Французская периодическая печать в первой половине ХХ в
24.Основную массу периодики составляли многочисленные специализированные издания. В «Ежегоднике французской прессы» за 1914 г. их перечень занимает 300 страниц: это были газеты для авто- и авиалюбителей, для посетителей ипподромов, юристов, военных всех рангов, финансистов, торговцев, коммивояжеров и пр. и пр. Существовала даже «Газета кормящих женщин». Еженедельники, ежемесячники и листки различной периодичности, для разных возрастов, полов, вкусов, профессий. Растет число иллюстрированных изданий: этот отряд из 250 названий возглавлял «Иллюстрасьон» — еженедельник с тиражом в 100 тыс. экз. Их распространению способствовала сконструированная в 1892 г. Маринони новая печатная машина, дававшая 12 тыс. шестикрасочных иллюстраций в час.
Выросла печать и в колониях Франции. К 1914 г. на французском языке в Алжире выходили 9 ежедневных газет, 3 — на Мадагаскаре, 7 — в Индокитае, по одной в Гваделупе, Сенегале и Новой Каледонии.
Накануне первой мировой войны Париж и провинция выпускали ежедневно более 8 млн экземпляров газет, каждый из которых предположительно прочитывался в среднем пятью читателями. Этот рекорд распространения ежедневных газет не только не был побит во Франции, но, напротив, несмотря на рост населения в последующем, такое распространение сокращалось.
Война 1914 г. вызвала как резкое сокращение числа выпускаемых газет и их объема, так и изменения в их оформлении и содержании. Трудности военного времени: мобилизация значительной части служащих, ограничения бумаги, трудности с транспортом, сокращение рекламных поступлений, наконец, строгая цензура информационных сообщений — все это отражалось на положении прессы с первых же дней войны.
Необходимость регулирования деятельности прессы в военных условиях вызвала к жизни в 1916 г. Межминистерскую Комиссию по делам печати (которая занималась распределением бумаги, выравниванием цен на газеты, установлением максимального их объема и т.д.), преобразованную позднее, в 1918 г., в Национальную службу печати (O.N.P.) — первое паритетное учреждение, деятельность которого фактически распространилась на все административные и финансовые проблемы печати.
Уже с августа 1914 г. военный министр приказал парижскому префекту полиции самым срочным образом сообщить прессе запрещение правительства публиковать какое-либо сообщение относительно военных событий, помимо тех, которые будут исходить от Пресс-бюро при военном министерстве. Частой гостьей на страницах газет становится карикатурная фигура «Анастезии» угрюмой старухи, похожей на сову с длинным носом в виде цензорских ножниц. Рядом с ней обычно стояло ведерко с белой краской, которой она закрашивала газетные колонки. Эти колонки, кстати, и становились обычным местом ее обитания.
Все эти трудности не коснулись лишь «большой четверки». «Птипаризьен» довела свой тираж до 2 млн. экземпляров. Одного миллиона достиг к 1918 г. тираж «Матен». «Птижурналь», хотя и потеряла часть читателей, все же держалась на уровне 500 тыс. До 1917 г. уверенно шла вперед и «Журналь». Благодаря своей ура-патриотической позиции имела превосходные отношения с Генеральным штабом «Эко де Пари», и ее тираж быстро вырос до 400 тыс.
«Канараншен». Сатирическая газета во главе с Морисом Марешалем благодаря своему фрондерскому духу, обостренному чувству французского индивидуализма, отказавшаяся от всякой рекламы, с первых же номеров завоевала сердца десятков тысяч читателей. В течение всего последующего существования и до наших дней «Канараншене» занимает самое видное место в рядах сатирической политической прессы Франции.
Среди «окопных» изданий были «Байонет» и «Мо», которые выступали с антивоенных позиций. Но в окопах имели хождение и «патриотические» листки с характерными заголовками: «Храбрец», «Смех под взрывы», «С ними будет покончено!».
Активизация пацифистского движения после Кинтальской конференции в 1916 г. вызвала к жизни ряд газет этого направления. Группа европейских социалистов, в которую входили три французских парламентария» начала издавать 1 мая 1916 г. газету «Ваг».
