Панегирик. Речь прочтена на Олимпийском празднике.
Часто удивлялся я на организаторов всенародных праздничных собраний, что они выдающиеся физические качества таких больших наград удостаивали, а тем, которые индивидуально потрудились для общего блага и все стремления направили к тому, чтобы и всем другим быть в состоянии оказать пользу, этим людям никакого почета не воздавали; об этих последних людях им естественнее было бы больше проявить заботы; ведь что касается атлетов, то, если бы даже они получили двое больше силы, ничего не прибавилось бы всем прочим, а от умно мыслящего даже одного человека все извлекли бы пользу, желающие приобщаться ею образу мыслей. Однако я не пал духом и не предпочел безразличное отношение, но, признав достаточной наградой для себя будущую славу благодаря этой речи, выступаю с советом и относительно войны против варваров, и относительно согласия среди нас самих: причем мне небезызвестно, что многие из выдававших себя мудрецами уже набросились на эту тему; но я надеюсь превзойти прочих, благодаря чему всем другим покажется, что ничего никогда не было сказано об этих вещах, а вместе с тем я признал, что самые лучшие из речей — те, которые трактуют о важнейших вопросах, речи, которые и ораторов больше других на вид выдвигают, и слушателям больше других пользу приносят; одна из таких речей и эта. Да и удобный момент еще не миновал, когда было бы уже напрасно и напоминать об этом; ведь тогда следует прекращать речь, тогда или данные события не будут иметь места и больше не явится необходимость обсуждать их, или если речь покажется такой совершенной, что не оставит возможностей другим ораторам что-нибудь прибавить. А пока события находятся в прежнем состоянии, сказанное же по этому поводу слабо, как после этого глубоко не обдумать эту мою речь, которая, если будет иметь успех, и от междоусобной войны, и от настоящего тревожного положения, и от величайших бед нас избавит? Кроме того, если никоим образом иначе нельзя было бы освещать одни и те же события, как только в одной форме, то могло бы прийти кому-нибудь в голову, что излишне, говоря в той же форме, в какой говорили другие, снова надоедать слушателям; но так как природа речей такова, что является возможность об одних и тех же предметах трактовать на разные лады, важные вещи делать маловажными, незначительным придавать значение, старое представлять по-новому, а о недавно происшедшем сказать по-старому, в таком случае больше нельзя избегать говорить о том, о чем раньше сказали другие, но лучше их следует попытаться сказать.
(Исократ, 436 –338 гг. до н. э.)
Задание 3
Приведите примеры слабых и сильных аргументов. Что создает помехи в восприятии аргументации?
Задание 4
Раскройте скобки, выбирая подходящее слово. Обоснуйте свой выбор. За справками обращайтесь к словарям.
1. (Исполнительская, исполнительная) власть на местах должна активизировать свою работу. 2. Качество холодильника улучшено за счёт некоторых (конструкторских, конструктивных) решений. 2. Такая (планировка, планирование) сроков выполнения работ оказалась преждевременной. 4. От разгоревшегося (пожарища, пожара) посветлело на улице. 5. Многие наши фильмы получили (большую признательность, большое признание) за рубежом. 6. Ниже своих возможностей (сработали, работали) в декабре строители. 7. С (большой раздражительностью, большим раздражением) встретил критику в свой адрес студент. 8. В конце книги был приведён список (рекомендательной, рекомендуемой) литературы. 9. (Решимость, решительность) его поступка удивила всех. 10. На (сборочном, сборном) пункте было много народу, но работы ещё не начиналась. 11. Он (сыскал, снискал) к себе уважение и добрую славу как новатор, как человек творческой мысли.
Задание 5
Сопоставьте рекомендации по ведению спора, предложенные Д. Карнеги («Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей») и С.И. Поварниным («Спор. О теории и практике спора»).
Вариант 4
Задание 1
Подготовьте обвинительную речь по материалам, приведенным в заметке «Страшная месть».
«Страшная месть».
Татьяна Спиридонова прощалась, уходя с заседания суда, с мальчиками-сыновьями. Они рыдали горько, не в состоянии по малолетству понять всю трагедию случившегося, но чувствующие и осязающие дыхание большой беды. Им еще предстоит мыкать горе. Очень рано судьба столкнула их со страшной стороной взрослой непонятной, жестокой жизни.
