в том числе юридически закрепленных), регулирующих эту деятельность, учреждений и организаций, обеспечивающих защиту определенных интересов. Так, образование становится социальным институтом, когда появляется особая социальная общность, занятая профессиональной деятельностью по обучению и воспитанию, получают развитие массовая школа, специальные нормы, регулирующие процесс передачи социального опыта.
Наряду с возникновением и развитием может происходить процесс разрушения СИ. Он носит название «деинституционализации». В первую очередь выражается в росте числа дисфункций и проявляется
· в неясности целей деятельности СИ;
· в понижении его социального авторитета;
· в текучести кадров;
· в трансформации отдельных функций в деятельность, направленную не на достижение реальной цели, а на поддержание собственного существования.
Внешнее проявление дисфункций выглядит как недостаток материальных средств, подготовленных кадров, нарастание организационных неурядиц. Теряется основное качество СИ – деперсонализация деятельности, т. е. Деятельность СИ не зависит от личностей тех, кто выполняет роли, присутствует объективно действующий механизм, обеспечивающий чёткое выполнение возложенных на институт задач. (меняются преподаватели, но школы выполняют те же задачи, что и 50 лет назад).
Неудовлетворение СИ социальной потребности вызывает к жизни новые силы, нормативно неурегулированные виды деятельности. Они на полу законных и незаконных основаниях восполняют дисфункцию СИ, вторгаясь во все сферы деятельности порождают имущественные, хозяйственные, административные, уголовные правонарушения, т.к. действуют вопреки нормам морали и права. Преступность сегодня в основном структурирована, организованна, имеет чёткую субординацию, дисциплину, распределение ролей, планируемость действий. Профилактику такой деятельности надо начинать с переориентации деятельности социальных институтов, чтобы они больше удовлетворяли имеющиеся социальные потребности, а так же создавать новые СИ и трансформировать имеющиеся социальные потребности, постепенно меняя общественное сознание при оценки данной потребности. (изменение отношения к браку, основанному на любви или на экономической выгоде).