Моральное руководство миром
Если мы решили развиваться, мы не должны повторять историю, а должны делать новую историю. Мы должны добавить нечто к тому наследию, которое оставили наши предки. Если мы можем делать новые открытия и изобретения в феноменальном мире, то почему мы должны заявлять о нашем банкротстве в духовной сфере? Разве невозможно умножить исключения до того, чтобы сделать их правилом? Разве всегда должен человек сначала быть животным, а потом уже человеком?
«Янг Индия» от 6 мая 1926 года.
Краткий обзор жизни и философии Махатмы Ганди показывает, что его долгая, семидесятидевятилетняя жизнь была серией экспериментов в духовной сфере. По единодушной оценке современников, он занимает место среди величайших людей всех времен не только потому, что явился родоначальником некоторых новых принципов, но и потому, что продемонстрировал в практической политике применимость моральных идей величайших мировых учителей прошлого.
Эти эксперименты, как мы видели, проводились Ганди почти с четырехсотмиллионным населением Южной Африки и Индии на протяжении полустолетия. Ганди всегда вел себя как скромный искатель истины и как экспериментатор в неизведанной области. И он был достаточно скромен, чтобы признать, что его достижения далеко не соответствовали идеалам. Эти успехи, которых он многократно добивался в различных сферах посредством безнасильственной борьбы против личных, социальных и политических зол, вселяли великие надежды как в него самого, так и в других мыслящих людей во всех частях света, среди которых находилось даже несколько крупных британских государственных деятелей, когда-то являвшихся противниками гандистского движения» 1.
—————
1 См. S. Radhacrishnan, Mahatma Gandhi, где содержится около ста очерков о жизни и деятельности Ганди, написанных выдающимися людьми мира.
Мир в настоящее время переживает последствия двух великих мировых войн, которые раскрыли животное в человеке и подорвали всякое доверие к его внутренней добродетели. Даже наиболее цивилизованные народы, применявшие насильственные методы для прекращения войны, были неодолимо вовлечены в еще более крупные войны и преступные акты, которые явились надругательством над их давно взлелеянными идеалами. Мир сейчас охвачен продолжительной и зловещей холодной войной, во имя которой даже наиболее мирные государства заняты хладнокровным изобретением самого мощного оружия истребления своих ближних. Теперь даже демократические правительства бессознательно пришли к применению автократических методов для сохранения демократии. Подвергавшиеся длительному испытанию гражданское население, сироты, вдовы, перемещенные лица, лица, понесшие тяжелые утраты, — все они в любой стране содрогаются при одной лишь мысли о новой войне.
Эксперименты Ганди на его безнасильственном жизненном пути в настоящий критический момент приобретают особо важное значение и взывают к дальнейшим испытаниям и применению их. Как искренний и смиренный приверженец истины, Ганди всегда обращался к своим коллегам — искателям истины в других странах, чтобы они испробовали у себя безнасильственные методы для решения собственных проблем и тем самым вызвали бы развитие еще более эффективных методов в соответствии с духом своего народа и местных условий.
Ганди очень сожалел о том, что, в то время как столь много человеческой энергии, времени и денег тратится на открытие истин внешней природы, так мало сделано для раскрытия и использования более глубоких истин человеческой природы. Даже наиболее передовые народы слепо принимают истину о животном в человеке, строят человеческие отношения на этой грубой основе и затем используют все научные таланты для усовершенствования разрушительных орудий, с тем чтобы держать это животное под угрозой применения насилия. В этом процессе убивания животного в неприятеле посредством применения насилия человек делает и себя и своего неприятеля еще более ужасным животным.
Как было видно из предыдущего изложения, социальные и политические эксперименты Ганди базировались на признании моральных основ человеческой природы и человеческого общества. Человеческий прогресс может быть обеспечен только при условии, если жизнь индивида, общества, страны и мира в целом все более и более будет строиться на основополагающих моральных принципах доверия, ненасилия, неприсвоения чужого, самоконтроля и необладания. Возрождение моральной жизни требует — как это стремился показать Ганди — прогрессивной перестройки социальной, экономической и политической жизни на моральных принципах. Поднятие общего жизненного уровня стало в настоящее время лозунгом Запада и Востока. Однако, хотя экономический прогресс является существенным для человека, это еще не все, что ему нужно. Односторонние устремления по линии экономических идеалов ведут мир к еще большим раздорам и несчастью. «Экономика, которая игнорирует или не принимает в расчет моральные ценности, — говорит Ганди, — ложна».