Мать Татьяны не смогла сказать дочери на прощанье ни слова: после оглашения приговора ее, бесчувственную, вынесли из зала суда.
Татьяна прошла мимо односельчан, мимо просто любопытных, пришедших взглянуть на женщину, лишившую жизни мужа, шагнула в ту, другую жизнь. Годы и годы ей придется провести за колючей проволокой. Шагнула, говоря словами характеристики, хорошей матерью.
Такого ЧП не припомнят и старожилы Переясловки. Жена руками задушила своего родного мужа. Следствие, а затем и народный суд содеянное признали умышленным.
Материалы подобного разбирательства свидетельствуют о том, что на протяжении ряда лет В. Спиридонов увлекался спиртными напитками, наносил оскорбления жене, проявлял агрессивность не только по отношению к супруге, но и к теще. Из-за пьянок в семье часто возникали ссоры. То же самое произошло и 28-го декабря минувшего года. Не станем вдаваться во все тонкости семейной жизни и последнего его дня. Только скажу: пьянка и ссора с женой была роковой. Произошла страшная месть за все то, что пришлось терпеть во время супружеской жизни.
Сегодня вдова пояснила суду, что она не имела умысла на убийство мужа. Она хотела успокоить его буйство, как это не раз делала раньше. Оградить свою мать и детей от нападок мужа. Однако сдавливание горла оказалось настолько сильным, что привело к смерти.
Совершив тяжкое преступление, жена решила скрыть это. Своей матери, которая в этот день была в семье, сказала, что муж уехал, а куда, не знает. То же самое говорила и сельчанам, кто интересовался. Люди верили ей. А верили потому, что у покойного при жизни были выезды к брату в село соседнего района.
О случившемся Татьяна не заявила ни в сельсовет, ни в правоохранительные органы, а попросила одного молодого человека съездить в Красноярск и сообщить ее брату. Просьба женщины была выполнена. Брат посоветовал сестре увезти труп ее мужа в поле и сжечь. 30-го декабря брат с гонцом труп, завернутый в ткань, из сарая погрузили в сани и увезли в поле. Обложив его сеном и облив бензином, красноярец поджег труп. Посидев несколько минут у необычного костра, люди вернулись в село.
На следующий день они решили снова навестить усопшего и посмотреть плоды своей работы. На всякий случай прихватили канистру солярки. Останки Спиридонова обильно полили соляровым топливом и снова подожгли...
Как и в других, в этой семье тоже встречали Новый год. Только в отсутствие хозяина. Бывший глава семьи, обгоревший, две недели лежал на доске у одного колка. Никому не нужный и всеми забытый. И сколько бы он почивал на снежной «перине», если бы не случайная находка «уехавшего» человека. Итак, тайна стала явной. Состоялось судебное заседание по рассмотрению дела об убийстве B.C. Спиридонова. Все виновные понесли соответствующее наказание. Татьяна чуть ли не до конца 2000-го года будет находиться в заключении, в разлуке с сыновьями, матерью и братьями
Татьяна по-своему выбрала путь спасения детей. Но он ложный. Куда легче были бы сделать развод с бывшим мужем и остаться с сыновьями. Об этом ей говорили и родные. Но она верила раскаяниям мужа и прощала ему нанесенные ей обиды, оскорбления и побои. Но пришла пора: чаша терпения переполнилась. Союз супругов расторгнут. Но как? Один в могиле, другая в казенном доме, а дети где? Кто им заменит мать, отца?
Если Спиридонов характеризуется больше с отрицательной стороны, то Татьяна — с положительной. Она спокойная, общительная, подтянутая, трезвенница, добросовестно относилась к труду, хорошая мать.
Как хочется пожелать ей не озлобиться, найти в себе силы, выстоять, искупить вину перед людьми, убиенным, детьми, матерью, совестью. Мне жаль эту женщину. За то, что не цвела в замужестве. За то, что не смогла найти выход из своего нескладного существования.