Жан Лонге в «Попюлер де Пари» и А. Фабр в «Журнальдюпепль» также отстаивали пацифистские лозунги. С приходом к руководству «Юманите» Марселя Кашена в октябре 1918 г. позиция газеты меняется. С этого времени тон в редакции задают социалисты левого крыла, такие как РаймонЛефевр, Анри Барбюс, Поль Вайян-Кутюрье и др.
В день подписания перемирия — 11 ноября 1918 г. — «Птипаризьен» вышла трехмиллионным тиражом. Она и стала во главе буржуазной прессы, активно поддерживавшей группировку буржуазных политических партий — Национальный блок — в первой послевоенной избирательной кампании.
Накануне второй мировой войны правительство Далладье запретило в августе 1939 г. сначала «Юманите» и «Се суар», а затем и все остальные коммунистические издания, лишив тем самым ФКП важнейшего орудия работы в массах
Лишь в июне 1940 г., накануне оккупации Парижа одни газеты закрываются, другие начинают «великий исход», направляясь в Бордо, Лион, Клермон-Ферран и далее на юг. После подписания позорного перемирия, в результате которого были оккупированы две трети территории Франции, включая Париж, страна оказалась разделенной на две зоны, где условия для деятельности печати были различны. В северной зоне был установлен режим, провозгласивший своей официальной политикой коллаборационизм, т.е. «сотрудничество» между правительством Петена, находившемся в г. Виши, и гитлеровскими оккупантами. Соответственно, все издания, выходившие в этой зоне, находились под контролем службы пропаганды немецкого военного командования, руководимой, в свою очередь министерством пропаганды Геббельса.
Вишистский режим поддерживал лишь те организации и газеты, которые строго следовали политике коллаборационизма(осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом, в его интересах и в ущерб своему государству.) и способствовали укреплению собственного, французского фашизма
Открытую поддержку режиму оказывала газета «Нувотан», этот «серьезный» представитель коллаборационистской прессы, официоз немецкого посольства в оккупированной Франции. Ее директор Жан Люшер, организатор фашистской «Национальной корпорации французской прессы», был одним из немногих одиозных журналистов, кто был расстрелян за предательство после освобождения Франции, так же как и РоберБразийяк, выпускавший вновь «Же сюи Парту» — наиболее, пожалуй, ярую сторонницу коллаборационизма.
Агентство Гавас было разделено: его рекламную сферу взяли под свой контроль нацисты, а информационную часть правительство Виши национализировало и объединило с «Французским агентством информации и печати», созданным опять-таки немцами в качестве филиала нацистского агентства «Дойченахрихтен бюро».
Газеты южной зоны Франции, и без того испытывавшие давление службы пропаганды немецкого военного командования, после 11 ноября 1942 г., когда оккупация распространилась на всю страну, попали в те же условия, что и печать северной зоны, Созданный на юге Франции «Легион бывших фронтовиков» всю свою деятельность, в том числе в области печати, направляет на сбор информации, необходимой для укрепления режима Виши.
Многие газеты с этого момента прекращают свой выход: одни сразу, другие, спустя некоторое время. Но оставалось еще большое число газет, оставшихся в рядах коллаборационистских изданий.
В тяжелейших условиях подполья партия продолжала выпускать свой центральный орган — газету «Юманите». Удавалось налаживать нелегальное распространение и других партийных изданий, все содержание материалов которых было направлено на организацию движения Сопротивления, на скорейшее освобождение Франции.
К лету 1943 г. были достигнуты большие успехи в деле объединения многочисленных и зачастую разношерстных групп и организаций в единый Национальный Совет Сопротивления (НСС). ФКП вошла в него как одна из крупнейших политических партий.
Изменения, произошедшие во французской печати в результате запрещения коллаборационистских газет и поддержке, оказанной на первых порах демократической печати, дали повод многим исследователям говорить о ренессансе французской печати, даже о создании «новой прессы». Однако последующие события, возрождение запрещенных газет под новыми названиями, возвращение прежних хозяев прессы на арену, усиливающееся стремление буржуазии к ограничению демократических свобод и подавлению прогрессивной печати — все это заставляет делать серьезные оговорки, оценивая «новизну» вновь складывающейся системы буржуазной печати во Франции.