Даже беглый взгляд на современную жизнь в ее различных сферах показывает, как современный мир, нарушая основы моральных принципов, постепенно втягивается в безнадежное болото и как следующие одна за другой войны разрушают всюду моральные основы человеческого общества.
Растущее пренебрежение к доверию особенно ярко проявляется теперь в коммерческой жизни, где крикливые саморекламы сводят все к вопиющей лжи во имя конкуренции. Современная публицистика, будь то гражданская или военная, с помощью «передовых» психологических исследований совершенствуется в искусстве «стряпни» отборных полуистин и желанных умозрений, преподнося их, чтобы обмануть неискушенных, в привлекательном виде правдоподобных истин. Печальным результатом такого беспринципного метода является то, что даже простые, благородные, правдивые установки берутся в современном мире под сомнение. Нельзя отрицать того факта, что в настоящее время слово, данное выдающимся политическим деятелем, не внушает того доверия, каким пользовалось слово, данное простым неграмотным поселянином в стародавние времена. Какое же, спрашивается, может быть национальное или интер-
национальное взаимопонимание в мире все возрастающей лжи и недоверия?
Пагубные результаты насилия в современном мире слишком очевидны и не требуют особого доказательства. Однако необходимо отметить некоторые особенно плачевные явления. Огромные города, возникшие благодаря централизации власти, широко развитой промышленности и коммерции, послужили источником одновременного развития крупных центров преступности и всякого рода подонков общества, которые, используя научные данные для своих преступлений, игнорируют общественные правопорядки. Но наибольшее беспокойство общества вызывает новейшая тенденция причинять страдания невинным детям, женщинам и мужчинам со стороны «научно-оснащенных» ружьями банд несовершеннолетних, возникших в деморализующей атмосфере последней мировой войны, которая развязала все насильственные импульсы человеческой природы. Уместно напомнить, что гитлеровское движение в Германии началось с организации молодежи, деморализованной последствиями первой мировой войны. В свете современного научного ведения войны (в противоположность рукопашному бою в древние времена) самым ужасным является то, что сражающийся, нажимая какую-нибудь кнопку, не чувствует проявления насилия и даже не представляет себе, какие неисчислимые разрушения жизни и материальных благ он где-то производит.
Эксплуатация одних групп другими и одних стран другими является нарушением морального принципа «не укради» в понимании Ганди. Несправедливое распределение богатства как результат эксплуатации представляет собой источник политической борьбы и революций, которые потрясли современный мир и насильственно толкают его к более равномерному распределению материальных благ. Но это составляет величайшую угрозу для свободы инициативы. Такие явления не могут прекратиться до тех пор, пока свобода инициативы будет означать свободу «делать деньги» так, как кому вздумается.
Неприменение на практике принципа «необладания», или добровольного отказа от излишков богатства в обществе, чему благоприятствует свобода инициативы, яв-
ляется причиной растущего неравенства и последующих требований со стороны беднейших классов об установлении государственного контроля в том или ином виде и даже о полном обобществлении всех источников богатства. Коррупция в общественной жизни, даже среди высших официальных лиц, — другое отвратительное проявление бесконтрольной жадности обладания.
Отсутствие самоконтроля вообще и сексуальная не воздержанность в частности стали обычным и даже развивающимся явлением в современной жизни всех частей света, находя свое выражение во многих болезненных явлениях общественного разложения. Бесконтрольное потворство употреблению возбуждающих средств и наркотиков, легкомысленная тяга ко всему волнующему, к сенсациям, похотливое обращение к сексуальным инстинктам, бесшабашные отношения полов и т. п. — все это ярко проявляется в современной жизни, в искусстве и литературе. Но, что еще хуже, все это часто рационализируется и оправдывается разными полуассимилированными гипотезами психопатологии и афишируется как признаки модернизма и прогресса. Однако гибельные последствия, несомненно, выявляются в увеличении случаев невроза, депрессий, распада семьи, незамужнего материнства и других печальных явлений, которыми изобилует современное общество.