Задание 2
Заполните таблицу и запомните особенности аргументации в аудиториях различного типа
Тип аудитории | Способ аргументации | Расположение главного тезиса | Эмоциональность/ рациональность | Количество рассматриваемых вопросов | Темп речи | Опор на наглядность |
Молодежная | ||||||
Среднего возраста | ||||||
Старшего возраста | ||||||
Доброжелательная | ||||||
Критически настроенная | ||||||
Подготовленная | ||||||
Неподготовленная | ||||||
Образованная | ||||||
Малообразованная | ||||||
Гуманитарная | ||||||
Техническая | ||||||
Заинтересованная | ||||||
Нейтральная | ||||||
Враждебная |
Задание 3
Раскройте стратегию и тактику речевого поведения какого-либо современного оратора (по материалам средств массовой информации).
Задание 4
Докажите или опровергните приведенное ниже мнение П. С. Пороховщикова («Искусство речи на суде»).
..У искусных ораторов они (цитаты и афоризмы. — Сост.) служат как бы заглавием или эпиграфом каждого отдела речи... Люди малоразвитые так боятся парадоксов... Общие мысли привлекательны для слушателей еще и тем, что в них сказывается личность оратора;
Кто говорит... промедление смерти безвозвратной подобно, тот выдает себе свидетельство о бедности: он знает в истории только то, что слышал от других, а хочет показаться ученым;
Не называйте ни Толстого, ни Достоевского: говорите от себя... Им (Кони, Андреевскому. — Сост.) это можно, а нам с вами нельзя...»
Задание 5
Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства, используемые прокурором Н.В. Муравьевым.
«При одном имени каждого из дел разом всплывают своеобразные, драгоценные своею жизненностью яркие типы зла, поднятые ими из мутной воды современного общества»;
«Действительно. Показания подсудимых, их сознание, их запирательство и ложь, их недомолвки и молчание, показания потерпевших и простых свидетелей под присягой и без присяги, и протоколы обысков и осмотров, и вещественные доказательства самых разнообразнейших разрядов и значений – всё безграничной вереницей проходило перед вами на судебном следствии.
Таковы доказательства, такова твердая почва, на которой стоит обвинение. Обратимся же к обозрению возведенного на этой почве колоссального здания преступлений. От фундамента до вершины, от деталей до целого, камень за камнем мы должны рассмотреть его. Только тогда будем мы в силах разрушить его, только тогда, обращенные в прах, скоро изгладятся самые следы его темного существования»
Вариант 5
Задание 1
Подготовьте защитительную речь по материалам, приведенным в заметке «Страшная месть».
«Страшная месть».
Татьяна Спиридонова прощалась, уходя с заседания суда, с мальчиками-сыновьями. Они рыдали горько, не в состоянии по малолетству понять всю трагедию случившегося, но чувствующие и осязающие дыхание большой беды. Им еще предстоит мыкать горе. Очень рано судьба столкнула их со страшной стороной взрослой непонятной, жестокой жизни.
Мать Татьяны не смогла сказать дочери на прощанье ни слова: после оглашения приговора ее, бесчувственную, вынесли из зала суда.
Татьяна прошла мимо односельчан, мимо просто любопытных, пришедших взглянуть на женщину, лишившую жизни мужа, шагнула в ту, другую жизнь. Годы и годы ей придется провести за колючей проволокой. Шагнула, говоря словами характеристики, хорошей матерью.
Такого ЧП не припомнят и старожилы Переясловки. Жена руками задушила своего родного мужа. Следствие, а затем и народный суд содеянное признали умышленным.
Материалы подобного разбирательства свидетельствуют о том, что на протяжении ряда лет В. Спиридонов увлекался спиртными напитками, наносил оскорбления жене, проявлял агрессивность не только по отношению к супруге, но и к теще. Из-за пьянок в семье часто возникали ссоры. То же самое произошло и 28-го декабря минувшего года. Не станем вдаваться во все тонкости семейной жизни и последнего его дня. Только скажу: пьянка и ссора с женой была роковой. Произошла страшная месть за все то, что пришлось терпеть во время супружеской жизни.
Сегодня вдова пояснила суду, что она не имела умысла на убийство мужа. Она хотела успокоить его буйство, как это не раз делала раньше. Оградить свою мать и детей от нападок мужа. Однако сдавливание горла оказалось настолько сильным, что привело к смерти.
Совершив тяжкое преступление, жена решила скрыть это. Своей матери, которая в этот день была в семье, сказала, что муж уехал, а куда, не знает. То же самое говорила и сельчанам, кто интересовался. Люди верили ей. А верили потому, что у покойного при жизни были выезды к брату в село соседнего района.