Во всех этих патологических явлениях моральной жизни Восток и Запад, к сожалению, следуют одному и тому же образцу. Полный благоговейного страха перед чудовищной техникой и материальным прогрессом Запада, Восток потерял доверие к своему собственному моральному и духовному наследию и слепо следует за Западом — будь то восточный Запад или западный Запад, все равно.
Как ни печальна картина современного упадка, реалистический диагноз этих болезней и твердая уверенность в их преодолении могут проложить дорогу к выздоровлению. По научным данным, человек прожил на Земле по крайней мере два миллиона лет. За этот невероятно длинный период он должен был пройти и преодолеть многие кризисы. Факторы, которые физически и морально помогали человеку выжить, также выжили и сохранялись в веках. Основные принципы морали, встречающиеся в каждом человеческом обществе и во всех
религиях мира, представляют собой те драгоценные принципы, которые объединяли человека и спасали его от гибельных пороков. Человек может пережить также и современный кризис, если твердо решит во всех сферах своей жизни практически применять моральные идеалы.
Как нечто ободряющее следует помнить, что этическая и духовная весна человеческой жизни еще не совсем развилась. Это она, даже под давлением тяжелых обстоятельств, предупредила полное разложение общества и уничтожение людей. Теперешний моральный кризис происходит в связи с появлением многих новых моральных проблем, вызванных слишком стремительным развитием науки и техники и индустриализации общества, а также слишком быстрых средств связи между различными нациями благодаря быстроте передвижения. Человечество еще не имело достаточно времени для приложения морали к подавляющей атмосфере новых истин о природе и уме и не имело времени, чтобы организовать благоразумный контроль над огромными физическими силами, пробужденными техникой. Настоящий кризис — это сигнал об опасности, который настоятельно призывает к развитию моральных сил соразмерно с физическим и умственным развитием.
Что основные моральные инстинкты все еще действенны, это можно наблюдать в различных общественных кругах и даже на последних страницах газет, которые часто излишне подчеркивают зло века, печатая все общественные скандалы на первых страницах. Если рассказы о жестокости, коррупции и жадности под крупным заголовком свидетельствуют о моральном хаосе, то мы еще можем преодолеть чувство отвращения, если обратимся к таким вещам, как рассказ о мальчике, — обладавшем состраданием Будды, — который с риском для собственной жизни прыгнул в ледяной Харлем, чтобы спасти тонущую собаку1. Рассказ о двух перевозчиках мебели, нашедших тысячу долларов и возвративших их через полицию, в то время как у них самих было на двоих
—————
1 В «Нью-Йорк санди ньюс» от 25 ноября 1951 года была напечатана следующая заметка: «Джо Мак Леон, 14 лет, увидел в холодной реке Харлем, протекающей посредине нью-йоркского Сити, тонущую собаку. Джо разделся до трусиков, прыгнул в воду и вытащил собаку на берег. Причина: Джо любит собак».
лишь один доллар и один цент 1; рассказ о дельце, который тридцать лет назад завещал держать в тайне, что он две трети своего дохода отдал на народное благосостояние, что составило сумму в 30 млн. долларов 2, и т. д. Имя им — легион, мы должны лишь видеть их.
Описанная здесь история жизни Ганди также является убедительным для нашего скептического века примером того, что высокие моральные идеалы Будды, Сократа, Иисуса и других великих учителей прошлого могут практически применяться во всех сферах жизни, включая и обычно аморальную сферу политики. Последовательные усилия Лиги Наций и Организации Объединенных Наций также порождают надежду, поскольку они способны пробудить и мобилизовать моральную поддержку различных наций, предупреждающих создание сильных блоков, базирующихся на интригах, эксплуатации и общности врагов.