О случившемся Татьяна не заявила ни в сельсовет, ни в правоохранительные органы, а попросила одного молодого человека съездить в Красноярск и сообщить ее брату. Просьба женщины была выполнена. Брат посоветовал сестре увезти труп ее мужа в поле и сжечь. 30-го декабря брат с гонцом труп, завернутый в ткань, из сарая погрузили в сани и увезли в поле. Обложив его сеном и облив бензином, красноярец поджег труп. Посидев несколько минут у необычного костра, люди вернулись в село.
На следующий день они решили снова навестить усопшего и посмотреть плоды своей работы. На всякий случай прихватили канистру солярки. Останки Спиридонова обильно полили соляровым топливом и снова подожгли...
Как и в других, в этой семье тоже встречали Новый год. Только в отсутствие хозяина. Бывший глава семьи, обгоревший, две недели лежал на доске у одного колка. Никому не нужный и всеми забытый. И сколько бы он почивал на снежной «перине», если бы не случайная находка «уехавшего» человека. Итак, тайна стала явной. Состоялось судебное заседание по рассмотрению дела об убийстве B.C. Спиридонова. Все виновные понесли соответствующее наказание. Татьяна чуть ли не до конца 2000-го года будет находиться в заключении, в разлуке с сыновьями, матерью и братьями
Татьяна по-своему выбрала путь спасения детей. Но он ложный. Куда легче были бы сделать развод с бывшим мужем и остаться с сыновьями. Об этом ей говорили и родные. Но она верила раскаяниям мужа и прощала ему нанесенные ей обиды, оскорбления и побои. Но пришла пора: чаша терпения переполнилась. Союз супругов расторгнут. Но как? Один в могиле, другая в казенном доме, а дети где? Кто им заменит мать, отца?
Если Спиридонов характеризуется больше с отрицательной стороны, то Татьяна — с положительной. Она спокойная, общительная, подтянутая, трезвенница, добросовестно относилась к труду, хорошая мать.
Как хочется пожелать ей не озлобиться, найти в себе силы, выстоять, искупить вину перед людьми, убиенным, детьми, матерью, совестью. Мне жаль эту женщину. За то, что не цвела в замужестве. За то, что не смогла найти выход из своего нескладного существования.
Задание 2
Выберите дискуссионную статью из газеты или журнала. Подчеркните в ней аргументы и определите их типы. Докажите, ссылаясь на характер аргументов, что все написанное в статье: а)правда, б)ложь, в)полуправда-полуложь.
Задание 3
Прочитайте варианты текста лекции и определите способ изложения материала в каждом из них (индуктивный или дедуктивный)
Известный ученый Лев Николаевич Гумилев в книге «Этногенез и биосфера Земли», давая определение этнического стереотипа поведения, писал, что когда члены одного этноса вступают в контакт с членами другого этноса, то первое, что их удивляет, а иногда шокирует, - это нормы отношений, принятые в другом этносе. Примеров этому множество. Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы же, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам и т.д.
Известный ученый Лев Николаевич Гумилев в книге «Этногенез и биосфера Земли» привел серию любопытных примеров. Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы же, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам и т.д. Традиции одного народа (этноса) воспринимались другим как чудачества. Другой же народ считал их единственно возможным способом общежития и вовсе ими не тяготился. Причину этого Л.Н. Гумилев видел в существовании этнического стереотипа поведения.
Задание 4
Заполните таблицу.
Приемы начала выступления
Во вступлении (после обращения) можно использовать следующие приемы | Цель | Нельзя |
Задание 5
Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения.
Респондент, инвестор, прерогатива, квота, аудитор, эксклюзивный, апеллировать, мораторий, менталитет, вердикт, адекватный, идентичный, инфантильный, амбиция, лексикон, мемуары, пунктуальный, фауна, флора, реставрация.
Задание 6.
Составьте речь на тему «Терроризм – тяжелое социальное зло нашего времени». Введите в срединную (основную) часть речи рассуждение, описание, повествование, разделение, отступление (в любом порядке).
Вариант 6
Задание 1
Прочитайте фрагмент речи П.Л.Капицы «Профессор и студент». Сформулируйте тезис, который доказывает оратор. Назовите аргументы, которые приводит оратор в доказательство своего тезиса, и определите их вид.
Как обеспечить, чтобы в вузе читали курс лучшие профессора, лучшие преподаватели, лучшие ученые? Казалось бы, можно было бы использовать современную технику, скажем, сделать кинофильм, в котором лектор, самый крупный ученый в данной области (или даже группа ученых), будет рассказывать студентам физику, или химию, или математику.
Конечно, это привлечет лучших профессоров к преподаванию студентам. Но посмотрим, что из этого получится на самом деле…
…Такая система, конечно, нелепа. Вы представьте себе, что в институте вместо профессуры стоят одни киноаппараты и ходят только студенты и киномеханики. Это будет исключительно скучное и темное заведение, к которому вы не будете относиться как к своей альма-матер. Не в этом, однако, дело. Говорят, студенты рано или поздно как-нибудь к этому приспособятся, как-нибудь это переживут. Гораздо хуже отнесутся к этому изменению сами преподаватели. Дело в том, что совершенно забывают о другой функции высшего учебного заведения – учить не только студентов, но учить и самих профессоров и преподавателей.
Хороший ученый, когда преподает, всегда учится сам. Во-первых, он проверяет свои знания, потому что, только ясно объяснив другому человеку, можешь быть уверен, что сам понимаешь вопрос. Во-вторых, когда ищешь форму ясного описания того или иного вопроса, часто приходят новые идеи. В-третьих, те, часто нелепые вопросы, которые задают студенты после лекции, исключительно стимулируют мысль и заставляют с совершенно новой точки зрения взглянуть на то явление, к которому подходим всегда стандартно, и это тоже помогает творчески мыслить.
И, наконец, студенты лучше знают, шире знают вопросы физики, чем преподаватель. Преподаватель, как специалист, подходит узко, у него нет широкого подхода. У студентов гораздо шире подход. И когда студент беседует с преподавателем, преподаватель очень много узнает от студента.
Вот почему молодым ученым необходимо заниматься преподавательской деятельностью. Хороший вуз – это тот вуз, который дает возможность развиваться талантам преподавателей так же широко, как и талантам их учеников.
(Выступление на вечере выпускников Московского физико-технического института в 1964 году)
Задание 2
Исправьте высказывания, в которых нарушена логика изложения или логика рассуждения. Определите тип ошибки.
1. Детство Леонида Леонтьевича было полуголодным, наполненным тяготами войны, к счастью, в детстве он много и жадно читал. 2. По мнению И.О.Валентиновой, обязательными конструктами текста является высказывание, субъект высказывания, значение высказывания. Если текст организуется таким образом, чтобы обеспечить одновременную актуализацию большого количества значений, которые стоят за каждым концептуально значимым высказыванием, то происходит разрушение связей между конструктами. Такой текст является полифоническим и связан с таким аспектом, как полиинтерпретируемость. Итак, выделим следующие основные текстовые категории при традиционном подходе к определению текста: целостность, связность, информативность, модальность, темпоральность, локативность. 3. Всегда хотелось есть, но учился Леонид Ермолинский с огромным желанием.
Задание 3
Найдите изобразительно-выразительные средства, используемые прокурором Н.В. Муравьевым.
«Как постепенно подготовлялось и совершалось их личное нравственное падение. В разных местах: и в самой Москве, и вне ее, и в Петербурге, и в провинции, и в глуши, и в деревне затаились будущие друзья и соучастники; еще далеко не все между собою знакомые, еще не спевшиеся, они уже были невидимо друг с другом связаны одним общим своим положением, безденежьем, с одной стороны, разгульными эпикурейскими вкусами, с другой. Люди, такого сомнительного достоинства, как Андреев, люди, разорившиеся, почерпнувшие все свойства старой помещичьей среды, как Давидовский, Массари, люди, давно уже удивлявшие порядочных людей своею наглостью и скандальным образом жизни, как Шпейер и Топорков, - все, каждый на своей дорожке, когда не доставало денег, смело обратились к преступлениям. <…>
Впечатление, которое произвела эта старуха, врезалось в нашей памяти: то была мать, опечаленная положением сына, но мать, этим сыном обобранная, дошедшая до нищеты; то была мать, не сказавшая слова в укор сыну»;
«Перед судом нет ни богатых, ни бедных, ни сильных, ни слабых людей».