Человек может существовать только при условии, если он верит в самого себя. Именно благодаря такой вере и решимости Ганди, рожденный обыкновенным человеком, сделал себя великим, стал моральным руководителем миллионов людей и достиг с помощью методов истины и любви того, что в современном веке выглядит как чудеса. Его хорошо начатая, но незавершенная работа взывает к каждому обыкновенному мужчине и женщине мира — в особенности к юношам этого нового мира, полного духа новой предприимчивости, взять в свои руки моральное руководство миром. Это моральное руководство не является навязыванием чьей-либо воли другим, а заключается в установлении царства разума и любви над слепыми эгоистическими страстями. Это процесс бессознательного преобразования других и руководства ими при одновременном сознательном преобразовании самого себя. Это путь жизни, который предоставляет все увеличивающиеся благоприятные возможности
—————
1 Джозеф и Петер Дэли, перевозчики мебели: они вернули через полицию 1000 долларов, найденные в диване, который они перевозили из одной нью-йоркской квартиры. В это время оба они имели 1 доллар и 1 пенс».
2 «Нью-Йорк таймс» от 18 февраля 1952 года напечатала заметку о Джордже Роберте Уайте, последнем президенте «Кутикура соот корпорэйшн». Его тайное завещание стало известным только теперь, по прошествии тридцати лет со дня его смерти в 1922 году.
для самосовершенствования посредством служения ближним. Это вечный процесс совершенствования, который с незапамятных времен продолжает вести человечество через испытания, ошибки, неудачи и победы. Современное поколение, если захочет, может ускорить этот процесс и наслаждаться миром, создавая все более и более прочный мир и счастье как для себя, так и для будущих поколений.
БИБЛИОГРАФИЯ
Agarwal, Shriman Narayan, The Gandhian Plan of Economic Development for India. (Foreword by Mahatma Gandhi.) Bombay, Padma Publications, Ltd., 1944.
Bose Nirmal Kumar, ed. Selections from Gandhi. Ahmedabad, Navajivan Pub. House, 1948.
Fischer Lovis, The Life of Mahatma Gandhi. New York, Harper, 1950.
Gandhi Mohandas Karamchand. Gandhi's Autobiography; The Story of My Experiments with Truth. (English Translation.) Ahmedabad, Navajivan Pub. House, 1940. American edition by the Public Affairs Press.Washington, D. C, 1948.
Gandhi, Mohandas Karamchand. Hindu Dharma. Ahmedabad, Navajivan Pub. House, 1950. A collection of Gandhi's writings on Hinduism.
Radhakrishan, Sarvepalli. Mahatma Gandhi. G. Allen and Unwin, Ltd., London, 1949. About 100 essays on his life and work by eminent thinkers of the world.
Rolland, Romain. Mahatma Gandhi: The Man Who Became One with the Universal Being. Tr. by Catherine D. Groth. New York and London, The Century Co., 1924.
СОДЕРЖАНИЕ
От редакции ........................................................................................................ 5
Введение ............................................................................................................ 9
Предисловие автора .......................................................................................... 11
1. Истоки философии Ганди ............................................................................... 13
2. Бог, мир и человек ......................................................................................... 28
3. Мораль, общество и политика ........................................................................ 74
4. Моральное руководство миром .................................................................... 140
Библиография .................................................................................................. 148
Д. Датта
ФИЛОСОФИЯ МАХАТМЫ ГАНДИ
Редактор Ф. Н. ГРЕЦКИЙ
Художественный редактор Б. И. Астафьев
Технический редактор Н. А, Иоелева
Корректор Р. Г. Панфилова
Подписано к печати 24/III —1959 г.
Сдано в производство 27/III —1959 г.
По оригиналу-макету
Бумага 84Х108 1/32=2,4 бум. л. 7,8 печ. л.
Уч.-изд. л. 7,6. Изд. № 14/4870.
Цена 4 р. 55 к. Зак. 274.
ИЗДАТЕЛЬСТВО
ИНОСТРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Москва, Ново-Алексеевская, 52
20-я типография Московского
городского совнархоза
Москва, Ново-Алексеевская, 52