Задание 4
Из слов, заключённых в скобках, выберите нужное.
1. Никогда не забудет наш народ (геройские - героические) дни Ленинградской блокады. 2. Сюжетом повести стала (драматичная -драматическая) ситуация, сложившаяся в семье писателя. 3. Регистрация (командированных - командировочных) состоится в вестибюле. 4. В кузове грузовика могут (поместиться - разместиться) четыре «Москвича». 5. Чтобы добиться успеха, надо (принять - предпринять) (эффективные -эффектные) меры.
Задание 5
Найдите и исправьте ошибки в употреблении слов.
1. Десять лет назад постановка такой проблемы была совершенной
новизной. 2. За бесплатный проезд штраф 8 рублей. 3. Он долго не навещал свою мать. 4. Не будем уточнять возраст актрисы: время ей неподвластно. 5. Страна должна знать по именам своих лучших профессионалов. 6. Миклухо-Маклай заслужил широкую известность как замечательный путешественник и как ученый-гуманист. 7. Нельзя предаваться беспечности в этой ситуации. 8. Данный вопрос не входит в нашу миссию. 9. Скрутившись клубком, в своем гнезде спит белка. 10. После катка я иду домой радостная с веселыми впечатлениями. 11. Роль книги в жизни человека велика: ведь он должен пополнять свой кругозор. 12.Задача, поставленная нами, достигнута. 13.Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом на балюстраде. 14. Древние наши города являлись цитаделью русского национального искусства. 15. Этот портрет стоит рядом с великолепными образцами в пантеоне мировых достижений портретной живописи. 16. Здесь заслуженные ветераны и молодые корифеи МХАТа. 17. В эти дни в гостинице Анны Павловны Шерер чувствовалось волнение. 18. При патриархате женщина играла главную роль в семейной, хозяйственной и общественной жизни. 19. Мой брат, меломан, не переносит ни музыку, ни пение. 20. Учиться он никак не хотел, вот и вырос невежей.
Вариант 7
Задание 1
Охарактеризуйте данные высказывания с точки зрения соблюдения / нарушения богатства речи. Там, где это необходимо, предложите свой вариант правки.
1. По лугу галопом неслись всадники: впереди, на мощном вороном жеребце, по-жокейски оттопырив локти, скакал, а точнее, летел по воздуху некто в широкополой американской шляпе; следом догонял иноходью белый мундир с золотыми плечами; потом дружной стаей поспешал на рысях десяток казаков, а позади всех, порядочно отстав, подпрыгивал в седле какой-то несусветный господин в котелке и длинном рединготе (Б.Акунин). 2. За прошедшие сутки в городе, особенно в городских садоводствах, на удивление горожанам произошло много пожаров. 3. Об этом (о заимствовании новых слов) писал Владимир Даль, сокрушаясь о том, что за французским словом «серьезный» исчезают оттенки русского восприятия серьезности: чинный, степенный, дельный, внимательный, озабоченный, вдумчивый, нешуточный и еще десятки других. 4. От людей, которых я считаю выдающимися аналитиками, я получил едва ли не упрек в том, что, предлагая такую версию развития событий, этим могу надоумить неких недоумков из числа наших врагов… 5. Мы взяли на себя эту ответственность и за эту ответственность мы будем отвечать. 6. 3 этаж! Вымойте свой этаж! Как не стыдно???!!! (объявление в подъезде). 7. Не держи камень за пазухой, лучше сделай из него картину (о картинах из камня). 8. Он сотворил эту тварь, чтобы претворить в жизнь свои идеи. 9. На смене веков сменилось государственное устройство, радикально пересмотрены и приняты новые экономические и социальные отношения, нам пришлось учиться тому, что многие годы попросту отрицалось как неприемлемое. 10. А ведь человечность, высокий дух, говорят нам письма, одно и, быть может, главное составляющее Победы. Победы, в которой мы, часто зараженные пораженческим настроением, и сегодня нуждаемся.
Задание 2
Найдите изобразительно-выразительные средства, используемые прокурором Н.В. Муравьевым.
«Он едет в Питер. Она – туда. Здесь роман пошел к развязке. Юноша приласкал девушку, может быть, сам увлекаясь, сам себе веря, что она ему по душе пришлась. Началось счастье. Но оно было кратковременно. Легко загоревшаяся страсть легко и потухла у Байрашевского. Другая женщина приглянулась, другую стало жаль, другое состояние он смешал с любовью, и легко и без борьбы он пошел на новое наслаждение.
Она почувствовала горе. Она узнала его»;
«Пусть воскреснет она, пусть зло, навеянное на нее извне. как пелена гробовая впадает с нее, пусть правда и ныне, как и прежде, живет и чудодействует! И она оживет».
Задание 3
Заполните таблицу, разделив следующие виды аргументов на сильные, слабые и несостоятельные.
d) Суждения на основе подтасованных фактов;
e) точно установленные и взаимосвязанные факты и суждения, вытекающие из них;
f) умозаключения, основанные на двух или более отдельных фактах, связь между которыми неясна без третьего; доводы личного характера.
d) Ссылки на законы, уставы, руководящие документы, если они исполняются и соответствуют реальной жизни;
e) cсылки на потерявшие силу решения;
f) cсылки на сомнительные, непроверенные источники.
d) Аналоги и непоказательные примеры; доводы, версии или обобщения, сделанные на основе догадок, предположений, ощущений;
e) экспериментально проверенные выводы; заключения экспертов;
f) доводы, рассчитанные на предрассудки, невежество; выдаваемые авансом посулы и обещания.
d) Тенденциозно подобранные отступления, афоризмы;
e) цитаты из публичных заявлений, книг, признанных в той или иной сфере авторитетов;
f) уловки и суждения, построенные на алогизмах, ссылках на малоизвестные или неизвестные слушателям авторитеты.
d) Показания свидетелей и очевидцев событий;
e) подлог и фальсификация того, о чем говорится;
f) ложные заявления и показания.
d) Выводы, сделанные на основании фиктивных документов;
e) выводы из неполных статистических данных;
f) статистическая информация, собранная и обработанная профессионалами-статистами.
Сильные аргументы | Слабые аргументы | Несостоятельные аргументы |
Задание 4
Справедлив ли, на ваш взгляд, афоризм «Доказать — не значит убедить»? Подкрепите свою точку зрения примерами.
Задание 5
Назовите средства, использованные в данных примерах для создания выразительности. Можно ли назвать данные высказывания примерами хорошей, выразительной речи?
1. И жители селения пошли за этим человеком, которого все в Макондо считали сумасшедшим, как шли воины за полководцем. 2. И начался новый творческий штурм, прорыв «Золотого Витязя», стройные ряды которого вторглись на театральную сцену. 3. И пусть та театральная лепта, которую вы собираетесь возложить на алтарь спасения Отчества, будет очищена от всякого честолюбия и корысти. 4. И будет год, и день будет, когда «Золотой Витязь» в полном своем рыцарском облачении и при всех своих сверкающих доспехах придет на берега Байкала. 5. Кто не поражался какой-то сверхъестественной его способности в самую гадкую эпоху буйнопомешанных, соорудивших из кино инструмент бесстыдства и пошлости, собрать воедино все самое чистое и здоровое, что тогда не сметено и не втоптано было в грязь окончательно, и вдруг солнышком, вырвавшимся из-за туч, показать зрителю и обогреть его, дать надежду? 6. Олигарх может потратить 2 млн. долларов на свой день рождения, но свыкнуться с мыслью о благотворительности ему сложно. Поскольку в этом процессе сакральная субстанция, жрецом которой он является, переходит в руки непосвященных профанов. 7. Здесь кроется то зерно, которое может привлечь на Московский кинофестиваль мировой кинематограф. 8. И наконец это просто глупости, обыкновенные пещерные глупости… 9. Всю жизнь ходить по сцене красивым сталактитом никому не хочется.10. Закрою глаза я и вижу цветы, и не фиалки, и не васильки, ромашки простые с большими глазами, их создал Господь для тебя и меня с ресницами белыми под небесами.
Задание 6.
Составьте фрагменты речи, которые могли бы вызвать возбуждение страстей.
1) О криминальной обстановке где-либо. 2) О тяжелой жизни бомжей. 3) О коррупции в каких-либо учреждениях.